Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов
Оценка 5

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Оценка 5
Разработки курсов
docx
биология
8 кл
29.08.2019
Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов
Программа внеурочной деятельности по биологии для 7-8 классов "« Биологические исследования в процессе учебных экскурсий» . Этот курс позволяет на внеурочных занятиях заниматься исследованием флоры и фауны пришкольной территории, на практике освоить различные методики исследования биологии,познакомить учащихся с правилами проведения биологических исследований в полевых условиях, а именно ботанических; энтомологических ,орнитологических.
Программа внеуроч.деятельности 7-8 кл.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №65 имени Н.Сафронова» Программа внеурочной деятельности для 7­8 классов « Биологические исследования в процессе учебных экскурсий»                                                    Работу выполнил:                                                                                                                     учитель биологии МБОУ  гимназия № 65                                                       Виссарионова  Галина  Анатольевна г. Ульяновск  2019                                                                                                   Содержание Пояснительная записка Модуль «Ботаника» Модуль «Зоология: энтомология» Модуль «Зоология: орнитология» Литература Методическое обеспечение         2 5 13 20 26 28 Пояснительная записка Ценность   биолога   как   специалиста   определяется   не   только   набором академических   знаний,   но   и   сформированностью   навыков   проведения исследований в полевых условиях, поэтому наличие и реализация этого  курса практической направленности особенно актуально. Именно на полевой практике и в экспедициях собирается необходимый биологический   материал   для   оформления   научной   исследовательской работы.   или   учебно­ Новизна   курса   видится   в   том,   что   в   условиях   профилизации   старшей школы,   с   одной   стороны,   необходимо   создать   условия,   чтобы   учащиеся получили   наиболее   полное   представление   о   формах   и   методах   проведения биологического   исследования,   а   с   другой,   сформировать   умения   и   навыки, которые облегчат учащемуся процесс получения биологического образования. Акутальность этой программы заключается в возможности использования   ее при   подготовке   практик   в   предпрофильных   биолого­химических,   биолого­ географических и естественнонаучных классах. Данная     программа     на   учащихся   7­8 общеобразовательных классов. Дополняет и углубляет школьный курс предмета   ориентирована   «Биология». Программа   представлена   дробными   модулями:   «Ботаника»,   «Зоология» (энтомология   и   орнитология),   каждый   из   которых   рассчитан   на   8   часов. Реализация   каждого   модуля   курса   возможна   независимо   от   других,   не исключается   и   комплексное   прохождение   блоков.   Эта   программа     может реализовываться   как   в   общеобразовательных   организациях,   так   и образовательных организациях дополнительного образования. Цель   курса:   познакомить   учащихся   с   правилами   проведения биологических исследований в полевых условиях, а именно  ботанических;  энтомологических;  орнитологических. Задачи образовательные:   научить   приемам   сбора   и   хранения   собранных   образцов   животных   и растений;  закрепить и обобщить правила работы с лабораторным оборудованием;  познакомить с правилами ведения дневника полевого исследования;  дать представление о подготовке и выполнении исследований в полевых условиях; развивающие:  способствовать   совершенствованию   умений   и   навыков   работы   с определителями;  развивать   навык   выполнения   биологического   рисунка,   а   также   умение фотографирования живых объектов; воспитательные:   способствовать   формированию   бережного   отношения   к   окружающей среде. При   разработке   программы   были   положены   в   основу   следующие принципы: связи теории и практики (учащиеся, знакомясь с методикой полевого исследования   получают   информацию   о   растениях   и   животных   (насекомых   и птицах),   характерных   для   изучаемой   территории),   доступности   и   научности (учащиеся   изучают   посильные   для   них   методы,   используемые   в   научных исследованиях),   систематичности   (учебный   материал   спланирован   таким образом, чтобы учащиеся усвоили не просто отдельные приемы, но и овладели всем алгоритмом полевого исследования). Основными   методами   организации   обучения   являются   проведение самостоятельных и практических работ, демонстрация, экскурсия, беседа. Итоговый   контроль   проходит   в   форме   зачет   по   системе   зачет/незачет. Промежуточный   контроль   –   правильность   выполнения   самостоятельных   и практических работ. После прохождения учебного материала учащиеся должны знать:  правила подготовки к полевому выходу;  технику безопасности при проведении полевых исследований;  правила сбора и хранения собранных образцов;  правила ведения дневника полевого исследования;  алгоритм работы с определителями и лабораторным оборудованием;  требования к выполнению биологического рисунка и фотографирования живых объектов;  наиболее   распространенные   методики,   применяемые   в   полевых исследованиях   (подробнее   см.   