Человек — дитя природы, он часть природного мира. Образно говоря, всё, что человек создаёт, — это продолжение мира природы или его разрушение. Птица вьёт гнездо, бобёр на реке сооружает плотины, лиса устраивается в норе, а медведь — в берлоге. Их сооружения не вредят ничьей жизни, не противоречат естественному строению мира.
В то же время рукотворная среда, создаваемая человеком, казалось бы, для его пользы и блага, часто вступает в противоречие с природой. Город стал не только гордостью людей, но и истоком многих их бед. Поэтому проблема единства с природой, создания естественных и здоровых условий жизни человека стала важнейшей для современной архитектуры.
Градостроительные проекты, воплощающие идею «природа — в город», объединяет стремление к различным видам озеленения города. Создание садов, парков, бульваров привело к рождению традиций садово-паркового искусства, появлению специальной отрасли архитектуры — ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ.Этот вид архитектурно-природного творчества уходит своими корнями в глубокую древность. От легендарных висячих садов Семирамиды, садов Древнего Рима с водоёмами и фонтанами среди зелени внутренних двориков, садов Древнего Китая и Японии с их обожествлением природы тянется связующая нить традиций из прошлого к настоящему.
Английская школа ландшафтной архитектуры
Камни, скалы, растительность, водоёмы, находящиеся в городе или прилегающие к нему, — вот материалы, с которыми работает ландшафтный архитектор. А парки, сады и скверы, прогулочные зоны, набережные, бульвары, аллеи, фонтаны и даже зимние сады внутри зданий — композиционные пространственные творения из этого материала.
Французская школа ландшафтной архитектуры
В Европе существуют два направления, две традиции ландшафтной архитектуры. Английский парк свободно вписывается в уже существующую природную среду или реконструирует, воспроизводит её. Французский парк организован не по воле своенравной и неуправляемой природы, а по геометрически выверенному плану архитектора.
Парк в Петергофе. Санкт-Петербург. XVIII в.
Английской школе присуще художественное и функциональное единство природной среды и архитектурных сооружений. Французская школа основывается на рациональном, математически выверенном подходе, когда композиция парков имеет жёсткий каркас и выглядит как огромный сочинённый орнамент зелёного ковра. Типичный пример французской школы, которая получила развитие во многих европейских дворцово-парковых ансамблях, — Версаль. Если посмотреть на парк в Версале сверху, он будет как чёткая прямо расчерченная карта, построенная на симметричном сочетании трёх лучей аллей и водной глади огромного крестообразного канала.Естественность природной среды в английской свободной планировке парка.
Отечественная ландшафтная архитектура создала прекрасные образцы садово-паркового искусства не только в императорских Петергофе или Павловске под Санкт-Петербургом, но и в скромных дворянских усадьбах, полных своеобразной поэзии и красоты. Вообще русская усадьба — это целый пласт нашей национальной культуры, символ целой эпохи, ушедшей в невозвратное прошлое. Конечно, разрушенный особняк или фонтан можно восстановить по старым чертежам, но это будет «новодел», не имеющий исторической достоверности. Мы должны беречь архитектурное наследие, сохранившееся до наших дней. Сейчас возрождается культура ландшафтной архитектуры, в значительной степени утерянная в недавнем прошлом.
Школа ландшафтной архитектуры стран Востока совсем другая. Главное в ней — философско-поэтическое осознание роли природы в жизни человека.Посреди маленького озера стоит грациозный павильониз зелёного и белого фарфора.Виден красивый мост из нефрита, похожий на изогнутую спину тигра,устремлённый к павильону.На спокойной воде озера всё кажется странным и отражается,словно мираж.Всё видится, как опрокинутое:павильон из зелёного и белого фарфора,мост, словно половина луны, — арки опрокинуты...
В странах Востока архитекторы, создавая парк, старались подчеркнуть его естественность, ибо в ней они видели особую выразительность. Эту естественность как бы оттеняли беседки, домики для чайных церемоний, мостики и арки, скамьи. Их архитектура сливается воедино с замшелыми камнями, извилистыми дорожками, древними скульптурами и специально выращенными миниатюрными деревьями. В японских садах существуют особые места для самоуглублённых раздумий и молитв — Сады камней.Традиции садово-паркового искусства стран Европы и Азии питают творчество современных архитекторов.
Уже в проекте любое архитектурное сооружение должно быть «привязано» к реальной местности с учётом условий природного рельефа или городского пространства.
Ландшафтно-природная среда передаётся в макете с помощью различных фактур и природных материалов, которые имитируют, например, траву газона или гравий дорожки. Это помогает восприятию макета как реального природного ландшафта. В таких макетах мы лучше ощущаем, что сад — оазис, живой глоток воздуха в городском каменном пространстве, источник радости и энергии.
Задания
Композиция архитектурно-ландшафтного макета
Выполните аналитическое упражнение «Характеристика взаимоотношений архитектуры и природы». На конкретном примере определите особенности какого-либо архитектурно-ландшафтного стиля. Упражнение можно выполнить в виде реферата или в форме устного сообщения.
Сделайте фотоизобразительный монтаж «Русская усадьба». Возможны два варианта:
а) в нарисованный вами пейзаж (парк, берег реки, лесные дали) вклейте фотографию архитектурного объекта (флигеля, беседки и др.) так, чтобы достичь композиционного, цветового и масштабного единства изображения;
б) в фотографию пейзажа, которая будет фоном всей композиции, вклейте нарисованный вами архитектурный объект или фрагмент традиционной русской усадьбы.
Сделайте макет ландшафта с простейшим архитектурным объектом (беседка, мостик, декоративная скамейка и т. д.) в стиле того или иного паркового дизайна. Используйте в работе природные материалы разной фактуры. Макет может выполняться двумя-тремя учащимися.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.