ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ ТАТАРСКОГО НАРОДА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» группа общеразвивающей направленности детей 6 – 7 лет

  • doc
  • 08.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Название проекта: «Знакомство с культурой и традициями татарского народа» Тема проекта: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Оренбургского края» Проблемное поле проекта: Воспитание в детях толерантного отношения к другим народностям. Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта (игровые технологии, рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, исследование) Цель: Приобщать детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям татарского народа.
Иконка файла материала Проект Знакомство с культурой и традициями татарского народа.doc

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 122»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ

ТАТАРСКОГО НАРОДА»

образовательная область  «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

группа общеразвивающей направленности детей 6 – 7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Кельзина С.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Коммуникативная деятельность:

Беседа: «Знакомство с татарской культурой»

 

Беседа: «Оренбургский пуховый платок»

Беседа: «Муса Джалиль. Поэт и герой»

Беседа: «Праздники, которые отмечают татары»

2

Художественно-творческая деятельность:

 

Рисование татарского костюма «Знакомство с татарским национальным костюмом»

Рисование «Узоры на пуховом платке»

 

 

Рисование

Лепка

 

 

 

 

Лепка «Татарская выпечка»

3

Чтение художественной литературы:

Чтение татарской сказки «Медведь и находчивый мальчик»

Чтение татарской сказки «Бедняк и два бая»

 

Чтение поэзии Муса Джалиля

 

4

Игровая деятельность:

Татарская народная игра «Кто дальше бросит?» (Ыргыту уены)

Татарская народная игра «Тюбетейка»

 

Татарская народная игра «Спутанные кони»

Развлечение «Наш веселый Сабантуй»

5

Музыкальная деятельность:

Слушание народной татарской музыки

 

Слушание песни «Оренбургский пуховый платок»

Татарская народная песня «Сабантуй»

 

6

 Познавательно-исследовательская деятельность:

 

 

Исследование козьего пуха

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

         На современном этапе развития общества проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной. Первые шаги в социум связаны с приобщением ребенка к народной культуре. Чтобы понять и принять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и социальную ценность.

Традиции каждого народа неповторимо своеобразны. По своей социальной сущности, они были специфической формой передачи знаний и опыта предшествующих поколений, т.е. особым педагогическим процессом, охватывающий в первую очередь, нравственные нормы, наколенную веками мудрость, жизненный уклад окружающей микросреды.

         Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрица проекта

 

 

Название проекта: «Знакомство с культурой и традициями татарского народа»

Тема проекта: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Оренбургского края»

 

Проблемное поле проекта: Воспитание в детях толерантного отношения к другим народностям.

 

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

(игровые технологии, рассказ педагога,  беседа, чтение художественной литературы, исследование)

 

Цель:

Приобщать детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям татарского народа.

 

Задачи:

Формировать представления детей о культуре и традициях татарского народа.

Реализовать потребность детей старшего дошкольного возраста в знаниях о культуре и традициях народов нашей Родины.

Развивать у детей чувство причастности к традициям и бытовой культуре татарского народа.

 

Ожидаемые результаты:

-способен самостоятельно играть в народные татарские игры;

-проявляет устойчивый интерес к истории и традициям татарской культуры;

-способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения -информации о татарской культуре;

-способен привлечь родных к созданию татарской куклы;

-способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение);

-способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания -образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;

-способен довести работу до конца.

 

 

 

Описание продукта, полученного в результате проекта

Кукла (изготовление куклы татарки);

Рисование татарского костюма;

Рисование узора на пуховом платке;

Лепка  татарской выпечки.

 

Итоговое мероприятие

Развлечение «Наш веселый Сабантуй»

 

Вид проекта творческий (оформление результата в виде детского развлечения)

 

Состав участников: дети группы общеразвивающей направленности  6-7 лет, воспитатели, родители.

 

Планируемое время на реализацию проекта

Краткосрочный проект (одна неделя)

 

Этапы реализации проекта

 

1этап: Организационный

1. Определение темы, цели и задачи по выбранной теме.

2. Подобрать методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

3. Подобрать, подвижные и хороводные игры.

4. Отбор художественной литературы: стихи, поговорки, рассказы, сказки.

5.Составить проектную карту по реализации проекта.

7.Разработать приложение.

2 этап: Основной

1. Реализация проектной карты с детьми и их родителями.

2. Беседы «Знакомство с татарской культурой» «Оренбургский пуховый платок», «Муса Джалиль. Поэт и герой», «Праздники, которые отмечают татары».

3. Чтение татарской сказки «Медведь и находчивый мальчик», «Бедняк и два бая», чтение поэзии Муса Джалиля.

4. Слушание народной татарской музыки, слушание песни «Оренбургский пуховый платок», татарская народная песня «Сабантуй».

5. Художественное творчество (рисование, лепка).

6. Работа с родителями беседы с родителями по изготовлению русского национального костюма для куклы, консультация «Культура, обычаи и традиции татарского народа».

