Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению
Оценка 4.7

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Оценка 4.7
docx
28.01.2020
Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению
Организация деятель. социального педагога.docx

Тема: Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

 

 

1. Анализ деятельности социального педагога в образовательном учреждении со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

 

Общая информация об образовательном учреждении:

Название - Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №262 с классами с этнокультурным русским национальным компонентом

Адрес - г. Москва, ул. Костонаевская д.45

Педагогический коллектив представлен следующими специалистами:

·              Директор

·              Завуч по УВР

·              Завуч по начальным классам

·              Завуч по воспитательной работе

·              Завуч по соц. защите

·              Психолог

·              Социальный педагог

Педагогический коллектив - всего 36 человек.

Учащиеся

Учащиеся - Всего 460 человек

Начальная школа - 189 человек

Среднее звено - 180 человек

Старшая школа - 89 человек

Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению учащихся ведется совместно с психологом школы.

Основными формами работы социального педагога по профессиональному самоопределению учащихся являются:

·              Информационные консультации об экономической ситуации города, страны, о рынке труда, о мире профессий и их востребованности, о правилах приема в учебные заведения и т.д.

·              Индивидуальное и групповое профессиональное консультирование учащихся и их родителей.

·              Экскурсии на предприятия и в образовательные учреждения.

·              Классные часы на следующие темы:

для учащихся 5-11 классов:

- «Профессия и современность»;

- «Трудом велик и славен человек»;

- «Дороги, которые мы выбираем» и т.д.

для учащихся младших классов:

- «Кем быть?», «Профессии мамы, папы…»;

·              Профориентационное занятие для 1-4 классов «Планета людей» (о многообразии мира профессий).

·              Встречи с работодателями, с представителями рабочих профессий.

·              КВН, викторины:

«Кем быть? Вот в чем вопрос»;

«Проекты будущего»;

«Угадай профессию» и т.д.

·              Родительские собрания

·              Профориентационное консультирование, диагностирование

·              Профориентационные игры «Пять проектов на будущее»,

«Пять + МЫ».

·              «Дни старшеклассника»:

- профинформирование;

- индивидуальное и групповое профконсультирование;

- встречи с работодателями, представителями различных профессий;

- информстенды, консультационно-информационные пункты;

- тематические «Дни выпускника» по отраслям промышленности .

 

2. Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее»

 

На основе анализа литературных источников и деятельности социального педагога в средней общеобразовательной школе была составлена программа по организации профессионального самоопределения «Взгляд в будущее» (Приложение 1).

Беседы с социальным педагогом и психологом, а также опрос учащихся показал, что системная работа по профессиональному самоопределению в девятом классе не велась, что вызывает необходимость в работе со старшеклассниками решать задачи, которые ставятся, как правило, на предыдущем этапе.

Цель программы: Оказать учащимся 11-х классов общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению.

Задачи:

·          формирование актуального для подростков «информативного поля»;

·          Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

·          формирование мотивов саморазвития, самоопределения и личностного роста.

Программа рассчитана на 43 занятия, в объеме 2460 минут и на срок 3 месяца.

В процессе изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» учащимся необходимо выполнить и защитить творческий проект «Мой Взгляд в будущее».

Схема проекта:

1.        Титульный лист

2.        Тип, класс, отдел, группа, формула профессии

3.        Мотив выбора профессии (почему выбрана именно эта профессия)

4.        Кто оказал наибольшее влияние на этот выбор

5.        Профессиональный идеал

6.        Бизнес план

 

Таблица 2 - Структура программы

Название

Ответственный

Время проведения

Занятие по профессиональному самоопределению №1

Социальный педагог

40 минут

Диагностика профессиональных установок

Психолог

40 минут

Занятие по профессиональному самоопределению №2

Социальный педагог

40 минут

Занятие по  профессиональному самоопределению №3

Социальный педагог

40 минут

Индивидуальное профессиональное консультирование учащихся и их родителей

Психолог,

Социальный педагог

1020 минут

(60 минут в неделю)

Занятие по  профессиональному самоопределению №4

Социальный педагог

40 минут

Профориентационные встречи с

 представителями высших учебных заведений и работодателями

Социальный педагог, администрация

1020 минут (60 минут в неделю)

Оформление профориентационных стендов

Социальный педагог

40 минут

Выставка литературы посвященная различным профессиям

Социальный пе-дагог, классный

руководитель

40 минут

Информирование о «Днях открытых дверей» в образовательных учреждениях, о ярмарках вакансий.

