Организация индивидуальных образовательных маршрутов на уроке в дополнительном образовании
Актуальность индивидуальных подходов к ученику в дополнительном образовании никогда не ослабевала, а наоборот, с развитием новых учебных технологий приобретает наибольшую значимость. Если в системе общего образования такая практика ещё не является до конца исследованной, то в дополнительном образовании разработаны и разрабатываются многочисленные методики обучения и воспитания одарённых детей. Творческие инициативные люди всегда были двигателями прогресса, а сегодняшний день диктует ускорение динамики жизни, увеличивается информационная и инновационная её составляющая. В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. Педагоги дополнительного образования, работая в разновозрастных группах, моделируют занятия в традиционной форме, ориентируясь на усредненный вариант учебного материала, что не позволяет в полной мере развивать творческие способности и познавательную активность каждого обучающегося. Эту тенденцию необходимо преодолевать, используя преимущества системы дополнительного образования, так как личность ребенка, её уникальность и неповторимость является основной ценностью для педагога дополнительного образования. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) на уроках поможет педагогу упорядочить подход к воспитаннику с целью более качественного формирования позитивных взглядов, убеждений и духовно-эстетических норм отношения ребёнка к окружающему миру. Конкретная цель и задачи разрабатываются с учётом способностей и возможностей обучающихся, а также с учётом существующих стандартов содержания образования и содержания базовой образовательной программы.
Особенностью последних десятилетий двадцатого века является рост много и разнообразия педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, на различные способы поддержки его проявления. Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуализации. Гуманизм в образовании - прежде всего признание самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы. Достойной гуманизма задачей образования становится познание себя, своего "Я", своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил. Развиваясь, юный человек действует, но не без проблем. Как только возникает желание приобщиться к чему-то у самого ребенка, и у него возникают трудности - вступает в силу педагогическая поддержка. Таким образом, педагогическая поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности. В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач — к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной подготовки является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута на уроке определяется комплексом факторов:
Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т. д., которую называют Индивидуальный образовательный маршрут. Принцип индивидуализации - «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» - предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития дошкольника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.
Главная ценность для педагогов дополнительного образования – это личность ребёнка, её уникальность, неповторимость. Вот почему педагоги дополнительного образования создают особенные личностно-ориентированные педагогические технологии, одной из которых является «Индивидуальный образовательный маршрут».
Рассмотрим понятия, которые отражают название данной технологии:
Теперь мы можем рассмотреть понятие «индивидуальный образовательный маршрут» Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение.
Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка. Индивидуальный образовательный маршрут связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения; создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у учащегося знаниями и опытом; оформлен, как индивидуальная образовательная программа. Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов (ИУП) индивидуальных образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) учащегося.
ИОП учитывает виды образовательной деятельности учащихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания. Составляется на основе выбора учащегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим коллективом образовательного учреждения и представляет собой программу образовательной деятельности ребенка на определенный временной период. ИОП может включать все или почти все компоненты образовательной программы дополнительного образования детей.
ИУП – совокупность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив. Переход на ИУП - это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в образовательном учреждении;
ИОМ – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации, это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей учащихся.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом дополнительного образования, учащимся и его родителями. Однако право выбора того или иного маршрута собственного образования должно принадлежать, прежде всего, самому обучающемуся. Задача взрослых – помочь ему спроектировать и реализовать свой проект целенаправленного развития. С этой целью в образовательном учреждении создаются определённые условия: изучение интересов, потребностей и способностей обучающихся, обеспечение многообразия и разнообразия деятельности и программ, предоставление свободы выбора, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга. Проектировать индивидуальные образовательные маршруты не просто, так как спектр индивидуальных различий среди учащихся чрезвычайно широк. Поэтому построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей учащихся (адресатов). Основанием для дифференциации учащихся может быть возрастная категория; пол обучающихся; физические и психофизические особенности; социальный фактор; уровень владения обучающимися учебно-предметными знаниями и умениями; мотивы прихода детей в данное творческое объединение. Отличительные особенности индивидуальных образовательных маршрутов друг от друга: содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом, темпом освоения учащимися. Варьируется также логика преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного процесса. Но все они должны быть адекватны конкретному обучающемуся, содержанию образования и модели образовательного процесса.
Этап построения индивидуального образовательного маршрута включает себя следующие шаги: определение содержания образования (в том числе и дополнительного), уровня и режима освоения тех или иных учебных предметов, планирование собственных действий по реализации цели, разработка критериев и средств оценки полученных результатов (собственных достижений).