 7. Подвижные татарские народные игры: «Кто дальше бросит?» (Ыргыту уены), «Тюбетейка», «Спутанные кони».

3 этап - заключительный: пополнение патриотического уголка материалом о татарском народном костюме. Изготовление традиционной народной куклы. Организация в группе выставки по итогам детских работ. Развлечение «Наш веселый Сабантуй».

Интеграция образовательных областей

 

пп

Название образовательной области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

Познавательное развитие

 

Исследование козьего пуха

Познакомить детей со способами получения козьего пуха; обработки пуха.

 

2

Речевое развитие

 

Чтение татарской сказки «Медведь и находчивый мальчик»

Чтение татарской сказки «Бедняк и два бая»

Чтение поэзии Муса Джалиля

Учить детей внимательно слушать и слышать воспитателя; принимать участие в групповой беседе; отвечать на вопросы более развёрнуто, а не односложно.

3

Социально-коммуникативное развитие

 

Беседа: «Знакомство с татарской культурой»

 Беседа: «Оренбургский пуховый платок»

Беседа: «Муса Джалиль. Поэт и герой»

Беседа: «Праздники, которые отмечают татары»

Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры;

Познакомить детей с татарским поэтом Муса Джилилем.

4

Художественно-эстетическое развитие

 

Рисование татарского костюма Рисование «Узоры на пуховом платке»

Лепка «Татарская выпечка»

Слушание народной татарской музыки

Слушание песни «Оренбургский пуховый платок»

Татарская народная песня «Сабантуй»

Обогащать представление детей о народностях, населяющих Оренбургскую область;

Познакомить детей с кухней и бытом татар;

Познакомить детей с татарским национальным костюмом;

Знакомство с музыкой   Татарстана

5

Физическое развитие

 

Игра «Кто дальше бросит?» (Ыргыту уены)

Татарская народная игра «Тюбетейка»

Игра «Спутанные кони»

Развлечение «Наш веселый Сабантуй»

Познакомить детей с традициями и обычаями татарского народа: дать представления о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в играх.

Литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2004 г.
  2. Зиганшина Р.Г. «Чишмэ» (Родник) методическое пособие по ознакомлению дошкольников с языком и культурой татарского народа. Ульяновск, 2010.
  3.  «Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста». УИПК ПРО г. Ульяновск. 2004 г.
  4. Интернет ресурсы

Беседа: «Знакомство с татарской культурой»

 

Цель: Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры.

 

Ход беседы:

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод.

Один кумыс готовит, другой - готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех одна.

 

-Ребята, о чем это стихотворение?

(Ответы и рассуждения детей.)

-Много народов проживают в России, всем в нашей стране хватит места. Каждый народ уникален и имеет богатую историю. Ребята, а какие национальности проживают в Оренбургской области?

Дети:

-Русские, мордва, татары, украинцы.

Воспитатель:

-Ребята сегодня мы с вами познакомимся с культурой татарского народа. У нас в группе тоже есть представители этой национальности. Вы все вместе живете дружно: играете, гуляете, ходите в детский сад. Татарский народ тоже имеет свою культуру, праздники, обычаи и традиции, которые помнит и чтит.

Воспитатель:

-Ребята у татарского народа как и у других национальностей есть любимые праздники. Самым любимым праздником татар, является Сабантуй. Этот праздник отмечают когда закончены полевые работы, в конце мая - начале июня. Празднуют его под открытым небом, место где проводят праздник называют "майдан", его украшают шарами, лентами. На Сабантуй собирается много народа. Во время праздника проводятся игры: борьба ", "скачки на лошадях", победитель получает живого барана.

Воспитатель:

-Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть как выглядит татарский национальный костюм? (Демонстрация иллюстрации.)

-Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в татарском национальном костюме.

-Ребята, а вы любите чак-чак? Это татарское национальное блюдо. Татарский народ славится своим гостеприимством, и если вы придете в гости к татарам, то они обязательно угостят  вас татарской народной сладостью – чак – чаком.

-О чем мы с вами сегодня говорили?

-С культурой какого народа мы с вами познакомились?

-Какой самый любимый праздник татар?

 

 

Рисование татарского костюма

«Знакомство с татарским национальным костюмом»

 

Задачи:

1. Обогащать представление детей о народностях, населяющих Оренбургскую область.

2. Познакомить детей с татарским национальным костюмом.

3. Расширить словарный запас детей путем знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду.

4. Дать представление о татарском орнаменте.

5. Развивать творческие способности, художественный вкус, аккуратность и самостоятельную работу.

Ход:

Воспитатель показывает мужской и женский татарский костюм.

- Вам нравятся эти костюмы? (Нравятся)

- Как вы думаете, в таких костюмах можно сейчас встретить людей на улицах нашего города?

-Попробуем представить себя в этих костюмах. Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них? (Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде)

- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают? (В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных танцев и песен, на картинках художников).

- Давайте по подробнее рассмотрим татарский национальный костюм. Поговорим о его деталях, цвете и орнаменте. (Дети садятся на стульчики)

Слайд № 2. Сейчас перед вами женский  татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по – татарски называется камзол. Камзол расшит разноцветными или золотыми нитками, бисером. Вся одежда из ярких тканей, расшитых орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (листья, веточки, цветы).