Социальный педагог

60 минут

Защита творческого проекта «Мой Взгляд в будущее»

Социальный педа- гог, психолог,

Классный руководитель

80 минут

В рамках практического исследования была проведена первичная диагностика, которая включила в себя анкетирование и тестирование учащихся 11 класса. По результатам анкетирования (Приложение 2) было выявлено, что 80 % учащихся ещё не определились с выбором своей будущей профессии, а 20 % учащихся уже определились (рисунок  1).

 

Рисунок 1 – Диаграмма выбора профессии

 

Также было выявлено, что только 10 % определились с выбором высшего учебного заведения, а 90 % не определились (рисунок  2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Диаграмма выбора учебного заведения

 

В процессе диагностики также была использована методика Е.А. Климова "Определение типа будущей профессии" (Приложение 3), результаты которой показали, что для 35 % учащихся наиболее подходящим типом профессии является «Человек - знаковая система», для 30 % учащихся «Человек -техника», для 15 % учащихся - «Человек - художественный образ» для 10 % учащихся - «Человек - человек», и для 10 % учащихся - «Человек - природа» (рисунок  3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3- Диаграмма определения будущей профессии

 

В рамках разработанной программы по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее» были проведены следующие занятия:

 

Занятие №1

Ориентировочное

Цель - получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся; формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профессиональному самоопределению.

Задачи

·              Знакомство с группой

·              Проведение игры «секрет на спине», «Сантики-фантики»

·              Информирование учащихся о профессиях, о рейтинге востребованности профессий

·              Диагностирование

·              Анкетирование

·              Рефлексия

 

Занятие №2

Классификация профессий

Цель - формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.

Задачи:

·              активизация умственной активности

·              развитие умения работать в группе

·              формирование умения использовать разную профессиональную терминологию.

·              Информирование учащихся о типах, классах, группах, формулах профессий

·              Проведение игр «любовное послание», «профессиональные молекулы»

 

Занятие №3

Работа над ошибками

Цель: Формирование у учащихся информационного поля о возможных ошибках при выборе будущей профессии.

Задачи:

·              Проведение профигры «один день из жизни»

·              Проведение методики

·              Проведение игры «Летает - Не летает»

·              информирование об ошибках при выборе профессии

·              рефлексия

 

Занятие №4

Заключительное

Цель - Определение жизненных планов учащимися.

Задачи:

·              получение вторичной информации о профессиональных намерениях учащихся

·              определение своих жизненных планов

·              анализирование выполненной деятельности

·              Проведение профигры «Цепочка профессий»

·              Анкетирование

·              Составление бизнес плана

·              Анализ творческих проектов

 

В заключение исследовательской деятельности было проведено повторное анкетирование, результаты которого показали, что количество учащихся, определившихся с выбором будущей профессии, выросло до 60 %, а количество не определившихся снизилось до 40 % (рисунок  4).

 

 

 

 

Рисунок 4 – Диаграмма  выбора будущей профессии

 

Также на основе анкетирования (Приложение 4) было выявлено, что число учащихся, определившихся с выбором высшего учебного заведения выросло до 80%, а не определившихся снизилось до 20 % (Диаграмма 5).

 

 

 

Рисунок 5 – Диаграмма выбора учебного заведения

 

 

3. Рекомендации социальному педагогу по организации профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательной школы

 

Социальный педагог при работе с учениками должен учитывать их возрастные особенности.

Социальному педагогу необходимо выделять и разграничивать два уровня работы по профессиональному самоопределению учащихся: деятельность в 9 и 11 классе.

Социальный педагог должен как можно больше взаимодействовать с такими специалистами как психолог, классный руководитель, а также с администрацией и родителями.

Социальному педагогу следует учитывать, что старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации, через которую социальный педагог должен воздействовать на профессиональное самоопределение учащегося (работа с семьей, микрогруппами, педагогическим коллективом и личностью старшеклассника).

Необходимо осуществлять деятельность по конкретным разработанным программам профессионального самоопределения для старшеклассников.

Эффективность работы по профессиональному самоопределению учащихся обусловлена обеспечением социально-педагогических условий в школе и использованием различных форм и методов профориентации.

Организация профессионального самоопределения старшеклассников перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать как когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.

 

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению

Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020