Функция педагога на данном этапе заключается в помощи обучающемуся через конкретизацию целей и задач, предложение средств их реализации. Результатом данного этапа, на уровне учащегося может быть программа конкретных действий по реализации замысла (индивидуального образовательного маршрута).
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребёнка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения. Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута - как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе. Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями. Виды образовательных маршрутов:
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (рис.№1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному. Построить программу, ориентированную на развитие одарённости, таким образом, очень сложно, потому что одарённые дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.
Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов (рис. №2). В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребёнок осваивает второй, затем третий.
Это принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен - третий (рис. №3) - логарифмическая спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.
Определив тип структуры образовательной программы, можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута. Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
- Определить уровень развития ребёнка (в т. ч. его качества и способности);
- Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
- Определить время, которое должен затратить ребёнок на освоение стандартной и специальной программы;
- Предусмотреть участие родителей;
- Определить способы оценки успехов воспитанника.
Первый этап - «Диагностика уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей». Очень важен и примечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности.
Назовем
несколько из них:
- Тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?»;
- Диагностика умственных способностей;
- Анкета для родителей;
- Диагностика мышления;
- Методика «оценка общей одарённости»;
- Методика «индивидуальный портрет»;
- Пожелания воспитанника.
Второй этап- «Определение цели и задачи маршрута». Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута. Определение содержания, форм работы и оценивание знаний, интеграция с другими специалистами, определение способов оценивания успехов.
Третий этап - «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Возможно совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой, только в углублённом изучении проблемы, затрагиваемой на занятии.
Четвертый этап - «Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)
На пятом этапе - «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.
Шестой этап- «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута. Форма подведения итогов, используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны.
На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например, если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).
Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником. Рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа, по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
Таким образом, ИУП - ребенок выбирает, ИОП – ребенок планирует, ИОМ – ребенок реализует. Все это позволяет говорить о формировании индивидуальной образовательной траектории учащегося (ИОТ).
ИОТ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании; это результат реализации личностного потенциала ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности (А.В. Хуторской). «ИОТ – это не индивидуальная программа. Траектория – след от движения. Программа – ее план» А.В. Хуторской. В научно-методической литературе указывается, что ИОП ребенок проектирует для себя сам, а педагог его лишь консультирует. Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами поддержки его самоопределения и самореализации. На основе, действующей в данной организации, общеразвивающей программе составляется индивидуальная образовательная программа (или модуль) для учащегося, пожелавшего овладевать учебным содержанием в индивидуальном порядке. В личной индивидуальной программе реализуется способ индивидуального освоения существующей программы, на основе которой изучается дополнительное содержание. Переход обучающегося на индивидуальную образовательную программу предусматривает: оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на ИОП; желание ребенка перейти на обучение по ИОП и осознание им ответственности принимаемого решения; согласие родителей. Содержательную основу обучения по индивидуальным программам составляют учебные модули. Учебный модуль — это учебный материал, указания по его изучению, время выполнения каждого задания, способы контроля и отчётности.
ИОП реализуется различными способами обучения:
Таким образом, можно выделить следующие этапы проектирования индивидуальной образовательной траектории:
1. Выбор педагогом методики диагностического сопровождения обучающегося;
2. Создание педагогом смыслопоисковой ситуации и постановка через неё индивидуально значимых и социально признанных целей;
3. Самостоятельное конструирование содержания образования;
4. Выбор персональных для каждого обучающегося форм и методов обучения;
5. Рефлексия, оценка и коррекция образовательной деятельности и её результатов;
По сути своей все эти этапы могут быть реализованы в рамках одного урока. Таким образом, от проектирования ИОМ на весь период обучения я прихожу к педагогической технологии, которую вполне успешно могу реализовать на каком-то одном уроке (или в ходе цикла уроков). Структура такого урока представлена в табл. 1.
Модель урока по технологии проектирования ИОМ (Таблица 1)
Этап урока |
Содержание этапа |
Диагностика |
Распределение учеников на дифференцированные группы с помощью различных методик диагностики познавательного интереса, готовности к уроку или эмоционального состояния |
Создание смыслопоисковой ситуации |
Создание педагогом смыслопоисковой ситуации и постановка через нее индивидуально значимых и социально значимых целей |
Эмоциональная Разрядка и коррекция деятельности |
Рефлексия эмоционального состояния обучающихся на уроке с помощью интеграции здоровьесберегающих технологий и активных методов оценки деятельности на уроке (например, посредством технологии формирующего оценивания) |
Рефлексия и оценка результатов деятельности на уроке |
Комплексная рефлексия образовательного события, включающая в себя рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности каждого обучающегося на уроке |
Последние два этапа можно совместить или поменять местами, в
зависимости от тех педагогических приемов, которые будут использованы при
проведении рефлексии и оценки деятельности обучающихся.
Большую роль в развитии детской одарённости и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях, в которых обучающийся начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одарённость. Дополнительное образование предоставляет каждому обучающемуся возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом его индивидуальных склонностей. Личностно - деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Определяя работу с одарёнными детьми необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одарённость», «талант».
Одарённость – это уникальное целостное состояние личности обучающегося, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребёнок – это ребёнок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
«Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности» (Б.М. Теплов).
Талант – это врождённые способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Основные функции одарённости — максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода. Одарённые дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый обучающийся одарён по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одарённости. Выделяют следующие виды одарённости: творческая одарённость, академическая одарённость, художественная, музыкальная одарённость, интеллектуальная одарённость, литературная одарённость, психомоторная одарённость, общая одарённость, интеллектуальная одарённость.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одарённых и талантливых детей:
Благоприятные возможности дополнительного образования чётко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одарённость которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одарённости, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем данная форма работы с одарённым ребенком таит серьезные опасности. Важно не создавать у него чувства исключительности: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшем, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одарённые дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично. Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая — это эксплуатация неординарных способностей ученика ради престижа учебного заведения, что часто идет во вред ребенку. Вторая — это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведёт к кажущейся успешности результата за счёт нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одарённый ребёнок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых. Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного образования становится исключительно значимой для развития одарённого ребёнка, подготавливая его к профессиональному пути. Понимание одарённости как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одарённых детей.
В работе с одарёнными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:
1. Прежде всего, необходимо отыскать одарённых детей. Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребёнок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углублённо. Разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одарённых детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и, если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.
2. На следующем этапе, надо развить в одарённом ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Применительно к обучению интеллектуально одарённых детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.). Наиболее эффективно в работу должны быть включены такие формы как специально организованная интерактивная, проектная и творческая деятельность; тренинги развития творчества; мастер-классы развития творческой одаренности; обучающие семинары по кейс-методу; сетевое взаимодействие; научно-исследовательская работа; конкурсы, фестивали, научно-практические конференции; самоуправление.
Выявление одарённых и талантливых детей возможно при использовании таких форм деятельности как анализ особых успехов и достижений ребёнка; создание банка данных по талантливым и одарённым детям; диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб. На базе учреждения дополнительного образования детей необходимым является организация психологического сопровождения родителей одарённого ребенка; совместной практической деятельности одарённого ребёнка и родителей; поддержка и поощрение родителей одарённых детей.
Выделяют следующие направления развития одарённости детей, которые применимы и в системе дополнительного образования:
Педагоги системы дополнительного образования должны знать об особенностях работы с одарёнными и талантливыми детьми. Программы для одарённых детей отличаются по содержанию, по процессуальности, по ожидаемому результату, по среде обучения. Разработка таких программ учитывает, что одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов; имеют потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и разбираться в них глубже; проявляют способность подмечать глубинные детали, особенности и выдвигать объяснения подмеченному; часто тревожны, в связи со своей непохожестью на других обучающихся.
Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям:
Явления детской одарённости и талантливости носят интегративный характер. Проектирование и реализация целевых программ по развитию талантливых и одарённых детей в условиях дополнительного образования (как фактор системной поддержки данной категории воспитанников со стороны взрослых) будет способствовать не только росту их достижений, но и оказывать влияние на дальнейший жизненный путь.
2. Индивидуальный образовательный маршрут на уроке для одарённых обучающихся
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении по индивидуальным образовательным маршрутам. Учреждение дополнительного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый обучающийся может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность обучающегося можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы). Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого ребенка индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.
В центре внимания современного образования стоит процесс познания, ориентирующий учащегося на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Для реализации индивидуальных особенностей развития и обучения детей необходимо создание интегрированной модели образовательного пространства - индивидуального образовательного маршрута.
Цель индивидуальных образовательных маршрутов:
обеспечить формирование и реализацию потребности учащихся в самоактуализации, саморазвитии.
Задачи:
Индивидуальный образовательный маршрут рассматривается как образовательно-формирующий, коррекционно-развивающий, диагностический путь, направление движения субъекта (обучающегося), выбор им индивидуального содержания обучения и воспитания, форм организации своей учебной деятельности, ориентация на собственное личностное развитие под влиянием личностно ориентированного взаимодействия педагога и учащегося, и определение результативности своей учебной деятельности. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обеспечивается выбором индивидуальных образовательных программ.