Слайд № 3. Мужской татарский костюм не менее ярок. Он тоже украшен вышивкой. Основой мужского татарского костюма является рубаха и штаны. В татарском костюме рубаха была намного длиннее и шире. Ее шили очень свободной, с длиной до колен. Рукава были широкие и длинные. Рубаха никогда не имела пояса. В татарских костюмах разрез делали на правой стороне груди. Этим и отличается их крой от русских рубах

Слайд № 4-5. Так же татарские женщины и девушки носили очень интересный и необычный головной убор – калфак.

 

Он  шился из дорогой ткани – бархата и украшался особым орнаментом (цветочно – растительным, бисером и пайетками)

Слайд № 6-7. Тюбетейки шились из бархата, украшались вышивкой из бисера или золотых, серебряных нитей.

Слайд 8-9. На ногах и женщины и мужчины носили ичиги – сапоги, сшитые из мягкой кожи. Украшались кожаной мазайкой.

- Ребята, теперь вы знаете, как выглядит татарский национальный костюм женщин и мужчин.

- Какие цвета использовались в татарском орнаменте (Зеленый, красный, синий, желтый, коричневый).

- Верно. Благодаря такому яркому орнаменту одежда выглядит красиво.

- А сейчас мы с вами немного отдохнем. Я предлагаю поиграть в татарскую народную игру «Тюбетейка». (Дети проходят на ковер, у ребенка в руках тюбетейка. Он ходит по кругу и выбирает, кому ее отдать. Кому досталась тюбетейка, танцует под татарскую плясовую музыку).

 

По дороге (Имя ребенка) шел, шел                                                                                    Тюбетейку нашел.

Стал (Имя ребенка) выбирать,                                                                                                 Кому тюбетейку отдать.                                                                                                              Вы все хороши                                                                                                                       На, надень и попляши.

(Включается музыка, остальные дети хлопают в ладоши)

- Отдохнули? (Да)

- Славно с вами поиграли.

Пройдите, пожалуйста, за столы.

Теперь вы много знаете о татарском народном костюме. Обратите, пожалуйста, внимание на столы, на которых ждут вас куклы в татарской одежде. Выберете себе, понравившуюся куклу.

- Нравятся они вам? (Нравятся)

- А что бы вы добавили в них наряд? (Украсили орнаментом камзол кукол)

- Да, ребята, верно. Ведь ярким одежду татарского народа делает именно орнамент.

(На столах у детей имеется по выбору: карандаши)

Дети украшают костюм. Во время работы детей фоном включается спокойная татарская национальная музыка)

Итог работы

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые и яркие получились костюмы (рассматриваются работы ребят).

-Из чего состоит  женский костюм? Из платья (кульмэк), жилетка (камзол), штаны – шаровары. На голову повязывали платок нарядный, тюбетейку или шапочку-калфак.

Из чего состоит мужской костюм? Из рубахи (кульмэк), штанов (ыштан) и жилетки (камзол).

На ноги обували туфли или сапожки (ичиги).

 

Муса Джалиль. Поэт и герой.

 

С давних времен у каждого народа были свои герои, которые защищали родную землю от врагов, множили ее богатство. О них народ сочинял сказки, былины, песни, легенды. Так у русского народа это были былинные добры молодцы, а у татарского – смелые джигиты. Вот сегодня я вам расскажу о герое татарского народа. Про этого человека пишут книги, ему воздвигают памятники, его имя – Муса Джалиль. Сейчас я расскажу о нем подробнее.

Муса Джалиль родился в большой бедной татарской семье. Мальчик рано научился читать. Рассказывают, что ему еще не было и 6 лет, когда он стал проситься в школу. Старший брат Ибрагим примется укладывать в холщевую сумку книжки и Муса тут как тут«И я хочу учиться, и я пойду в школу». Вот и пришлось отцу отвести мальчика в школу. Рассказывают и другое, что в 6-7 лет Муса не только научился читать, но и знал множество стихов. Свое первое стихотворение Муса написал в 9 лет. А в 13 лет его стихотворение было опубликовано в газете. Под стихами поставили подпись (кечкен Джалиль) маленький Джалиль. Много нужды перетерпела семья Джалиля. Умер отец, семья бедствовала, не хватало денег не только на хлеб, но и на тетради, учебники. Уже тогда мальчик понимал и ненавидел существующую жизнь, в которой жили богато одни, а другие бедствовали.

«Стояли зимние, лютые морозы», - вспоминает сестра поэта Зэйнэп. Мы с Мусой ходили на базар и наблюдали такое зрелище: на площади по одному канату, краснея от мороза, в одних трусах ходил молодой узбек. Народ аплодировал ему и кое-кто бросал монеты. Так он зарабатывал себе на хлеб. Муса удивленно спрашивал«Как же его босые ноги не прилипают к канату? Такой мороз, он же умрет». И действительно через 2 недели он умер от воспаления легких. Муса написал стихотворение «Против злодеев», в котором выразил ненависть к бессердечным людям, погубившим молодого, талантливого узбека.

