Разработка урока по теме: "Европейский Север. Географическое положение""по учебнику под редакцией Дронова В.П. «География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс".
Автор: учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 39» Честнова Ольга Валерьевна.
Практическая реализация: урок проведен в рамках методического семинара учителей географии ДООГ.
Технологии: урок с применением технологий проблемного обучения, развивающего обучения.
Методы обучения: наглядные, практические, проблемного обучения.
Деятельность учащихся на уроке: работа с разнообразными источниками знаний: текстом учебника и хрестоматией, картами, анимациями, интерактивными картами, контурными картами. таблицей, подготовка докладов, создание презентаций, представление своих работ.
Способы обучения: индивидуальный, групповой, коллективный.
Средства обучения: учебник географии, географический атлас, контурные карты, презентация PowerPoint, алгоритм учебных действий, настенные физическая и административная карты, электронное приложение к учебнику, учебные фильмы.
Цель урока: познакомить учащихся с составом района, физико- и экономико-географическим положением, его влиянием на природу, хозяйство и жизнь населения,
Достижение образовательных результатов:
личностные: принять правила поведения на уроке, осознать особенности географического положения и природы Европейского Севера.
метапредметные: проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания, индивидуальной деятельности и анализа источников информации. Работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям, проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности.
предметные: уметь оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения, устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство, выявлять и анализировать условия для развития хозяйства, проводить анализ различных географических источников.
Содержание урока:
Этапы урока |
Слайды презентации |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методический комментарий |
|
1. Организационный момент |
|
Организация класса, положительный психологический настрой, организация внимания. Проверить, что необходимо к уроку: учебник, атласы, контурные карты, электронное приложение к учебнику). |
Готовят всё необходимое к уроку. На доске карты: административная России и физическая России. |
Цели данного этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке. Психологический настрой – эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами. |
|
2. Актуализация знаний |
|
Мы уже изучили I раздел нашего учебника"Хозяйство России" и сегодня приступаем к изучению комплексных районов. Как вы думаете, ребята, для чего необходимо районировать территорию страны? Какие виды районирования вы знаете? 1. Природное районирование. Покажите природные районы страны. 2.Комплексное районирование. Назовите и покажите комплексные районы страны.
Сегодня мы приступаем к изучению первого комплексного района. Давайте посмотрим положение района на карте. Как вы считаете, по какому плану мы будем изучать район? С чего необходимо начать? Запишем тему урока" Европейский Север. Географическое положение". |
Учащиеся вспоминают, что Россия по площади самая большая страна в мире, протяжённость с севера на юг и с запада на восток тоже велика. Показывают на карте Россию, природные районы, комплексные районы. Отмечают, что комплексный район учитывает природу, население и хозяйство. Учащиеся рассматривают положение Европейского Севера на карте. Определяют план изучения района и записывают тему урока.
Учащиеся совместно с учителем по учебнику составляют план характеристики комплексного района. |
Зачем районировать территорию страны? Метод деления территории по определённым признакам на отдельные части называется районированием. География - единственная наука, для которой этот метод является основным. Район -это территория(или акватория), отличающаяся от других особенностями происхождения, природы, населения и хозяйства.
План характеристики комплексного района(Приложение1). |
|
3. Целеполагание |
Цель урока: познакомиться с составом района, особенностями географического положения: физико- и экономико-географическим положением, геополитическим положением, влиянием географического положения на природу, хозяйство и жизнь населения. |
Совместно с учителем учащиеся.определяют цель урока. Знакомятся с визитной карточкой района(электронное приложение к учебнику).
|
Знакомятся с содержанием рубрики"Вы узнаете"в учебнике на стр. 92. Учитель стимулирует мотивы обучения. В процессе совместной деятельности учителя и учащихся определяются задачи урока. |
|
|
4. Изучение нового материала. Визитная карточка региона. |
http://www.multirussia.ru/ https://www.youtube.com https://www.youtube.com
|
1. Работа с электронным учебником. Изучение состава района и показ на административной карте субъектов Европейского Севера. 2. А знаете ли вы особенности этих субъектов? Давайте узнаем. В этом нам поможет видео энциклопедия "Мультироссия". При грантовой поддержке РГО создан 51 мультик о регионах нашей страны. От Калининграда до Сахалина, от Таймыра до Дербента. В каждом мультике содержится 5-7 интересных фактов, которые служат визитной карточкой региона. Ведущий мультфильмов медведь-краевед. 3. При просмотре видео о Мурманске учитель рассказывает о полярном сиянии: загадочное, мистическое, волшебное, одно из чудес света. Не хватает красивых слов, чтобы передать всё великолепие этого явления. |
1. Ученики показывают на административной карте состав Европейского Севера. 2. После просмотра мультиков, заполняют таблицу. Выделяют и записывают особенности каждого субъекта, входящего в Европейский Север. 3. При просмотре видео о Мурманске учитель рассказывает о полярном сиянии. Учащиеся знакомятся с этим явлением. 4. На контурной карте выделяют зелёным цветом границу района. Красным цветом -государственную границу России, границу между субъектами-простым карандашом. Ученики работают также на электронной контурной карте на доске). |
Учитель наблюдает за показом объектов. Один ученик работает у доски, остальные показывают по карте атласа. Таблица "Субъекты Европейского Севера и их особенности"(см. Приложение 2). |
|
4. Изучение нового материала. Учитель ставит перед учащимися проблему. По ходу рассказа учителя учащиеся выделяют особенности ФГП(северность). |
https://www.youtube.com
https://rutube.ru/video |
Район занимает значительную площадь, но проживает на его территории всего 5 млн. человек. В чём причина? Особенности ФГП: Район пересекается северным полярным кругом(обозначить на контурной карте). Большая территория района находится за Полярным кругом. То есть основная черта географического положения района -его северность. Зимой там длинные полярные ночи, а летом полярные дни. В Мурманске 40 дней Солнце не восходит. Продолжается полярная ночь |
Учащиеся слушают учителя, выделяют особенности ФГП района, обозначают их на контурной карте. В Мурманске полярная ночь продолжается с начала декабря и до середины января. У народов Крайнего Севера есть традиция встречать солнце. В эти дни проводятся массовые народные гуляния, праздник"Здравствуй, Солнце". Просмотр видео "Встреча первого восхода Солнца".
