Организация метапредметной деятельности в урочное и внеурочное время
Снигирева Людмила Николаевна
магистр по направлению подготовки
44.04.01 Педагогическое образование
Учитель математики и физики первой квалификационной категории
МКОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Ново-Ивановского»
Майского муниципального района, КБР
e-mail: snigirevaln@bk.ru
1
Актуальность темы исследования
Сложившиеся к настоящему времени большие вызовы, на которые должна ответить Россия, обусловлены технологическим отставанием и неэффективным управлением. Президентом и Правительством Российской Федерации определены цели и задачи, разработаны приоритетные направления научно-технологического развития, создания инновационных технологий и научно-технических разработок на ближайшую 10–15-летнюю перспективу. Так, внедрение метапредметного подхода в школьное образование является острой необходимостью, т.к. традиционные средства и методы педагогической деятельности не соответствуют современным реалиям, уровню развития технического прогресса.
2
Фундаментальные образовательные объекты
История
Биология
Химия
Русский язык
Математика
Физика
География
Исторический период
Период развития
Периодическая таблица
Период как языковая единица
Период тригонометрических функций
Период колебаний
Геохронологический период
4
Классификация уроков по цели организации занятий
Типы уроков | Цель урока | |
Образовательная | Метапредметная | |
1.Урок изучения нового учебного материала | Изучение и первичное закрепление новых знаний, расширение понятийной базы учебной дисциплины | Формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов ПУД. |
2. Урок закрепления знаний | Выработка умений по применению знаний | Формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок |
3. Урок комплексного применения знаний | Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях | Формирование способностей выбора способов ПУД в конкретной ситуации и их корректировки |
4. Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение единичных знаний в систему | Формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации предметного содержания изучаемой дисциплины |
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Контроль и самоконтроль уровня усвоения изучаемых понятий и способов деятельности | Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции |
5
Формирующее оценивание
Тематическая оценка фиксирует достижение всех тематических планируемых результатов. По совокупности тем – достижение ВСЕХ предметных результатов в соответствии с ФОП
6
Цифровизация образования
«Смещение внимания в процессе обучения с освоения способностей в области рутинного (алгоритмизируемого) действия (работа с данными, информацией и знаниями) на освоение специфических человеческих способностей (способностей к не рутинному действию, к оценке и переносу) - возможность решить проблему подготовки людей к жизни и работе в условиях цифровой экономики». Демидова М.Ю. — руководитель центра педагогических измерений ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
7
Метапредметность в обучении: организация учебно-познавательной деятельности учащихся средствами составления учебных карт действий
Усвоение некоторых видов деятельности можно организовать в пределах одного урока, включая формирующий контроль усвоения.
Боженкова Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, заместитель декана математического факультета по научной работе, доцент, профессор кафедры элементарной математики и методики обучения математике Московского педагогического государственного университета .
8
Метапредметная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов ПУД
Учебная карта действий. Физика 7 класс
– формирование читательской грамотности (урок начинается с микротекста);
– формирование научной грамотности (фронтальное обсуждение проблемных вопросов разных уровней сложности);
– формирование смыслового чтения (текст как я понял, откуда появилась формула давления в жидкости и газе);
– формирование умений проводить эмпирическое исследование;
– моделирование эксперимента , с помощью цифрового датчика давления, и его проверка во внеурочное время в рамках проекта «Точка Роста».
9
Литература
Боженкова Л.И. [Электронный ресурс] Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре//[Электронный ресурс]. Код доступа http://avidreaders.ru/download/metodika-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-pri-1.html?f=pdf2. Воронин С.М. Дзетафункция Римана. — М. : Физматлит, 1994. — 376 с.
Демидова М.Ю. — руководитель центра педагогических измерений ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», руководитель федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).[Электронный ресурс]. Код доступа https://www.youtube.com/live/gWYE8UnsV9A?feature=share
Ивашкина Д.А.Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики: курс лекций УМП — М.: Педагогический университет "Первое сентября" 2014- 250с4. Федеральная рабочая программа среднего общего образования Математика Углубленный уровень, Москва 2023г, С.81.
Федеральная образовательная программа, Москва 2023г.
Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. – 2013. – №4. С. 159–160
10
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.