Разработка урока по теме: "Европейский Север. Географическое положение""по учебнику под редакцией Дронова В.П. «География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс"
Оценка 4.7

Разработка урока по теме: "Европейский Север. Географическое положение""по учебнику под редакцией Дронова В.П. «География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс"

Оценка 4.7
docx
06.02.2022
Разработка урока по теме: "Европейский Север. Географическое положение""по  учебнику под редакцией Дронова В.П. «География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс"
Открытый урок по теме Европейский Север. Географическое положение.docx

Разработка урока по теме: "Европейский Север. Географическое положение""по  учебнику под редакцией Дронова В.П. «География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс".

 

Автор: учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 39» Честнова Ольга Валерьевна.

Практическая реализация: урок проведен в рамках методического семинара учителей географии ДООГ. 

Технологии: урок с применением технологий проблемного обучения, развивающего обучения.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Методы обучения: наглядные, практические, проблемного обучения.

Деятельность учащихся на уроке: работа с разнообразными источниками знаний: текстом учебника и хрестоматией,  картами, анимациями, интерактивными картами, контурными картами. таблицей, подготовка докладов, создание презентаций, представление своих работ.

 Способы обучения: индивидуальный, групповой, коллективный.

Средства обучения: учебник географии, географический атлас, контурные карты,  презентация PowerPoint,  алгоритм учебных действий, настенные физическая и административная карты, электронное приложение к учебнику, учебные фильмы.

Цель урока: познакомить учащихся с составом района, физико- и экономико-географическим положением, его влиянием на природу, хозяйство и жизнь населения,

Достижение образовательных результатов:

личностные: принять правила поведения на уроке, осознать  особенности  географического положения и природы Европейского Севера.

метапредметные: проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания,  индивидуальной деятельности и анализа источников информации. Работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям, проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности.

предметные: уметь оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения, устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство, выявлять и анализировать условия для развития хозяйства, проводить анализ различных географических источников.


Содержание урока:

Этапы урока

Слайды презентации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1.  Организационный момент

    

УМК "География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс". Контурные карты  

Организация класса, положительный психологический настрой, организация внимания.

Проверить, что необходимо к уроку: учебник, атласы, контурные карты, электронное приложение к учебнику).

Готовят всё необходимое к уроку. На доске карты: административная России и физическая России.

Цели данного этапа:

психологический настрой учащихся;

обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Психологический настрой – эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.

2.  Актуализация знаний

 

Европейский Север.jpg

Мы уже изучили I раздел нашего учебника"Хозяйство России" и сегодня приступаем к изучению комплексных районов. Как вы думаете, ребята, для чего необходимо районировать территорию страны? Какие виды районирования вы знаете?

1. Природное районирование. Покажите природные районы страны.

2.Комплексное районирование.

Назовите и покажите комплексные районы страны.

 

Сегодня мы приступаем к изучению первого комплексного района. Давайте посмотрим положение района на карте.

Как вы считаете, по какому плану мы будем изучать район?

С чего необходимо начать?

Запишем тему урока" Европейский Север. Географическое положение".

Учащиеся вспоминают, что Россия по площади самая большая страна в мире, протяжённость с севера на юг и с запада на восток тоже велика. Показывают на карте Россию, природные районы, комплексные районы. Отмечают, что комплексный район учитывает природу, население и хозяйство.

Учащиеся рассматривают положение Европейского Севера на карте.

Определяют план изучения района и записывают тему урока.

 

Учащиеся совместно с учителем по учебнику  составляют план характеристики комплексного района.

Зачем районировать территорию страны?

Метод деления территории по определённым признакам на отдельные части называется районированием.

География - единственная наука, для которой этот метод является основным.

Район -это территория(или акватория), отличающаяся от других особенностями происхождения, природы, населения и хозяйства.

 

 

 

 

 

 

План характеристики комплексного района(Приложение1).

3. Целеполагание

Цель урока: познакомиться с составом района, особенностями географического положения: физико- и экономико-географическим положением, геополитическим положением,  влиянием географического положения на природу, хозяйство и жизнь населения.

