Организация экскурсионной работы в музее
Пудова Любовь Валерьевна,
руководитель музея истории школы №12
МБОУ города Кургана «Лицей №12»
Традиционными мероприятиями музея являются экскурсии об истории школы №12, о её традициях, о легендарных людях, чья жизнь и судьба имеет отношение к школе №12 и т.д. Экскурсии проводятся участниками кружка «Юный экскурсовод» для учеников лицея, родителей лицеистов и для гостей школы. За последние два года в музее проведено более 150 экскурсий.
Занятия кружка «Юный экскурсовод» проводятся два раза в неделю. На занятиях экскурсоводы учатся культуре речи и ораторскому искусству, умению устанавливать контакт с группой экскурсантов и удерживать внимание слушателей в течение всей экскурсии. В зависимости от аудитории строго соблюдается время экскурсии:
· 1-3 классы -15-20 мин.
· 4-7 классы - 30-40 мин.
· 8-11 классы - 45 мин.
· Взрослые (гости лицея, родители лицеистов) - 45 мин.
По характеру содержания экскурсии в музее делятся на:
1. Обзорные (ознакомительные): «Лицей сегодня», «От школы к лицею» и др.
2. Цикловые (несколько экскурсий, объединенных одной темой): «Школа №12 и Афганистан» и «Михаил Сормачев, воин-интернационалист, выпускник школы №12».
3. Тематические
a. Историко-краеведческие: «Дореволюционная история школы», «Мужская средняя школа №12» и др.
b. Историко-биографические: «Любовь Васильевна Крючкова. Жизнь и судьба», «Герой Советского Союза Евгений Константинович Кремлёв, ученик школы №12» и др.
c. Военно-исторические: «Города-герои», «Реликвии военных лет», «Фронтовые солдатские письма» и др.
d. Искусствоведческие: «Виктор Федорович Потанин, член Союза писателей России, выпускник школы №12», «Валерий Иванович Портнягин - журналист, эссеист, критик, главный редактор газеты «Курган и курганцы»» и др.
По составу экскурсантов экскурсии делятся на три группы:
1) Дореволюционная история школы.
2) Любовь Васильевна Крючкова. Жизнь и судьба.
3) Школа довоенного времени.
4) Мужская средняя школа №12.
5) Выпускники 12-ой дорогами войны.
6) Фронтовые солдатские письма.
7) Города-герои.
8) Экспонаты музея – реликвии военных лет.
9) Герой Советского Союза Евгений Константинович Кремлёв, ученик нашей школы.
10) Кравченко Григорий Пантелеевич – дважды Герой Советского Союза.
11) Михаил Сормачев, воин-интернационалист, - выпускник школы №12.
12) Школа №12 и Афганистан.
13) От школы к лицею.
14) Лицей №12 сегодня.
15) Судьба школы в судьбе страны.
1) Дореволюционная история школы.
2) Ученики 12-ой дорогами войны.
3) Михаил Сормачев, воин-интернационалист, - выпускник школы №12.
4) Ученики школы и Афганистан.
5) Лицей №12 сегодня.
1) От школы к лицею.
2) Выпускники двенадцатой дорогами войны.
3) Школа №12 и Афганистан.
4) Лицей №12 сегодня.
5) Традиционные мероприятия лицея.
Экскурсионные программы
№ п/п |
Экскурсионные программы |
Целевая аудитория |
1 |
«Праздник первого посещения музея» |
1 классы |
2 |
«История школы №12» |
2-5 классы |
3 |
«Судьба школы в судьбе страны» |
5-11 классы |
4 |
«Выпускники 12-ой дорогами войны» |
5-11 классы |
|
«Города-герои» |
5-11 классы |
|
«Фронтовые солдатские письма» |
5-11 классы |
5 |
«История пионерской организации школы №12» |
8-11 классы |
6 |
«Кравченко Г.П. – дважды Герой Советского Союза» |
8-11 классы |
7 |
«История Александровской женской гимназии» |
8-11 классы |
8 |
«Евгений Константинович Кремлёв – Герой Советского Союза» |
8-11 классы |
9 |
«Михаил Сормачев, выпускник лицея, погибший в Афганистане» |
9-11 классы |
10 |
«Героическая судьба выпускника школы Сергея Гаева» |
9-11 классы |
11 |
Обзорная экскурсия по музею |
1-11 классы, родители, гости |
|
|
|
|
Перед началом экскурсии посетителей музея предупреждают, что после окончания мероприятия им будут заданы вопросы по тому материалу, который они услышат и увидят. Большей частью это несложные вопросы, но есть и такие, на которые можно ответить, только внимательно прослушав экскурсию.
Викторина по экскурсии «Назад в СССР»
1. Число, месяц, год образования СССР? (30 декабря 1922 года).
2. Чье имя носила пионерская организация до того, как она стала Ленинской? (Спартака).
3. За что администрация школы №12 города Кургана получила телеграмму от товарища Сталина? (за сбор денег на строительство самолёта «Курганский пионер»).
4. Назовите традиционные мероприятия школы №12 в Советское время? (Турслёт, вахта Памяти у Вечного костра (Пост №1), сбор макулатуры)
5. А ежедневная радиопередача для школьников? («Пионерская зорька»).
6. Сколько стоил коробок спичек? (1 копейка)
7. Дата прекращения существования СССР? (26 декабря 1991 года).
8. Сколько стоил проезд в общественном транспорте (5 копеек)
9. Сколько стоила булка хлеба? (24 копейки)
10. Сколько стоило позвонить из телефона-автомата? (2 копейки)
Передача информации в музее осуществляется через:
1. Экскурсии.
2. Музейные уроки.
3. Занятия кружка «Юный экскурсовод».
4. Тематические вечера.
5. Литературно-музыкальные композиции.
Большей популярностью и интересом пользуются литературно-музыкальные композиции в музее, которые позволяют максимально погружаться в описываемый временной промежуток. Гости могут наглядно представить эпоху благодаря использованию соответствующих видеокадров, слайдов, фотографий, музыкальных фрагментов и т.д.
Посещая экскурсии и литературно-музыкальные композиции, постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива: школы, страны. Экскурсия в музее становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма, создает условия для формирования любви и гордости за свой город, краю, свою школу.
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.