требования   к   знаниям   и   умениям   после каждого модуля); а также должны уметь:  правильно подготовиться к полевому выходу;  собрать и сохранить собранные образцы животных и растений;  оформить гербарий и коллекцию;  работать с определителями и лабораторным оборудованием;  записывать результаты исследований в полевой дневник исследования;  выполнять биологический рисунок;  применять изученные методики (подробнее см. требования к знаниям и умениям после каждого модуля) в полевых исследованиях. Модуль «Ботаника» Модуль, состоящий из 8 учебных часов, предусматривает 3 теоретических и 5 практических занятий. Цель  данного   модуля:   познакомить   учащихся   с   правилами   проведения ботанического исследования в полевых условиях. Задачи образовательные:   научить приемам сбора и гербаризации растений;  закрепить и обобщить правила работы с лабораторным оборудованием;  познакомить с правилами ведения дневника полевого исследования;  дать представление о подготовке и выполнении исследований в полевых условиях; развивающие:  способствовать   совершенствованию   умений   и   навыков   работы   с определителями;  развивать   навык   выполнения   биологического   рисунка,   а   также   умение фотографирования растительных объектов; воспитательные:   способствовать   формированию   бережного   отношения   к   окружающей среде. Условия реализации модуля  Проложенный   учебный   маршрут,   включающий   остановки   в   2­3 растительных сообществах, расположенных недалеко друг от друга;  учебный класс для проведения камеральной работы;  гербарные папки, прессы, старые газеты, лопатки, рулетка, компас; гербарные образцы;   лабораторное   оборудование:   ручные   лупы,   штативные   лупы/бинокуляр, предметные стекла, микроскопы;  фотоаппарат;  определители. После   прохождения   учебного   материала   модуля   «Ботаника»   учащиеся должны знать:  правила подготовки к полевому выходу;  технику безопасности при проведении полевых исследований;  правила сбора и гербаризации растений;  правила ведения дневника полевого исследования;  алгоритм работы с определителями и лабораторным оборудованием;  требования к выполнению биологического рисунка и фотографирования растительного объекта;  методику составления геоботанического описания площадки; а также должны уметь:  правильно подготовиться к полевому выходу;  собрать и сохранить растения;  оформить гербарий;  работать с определителями и лабораторным оборудованием;  записывать результаты исследований в полевой дневник исследования;  выполнять биологический рисунок;  делать геоботаническое описание площадки. Содержание модуля Введение. (1час.) Значение   полевых   выходов   в   ботанических   исследованиях.   Методы, применяемые   при   полевых   исследованиях.   Сбор   и   хранение   образцов. Краснокнижные   растения   изучаемой   территории.   Рисунок   и   фотография   как способ   фиксации   биологических   находок.   Техника   безопасности   во   время полевого выхода, снаряжение.     Документация   полевого   выхода   и   алгоритм   описание геоботанической площадки. (1 час.) Правила ведения полевого дневника, сбора гербарных образцов, правила выполнения   биологического   рисунка   и   фотографирования   растительных объектов.            Полевой выход. Работа биолога в полевых условиях. (2 часа.) Описание   геоботанической   площадки,   оформление   дневника   полевого исследования,   сбор   гербарных   образцов.   Фотографирование   растительных объектов в природе. Закладка собранных растений на сушку.  Работа с определителями. Определение собранных растений. (3 часа.) Правила   работы   с   определителями   и   лабораторным   оборудованием. Ведение   дневника   полевого   исследования.   Фотографирование   собранных растений.   Правила   составления   флористического   списка.   Сушка   растений. Правила изготовления и оформления гербария. Итоговое занятие. (1час.) Ведение   полевого   дневника.   Геоботаническое   описание   площадки. Правила   изготовления   и   оформления   гербария,   биологического   рисунка. Определение/выявление характерных признаков растения. Итого: 8 часов 3 теор., 5 практ. Тематическое планирование Тема Содержание Час . 1 Введение.       полевых   в Значение выходов ботанических исследованиях. Методы,   применяемые при полевых исследованиях. Сбор и хранение   образцов. Краснокнижные растения   изучаемой территории. Рисунок и фотография как способ   фиксации биологических Техника находок. безопасности во время полевого   выхода, снаряжение. Правила ведения   полевого   дневника, сбора гербарных   правила образцов,     Тип  занятия Изучения  нового  материала. Организация  деятельности Беседа,  демонстрация,  рассказ. Формы контроля Опрос. Примечания При изучении  нового материала  необходима  актуализация  имеющихся у  учащихся знаний,  полученных при  изучении  школьного курса  биологии. Изучения  нового  материала. Рассказ,  демонстрация,  практическая  работа  Практическа я работа. Идет подготовка к  первому полевому  выходу. 1 Документация полевого выхода   и алгоритм описание геоботаническо й площадки. выполнения биологического рисунка   фотографирования растительных объектов.  