Совместно с учителем учащиеся.определяют цель урока. Знакомятся с визитной карточкой района(электронное приложение к учебнику).

 

Знакомятся с содержанием рубрики"Вы узнаете"в учебнике на

стр. 92.

Учитель стимулирует мотивы обучения. В процессе совместной деятельности учителя и учащихся определяются задачи урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Изучение нового материала. Визитная карточка региона.

 

 

 

Европейский Север визитка.jpg

 

 

 

 

 

 

http://cdn.fishki.net/upload/post/201601/02/1798918/tn/9bws0f_cngw.jpg

http://www.multirussia.ru/

https://www.youtube.com

https://www.youtube.com

 

 

 

1. Работа с электронным учебником. Изучение состава района и показ на административной карте субъектов Европейского Севера.

2. А знаете ли вы особенности этих субъектов? Давайте узнаем. В этом нам поможет видео энциклопедия "Мультироссия".

При грантовой поддержке РГО создан 51 мультик о регионах нашей страны. От Калининграда до Сахалина, от Таймыра до Дербента. В каждом мультике содержится 5-7 интересных фактов, которые служат визитной карточкой региона. Ведущий мультфильмов медведь-краевед.

3. При просмотре видео о Мурманске учитель рассказывает о полярном сиянии: загадочное, мистическое, волшебное, одно из чудес света. Не хватает красивых слов, чтобы передать всё великолепие этого явления.

1. Ученики показывают на административной карте состав Европейского Севера.

2. После просмотра мультиков, заполняют таблицу. Выделяют и записывают особенности каждого субъекта, входящего в Европейский Север.

3. При просмотре видео о Мурманске учитель рассказывает о полярном сиянии. Учащиеся знакомятся с этим явлением.

4. На контурной карте выделяют зелёным цветом границу района. Красным цветом -государственную границу России, границу между субъектами-простым карандашом.

Ученики работают также на электронной контурной карте на доске).

Учитель наблюдает за показом объектов. Один ученик работает у доски, остальные показывают по карте атласа.

Таблица "Субъекты Европейского Севера и их особенности"(см. Приложение 2).

4. Изучение нового материала. Учитель ставит перед учащимися проблему.

  По ходу рассказа учителя учащиеся выделяют особенности ФГП(северность).

 

 

 

 

34 минуты радости жители мурманска встретили первый рассвет после полярной ночи.jpg

https://www.youtube.com

 

https://rutube.ru/video

Район занимает значительную площадь, но проживает на его территории всего 5 млн. человек. В чём причина?

Особенности ФГП:

Район пересекается северным полярным кругом(обозначить на контурной карте). Большая территория района находится за Полярным кругом.

То есть основная черта географического положения района -его северность. Зимой там длинные полярные ночи, а летом полярные дни.

В Мурманске 40 дней Солнце не восходит. Продолжается полярная ночь

Учащиеся слушают учителя, выделяют  особенности ФГП района, обозначают их на контурной карте.

В  Мурманске полярная ночь продолжается с начала декабря и до середины января.

У народов Крайнего Севера есть традиция встречать солнце. В эти дни проводятся массовые народные гуляния, праздник"Здравствуй, Солнце".

 Просмотр видео "Встреча первого восхода Солнца".

 

 

5.  Ознакомление с новыми источниками знаний

Широтные зоны Севера.jpg

Рассмотрите  карту и объясните, какие широтные зоны расположены на территории Европейского Севера? Какую часть территории района они занимают? В каких климатических поясах находится территория района?

Работа в парах.

Учащиеся работают с картой, отвечают на вопросы.

Работа с картой "Широтные зоны Севера".

 

 

мерзлота.jpg

Освоение северной части района приходится в условиях многолетней мерзлоты. Более 1/3 территории Европейского Севера занимают заболоченные земли и скопление ледниковых валунов.

Учащиеся работают с картой и делают вывод: Большая часть района имеет островное распространение многолетней мерзлоты.

