Владимирский институт развития образования
Кафедра дошкольного образования
Организация и проведение режимных
процессов
с детьми в ДОО
Выполнила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26 »
г.Александров
Валивач Ирина Николаевна
Реализуемая программа: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Владимир 2023 г.
1) Диагностическая карта по формированию у детей культурно-гигиенических навыков (культура приема пищи)
Возрастная группа:Разновозрастная
|
|
Программные задачи: формировать элементарные навыки поведения за столом.
|
|||||
№ п/п |
Шифр |
Есть аккуратно (не крошить хлеб, не проливать пищу) |
Хорошо пережевывать пищу (не спеша, с закрытым ртом) |
Пользоваться столовыми приборами |
Обращаться с просьбой, благодарить |
Сформиро ванность навыка (в %) |
|
1 |
И.Щ |
+ |
+ |
+ |
+ |
100 |
|
2 |
К.Я |
+ |
+ |
+ |
+ |
100 |
|
3 |
Д.К |
- |
+ |
+ |
- |
50 |
|
4 |
А.К |
- |
+ |
- |
+ |
50 |
|
5 |
К.А |
- |
+ |
+ |
+ |
75 |
|
6 |
Р.С |
+ |
+ |
+ |
+ |
100 |
|
7 |
М.Д |
+ |
+ |
+ |
- |
75 |
|
8 |
С.М |
+ |
+ |
- |
+ |
75 |
|
9 |
Я.М |
+ |
+ |
- |
+ |
75 |
|
10 |
А.К |
- |
+ |
- |
- |
25 |
|
Вывод: Продолжать работу по формированию культурно гигиенических навыков, давать детям различные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и со взрослыми. Обыгрывать различные ситуации в сюжетно- ролевой игре «Семья» , а так же проводить индивидуальную работу по закреплению полученных навыков в различных видах деятельности.
2) Содержание видов труда по возрастам (выписка из реализуемой программы)
Вид труда |
II младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Хозяйственно-бытовой труд |
Формировать
желание участвовать |
Воспитывать у детей положительное |
Воспитывать у детей положительное |
Продолжать формировать трудовые |
Труд в природе |
Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями |
Поощрять желание детей ухаживать за растениями |
Поощрять
желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и
растениями в уголке природы; |
Закреплять
умение самостоятельно и ответственно |
Ручной труд |
- |
- |
Прикладное творчество. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек). Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик). Закреплять умение детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части. Формировать умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения. Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр. Закреплять умение детей экономно и рационально расходовать материалы.
|
Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.). Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами. Прикладное творчество: работа с тканью. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом. Прикладное творчество: работа с природным материалом. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»). Развивать фантазию, воображение. Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.
|
3) Атрибуты и материалы для всех видов труда
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3 – 7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.В. Куцакова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
Вид труда |
II младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Хозяйственно-бытовой труд Фартуки хлопчатобумажные для дежурства по столовой Фартуки хлопчатобумажные для уборки помещения Клеенчатые фартуки для мытья игрушек, стирки кукольного белья, работы в уголке природы Щетка сметка Совок Щетка половая Совок для мусора Тазы Ведра, лейки Подносы Сервировочный столик Тряпочки для протирания пыли Щетка для чистки одежды Щетка для обуви Веники для сметания снега(у входа в помещение) и подметания веранд и построек |
4 6 2-4
1 1 - - - 2-4 2-4 1 5 2 - - |
4-6 8 6
2 2 1 1 2-4 4-5 2-4 1 10 2 - 2 |
2 10-15 10-15
1 1 1 1 4-5 5 2-4 1 10 2 2 2 |
2 10-15 10-15
1 1 1 1 4-5 5 1-4 1 10 2 2 2 |
Труд в природе Деревянная лопата для расчистки снега Грабли деревянные для сгребания листьев Грабли металлические для рыхления, очистки поверхности почвы от камней Метелки для уборки участка сухих листьев и другого мусора Носилки с бортиками для переноски земли, песка, сухих листьев Тачка для перевозки земли, песка, сухих листьев, камушков Движок для сгребания свежевыпавшего снега Скребки металлические Санки, корзины или ящики для перевозки снега, мусора, земли и пр. Совки для выкапывания и посадки растений, окучивания и рыхления почвы Ручные цапки для рыхления земли
|
5 2 2
5 - - - - - 1
- |
5 4 4
5 1 1 1 - 2 2
2 |
5 4 4
5 2 2 1 - 2 3
2
|
5 4 4
5 2 2 1 3 2 4
2 |