и 1 1 Полевой выход. Работа   биолога в полевых условиях.     с Работа определителям и.   Определение собранных растений. Пробное  геоботаническое  описание площадки,  оформление дневника  полевого  исследования, сбор  гербарных образцов.  Фотографирование  растительных объектов в природе. Закладка  собранных растений на сушку. Правила   работы   с определителями и лабораторным оборудованием. Ведение полевого исследования. Фотографирование дневника     «Выполнение  биологического рисунка  (комнатное  растение,  древесный  побег)». Экскурсия,  самостоятельна я работа. Закрепление и  изучение  нового  материала. Закрепление и  изучение  нового  материала. Беседа,  демонстрация,  самостоятельна я работа. Применяется метод организации  групповой работы. Записи  полевого  дневника,  беседа,  осмотр  взятых  растений для гербаризаци и. Определение растений.  Настройка и  соблюдение  правил  работы с  лабораторны м  При изучении  нового материала  необходима  актуализация  имеющихся у  учащихся знаний,  полученных при  изучении Сушка собранных   растений. Правила   составления флористического списка. растений. Геоботаническое  описание площадки,  сбор гербарных  образцов. Закладка  собранных растений на сушку. Полевой выход. Работа   биолога в полевых условиях.    1 1 1 Работа определителям   с   с Работа определителям и.   Определение собранных растений.     дневника Правила   работы   с определителями и лабораторным оборудованием. Ведение полевого исследования. Правила составления флористического списка. геоботанического описания   площадки. Сушка растений. Работа с  определителями и    Оформление Экскурсия,  самостоятельна я работа. Обобщение и  систематизаци я знаний,  умений и  навыков. Обобщение и  систематизаци я знаний,  умений и  навыков. Беседа,  демонстрация,  самостоятельна я работа. школьного курса  биологии. Применяется метод организации  групповой работы. Применяется метод организации  групповой работы. оборудовани ем. Записи  полевого  дневника. Закладка и  описание  геоботаниче ской  площадки  (на  местности) Определение растений.  Соблюдение  правил  работы с  лабораторны м  оборудовани ем. Закрепление  знаний. Демонстрация,  беседа,  Определение растений.  При изучении  нового материала и.   Оформление гербария. Выполнение биологического рисунка. лабораторным  оборудованием.  Правила изготовления  и оформления  гербария. Биологическ ий рисунок.   Гербарий. самостоятельна я работа. Выполнение  рисунка  «Типичный  представитель  растительного  сообщества». Зачет Зачет Контроль и  коррекция  знаний. 1 Итоговое занятие. Ведение полевого  дневника.  Геоботаническое  описание площадки.  Правила изготовления  и оформления  гербария,  биологического  рисунка.  Определение/выявлени е характерных  признаков растения. необходима  актуализация  имеющихся у  учащихся знаний,  полученных при  изучении  школьного курса  биологии.  Применяется метод организации  групповой работы. На зачет  предоставляются  результаты  групповой  (геоботаническое  описание,  флористический  список, гербарий) и индивидуальной  (полевой дневник,  биологический  рисунок, зачетное  определение  растений) форм  работы. Модуль «Зоология: энтомология» Модуль,   состоящий   из   8   учебных   часов,   предусматривает   3 теоретических и 5 практических занятий. Цель  данного модуля: познакомить учащихся с правилами проведения зоологического (энтомологического) исследования в полевых условиях. Задачи образовательные:   закрепить   и   обобщить   имеющиеся   у   учащихся   о   представителях различных отрядов насекомых;  научить приемам сбора насекомых;  закрепить и обобщить правила работы с лабораторным оборудованием;  познакомить с правилами ведения дневника полевого исследования;  дать представление о подготовке и выполнении исследований в полевых условиях; развивающие:  способствовать   совершенствованию   умений   и   навыков   работы   с определителями;  развивать навык выполнения биологического рисунка, а также умение фотографирования растительных объектов; воспитательные:   способствовать   формированию   бережного   отношения   к   окружающей среде. Условия реализации модуля  Проложенный учебный маршрут;  учебный класс для проведения камеральной работы;  сачки, энтомологические сита, морилки, ватные матрасики; расправилка для бабочек,  энтомологические булавки;  коробки для коллекций;  иллюстрации насекомых (иллюстрированные определители);  определители;  лабораторное оборудование, ручные лупы, штативные лупы (бинокуляр, предметные стекла, микроскопы);  фотоаппарат;  компасы. После   прохождения   учебного   материала   модуля   «Зоология: энтомология» учащиеся должны знать:  правила подготовки к полевому выходу;  технику безопасности при проведении полевых исследований;  правила сбора и обработки насекомых;  правила ведения дневника полевого исследования;  алгоритм работы с определителями и лабораторным оборудованием;  требования к выполнению биологического рисунка и фотографирования растительного объекта. а также должны уметь:  правильно подготовиться к полевому выходу;  собрать и сохранить насекомых;  составить и оформить коллекцию;  работать с определителями и лабораторным оборудованием;  записывать результаты исследований в полевой дневник исследования;  выполнять биологический рисунок. Содержание модуля Введение (1 час)  Значение полевых выходов в энтомологических исследованиях. Места сбора   насекомых.  