Сбылась мечта Джалиля – он стал поэтом. Он писал стихи о том, как прекрасно жить вокруг, но особенно в своих стихах он славил Родину. (Читаем стихотворения «Большие ветры»«Мой пес»).

Все бы было хорошо, но 22 июня 1941 напали на нашу страну фашисты и разве мог Муса не встать на защиту своей любимой Родины. Как герой сражался он на фронте с врагами, но в неравном бою был ранен и попал в плен.

Фашисты узнали знаменитого татарского писателя и хотели хитростью, обманом заставить его служить им. Но не такой был М. Джалиль, он был настоящим сыном своего Отечества. Там, в плену у врага, далеко от Родины он собрал надежных людей и хотел в лагере, в который был заключен, поднять восстание. Но нашелся предатель, который выдал Джалиля. Фашисты схватили Мусу. Долго мучили и пытали. Потом приговорили к смертной казни. До самой своей последней минуты Муса писал стихи. Много он написал в тюрьме. (Стихотворение «Красная ромашка»). Погиб поэт как герой, не склоняя головы перед врагом, не предал своей Родины, своего народа. И поставили ему памятник, чтобы люди всего мира знали, что есть у татарского народа верный сын и герой М. Джалиль.

 

 

Исследование козьего пуха

 

Изделия из козьего пуха популярны во всём мире. Секрет успеха кроется в самом сырье, из которого делают пряжу. Как заготавливают козий пух? В чём уникальность пуха оренбургской козы?

Немного истории

Коза известна как домашнее животное с глубокой древности. Человек вывел десятки пород: молочных, мясных, шерстяных. Оренбургская коза — представитель пуховой породы.

Ещё в середине XVIII века исследователь Южного Урала, П.И. Рычков обратил внимание на домашних и диких коз этого региона. В докладе Академии наук учёный предложил «извлекать выгоду из коз» — использовать пух для изготовления одежды. Рычков, после ряда исследований, высказался даже об организации пуховязального промысла, но не был услышан.

Климат — главное условие

Изделия из пуха оренбургской козы издавна обладали отменным качеством. Французы и англичане стали закупать сырьё большими партиями и вязать шали на своих фирмах. Дело процветало. Задумав сэкономить на закупке и доставке сырья, европейцы решили завести оренбургскую породу у себя на родине. Но как они ни старались, пух потерял свои качества. Через несколько лет вывезенные оренбургские козы стали обычными, местными.

Вывод очевиден: для созревания уникального пуха подходит климат только Оренбургских степей.

Уникальность пуха

Пух оренбургской козы самый тонкий из всех известных в мире. Он составляет всего 16—18 микрон, что тоньше человеческого волоса в пять раз. Нежные лёгкие волоски придают пряже особую эластичность.

Как заготавливают пух?

Пух — это подшёрсток, тончайшие волнистые волоски, которые вырастают между грубых остевых волос животного. Шерсть состригают, а пух вычёсывают.

Вычёсывание

Пух вырастает осенью, с августа по ноябрь. Линька начинается в конце февраля. В это время и приступают к чёске. Животное кладут на бок, на деревянный помост. Вычёсывают пух плавными движениями, стараясь не повредить кожу.

Для вычёсывания используется деревянная гребёнка. Это специальная лопатка с длинными зубьями в виде полуколец. Первый раз проходят редкой гребёнкой, с расстоянием между зубьями 1—1,5 см. На втором этапе используют густую гребёнку, с шагом зубьев 0,5 см. Такой инструмент исключает попадание в пух остевых волос.

Через две-три недели процедуру повторяют.

Очистка

Полученное сырьё очищают и сортируют. Остевые волоски, попавшие в пух, отделяют вручную. Это трудоёмкий процесс, но другого способа качественной сортировки не существует.

Полученный материал промывают два раза и обезжиривают уксусом.

Сушка

На последнем этапе сырьё высушивают и вновь тщательно прочёсывают.

В результате всех этих процедур получается блестящий, нежный, шелковистый пух, готовый для производства пряжи. Мягкое золото, как говорят в народе.

Татарские народные сказки

 

«МЕДВЕДЬ И НАХОДЧИВЫЙ МАЛЬЧИК»