|
|
|
5. Ознакомление с новыми источниками знаний |
|
Рассмотрите карту и объясните, какие широтные зоны расположены на территории Европейского Севера? Какую часть территории района они занимают? В каких климатических поясах находится территория района? |
Работа в парах. Учащиеся работают с картой, отвечают на вопросы. |
Работа с картой "Широтные зоны Севера". |
|
|
|
Освоение северной части района приходится в условиях многолетней мерзлоты. Более 1/3 территории Европейского Севера занимают заболоченные земли и скопление ледниковых валунов. |
Учащиеся работают с картой и делают вывод: Большая часть района имеет островное распространение многолетней мерзлоты. |
Интерактивная карта "Многолетняя мерзлота на территории России" |
|
|
|
Изучите карту. Оцените, насколько благоприятны условия на территории Европейского Севера. |
Учащиеся знакомятся с новыми источниками знаний, дают оценку благоприятности природных условий для жизни населения Европейского Севера. |
Изучение карты "Благоприятность природных условий для жизни населения". |
|
6. Выделение особенностей ФГП (приморское положение). |
|
Район имеет выход к побережью Северного Ледовитого океана. Омывается морями: Белым, Баренцевым и Карским. |
Учащиеся работают с таблицами и сравнивают моря. Делают вывод. |
Таблица "Моря, омывающие Европейский Север". Задания к карте см.(Приложение 3). |
|
7. Промежуточный вывод о влиянии ФГП на природу, население и хозяйство. |
|
Учащиеся делают вывод совместно с учителем, записывают в тетрадь. |
|
||
8. Закрепление на практике. |
Учитель просматривает работы учащихся на контурной карте. Одновременно идет работа на электронной контурной карте на доске. |
Учащиеся обозначают элементы географического положения на физической карте: заливы: Кандалакшский. Онежская губа. Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. |
|
||
9. Выделение особенностей ЭГП |
Работа с учебником стр.92 |
Учащиеся обозначают на контурной карте Норвежское течение, морские порты: Архангельск и Мурманск.
Учащиеся делают доклады о портах. По карте "Комплексные районы" (стр.7) определяют соседское положение района.
Район граничит с развитыми районами России: Северо- Западным, Центральной Россией, Уралом и Западной Сибирью. Подписывают районы-соседи на контурной карте. |
Выход к незамерзающей части Баренцева моря, наличие морских портов. |
||
10. Выделение особенностей геополитического положения. |
Работа с учебником стр.92 |
1. Благоприятное влияние на развитие района оказывают внешние соседи. 2. Наличие военно-морских баз Северного флота. Работа с анимацией "Северный военно- морской флот России". |
Учащиеся читают геофокус на стр. 93. Обозначают границу с Норвегией и Финляндией и подписывают страны на карте. Слушают доклад "Северный морской путь". |
Западная граница с Норвегией и Финляндией способствует налаживанию внешнеэкономического партнёрства. |
|
11. Общий вывод о влиянии Географического положения района на природу. население и хозяйство. |
|
Вывод формулируют совместно с учителем. |
Учащиеся записывают в тетрадь вывод |
|
|
12. Подведение итогов работы |
|
Сегодня на уроке мы, используя разнообразные источники информации, дали оценку географического положения Европейского Севера. Что вы узнали нового? С какими источниками информации работали? Назовите методы и формы работы. |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Вместе с учителем подводят итоги урока
Учащиеся сдают на проверку выполненные контурные карты. |
|
|
13. Домашнее задание. |
|
Изучить §25 учебника, подготовить ответы на вопросы на стр.93. Выделить положительные и отрицательные черты географического положения района. |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.