Методы   и   приспособления,     используемые   при   сборе насекомых.  Краснокнижные насекомые изучаемой территории. Рисунок и фотография   как   способ   фиксации   биологических   находок.   Техника безопасности при полевых выходах,  снаряжение.  Документация полевого выхода. (1 час)  Правила ведения полевого дневника. Хранение насекомых. Признаки, положенные   в   основу   определения   насекомых.   Основные   семейства насекомых. Правила составления коллекции насекомых.  Полевой выход. Работа биолога в полевых условиях. (2 часа)  Определение   растительного   сообщества   места   проведения исследования;   ведение   записей   в   полевом   дневнике,   кошение   и   ловля сачком,   фотографирование.  Насекомые   ­   обитатели   лесной   подстилки, насекомые – обитатели пней.  Работа с определителями. Определение собранных насекомых.  (2 часа) Правила   работы   с   определителями   и   лабораторным   оборудованием. Ведение   полевого   дневника.   Распрямление   бабочек.  Выполнение биологического рисунка Составление и оформление коллекции. (1 час) Уточнение тематики коллекции. Изготовление этикеток. Итоговое занятие. (1 час) Ведение   полевого   дневника.   Правила   оформления   коллекции, биологического рисунка. Итого: 8 часов 3 теор., 5 практ. Тематическое планирование Час Тема Содержание 1 Введение 1 Документаци я   полевого выхода. полевых в       Места насекомых. и Значение выходов энтомологических исследованиях. сбора   Методы приспособления, используемые   при   сборе насекомых. Краснокнижные насекомые   изучаемой территории.   Рисунок   и фотография   как   способ фиксации биологических   находок. Техника безопасности при   полевых выходах,   снаряжение.  ведения Правила   полевого дневника. Хранение   насекомых.     Тип занятия Изучения нового материала Организация деятельности Беседа, демонстрация, рассказ Формы контроля Опрос Примечания   При изучении нового   материала необходима актуализация имеющихся знаний у учащихся знаний, полученных   при изучении школьного   курса биологии. Изучения нового материала Беседа, демонстрация, рассказ. Тестирование .   При изучении нового   материала необходима Признаки, положенные в определения основу   насекомых.   Основные семейства   насекомых. Правила составления коллекции насекомых.      места Определение растительного сообщества проведения исследования;   ведение записей   в   полевом   кошение   и дневнике, ловля   сачком, фотографирование. Правила   работы   с определителями и лабораторным оборудованием.   Ведение полевого дневника. Распрямление бабочек.       актуализация имеющихся у учащихся   знаний, полученных   при изучении школьного   курса биологии. Применяется метод   групповой работы.   При изучении нового   материала необходима актуализация имеющихся у учащихся   знаний при изучении школьного   курса биологии.     Экскурсия, самостоятельна я работа.   Закреплени я и изучения нового материала. Осмотр пойманных насекомых, записи полевого дневника.   Закреплени я и изучения нового материала. Индивидуальна я   работа   с учащимися, беседа, демонстрация. Определение животных. Настройка   и соблюдение правил работы   лабораторны м оборудование м.   Записи   в с 1 1 Полевой выход. Работа биолога   в полевых условиях.   Работа с определителя ми. Определение собранных насекомых. 1 1 Полевой выход. Работа биолога   в полевых условиях.   Насекомые   ­   обитатели лесной подстилки, насекомые   –   обитатели пней.  Ведение  записей в полевом дневнике.   Закреплени я и изучения нового материала Экскурсия, самостоятельна я работа.   Работа с определителе м. Выполнение биологическо го рисунка.   Работа с определителями и лабораторным оборудованием.   Ведение записей   в   полевом дневнике.   Выполнение биологического рисунка. Закреплени я знаний.   Беседа, демонстрация, самостоятельна я работа. Выполнение биологического рисунка «Обитатели лесной подстилки»/ полевом дневнике. Осмотр пойманных насекомых   и других мелких животных. Записи   полевом дневнике. в Определение насекомых. Биологически й рисунок.   При изучении нового   материала необходима актуализация имеющихся у учащихся   знаний, полученных   при изучении школьного   курса биологии, применяется метод организации групповой работы. При изучении нового   материала необходима актуализация имеющихся у учащихся   знаний, полученных   при изучении школьного   курса биологии, 1 1 Составление и оформление коллекции. Итоговое занятие.   Уточнение тематики коллекции. Изготовление этикеток.   полевого Ведение дневника. Правила оформления   коллекции, биологического рисунка.   «Обитатели пня». Демонстрация, самостоятельна я работа, беседа. Зачет.   Составление коллекции. Зачет. Обобщения и закреплени я знаний. Коррекция и   контроль занятий. применяется метод организации групповой работы. Применяется метод   групповой работы.   