Интерактивная карта "Многолетняя мерзлота на территории России"

 

 

 

Благоприятность природных условий для жизни населения.jpg

Изучите карту. Оцените, насколько благоприятны условия на территории Европейского Севера.

Учащиеся знакомятся с новыми источниками знаний, дают оценку благоприятности природных условий для жизни населения Европейского Севера.

Изучение карты "Благоприятность природных условий для жизни населения".

6. Выделение особенностей ФГП

(приморское положение).

 

Район имеет выход к побережью Северного Ледовитого океана. Омывается морями: Белым, Баренцевым и Карским.

Учащиеся работают с таблицами и сравнивают моря. Делают вывод.

Таблица "Моря, омывающие Европейский Север".

Задания к карте см.(Приложение 3).

7. Промежуточный вывод о влиянии ФГП  на природу, население и хозяйство.

 

 

 

 

Учащиеся делают вывод совместно с учителем, записывают в тетрадь.

 

8. Закрепление на практике.

Учитель просматривает работы учащихся на контурной карте. Одновременно идет работа на электронной контурной карте на доске.

Учащиеся обозначают элементы географического положения на физической карте: заливы: Кандалакшский. Онежская губа. Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач.

 

9. Выделение особенностей ЭГП

Работа с учебником стр.92

Учащиеся обозначают на контурной карте Норвежское течение, морские порты: Архангельск и Мурманск.

 

Учащиеся делают доклады о портах.

По  карте "Комплексные районы" (стр.7) определяют соседское положение района.

 

Район граничит с развитыми районами России: Северо- Западным, Центральной Россией, Уралом и Западной Сибирью. Подписывают районы-соседи на контурной карте.

Выход к незамерзающей части Баренцева моря, наличие морских портов.

10. Выделение особенностей геополитического положения.

Работа с учебником стр.92

1. Благоприятное влияние на развитие района оказывают внешние соседи.

2. Наличие военно-морских баз Северного флота. Работа с анимацией "Северный военно- морской флот России".

Учащиеся читают геофокус на стр. 93.

Обозначают границу с Норвегией и Финляндией и подписывают страны на карте.

Слушают доклад "Северный морской путь".

Западная граница с Норвегией и Финляндией способствует налаживанию внешнеэкономического партнёрства.

11. Общий вывод о влиянии Географического положения района на природу. население и хозяйство.

 

Вывод формулируют совместно с учителем.

Учащиеся записывают в тетрадь вывод

 

12.  Подведение итогов работы

 

Сегодня на уроке мы, используя разнообразные источники информации, дали оценку географического положения Европейского Севера. Что вы узнали нового? С какими источниками информации работали? Назовите методы и  формы работы.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Вместе с учителем подводят итоги урока

 

 

 

Учащиеся сдают на проверку выполненные контурные карты.

 

13. Домашнее задание.

 

Изучить §25 учебника, подготовить ответы на вопросы на стр.93.

Выделить положительные и отрицательные черты географического положения района.

 

 

.


 

Скачано с www.znanio.ru

Разработка урока по теме: "Европейский

Разработка урока по теме: "Европейский

Европейского Севера. метапредметные: проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания, индивидуальной деятельности…

Европейского Севера. метапредметные: проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания, индивидуальной деятельности…

Содержание урока : Этапы урока

Содержание урока : Этапы урока

Мы уже изучили I раздел нашего учебника"Хозяйство

Мы уже изучили I раздел нашего учебника"Хозяйство

Совместно с учителем учащиеся.определяют цель урока

Совместно с учителем учащиеся.определяют цель урока

Работа с электронным учебником

Работа с электронным учебником

Зимой там длинные полярные ночи, а летом полярные дни

Зимой там длинные полярные ночи, а летом полярные дни

Изучите карту. Оцените, насколько благоприятны условия на территории

Изучите карту. Оцените, насколько благоприятны условия на территории

Выделение особенностей ЭГП

Выделение особенностей ЭГП

Подведение итогов работы

Подведение итогов работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022