Давным – давно у подножия горы жил злой, жадный медведь. Он никому покоя не давал: ни зверям, ни людям в деревне. Воровал кур, коров, овец душил. Что делать? Люди не знали. Чем только его не пугали: и вилами, и ружьем, и топором. Ничего не помогало. Все бесполезно. Вот в этой деревне появился один маленький мальчик. Каждое лето он ходил из деревни в деревню и пас скотину. Так он зарабатывал себе на вкусную еду и на красивую одежду. Мальчик: «Здравствуйте, дяденьки и тетеньки! Как живете? А почему вы все такие напуганные? Что случилось?». Рассказали люди ему о вредном медведе. «Из – за этого вы так напуганы? Я его поймаю», - успокоил он их. «Где уж такому маленькому мальчику победить такого большого злого медведя. В деревне даже крепкие, сильные мужики оказались бессильными перед медведем», _ усмехнулись они. Медведь жил со своим маленьким сыном на окраине деревни. Пастух стал наблюдать за домом медведя. Через два дня, когда медведь ушел на охоту, он постучался. Дверь открыл медвежонок: «А что ты ищешь? Тебе не страшно что ли? Ты не боишься мою маму?» «Конечно, мне страшно, но что мне делать? У меня нет родителей. Я должен сам себя прокормит и одеть. В деревне мне сказали, что боятся одного страшного медведя и , поэтому не выпускают скотину пасти Сейчас я без работы. А я хочу есть. Дай, пожалуйста, что – нибудь поесть, а я тебе сказку расскажу», - сказал мальчик. Медвежонок был добрым. Он пожалел его и накормил. А пастух рассказывал ему сказки. Последнюю сказку он рассказал не до конца, а остановился на самом интересном месте. Мальчик: «Мне надо уходить, скоро придет твоя мама и съест меня». Медвежонку нравились сказки, он не хотел отпускать пастуха. Мальчик: «Хорошо. Я спрячусь. Но, когда придет твоя мама, попроси ее не есть меня. И, если она согласится, то я вам обоим буду рассказывать сказки». Мальчик спрятался. Вернулась медведица, и медвежонок ей все рассказал. «Ты уж, пожалуйста, не ешь его. Пусть он живет у нас. Я ведь целыми днями сижу дома один. А с ним я играл бы и слушал сказки», _ попросил он. Медведица согласилась. Пастух вышел из укрытия и стал рассказывать медведям интересные сказки. А сам думает: «Как же сделать так, чтобы медведица попала в капкан?» Один день жил, два дня жил, три дня жил мальчик у медведей. На четвертый день придумал. Когда медведица ушла на охоту, продырявил крышу их дома. Вечером начался дождь, и дом заполнило водой. Мальчик: «Не бойтесь. Я вам построю новый дом». Он и, вправду построил им новый дом на колесах. Начался дождь. «Дом ваш готов. Идите домой», _ пригласил пастух. Только медведи зашли в дом, мальчик захлопнул дверь. Медведи понял, что попали в капкан. Стали просить выпустить их, обещали никого не обижать. Мальчик не послушался, покатил дом в сторону деревни. Все жители вышли на улицу с вилами, топорами, ружьями. Им хотелось наказать медведя. «Нет, нет. Я дал вам слово привести медведя. А медведь дал слово никогда вас не обижать, поэтому отпустите их», - сказал мальчик. Жители посоветовались и решили отпустить их. Но медведи не побежали в лес, а пошли за мальчиком, так как хотели слушать его сказки.

 

«Бедняк и два бая»

Хитрый бедняк и два бая (татарская сказка)

Давным-давно один бедняк выехал в дальнюю дорогу в город вместе с двумя жадными баями (с татарского - богач, феодал). Ехали они целый день и под вечер увидели постоялый двор. Дорога дальняя, байские мулы устали тащить повозки, а бедняк все ноги стоптал - заночевали на постоялом дворе. На ужин сварили казан каши и купили у хозяина двора немного масла. В центре казана сделали ямочку и залили туда масло. Сели ужинать, каждый взял по ложке и задумались как делить масло.

- Тот, кто справедлив, идёт всегда прямо. Вот так! - молвил первый бай и провёл ложкой по каше борозду от центра к себе; масло из ямочки начало вытекать в его сторону.

- Тот, кто справедлив, всегда берёт себе своё . Вот так! - молвил второй бай и зачерпнул ложкой масло из ямки, полив свою сторону каши.

Вздохнул бедняк, глянул - а масла уже в ямке не осталось, - и молвил:

- А по-моему, тот кто справедлив тот всегда докопается до истины! - И начал раскапывать ямку, перемешивая всю кашу из казана с маслом.

Так и не удалось баям обмануть бедняка.

Вечером следующего дня они снова заночевали на постоялом дворе. Каши не осталось, но у хозяина постоялого двора купили путники жареного гуся. Делили-делили они гуся, да не поделили: каждый хочет крылышко, да никто не хочет лапки. Решили баи и бедняк, что гусь достанется тому, кто увидит лучший сон.

Засветило солнышко, запели сандугачи (с татарского - соловьи), а баи всю ночь глаз не смыкали - ворочались и придумывали сон получше, да покрасивее, что бы гуся съесть.

- Мне приснилось, - молвил первый бай,- что нарядился я в красивый красный кием (с татарского - одежда), белую чалму и пошёл в мечеть.

Хитрый бедняк и два бая (татарская сказка)

- А мне приснилось, - молвил второй бай,- что я обернулся прекрасной птицей и улетел за горы и океаны.