зачет На предоставляются результаты групповой (коллекция, список насекомых)   индивидуальной (полевой   дневник, биологический рисунок,   зачетное определение насекомых)   форм работ. и Модуль «Зоология: орнитология» Модуль,   состоящий   из   8   учебных   часов,   предусматривает   3 теоретических и 5 практических занятий. Цель данного модуля: познакомить школьников с методами и приёмами полевой работы по орнитологии. Задачи образовательные:   дать   представление   о   различных   методах   полевой   работы   по орнитологии  научить   описывать   птиц   встреченных   в   природе   и   работе   с определителем  научить обращению с оптическими приборами (бинокль, зрительная труба)  познакомить с правилами ведения полевого дневника  ознакомить с методами количественных учётов птиц  обучить сбору прочих данных по птицам в полевых условиях. Развивающие:  способствовать   совершенствованию   умений   и   навыков   работы   с определителями;  развивать   навык   выполнения   биологического   рисунка,   а   также умение фотографирования следов жизнедеятельности птиц;  развивать внимательность и наблюдательность. Воспитывающие:  способствовать привитию бережного отношения к природе. Условия реализации модуля  Маршрут по территории, включающей несколько различных биотопов с достаточным обилием птиц и гнездовых построек (хотя бы обычных видов)  Класс для обработки собранных материалов  Определители  Бинокли  Магнитофон и кассеты с голосами птиц  Фотоаппарат  Измерительные приборы (линейка, штангенциркуль, рулетка). После   прохождения   учебного   материала   модуля   «Зоология» (орнитология) учащиеся должны знать:  правила подготовки к полевому выходу;  технику безопасности при проведении полевых исследований;  правила описания птиц;  правила ведения дневника полевого исследования;  алгоритм работы с определителями и лабораторным оборудованием;  требования к выполнению биологического рисунка и фотографирования следов жизнедеятельности птиц;  методику сбора и обработки биологического материала;  методику маршрутного учёта птиц; а также должны уметь:  правильно подготовиться к полевому выходу;  описать и определить с помощью определителя птиц;  составить орнитологический список птиц территории;  работать   с   определителями   и   оптическими   приборами   (бинокль, зрительная труба) оборудованием;  записывать результаты исследований в полевой дневник исследования;  выполнять биологический рисунок;  самостоятельно проводить маршрутные учёты птиц. Содержание модуля Введение. (1 час.) Значение   полевых   исследований   в   современной   орнитологии.   Виды направлений   и   методов   полевой   работы   по   орнитологии.   Актуальность различных   исследований.   Методы   количественного   учёта   птиц,   их особенности и предназначения.  Правила сбора биологического материала. Документация полевого выхода и правила работы в поле. (1 час.) Разбор и объяснение методики маршрутного учёта птиц с ограниченной полосой обнаружения. Форма и правила ведения полевого дневника и учётной карточки. Обучение работе с биноклем. Полевой выход. (3 часа.) Оформление полевого дневника. Изучение отличительных особенностей птиц.     Описание   и   зарисовка   встреченных   птиц.   Проведение   маршрутного учёта. Описание и фотографирование гнёзд.  Работа с определителями. Обработка данных учёта. (2 часа.) Обучение   работе   с   определителями.   Определение   встреченных   на экскурсии   птиц   по   определителю   и   записи   голосов,   определение   гнёзд. Обработка данных маршрутного учёта и их последующее использование. Итоговое занятие. (1 час.) Ведение полевого дневника. Описание птиц. Работа с определителем. Правила   проведения   маршрутного   учёта.   Определение   голосов   птиц   по записям. Определение гнёзд. Итого: 8 часов 3 теор., 5 практ. Тематическое планирование. Тип  занятия Изучение  нового  материала. Организация  деятельности Беседа,  демонстрация,  рассказ. Формы контроля Опрос. Примечания При изучении нового  материала необходима  актуализация имеющихся у учащихся знаний,  полученных при  изучении школьного  курса биологии. Час. Тема Содержание 1 Введение.     Значение   полевых исследований в современной орнитологии.   Виды направлений и методов   полевой работы по   орнитологии. Актуальность различных исследований. Методы количественного   их учёта   птиц,   и особенности предназначения. Правила биологического материала. сбора   1 Документаци Разбор и объяснение Изучения  Рассказ,  Практическ Идет подготовка к я   полевого выхода   и правила работы   поле. (1 час.) в Полевой выход.   Работа с определителя ми. Определение методики маршрутного   учёта птиц с ограниченной полосой обнаружения. Форма и   правила   ведения полевого дневника и учётной   карточки. Обучение   работе   с биноклем. Оформление  полевого дневника.  Изучение  отличительных  особенностей птиц.   Описание и  зарисовка  встреченных птиц.  Запоминание  голосов птиц Обучение   работе   с определителями. Определение встреченных на экскурсии   птиц   по   1 1 ая работа. первому полевому  выходу. нового  материала. демонстрация,  практическая  работа  «фокусировка и подстройка  бинокля». Закреплени е и  изучение  нового  материала. Экскурсия,  самостоятельна я работа. Записи  полевого  дневника,  беседа,  Применяется метод  организации групповой  работы. Закреплени е и  изучение  нового  материала. Беседа,  демонстрация,  самостоятельна я работа. определени е птиц по  сделанным  описаниям. Узнавание  При изучении нового  материала необходима  актуализация имеющихся у учащихся знаний,  полученных при птиц. Полевой выход.  Обработка данных учёта. Полевой выход. 