Организация партнерских отношений семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья.
Родители и детский сад – два социальных института, которые играют важную роль в формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья человека, для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи.
Семья -первая школа растущего человека. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместную работу с семьей строим на принципах: добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.
Работаем над решением проблемы взаимодействия детского сада и семьи в только сформировавшейся группе.
Цель нашей работы – в сотрудничестве с семьей воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная детско-родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная на базе ДОУ, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми.
Важным в работе с родителями считаем – формирование активной позиции в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолении равнодушия.
Цель сотрудничества – способствовать установлению дружеских, отношений между поколениями, следовать положительному примеру, развивать социальные эмоции и мотивы, способствовать налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и патриотических чувств.
В ходе взаимодействия с семьями воспитанников решаем следующие задачи:
· создание системы взаимодействия с семьей в процессе воспитания у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом на основе открытости ДОУ;
· максимальное использование имеющихся ресурсов: образовательных и материально-технических;
· формирование жизненно необходимых навыков в соответствии с индивидуальными способностями;
· обеспечение физического и психического благополучия;
· формирование у детей системы знаний о собственном теле, здоровом образе жизни, культурно-гигиенических навыках, основах анатомического строения собственного тела.
Решение этих задач возможно лишь при условии заинтересованного и активного партнерства педагогов ДОУ и родителей.
Общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно проходит во время праздников. Причина – сама атмосфера этих мероприятий, наполненная радостью и весельем. Но чтобы праздники не стали своеобразным отчетом перед родителями, которые в таком случае играют роль зрителей, судей, критиков, необходима четкая система взаимодействия педагогов, родителей детей.
Работу с родителями условно разделили на три части.
Первая частьвключает анализ: потребностей, жизненных принципов, компетентности, культуры. Используем общепринятые методы – анкетирование, беседа.
Анализ анкетирования «Какое место занимает физкультура в вашей семье», позволил выделить три группы родителей ( приняли участие 21 семья)
Родители, которые имеют определенный объем знаний в области физического воспитания ребенка, занимается спортом ребенок и сами, согласны принимать активное участие в образовательном процессе детского сада физкультурно-оздоровительной направленности, имеют желания к созданию атмосферы сотрудничества с педагогами,(8 семей) ;
Родители, которые или занимаются сами или ребенок , согласны принимать участие в физическом воспитании ребенка, участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях детского сада при условии наличия положительной для них мотивации (8 семей) ;
Родители, которые не занимаются сами и не приобщают своих детей , но проявляют интерес к организации физического воспитания детей в условиях детского сада, стремятся повысить уровень знаний этого вопроса, (5 семей) .
Вместе с тем, смогли :
Определить условия по формированию культуры здоровья и физической культуры ребенка в семье: В 15 семьях установлен режим дня; В 7 установлено спортивное оборудование; В 7 проводят дома закаливающие мероприятия с детьми; 18 родителей не уделяют достаточного времени прогулке на свежем воздухе; 5 семей проводят активные виды деятельности после прихода из детского сада и в выходные дни; в 7 смотрят спортивные передачи; Такая детализация позволяет педагогам определить направления своей работы по формированию у детей основ физической культуры и культуры здоровья».
Вторая часть– привлечение родителей к совместной физкультурно-оздоровительной деятельности и повышение их компетентности в воспитании здоровой и физически развитой личности/
В практической деятельности применяем следующие виды взаимодействия:
информационное направление:
· индивидуальные – беседы и консультации: « Что помогает быть здоровым», « Витамины и здоровье».
· коллективные – родительские собрания( «Как провести выходной день с детьми»;
· наглядно-педагогическая информация – « М. Н. Кузнецова «Неспецифическая профилактика респираторных заболеваний» , В.В. Зайцева « Зачем учиться физкультуре» , «Полные и худощавые дети», Е. А. Бабенкова « Как ребенка приучить заботиться о своём здоровье», Л.Г.Голубева « Закаливание дошкольника», М.М. Безруких « Разговор о правильном питании».
· Наглядно-дидактический материал « Малыши- крепыши»-1,2, « Валеология или здоровый малыш»-1,2.
· памятки-инструкции, папки-передвижки « Отдых с детьми на природе в зимнее время», « Советы инструктора по физкультуре», видеотека: «Шайбу, шайбу», «Приходи на каток», «Чемпион», Матч-реванш», « В гостях у лета», «Метеор на ринге»», « Старые знакомые», « Чемпион», Уроки тётушки Совы « Утренняя зарядка», « Ваше здоровье», Смешарики « Азбука здоровья»….
· просмотр родителями спортивных досугов.
Третья часть – активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности – совместное творчество родителей и детей:
· совместные физкультурные праздники и развлечения;
· домашние задания : принести фотографии , сделать сообщение о виде спорта , которым занимается ребёнок.( В. Лера, Аркадий П)
· выступления перед детьми «Конькобежный спорт» ( мама Р Лизы. )
· подготовку газеты «Мы дружим со спортом»и ( семьи А. Ани, И. Насти, К.Юли, З.Максима)
· Конкурсы «Здоровые закаливающие дорожки».
На информационных стендах для родителей освещаются вопросы оздоровления, такие как «Узелки на память», «Советы Айболита», сообщаются антропометрические показания, характеристика распространенных в детском возрасте инфекционных заболеваниях.
Предлагаются способы обогащения домашнего питания витаминами, памятки, заостряющие внимание родителей на том, какие условия созданы в детском саду для развития двигательной активности и т. п.
При проведении оздоровительных мероприятий размещаем красочные объявления с привлечением воспитанников детского сада, в которых предлагается программа дня и приглашение родителей для совместного участия с детьми.
Благодаря папкам-передвижкам, стендам, методической литературе родители получают исчерпывающую информацию по различным вопросам, например: как осуществляется закаливание, какие необходимо применять физические упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, как руководить подвижными играми детей.
Результативность всей работы зависит не только от усилий и мастерства педагогов, но и от всей системы организации работы по физическому воспитанию дошкольников, поэтому важную роль отводим планированию физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного года.
Успешно реализовываем проект «Олимпиада для всех!».
Цель проекта – формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства с Олимпийским движением.
· При реализации проекта используем разнообразные формы работы:
Беседы и консультации(«Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка», «Домашний спортивный комплекс»,
· Показ презентаций « История Олимпийских игр», « Олимпийские игры в Cочи»;
· Мультипликационных фильмов: « Дом талисманов»,
· Викторины « Какой вид спорта», сказки, загадки, выставка рисунков и оформление альбома « Наше творчество», смотр-конкурс « Олимпийская символика» , видео репортаж « Олимпийский огонь в Новосибирске», фоторепортажи « Олимпийский огонь в Новосибирске» « Семейные спортивные традиции»,
· Театрализованные спортивно-оздоровительные представления и праздники: « Будущие Олимпийцы – нынче ходят в детский сад», «Папа, мама и я – спортивная семьи», «Малые Олимпийские игры»;
· Рассказ об олимпийских чемпионах ;
· использование дидактических игр (« