Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные» как элемент мониторинга УУД школьников
Оценка 4.7

Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные» как элемент мониторинга УУД школьников

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
биология
8 кл
02.08.2019
Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные»  как элемент мониторинга УУД школьников
1.1. Назначение КИМ переводного экзамена по предмету: оценить уровень общеобразовательной подготовки по предмету; осуществление итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов. Экзаменационные материалы направлены на проверку усвоения выпускниками важнейших знаний, представленных в разделах курса биологии «Животные», предметных умений и видов познавательной деятельности.
Переводной экзамен.docx
Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные»  как элемент мониторинга УУД школьников 1.1. Назначение   КИМ   переводного   экзамена   по   предмету:  оценить   уровень общеобразовательной   подготовки   по   предмету;   осуществление   итогового   контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов. 1.2. Документы, определяющие содержание КИМ  Содержание   работы   определяет   Федеральный   компонент   государственного   стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089   «   Об   утверждении   федерального   компонента   государственных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).  Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). 1.3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ  Основой   разработки   экзаменационных   вариантов   является   инвариантное   ядро содержания биологического образования основной школы, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта и в учебниках по биологии, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования. Экзаменационные   материалы   направлены   на   проверку   усвоения   выпускниками важнейших знаний, представленных в разделах курса биологии «Животные», предметных умений и видов познавательной деятельности.  1. 4. Характеристика структуры и содержания КИМ Работа включает в себя 15 заданий и состоит из двух частей. Часть 1 содержит  ­       заданий с кратким ответом: 9 заданий базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа;  4 заданий повышенного уровня сложности, из которых 1   с выбором и записью трех верных ответов из шести, 2 на установление соответствия элементов двух информационных рядов   (в   том числе   задание   на  включение   пропущенных   в  тексте  терминов  и  понятий,  на соотнесение морфологических     признаков     организма     или     его     отдельных     органов с предложенными моделями по заданному алгоритму), 1 на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов. Часть 2 содержит 2 задания с развернутым ответом: 1 повышенного уровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; второе задание  высокого уровня сложности на анализ статистических данных, представленных в табличной форме. Распределение заданий экзаменационной работы по частям и типам заданий с   учетом максимального  первичного  балла  каждой  части  и  работы  в целом приводится в таблице 1. Таблица 1 Распределение заданий  по частям экзаменационной работы № Част и  работ ы 1 Часть 1 2 Часть 2 Ит ого Ко ли­ чест во зада ний 13 2 15 Максимальны й первичный  балл Процент максимального первичного балла за выпол­ нение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 23 Тип заданий 17 6 23 74 26 100 Задания с кратким ответом Задания с развернутым  ответом 1.5.Распределение заданий КИМ по уровням сложности Экзаменационная   работа   предусматривает   проверку   результатов   усвоения   знаний   и овладения умениями учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания; применять знания и умения в знакомой, измененной   и новой ситуациях. Воспроизведение   знаний   предполагает   оперирование   следующими   учебными   умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических   понятий;   пользоваться   биологическими   терминами   и   понятиями.   Задания   на воспроизведение обеспечивают  контроль  усвоения   основных   вопросов   курса   биологии   на базовом уровне. Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать  и  описывать   типичные биологические   объекты,   процессы  и   явления.    Применение   знаний   в   измененной   ситуации   предусматривает   оперирование   учащимися такими   учебными   умениями,   как   научное   обоснование   биологических   процессов   и   явлений, установление   причинно­следственных   связей,   анализ,   обобщение,   формулирование   выводов. Задания,   контролирующие   степень   овладения   данными   умениями,   представлены   в   части   2 работы. Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи. Задания   подобного   типа   проверяют   сформированность   у   школьников   естественнонаучного мировоззрения, биологической грамотности, творческого мышления. Распределение   заданий   экзаменационной   работы   по   уровням   сложности   приводится   в таблице 2. Уровень  сложности  заданий Базовый Повышенный Высокий Итого Коли­ чество задани й 9 5 1 15 Максималь­ ный  первичный  балл Процент  максимального  первичного  балла за  выполнение  заданий  данного  уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 23 9 1 1 3 2 3 39 48 13 100 1.6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в  целом За верное выполнение каждого  из  заданий  1–9  выставляется  1 балл, в другом случае – 0 баллов. За верное выполнение каждого из заданий 10­13 выставляется 2 балла. За ответы на задания 10  выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе  больше  символов, чем в  правильном ответе, то  за каждый лишний символ снижается 1 балл (до  0 баллов включительно). За ответ на задания 11 и 13 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки. За ответ на задание 12 выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне  ответа. Если ошибок больше, то ставится 0 баллов. Задания 14­15 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 23 На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале. «4» Отметка по пятибалльной «2» «3» «5» шкале Первичные баллы Общий план варианта КИМ для проведения переводного экзамена № Проверяемые элементы содержания 1 2 3­ 8 9 10 11 12 13 Часть 1 Роль   биологии   в   формировании   современной естественно   ­   научной   картины   мира,   в  прак­ тической деятельности людей   организмов   как Клеточное доказательство их родства, единства живой при­ роды Царство Животные   строение Умение оценивать правильность биологических суждений Умение проводить множественный выбор Умение устанавливать соответствие Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа Уровень сложнос ти задания Б Б Б Б П П П П Максм аль­ ный балл за выпол­ нение задани я 1 1 1 1 2 2 2 2 Примерное время выполнения зада­ ния (мин.) 1,5 1,5 9 1,5 6 6 6 8 14 Умение   работать   с   текстом   биологического П 3 20 содержания (понимать, сравнивать, обобщать) Часть 2 15 Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме В 3 20 Всего заданий – 15;  по уровню сложности: Б – 9; П – 5; В – 1. Максимальный балл – 23. Общее время выполнения работы – 80 минут. Контрольно­измерительные материалы проведения переводного экзамена по  биологии в 8­х классах                                               Вариант 1                                                                                                1.Какой метод Вы бы использовали для изучения поведения пчёл?                                    1) микроскопия           2) гибридизация              3) вскрытие                              4) наблюдение   2. Какие животные клетки способны к сокращению?                                                              1) эпидермиса            2) мышечные              3) нервные                    4) печени                              3.У каких рыб отсутствуют жаберные крышки?                                                                       1) двоякодышащие   2) хрящевые       3) костистые                4) костные                                    4.  Какой орган у лягушки участвует в дыхании?                                                                    1) кожа                    2) сердце              3) почки                        4) желудок                                     5.   Земноводные произошли от 1) современных латимерий                         2) вымерших  пресноводных кистепёрых рыб  3) древних двоякодышащих рыб                 4) древних  хрящевых рыб 6.Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, настоящие сухопутные животные,  так как они        1) приспособлены к наземному размножению и развитию             2) имеют две пары рычажных конечностей      3) помимо кожного дыхания осуществляют лёгочное дыхание         4) имеют развитую нервную систему 7. Мускульный отдел желудка образовался у птиц в связи с            1) питанием сочными ягодами                        2) уменьшением длины толстой кишки             3) отсутствием зубов                                        4) наличием клоаки 8.   Признак   позвоночных   характерен   только   для   представителей   класса   Звери (млекопитающие)? 1) железы, которые вырабатывают молоко                            3) глаза, которые различают цвета        2) кожа, которая поглощает кислород                                      4) скелет, который состоит из отделов 9.Верны ли следующие суждения о царстве животных?                          А. Некоторые многоклеточные животные способны к фотосинтезу.                   Б. Все водные животные хищники.  1) верно только А       2) верно только Б       3) верны оба утверждения        4) оба утвер­ ждения неверны 10. Известно, что обыкновенный (речной) бобр — полуводное млекопитающее из от­ ряда грызунов, питающееся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого   организма. ответам.  Запишите   в   таблицу   цифры,   соответствующие   выбранным 1) Длина тела бобра 100−130 см, а масса до 30 кг. 2) Бобры могут жить поодиночке, семьями и колониями. 3) Бобр валит деревья, подгрызая их стволы острыми и крупными резцами. 4) На дне запруды бобр запасает корм на зиму: молодые ветки. 5) Строит «хатки» и плотины из веток, стволов и земли на мелких речках и ручьях. 6)   К   началу   XX   века   бобры   были   почти   истреблены,   но   сейчас   их   численность восстанавливается. 11. Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИВОТНОЕ   A) имеет один круг кровообращения Б) продукт выделения — мочевина В) дыхание кожно­лёгочное Е Г Г) имеет чешую Д) имеет чётко выраженные пояса конечностей и свобод­ Д Б В А   ные конечности           1) пресноводный окунь 2) зелёная лягушка   Е) имеет боковую линию 12. Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Млекопитающие 2) Куньи 3) Лесная куница 4) Хордовые 5) Хищные  13.  