Этапы реализации |
Формы и способы деятельности педагога |
Практический выход |
Диагностический |
Проведение мониторинга -анкетирования, наблюдение, контрольные мероприятия. |
Материал для исследования и планирования дальнейшей работы |
Аналитико-исследовательский |
Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения. Выявление успешности обучения учащихся, по конкретным темам |
Информация об индивидуальных особенностях учащихся, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ) |
Организационно – проектировочный |
Поиск путей педагогической поддержки. Определение темы, компетентностей учащихся. Выбор форм и способов работы. Сроки. Составление ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) учащегося. |
ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут учащегося) |
Деятельностный |
Работа по ИОМ учащегося с целью его развития и поддержки. |
Развитие и поддержка творческой одаренности учащегося. |
Итоговый |
Анализ работы по ИОМ. Выявление положительные и отрицательные моменты Определение перспектив для дальнейшей работы |
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание дополнительной образовательной программы своего объединения. Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута: «Как структурировать материал?» Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
Компоненты |
Содержание компонентов |
Целевой |
Постановка целей, определение задач образовательной работы |
Содержательный |
Отбор содержания программного материала на основе образовательной программы |
Технологический |
Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка |
Диагностический |
Определение системы диагностического сопровождения |
Результативный |
Формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий |
Педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
Очень важен и примечателен тот факт, что педагоги в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одарённость проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у обучающихся. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одарённости. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с обучающимся и его родителями определяет цели и задачи маршрута. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим обучающимся определяется срок действия маршрута в соответствии с поставленными целями и задачами. Предусматривается участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте).
Педагогу необходимо совместно с обучающимся и родителями подобрать:
Формы и методы занятий |
Формы подведения итогов |
|
бенефис игра исследование наблюдение практическое занятие размышление |
тренинг творческая мастерская творческий отчет экскурсия эвристическая беседа |
демонстрация достижений зачетная работа концерт открытое занятие персональная выставка тесты |
Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным обучающимся других специалистов (например, если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом). Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с обучающимся. Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одарённости, которую уже использовали на этапе диагностики. Самооценку воспитанник может провести по одному из опросчиков самоанализа.
Пояснительная записка к индивидуальному маршруту должна включать:
В индивидуальном маршруте необходимо:
Имеющиеся материалы при необходимости размещаются в приложении к образовательной программе. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов включает как учебную, так и вне учебную деятельность одарённого подростка. Причём, взаимодействие педагога и обучающегося возникает уже в ходе проектирования индивидуального образовательного маршрута.
В настоящее время идет активный процесс модернизации системы специального (коррекционного) образования в ее технологическом, содержательном и функциональном аспекте. В этой связи одним из актуальных вопросов специальной педагогики является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Это позволяет повысить эффективность коррекционной работы и обеспечить в дальнейшем успешную социализацию данной категории детей. Учебные достижения и качество социализации детей с ограниченными возможностями здоровья во многом определяются тем, каково структурно-содержательное наполнение образовательных программ в соответствии, с которыми осуществляется их образовательный процесс. В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их индивидуальной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательной среды. Однако разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны практических работников, до сих пор не приобрела технологической завершённости. До настоящего времени отсутствует единство подходов как в отношении структуры, так в вопросах содержательного наполнения индивидуальных образовательных программ и маршрутов для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальная образовательная программа – это документ, который составляется на основе базовой программы с учётом актуального уровня развития ребенка с ОВЗ. Комплекс индивидуальных образовательных программ выражает образовательный маршрут ребенка. Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребёнка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
В качестве нормативно - правовых оснований проектирования индивидуальных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», в котором отмечается, что разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32). При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый федеральным государственным образовательным стандартом для учащихся с сохранным интеллектуальным развитием. По отношению к детям с нарушением интеллекта следует ориентироваться на требования программ для С (К) ОУ VIII вида. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учётом интересов и возможностей обучающихся, в том числе и индивидуальные образовательные программы. Индивидуальная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая педагогами образовательных учреждений, должна быть утверждена на педагогическом совете образовательного учреждения, если составлена на основе базовой программы, так как образовательное учреждение в лице руководителя несёт ответственность за содержание реализуемых образовательных программ. В других случаях (когда программа составляется на основе авторских материалов или программ, не рекомендованных для данной категории детей) материалы должны пройти процедуру рецензирования во внешней организации. При необходимости для обучающегося составляется индивидуальный образовательный маршрут, который включает в себя несколько программ по разным направлениям.