Бедняк посмотрел на них и сказал:

- Видел я во сне, как наяву как один из вас наряжается в красивые одежды и белую чалму и идёт в мечеть, что в трёх днях пути, а другой обернулся прекрасной птицей и улетел за горы и океаны, а они в неделе пути отсюда. Испугался я, как бы не испортился гусь к вашему возвращению, взял да и съел его!


Мораль:

Если ты обманываешь товарищей, то будь готов, что и товарищи отплатят тебе той же монетой.

Картотека татарских народных игр

 

«Тюбетейка»

Цель: Познакомить детей с татарской народной игрой; развивать физические качества и творческие способности детей; воспитывать интерес и уважение к традиционной игровой культуре татарского народа.

Ход игры:

-Ребята давайте поиграем с вами в татарскую народную игру, она называется «Тюбетейка».

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребенка. Музыка прекращается. На ком остается тюбетейка тот выполняет задание: читает стихи, поет песни, танцует и т. д.

-Молодцы! Хорошо поиграли. Вам понравилось?

 

«Продаём горшки» (Чулмак уены)

Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— «Эй, дружок, продай горшок!»

— Покупай!

— Сколько дать тебе рублей?

— Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры:

• бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;

• бегущие не имеют права задевать других игроков;

• водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

«Спутанные кони» (Тышаулы атлар)

Цель игры: развитие силовой выносливости, укрепление костно-мышечного аппарата ног.

На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее 

(не более 20 м) устанавливаются флажки, стойки.

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д.

Правила игры:

• выигрывает команда, закончившая эстафету первой;

• прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками.

 

 «Аксак тольке» («Хромая лиса»)

Перед началом игры на земле рисуются два круга: диаметром 5-10 м (курятник) и диаметром 1-2 м (дом хозяина). Играющие (их может быть от пяти до двадцати человек) выбирают хозяина и лису. Один из ребят – «хромая лиса», другой – «хозяин дома» - медведь, все остальные ребята - куры. «Хозяин дома» - в кругу, рядом с которым - большой круг- «курятник»«Лиса» - за чертой, в «норе».

От своей норы лиса на одной ноге допрыгивает к «хозяину дома». Лиса и медведь заводят разговор.

-Ты куда, лиса хромая,

Темной ночью ковыляешь?

- Бабка ждет меня родная,

Разве ты о том не знаешь?

- А зачем к ней торопиться?

- Шубка сушится на печке.

- А если шубка загорится?

- Окуну я шубу в речку.

- Вдруг умчит ее вода?

- Трудно будет мне тогда.

- Ну, а как, лиса хромая,

Ты без шубы проживешь?

-Не тревожься, спи, хозяин,

Как проснешься, ты поймешь!

«Хозяин дома» укладывается спать, а лиса припрыгивает в курятник. Куры просыпаются и разбегаются в разные стороны, а лиса, прыгая на одной ноге, старается кого-нибудь запятнать. Кого запятнают, тот становится лисой.

 

«Аю-буре» («Серый волк»)

Один из играющих - «Серый волк». Дети идут «в лес» собирать ягоды.Один из игроков спрашивает:

- Вы, друзья, куда спешите?

Дети хором:

- В лес дремучий мы идем.

- Что вы делать там хотите?

- Там малины наберем.

- Вам, зачем малина, дети?

- Мы варенье приготовим.

- Если волк в лесу вас встретит?

- Серый волк нас не догонит.

Дети подходят к тому месту, где прячется,серый волк и поют:

Соберу я ягоды и сварю варенье.

Для любимой бабушки будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собирать!

А волков, медведей вовсе не видать.

Тут серый волк поднимается, а дети бегут за черту. Кого волк запятнает, того уводит к себе.

«В узелок» (Тоенчек уены)

В игре принимают участие дети младшего и среднего возраста, 20-30 человек. Для нее нужен платок, завязанный узлом.

Описание. Один из игроков - водящий. Остальные участники, образовав круг, садятся на землю Гили становятся на колени) на расстоянии не более 2 м яруг от друга. Водящий стоит за кругом с платком, завязанным в узелок. По сигналу руководителя водящий бросает узелок одному из игроков, сидящих в кругу, И отходит на три шага назад. Сидящие начинают передавать узелок от одного игрока другому так быстро, как будто ой летит по кругу. Водящий бежит за узелком, чтобы перехватить его. Если это ему удается, он меняется ролью с игроком, у которого был перехвачен узелок.

Правила.

1. Сидящие игроки могут передавать узелок только своему соседу справа или слева.

2. Водящий должен перехватить узелок из рук. Узелок не считается пойманным водящим, если поднят им с земли (если кто-то уронит) или схвачен на лету. Однако в игре младших ребят водящему разрешается брать узелок с пола (с земли, если его уронили.

3. Во время передачи узелка можно менять направление.

 «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга.Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

 

 «Угадай и догони» (Читанме, бузме)

Цель игры: развитие внимательности, ловкости.

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Правила игры:

• если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать;

• как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.

«Скок-перескок» (Кучтем-куч)

Цель игры: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

На игровой площадке чертят круг диаметром 15— 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30— 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий.