1 1 1   и голосов, определителю   записи определение гнёзд. Проведение  маршрутного учёта. Обучение обработки данных маршрутного   учёта и   их   последующее использование. Изучение  отличительных  особенностей птиц.   Описание и  зарисовка  встреченных птиц. Описание фотографирование гнёзд.    и голосов  птиц изучении школьного  курса биологии. Экскурсия,  самостоятельна я работа. Записи  учётной  карточки Применяется метод  организации групповой  работы. Беседа,  демонстрация,  самостоятельна я работа. Экскурсия,  самостоятельна я работа. Расчёт  численност и птиц по  соответств ующей  методике Определен ие птиц,  гнёзд. Применяется метод  организации групповой  работы. Применяется метод  организации групповой  работы. . Закреплени е и  изучение  нового  материала. Закреплени е и  изучение  нового  материала. Обобщение и  закреплени е знаний. 1 Итоговое Ведение   полевого Контроль и Зачет Зачет На зачет занятие. коррекция  знаний. дневника.   Описание птиц.   Работа   с определителем. Правила проведения маршрутного   учёта. Определение голосов   птиц   по записям.   Правила сбора биологического материала предоставляются  результаты групповой  (результаты маршрутных учётов и список  встреченных видов) и  индивидуальной  (полевой дневник,  биологический рисунок,  зачетное определение  птиц) форм работы. Литература 1. Акимушкин И.А. Мир животных: Насекомые. Пауки.  Домашние животные. ­ М.: Мысль, 1999. ­ 464с. 2. Благовещенская   Н.Н.   Биоэкология   жалящих   перепончатокрылых Ульяновской области. ­ Ульяновск: Симбирская книга, 1997. ­232с. 3. Бородин   О.В.   Конспект   фауны   птиц   Ульяновской   области: Справочник.­ Ульяновск: Филиал МГУ, 1994. – 96с. (Серия «Природа Ульяновской области.» ­ Вып. 1). 4. Губанов   И.А.   и   др.   Определитель   высших   растений   средней   полосы европейской части СССР: пособие для учителей. / И.А. Губанов, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров. – М.: Просвещение, 1981. – 287с. 5. Губанов   И.А.,   Киселева   К.В.,   Новиков   В.С.,   Тихомиров   В.Н. Иллюстрированный   определитель   растений   Средней   России.   Том   2: Покрытосеменные   (раздельнолепестные).   М.:   Т­во   научных   изданий КМК, Ин­т технологический исследований, 2003. – 665с. 6. Ефремова З.А. Шмели Поволжья. ­ Ульяновск: УГПИ, 1991.­  7. Зайцева Е.Ю., Скворцов П.М. Школьный практикум. Биология   7­8   кл. 92с. Животные. ­ М.: Дрофа, 1998. ­ 96с. 8. Ильичёв   В.Д.,   Карташев   Н.Н.,   Шилов   И.А.   Общая   орнитология: Учебник для студ. биол. спец. ун­тов. – М.: Высш. школа, 1982. – 464с., ил. 9. Исаев   А.Ю.   Эколого­фаунистический   обзор   жуков­долгоносиков.­ Ульяновск: Филиал МГУ, 1994.­ 102с. 10.Насекомые Ульяновской области. Сборник.­ Ульяновск.: Филиал МГУ, 1994.­ 130с. 11.Новиков   А.А.   Определитель   деревьев   и   кустарников   в   безлистном издательство Государственное   Киев:   состоянии.   – сельскохозяйственной   литературы   украйнской   ССР.   1959.   –   314с. Определитель деревьев и кустарников в безлистном состоянии. 12.Пол Стерри Бабочки и мотыльки.­ Минск: Белфакс, 1995.­ 80с. 13.Попова Л.М., Благовещенская Н.И. Экология пчелиных и их охрана. ­ Ульяновск:УГПИ, 1989.­ 99с. 14.Рябицев   В.К.   Птицы   Урала,   Приуралья   и   Западной   Сибири: Справочник­определитель. – Екатеринбург: Изд­во Урал. ун­та, 2001. – 608с.: ил. 15.Учебное пособие для учителей­биологов средних школ, преподавателей биологии   и   студентов­биологов   педагогических   институтов.   ­ Ульяновск. ИПК ПРО. 1999г. – 60с. 16.Флинт  В.Е.,  Мосалов А.А., Лебедева  Е.А.  и  др. Птицы  Европейской России.   Полевой   определитель.   –   М.:   Союз   охраны   птиц   России; Алгоритм, 2001, ­ 224с. с ил. 17.Харитонов Н.П. Как изучать птиц?: Методические рекомендации для начинающих орнитологов. – М.: МГДТДиЮ, 1997. – 32с. Литература для учащихся 1. Абрахина   И.Б.,   Осипова   В.Б.,   Царёв   Г.Н.   Позвоночные   животные Ульяновской области. Под. ред. доктора биол. наук Д.И. Бибикова. – Ульяновск: «Симбирская книга», 1993. – 246с. 86 ил. 2. Акимушкин И.А. Мир животных: Насекомые. Пауки.  Домашние животные. ­ М.: Мысль, 1999. ­ 464с. 3. Дмитриев   Ю.Д.   Если   посмотреть   вокруг.   –   М.:   Детская   литература, 1976. – 319с. 4. Зайцева Е.Ю., Скворцов П.М. Школьный практикум. Биология   7­8   кл. Животные. ­ М.: Дрофа, 1998. ­ 96с. 5. Новиков   В.С.,   Губанов   И.А.   Популярный   атлас­определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2002. – 416с. 6. Плавильщиков   Н.Н.   Юным   любителям   природы.   –   М.:   Детская литература, 1975. – 303с. 7. Пол Стерри Бабочки и мотыльки.­ Минск: Белфакс, 1995.­ 80с. 8. Растения и животные: Руководство для натуралиста: пер. с нем. / К. Нидон, д­р И. Петерман, А. Шеффель, Б. Шайба. – М.: Мир, 1991. – 263с. 9. Растения и животные: Руководство для натуралиста: пер. с нем. / К. Нидон, д­р И. Петерман, А. Шеффель, Б. Шайба. – М.: Мир, 1991. – 263с. 10.Садиленко К. Твоя коллекция/ Коллекции из природы. – М.: Молодая гвардия, 1961. ­ 11с.  11.Учебное пособие для учителей­биологов средних школ, преподавателей биологии   и   студентов­биологов   педагогических   институтов.   ­ Ульяновск. ИПК ПРО. 1999г. 60с. 12.Флинт  В.Е.,  Мосалов А.А., Лебедева  Е.А.  и  др. Птицы  Европейской России.   Полевой   определитель.   –   М.:   Союз   охраны   птиц   России; Алгоритм, 2001, ­ 224с. с ил. 13.Харитонов Н.П. Как изучать птиц?: Методические рекомендации для начинающих орнитологов. – М.: МГДТДиЮ, 1997. – 32с. Методическое обеспечение  Правила подготовки к полевому выходу (ботаника) Для работы в природе, сбора растений необходима соответствующая определенным   условиям   одежда   и   специальное   оборудование:   копалка; ножницы; сушильная бумага или газетная бумага, сложенная вдвое; маленький блокнот   с   отрывными   листами   или   писчая   бумага   размером   8х12   см; гербарная папка; простой карандаш. Техника безопасности при проведении полевых исследований Правила сбора и гербаризации растений Изучение   растений   и   составление   коллекций   невозможно   без растительного   материала:   приходиться   выкапывать   целые   растения   или   их части,   срезать   побеги   и   ветви.   Очень   важно   заботиться   о   том,   чтобы   Поэтому   надо необходимые   повреждения   были   минимальными. придерживаться определенных правил: 1. Проводить сборы в таких местах, где вмешательство в наименьшей степени отразиться на хозяйственном его использовании;  2. В   качестве   рабочего   места   при   записях,   закладке   гербария   и   других работах используют обочины дорог, межи, тропинки, вырубки в лесу. 3. Забирают   из   естественных   местообитаний   растений   не   больше,   чем   это необходимо для решения конкретной задачи; 4. По   возможности   проводят   наблюдения   на   живых   растениях,   стараясь меньше их повреждать; 5. Приступая к работе, следует иметь список редких и охраняемых растений. Правила ведения дневника полевого исследования Дневник,   который   ведет   каждый   ученик,   является   основным документом,   подтверждающим   успешность   его   работы.   Это   важная   часть самостоятельной работы на экскурсии. Дневник не должен служить полевым блокнотом, иначе он может быть истрепан, испачкан, вымочен. Вести дневник надо   тщательно   и   аккуратно.   В   него   ежедневно   записывают   результаты наблюдений,   сделанных   на   экскурсии   или   во   время   лабораторной   работы. Очень   важно   научиться   вести   записи   лаконично,  так,  чтобы   они   отражали конкретные   особенности   местности,   природные   явления,   специфику изучаемых растений. Как минимум по каждой экскурсии надо записать: тему (так,   как   сформулировал   ее   преподаватель),   основные   задачи   экскурсии, краткие   итоги   общих,   проведенных   всей   группой   вместе   с   учителем наблюдений,   отчет   о   самостоятельно   выполненных   наблюдениях.   Можно внести   в   дневник   схемы   и   зарисовки,   сделанные   на   экскурсии   или   при обработке её материалов. В дневнике воспроизводятся   списки характерных растений   определенных   местообитаний.   Специальный   отдел   дневника отводится   для   общего   списка   собранных   на   экскурсиях   растений, составленного   по   семействам   (в   систематическом   порядке).   Здесь   же записываются   краткие   характеристики   некоторых   семейств   цветковых растений. Нельзя загромождать дневник общими сведениями, повторяющими учебник и другие руководства, зато очень важно – пусть и в несовершенной форме   –   заносить   в   него   свои   соображения   и   возникающие   вопросы. Сформулированный вопрос помогает искать на него ответ. Так что ведение дневника  становится частью исследовательской работы.  Алгоритм работы с определителями и лабораторным оборудованием Изучение флоры   связано с определением составляющих   её растений. Определить   растение   –   значит   установить   его   точное   видовое   название   и принадлежность   к   семейству   или   более   крупному   таксону.   Определение можно проводить непосредственно   в природе, не повреждая растения, и в классе (если необходимо использование оптики) по свежему или гербарному образцу. Определяют растения с помощью определителя, например           Определитель состоит из таблиц для определения. Они строятся обычно   они   состоят   из по   дихотомическому   (вильчатому)   принципу: пронумерованных   ступеней,   каждая   из   которых   включает   два взаимоисключающих   диагноза   –   тезу   и   антитезу.   Выбор   одного   из   этих диагнозов   в   соответствии   с   признаками   искомого   растения   и   составляет сущность определения. Успех определения зависит от умения разобраться в признаках растения и   владения   ботанической   терминологией.   Для   этого   надо   уметь   подробно описывать   растение,   называть   признаки   строения   его   вегетативных   и генеративных   органов,   в   ходе   определения   внимательно   и   до   конца прочитывать   диагнозы,   тезы   и   антитезы   каждой   ступени,   учитывая   весь комплекс. Найдя видовое название растения, надо точно вписать бинарное название вида (русское и латинское) в этикетку гербарного образца и список растений. Варианты учета птиц (Данные   методики   позволяют   изучать   птиц   и   природе,   и   в   городских условиях. По материалам сайта http://www.main.vsu.ru/oriolus/atl_metod.html.) 1. Обследование.  На   улицах   города   и   дворах   многоэтажных   домов   наиболее   удобной формой учета может быть прямой подсчет видимых гнезд или количества постоянно обитающих здесь птиц различных видов. На каждую территорию (двор, улицу) заполняют отдельный бланк. 