Ручной труд Бумага белая, цветная, тонкая, плотная, самоклеящаяся, прозрачная, фактурная и пр. Картон тонкий, толстый, гофрированный, цветной и пр. Разные виды тканей для ремонта и обклеивания пособий, для пошива кукольного белья и пр. Иглы (хранятся в недоступном для детей месте), нитки, пуговицы, обрезки лент, тесьмы, кружев для ремонта кукольной одежды, пришивания петель к полотенцам Клей в тюбиках, бутылочках и прочих упаковках (крахмальный, козеиновый, ПВА, клеящие карандаши) Запрещается клей на ацетоновой основе и канцелярский Шило (длина острия 1-1,5 см) Швейные машинки типа «Пико», работающие на батарейках или ручные |
-
- -
-
-
- -
|
-
- -
-
-
- -
|
*
* *
5
*
- 1 |
*
* *
5
*
1 2 |
4) Формирование навыков самообслуживания у детей
(выписка из программы)
Возрастная группа
|
Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на свое место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обовью |
Формировать привычки относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду. |
Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что -то поправить в костюме, прическе |
Закреплять умение самостоятельно готовить материал и пособие к занятию, без напоминания убирать свое рабочие место |
II младшая |
Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.) Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. |
- |
- |
- |
Средняя группа |
+ |
- |
- |
- |
Старшая |
+ |
+ |
+ |
+ |
Подготовительная |
+ |
+ |
+ |
+ |
5) Дежурство в каждой возрастной группе
Навыки дежурства |
II младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Умение самостоятельно распределять обязанности, самостоятельность |
- |
- |
+ |
+ |
Содержание обязанностей |
Помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы(без хлеба), тарелки, чашки) |
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой. |
Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды. |
Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол. |
Умение ориентироваться на доске дежурства |
- |
+ |
+ |
+ |
Оценка труда, самоконтроль |
- |
- |
+ |
+ |
6. Распределение содержания трудового воспитания и самообслуживания
в режимных моментах.
(выписка из календарного плана средней группы)
Режимные моменты |
Самообслуживание
|
Хозяйственно-бытовой труд |
Труд в природе
|
Ручной труд
|
Ознакомление с трудом взрослых |
Прием детей утренняя гимнастика |
Совершенствовать умение самостоятельно раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду. |
Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате : убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.
|
Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).
|
---- |
Знакомство с деятельностью руководителя по физическому воспитанию |
Подготовка к завтраку, завтрак |
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды. |
. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
|
--- |
--- |
Воспитывать уважение к труду помощника воспитателя |
Организованно образовательная деятельность |
Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.)
|
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
|
Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
|
Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек). Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик). Закреплять умение детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части. |
Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.
|
Подготовка к прогулке, прогулка ( игры и наблюдения) |
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться. Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. раздеваться. |
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок на участке детского Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. сада |
В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега. Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц. Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место). |
--- |
Наблюдение за работой дворника, рабочего по обслуживанию здания и территории ДОУ |
Возращения с прогулки |
Совершенствовать умение самостоятельно раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). |
--- |
--- |
--- |
--- |
Подготовка к обеду, обед
|
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды. |
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи). |
--- |
--- |
|
Дневной сон |
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду. |
|
--- |
--- |
|
Подъем, водные процедуры |
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. |
|
|
--- |
|
Подготовка к полднику, полдник |
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды. |
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, ставить салфетницы,
|
|
--- |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.