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы и маршрута предусматривают следующее:
Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ и маршрутов следует закрепить локальным нормативным актом (Положение об индивидуальной образовательной программе (маршруте)), который позволит упорядочить работу педагогов посредством чёткого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы или маршрута, порядка их разработки, реализации и корректировки. Индивидуальные образовательные программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различный вид и форму и относиться к комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его психофизических недостатков, позволяет обеспечить психолого-педагогическую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям. Структура индивидуальной образовательной программы будет различной в зависимости от возраста учащегося, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач. При проектировании как структуры, так и содержания индивидуальных программ для детей различных возрастных групп следует учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы в рамках индивидуальной программы. В индивидуальных образовательных программах для детей школьного возраста указывается содержание и объём знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по учебному предмету. Это один из подходов к проектированию структуры индивидуальной программы. При создании индивидуального образовательного маршрута учитывается полный комплекс индивидуальных программ для конкретного ребёнка с ОВЗ.
На мой взгляд, обязательными компонентами
индивидуальной образовательной программы являются краткая психолого-педагогическая
характеристика обучающегося, цель и задачи коррекционно-развивающей работы,
содержание программы, а также требования к уровню подготовленности обучающегося,
которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуальной
образовательной программы на уровне динамики тех или иных составляющих
психофизического развития обучающегося.
Ещё Т.И. Шамова и А.В. Хуторской полагали, что выявление, реализация и развитие
способностей происходят в процессе образовательного движения обучающихся по
индивидуальным траекториям, если предоставлены возможности:
для определения индивидуального смысла учения;
постановки цели в изучении конкретной темы и раздела;
выбора оптимальных форм и темпов обучения, способов учения;
рефлексивного осознания полученных результатов, осуществления оценки и коррекции деятельности.
От себя добавлю, что технология проектирования индивидуального образовательного маршрута на уроке позволяет создать в классе климат высоких ожиданий, когда учитель точно знает и открыто демонстрирует своим ученикам, что каждый из них может достичь высоких результатов, значимых для всего коллектива или малой группы.
1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – С. 92 – 95.
2. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.
3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
4. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.
6. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. – №2.
7. Коноплева Н. Легко ли быть
вундеркиндом? // Директор школы. -2004. –
№ 3. – с. 54-59.
8. Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.–282 с.
9. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
10. Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 354с.
11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–320 с.
12. Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / Р. Н. Логинова // Учитель в школе. – 2008. – № 3. – С. 81 – 83.
13. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.
14. Одарённые дети: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.
16. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 95с.
17. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.
18. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.
19. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с.
20. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
21. Тен К. Б. Летний лагерь как технология организации работы с одаренными детьми / К. Б. Тен // Учитель в школе. – 2010. – № 3. – С. 86 – 91.
22. Хорошко Н.Ф., Головко В.М. Педагогическая концепция «Школы «Интеллектуально одаренные дети» // Школьные технологии, 2002. – №6. – С.97-105.
23. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
24. Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. – 2008. – № 2. – С. 69 – 76.
25. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия. 1997. – 78с
26. http://www.odardeti.ru
Схема самоанализа воспитанника, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту:
ФИО возраст
Какие цели я ставил перед собой в начале года?
Какие действия я спланировал для достижения цели?
Удалось ли мне реализовать задуманное?
Чему научился? Что необходимо ещё сделать?
Дата заполнения______________
Возможные формы занятий для одарённых воспитанников, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту:
1. |
Бенефис |
Практическое занятие |
«Фабрика». |
2. |
Беседа |
Размышление |
Эксперимент |
3. |
Игра |
Тренинг. |
Экскурсия |
4. |
Круиз |
Творческая мастерская |
|
5. |
Мозговой штурм |
Творческий отчет. |
|
6. |
Наблюдение. |
Урок погружение |
Возможные формы подведения итогов:
Зачетная работа |
Показ достижений |
Тест |
Концерт |
Персональная выставка |
Экзамен |
Открытое занятие |
Рефлексия |
Рекомендации педагогам и родителям обучающегося для воспитания исследовательских наклонностей и умение самостоятельно получать знания:
Образец составления индивидуального маршрута для обучающихся:
(вид направленности)
Актуальность:
Цель:
Задачи:
Количество занятий в неделю:
Учебный план:
№ п/п |
Дата, время |
Тема занятия, количество часов |
Используемые технологии, формы и методы |
Возможность работы с другими специалистами |
Реализация индивидуального маршрута:
№ п/п |
Дата, время |
Тема занятия |
Содержание занятия (краткое) |
Результат занятия |
Цель (на что направлено занятие) |
(что удалось, а что необходимо доработать) |
|||
Способы оценки успехов воспитанника
Рекомендации по работе с родителями
Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту:
Структура программы индивидуального образовательного маршрута:
1. Титульный лист.
2. Характеристика данного ребенка.
3. Пояснительная записка.
4.Учебно-тематический план.
5.Содержание программы.
6.Творческий план.
7.Методическое обеспечение программы.
8.Список литературы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.