Вставьте   в   текст   «Пищеварение   у   плоских   червей»   пропущенные   термины   из   предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ПИЩЕВАРЕНИЕ У ПЛОСКИХ ЧЕРВЕЙ Свободноживущие плоские черви по образу жизни, как правило, ___________ (А). Пища, поступившая в их организм, переваривается в клетках стенок кишечника и в ___________ (Б). Непереваренные остатки пищи удаляются через ___________ (В). Некоторые паразитические черви не имеют кишечника, поступление пищи у них происходит через ___________ (Г).  ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1)полость  тела       2)ротовое отверстие       3)анальное отверстие     4) желудок 5) поверхность тела 6) глотка 7) симбионт 8) хищник    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  А Б В Г         14. Используя содержание текста «Что предпочитает есть муравей?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.   1) Какую функцию в муравейнике выполняли муравьи, участвующие в эксперименте? 2) Чем экспериментаторы кормили муравьёв до начала эксперимента? 3)   Какое  оптимальное   соотношение   белков   и   углеводов   в   рационе   питания   чёрных   садовых муравьёв обеспечило им жизнь до 400 дней? ЧТО ПРЕДПОЧИТАЕТ ЕСТЬ МУРАВЕЙ?   Чёрные садовые муравьи, оказывается, очень удобный объект для изучения влияния фактора питания на продолжительность  жизни. В естественных условиях они питаются падью — сладким соком растений, а также мёртвыми насекомыми. Но чего и сколько съедает отдельный муравей, понять трудно, потому что распределение добычи, принесённой муравьями­фуражирами, происходит в недрах гнезда. До эксперимента было   известно,   что   белковая   часть   пищи   идёт   в  основном   на  прокормление   личинок,  а   взрослые   особи предпочитают растительную пищу. Исследовать проблему питания оказалось сложно, так как муравьиные колонии неоднородны по составу, поэтому был поставлен эксперимент. Предварительно учёные сформировали более 100 экспериментальных групп по 200 рабочих муравьёв­ фуражиров в каждой. Насекомых отбирали вне гнезда, когда они собирали корм. В этих однородных группах не было ни королевы, ни личинок. Каждую группу поместили в «гнездо» — пластиковую чашку диаметром 10 см, дно которой выстилали влажной ватой. Гнездо ставили на круглую подставку диаметром 12 см с очень скользкими стенками, которые не позволяли насекомым сбежать. В этой же зоне муравьёв и кормили из единственной   кормушки   —   так   проще   было   учитывать   потреблённый   за   сутки   корм,   число   муравьёв   у кормушки и число кормящихся насекомых. Сначала им давали 15%­ный раствор пчелиного мёда и мучных червей (личинок мучного хруща), а спустя неделю, когда насекомые пообвыклись на новом месте, начали эксперимент.  На первом этапе эксперимента учёные решили проверить, как на продолжительность жизни муравьёв влияет соотношение белков и углеводов. Для насекомых приготовили искусственные корма, в которых общая концентрация   питательных   веществ   была   постоянной,   неизменным   оставалось   и   содержание   витаминов, минералов и жиров, а отношение белков и углеводов составляло 5:1, 3:1, 1:3 и 1:5. Каждый из этих четырёх рационов опробовали 32 экспериментальные группы. Ежедневно исследователи убирали из гнезда мёртвых муравьев; эксперимент длился до тех пор, пока не умерли все насекомые. В результате было установлено что группы,   находящиеся   преимущественно   на   углеводной   диете,   продержались   около   400   дней,   а   с максимальным   преобладанием   белков   едва   дотягивали   до   50   дней.   Таким   образом,   учёным   удалось установить наиболее оптимальное соотношение углеводной и белковой пищи в питании муравьёв­фуражиров. 15.Пользуясь таблицей «Состояние некоторых жизненных процессов у млекопитающих в период  активности и во время спячки» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.    Название животного Пульс в минуту Температура тела, °С % потери в весе в период активности во время спячки в период активности во время спячки Ёж Летучая мышь Хомяк Жёлтый суслик 75 420 175 225 25 16 13 12 35,5 37,5 38,5 37,0 3,1 2,6 4,5 1,4 31,2 33,5 35 43 1) Опускается ли температура тела животных ниже 0 °C во время спячки? 2) Кто из перечисленных животных в норме больше тратит энергии в период их активности? 3)   Кто   из   перечисленных   животных   больше   остальных   теряет   в   весе   за   время   спячки   и   почему?

Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные» как элемент мониторинга УУД школьников

Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные»  как элемент мониторинга УУД школьников

Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные» как элемент мониторинга УУД школьников

Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные»  как элемент мониторинга УУД школьников

Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные» как элемент мониторинга УУД школьников

Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные»  как элемент мониторинга УУД школьников

Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные» как элемент мониторинга УУД школьников

Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные»  как элемент мониторинга УУД школьников

Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные» как элемент мониторинга УУД школьников

Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные»  как элемент мониторинга УУД школьников

Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные» как элемент мониторинга УУД школьников

Переводной экзамен по биологии «Биология. Животные»  как элемент мониторинга УУД школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2019