2. Маршрутный учет.  В больших парках, лесопосадках, кладбищах, садах или территориях “частного  жилого   сектора” следует  использовать  маршрутный  учет  птиц  в полосе 50 м (по 25 м в каждую сторону) или по ширине улицы (не забудьте указать   в   бланке   протяженность   маршрута   и   ширину   улицы).   Маршрут проходят так, чтобы охватить учетом всю эту однородную территорию (парк, сад   и   т.д.).   Учитывают   всех   увиденных   и   услышанных   птиц.   Скорость движения ­ 1­2 км в час. За сезон один и тот же маршрут проходят 2­3 раза. На каждый маршрут заполняют отдельный бланк.  3. Точечный учет.  Может быть использован на любой территории. При этом учете с одного места регистрируют в течение 10 минут всех увиденных и услышанных птиц. Так же как и предыдущие, проводят 2­3 раза в одних и тех же точках. На каждую точку заполняют отдельный бланк. Даже если Вы совсем не умеете определять виды птиц, вы все равно можете   воспользоваться   данными   методиками.   Запишите   на   магнитофон (диктофон) голоса птиц на обследуемом участке. Обязательно надиктуйте на кассету: дату, время, место (подробно) и особенности окраски (поведения) записываемых   видов.   После   этого   принесите   кассету   специалистам   для перезаписи и определения видов птиц по голосу. Для   определения   птиц   используйте   соответствующие   описания   и рисунки   (определитель   видов   птиц).   Не   пытайтесь   самостоятельно   (без специалистов орнитологов) осматривать гнезда птиц, это может привести к их гибели! Достаточно записи в бланке, что гнездо есть.  Если   Вы   все   же   обнаружили   гнездо   неизвестного   Вам   вида   птиц   с яйцами или птенцами, а саму птицу не видели, запишите на отдельном листе с пометкой “Гнездо” следующие сведения:  1.   Расположение   (на   земле,   пне,   дереве,   заборе,   доме   и   т.п.,   высота   над землей).  2. Количество яиц, окраску фона и пятнышек (если они есть) или количество птенцов (оперены или нет). Это поможет специалистам определить вид птицы.          Внимание!!!   Каждую   встреченную,   но   неопределенную   Вами   птицу следует подробно описать (на отдельном листе) по схеме: 1. размер (по сравнению с воробьем, скворцом, голубем, вороной, курицей); 2. общий тон окраски и выделяющиеся по цвету места; 3. особенности формы хвоста, клюва (если возможно, ­ сделайте зарисовку); 4.   характер   передвижения,   поведение   птицы.   Помните,   что   чем   более подробно Вы сделаете описание птицы, тем больше вероятность того, что ним специалисты определят к какому виду она относится. Некоторые особенности учета отдельных видов птиц Стриж.          Поскольку в условия города этот вид гнездится на высотных зданиях, целесообразно   наблюдением   выяснить   места   гнезд   (куда   влетают   птицы). Сами гнезда, как правило, осмотреть невозможно. Кроме того, кормящиеся птицы   часто   кружат   небольшими   группами   и   стаями   над   гнездовой территорией (но среди этих птиц есть и неразмножающиеся особи). В вечернее время стрижи совершают высотные подъемы и могут оставаться в небе на ночь.   Если   удается   заметить   стаю   готовящуюся   к   подъему,   желательно подсчитать   количество   птиц   (обычно   в   это   время   они   летают   кругами). Необходимо записать так же время и место наблюдения.  Воробьи.          У нас в городе гнездятся два вида воробьев: полевой и домовый. Оба вида   образуют   небольшие   стаи   и   держатся,   как   правило,   оседло   на территории. Если удается обнаружить место кормежки такой стаи ­ можно легко пересчитать птиц. Обратите внимание на особенности окраски самцов и самок у домового воробья (они хорошо различимы) и подсчитайте отдельно самцов и самок в стае. Все молодые птицы (данного года рождения) имеют сходную с самками окраску! У полевого воробья видимых внешних различий пола   ­   нет.   Можно   попытаться   использовать   искусственную   подкормку   (в течение нескольких дней рассыпать семена подсолнечника, хлебные крошки и. т. п.), а затем, когда все птицы из ближайших окрестностей “привыкнут к корму” провести учет.  Сизый голубь (городская форма). Особенности   и   способы   учета   те   же,   что   и   для   воробьев. Дополнительной   важной   информацией   к   учету   служат   сведения   о особенностях   окраски   учтенных   птиц.   По   внешнему   виду   голубей   можно легко подразделить на 4 типа (или морфы). Исходная морфа ­ пепельно­серая окраска, зоб и шея с металлическим отливом, две темные полосы на крыле, красные   (не   опушенные)   лапы.   Меланистическая   морфа   ­   практически полностью   темная   (черная)   окраска   по   всему   телу.   Рябая   морфа   ­ промежуточная между первыми двумя, на крыле, шее, бокам тела и спине видны   крупные   темные   точки   (пятна).   Гибридная   морфа   ­   любые   цветные вкрапления (рыжее, белое, и др.), опушенные лапы, отличная форма клюва или   хвоста.   Отличительные   особенности   каждой   морфы   показаны   на рисунках. Наиболее характерные для определения признаки птиц показаны стрелками.  В  первую   очередь   обращайте   внимание   именно   на   эти   участки тела.

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов

Программа внеурочной деятельности для 7-8 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2019