Организация деятельности педагога-психолога с семьей в ОУ
Педагог и психолог П. П. Блонский отмечал: «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей». Из этих слов и как показывает практика, следует, что в психолого-педагогическом сопровождении нуждаются не только наши ученики, но и их родители.
На формирование личности ребенка, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и работников школы выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.
В связи с этим одним из наиболее эффективных способов оказания помощи семье и детям выступает психолого-педагогическое сопровождение, которое определяется как система организационных, диагностических, развивающих мероприятий для родителей и обучающихся, направленных на совершенствование способов и методов социального воспитания и социальной адаптации ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья.
Основными направлениями работы школьного психолога с семьями обучающихся являются:
I. Диагностика семьи и семейного воспитания.
II. Консультативная работа.
III. Психопрофилактика и психопросвещение.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать, ориентируясь на интуицию. Необходимо знать особенности каждой семьи, ее отношение к школе. Поэтому, занимаясь изучением семьи, применяются разнообразные методы: наблюдение, беседа как с самими родителями, так и с классными руководителями о данной конкретной семье, анкетирование, тестирование. Одной из основных целей диагностики семьи является выявление воспитательского потенциала родителей, т.е. изучается следующее: какими умениями в плане воспитания своих детей обладают родители и насколько они готовы реализовывать эти умения и сотрудничать со школой по созданию для своего ребёнка благоприятных условий для развития.
Правила проведения диагностических исследований
При проведении диагностики среди родителей учащихся необходимо помнить о нравственных аспектах своих исследований и руководствоваться определенными правилами.
Правило 1 Соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией.
Правило 2 Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования не достаточно, необходимо использовать различные виды диагностик.
Правило 3 Диагностическое исследование должно проводиться корректно, уважительно и располагать к дальнейшему общению.
Правило 4 Любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных фраз, которые могли бы прямо или косвенно задеть достоинство человека.
Правило 5 Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
В общий алгоритм изучения семьи входит:
1. Общая картина семейного уклада: состав и тип семьи, статус и образовательный уровень родителей, статус ребенка, жилищно-бытовые и материальные условия.
2. Семейное воспитание: особенности взаимоотношений между членами семьи, родительских отношений к ребенку, стиль воспитания и т.д.
Полученные диагностические результаты служат основанием для консультативных бесед. . Особенность этой формы работы заключается в том, что она содержит в себе как консультативное направление, так и коррекционное воздействие (т.е. родителям, с одной стороны, оказывается консультативная помощь в виде рекомендаций по развитию и воспитанию ребёнка, с другой стороны, корректируются выявленные нарушения в процессе семейного воспитания).
Итогом консультативной работы должен быть договор о совместных действиях родителей и школьного психолога в решении задач сопровождения ребёнка в период его школьного обучения.
Неотъемлемой частью работы психолога также является просвещение родителей.
Некоторые формы просвещения родителей на
родительских собраниях(общешкольных, по параллелям, классных):
1. Выступление рекомендательного характера (в
соответствии с обозначенной школой проблемой подготавливается выступление
с рекомендациями для родителей, например – проблема воровства
(рекомендации по воспитанию в семье у ребёнка моральных ценностей), проблема
употребления наркотических веществ, гиперактивность и т. д.
2.Выступление информационного характера ( для родителей
9-классников выступление, содержащее информацию о результатах диагностики
профессиональных интересов подростков, для родителей выпускных классов
информацию о психологической готовности к сдаче ГИА)
3. Тематическое выступление, содержащее психологическую
информацию прикладного характера по актуальной для родителей теме
(«Помощь пятиклассникам в период адаптации»)
Кроме родительских собраний в системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе:
- родительская конференция,
- собрание-диспут,
- родительский лекторий,
- встреча за круглым столом,
- вечер вопросов и ответов,
В сложившихся условиях функционирования образовательной системы школьный психолог становится связующим звеном в системе взаимодействия "семья-школа", гармонизирующим отношения между родителями и школой и способствующим удовлетворению потребностей в позитивных контактах каждой из сторон. Участие школьного психолога во взаимодействии между родителями и школой способствует увеличению позитивных связей, изменяя и качественную структуру отношений, которые становятся более доверительными и открытыми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.