Водящий говорит«Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры:

• нельзя выталкивать друг друга из кружков;

• двое играющих не должны находиться в одном кружке;

• при смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

«Хлопушки» (Абакле)

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м.Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий.Он подходит к стоящим игрокам у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп - сигнал такой

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

«Займи место» (Буш урын)

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки.Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу-

Беги!

Сказав, беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

 

«Ловишки» (Тотыш уены)

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.

Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

«Жмурки» (Кузбайлау уены)

Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя,участники игры говорят«Открой глаза!»— и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.

Правила игры. Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.

«Перехватчики» (Куышу уены)

На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий.Дети хором произносят слова:

Мы имеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать

Раз, два, три, четыре, пять

Ни за что ней не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.

«Лисички и курочки» (Тольке и тавыклар)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположной стороне — стоит лисичка.

Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка,петухи кричат«Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.

Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

«Кто дальше бросит?» (Ыргыту уены)

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.

Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

«Мяч по кругу» (Тоенчек уены)

Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.

Правила игры. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.

 

Консультация

Культура, обычаи и традиции татарского народа

 

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. Чтобы жить в мире со своими соседями, людям надо знать о том, какие особенности они имеют, и уважать их.

На просторах нашей родины его представители проживают практически везде. Встречаются они от Тамбова до Омска, от Перми до Кирова, в Астрахани. Религия этого народа – ислам. Хотя есть и обращенные в православие группы. Культура и традиции татарского народа связаны

как с религией, так и со светской жизнью. Обычно религиозные праздники очень похожи между собой. Во время их проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Кратко перечислим их: утренняя молитва; посещение кладбища; приготовление угощения; поздравление всех родственников и соседей, особое внимание уделяя родителям; раздача подарков.

Известным религиозным праздником является Курбан-Байрам. В этот день верующие должны обязательно принести в жертву животное, а также посетить мечеть и раздать там милостыню. Праздник в честь дня рождения Мухаммеда называется Мавлидом. Его отмечают все мусульмане, поэтому

он имеет огромное значение для этой религии. 21 марта татары отмечают Навруз. Это праздник в честь дня весеннего равноденствия. В этот день принято веселиться от души, потому что чем радостнее будет людям, тем больше даров они дождутся от природы.

Самым известным является праздник под названием сабантуй. Его

широко отмечают в городах, где живут татары, даже в Москве и Санкт-Петербурге. Он связан с началом сельскохозяйственных работ. Когда наступала весна, люди радовались окончанию зимы, тому, что снова можно приняться за работу на земле, вырастить урожай, который будет кормить их семьи в холодное время года. Если переводить название праздника на русский, то получится «свадьба плуга». Ведь «сабан» — плуг, а «туй» — свадьба. В наше время обычаи и традиции татарского народа претерпели изменения, поэтому сабантуй означает окончание весенних работ, а не их начало, и проводится летом.

В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.

Такие семьи патриархальны. В них главная роль отводится мужчинам. В этой сфере традиции татарского народа кратко сводятся к двум праздникам, таким как свадьба и рождение ребенка. Сочетание браком —

это яркое событие, имеющее свои обряды: выкуп невесты, получение приданого, Никах и другие.  Во время свадьбы соблюдаются обычаи и традиции татарского народа.

Никах — это обряд, принятый у мусульман, совершаемый муллой в мечети или в доме. В наше время это дань уважения предкам. Юридической силы он не имеет и требует официальной регистрации в ЗАГСе. Чтобы он был проведен, надо соблюсти некоторые условия. Жених и невеста не должны до него иметь близости и тем более жить вместе. На такой свадьбе не пьют спиртного и не едят свинины. В пищу употребляют только свежеприготовленные блюда, среди которых те, что принято есть, соблюдая обычаи и традиции татарского народа. Кратко: перемячи, губади, каймак, токмач аши, бэлеш, очпочмаки, корт, катык, чак-чак, кош-теле,              хлеб из кислого теста. На самом деле угощений на стол ставят

намного больше перечисленного.

Мужчины на обряде Никах обязательно в тюбетейках. Невеста надевает закрытое платье с длинными рукавами, на голове должен быть платок. Сам обряд проводит мулла. После того как он объявляет жениха и невесту                мужем и женой, стороны обмениваются подарками. Они достаются каждому из родственников, мужчинам дарят тюбетейки, а женщинам платки или сорочки. Затем начинается общее застолье, на котором все гости кушают и веселятся.

Когда рождается малыш Традиции и обычаи татарского народа для детей связаны с обрядом, во время которого ребенок получает имя. Они идут издавна, и их порядок по сей день не меняется. На празднике, посвященном рождению ребенка, обязательно присутствует мулла. Он должен прочитать молитву и наречь малыша тем именем, которое выбрали родители. После окончания этого обряда гостям предлагают угощение на подносе. Они должны взять лакомство, а вместо него положить деньги на подарок ребенку.

Какие традиции у татарского народа еще существуют? Главный обычай - это уважение к старшим, особенно к родителям. Также татар с детства учат помогать младшим, не обижать обездоленных. Мать пользуется особым почетом в семье, но просьбы отца должны выполняться беспрекословно, потому что он является главой семьи и все домочадцы ему подчиняются. Татары умеют и любят принимать гостей.

Культуру любого народа нельзя представить без национального костюма. Особенностью его у мужской части татар является тюбетейка. Этот головной убор бывает домашний и праздничный. Между строчками тюбетейки принято прокладывать шнур или конский волос. Ткани для нее     используются различные, так же как украшения. Обычно для молодежи шьют тюбетейки ярких расцветок, а для пожилых выбирают материал спокойных тонов. Женские головные уборы позволяют определить возраст и статус их владелицы. Девушки надевают калфак с украшением-кисточкой. Замужние дамы закрывают головным убором не только волосы, но и голову, шею, плечи и спину. Покрывала под верхние головные уборы обычно надевают пожилые женщины. Носить их на праздниках обязуют традиции и обычаи татарского народа.

Кроме того, национальный костюм татар отличается яркими расцветками, богатым орнаментом, качественными ювелирными украшениями, разнообразием обуви. Его внешний вид зависит от того, к какой народной подгруппе относится человек, его надевающий. Мы рассмотрели обычаи и традиции татарского народа. Кратко, конечно. Потому что невозможно рассказать обо всех особенностях, богатой культуре и самобытности татар.

В татарских семьях ее рецепты национальной кухни хранят и передают из поколения в поколение. Лучшие блюда готовят из мяса, поэтому они сытные и вкусные. Применение находит в основном баранина, говядина, мясо птицы. Татары - бывшие кочевники, поэтому они научились заготавливать продукты животноводства впрок - катык, эртек, эремчек, курут, кумыс готовят из молока коз, коров, верблюдов и коз. Любят татары и различные бульоны, которые заправляют зеленью. Из напитков они предпочитают чай, как зеленый, черный, так и травяной. Для него собирают и сушат множество растений: шиповник, смородину, липу, чабрец, душицу, зверобой и другие. В качестве первого блюда обычно варят суп. Например, кулламу. Для него готовят мясной бульон из трех сортов мяса: гусятины, говядины и баранины. Когда он готов, его процеживают и добавляют в него лук, картошку и лапшу. Варят до готовности и заправляют нарезанным мясом. Подают с курутом и зелень. К чаю пекут пироги как сладкие, так и с мясом, а также подают сладости, чак-чак, мед, конфеты.

 

 

Развлечение

«Наш весёлый Сабантуй»

 

Цель: Познакомить детей с народным праздником.

- Развивать у детей чувство музыкального ритма.

- Воспитывать желание играть в народные игры.

Задачи - Познакомить детей с традициями и обычаями татарского народа: дать представления о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях;

- Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

- Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий.

- Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Предварительная работа: Ознакомить детей с традициями татарского народа через чтение литературы, слушание песни «Сабантуй», разучивание народной игры.

Оборудование: - 2-3 ложки и 2-3 яйца

                             - 2 лошади на палочке

                             - 4 стула

                             - 2-3 ведра, вода

                             - 2 мешка

                             - конусы                                                

                                                 

 

Ход мероприятия

Звучит татарская мелодия.

 

Воспитатель: здравствуйте друзья! Сегодня мы вас приглашаем на праздник Сабантуй!

В Сабантуе дух работы,

Труд прославил отчий край,

Покажи себя каков ты,

В грязь лицом не ударяй!

Сабантуй – весёлый праздник

Это всем давно известно.

Сколько игр, сколько зрелищ

Приходите к нам скорей!

Воспитатель: давайте дети вместе с вами веселиться, петь и танцевать. И откроем наш сабантуй весёлым татарским танцем!

 

Воспитатель: внимание! внимание!

Начинаем соревнование,

Кто ловкий, смелый и умелый, в круг выходите скорей!

Наступило время показать вам шуточные соревнование и конкурсы, в которых вы будете участвовать.

 

1. В вёдрах воду принеси поскорей

Да водичку не разлей! (дети по команде бегут с вёдрами, наполненные водой до стойки и обратно)

 

2. Ну – ка, быстро подбегай

И мешок пустой хватай

Залезай в него скорей

Кто допрыгает быстрей? (бег в мешках)

 

3. Ложки расписные

Яйца в них простые

Ложку крепче ты держи

Да яйцо не урони!

 

4. Пляшет, скачет детвора

Отдохнуть теперь пора

Кто быстрей усядется

Молодцом останется!

(4 стула, участвуют по 5 человек. Дети стараются занять место.)

 

Молодцы ребята! Вы все показали какие вы ловкие, смелые, сильные, быстрые. Давайте продолжим наш праздник весёлой песней «Сабантуй», всех детей приглашаем на весёлый танец.

(звучит весёлая татарская музыка, все танцуют)

 

Дорогие друзья наш праздник завершился.

Пусть всем Сабантуй запомнится

Пусть все невзгоды пройдут стороной

Пусть все желания ваши исполнятся

И Сабантуй станет вам как родной!

 


Скачано с www.znanio.ru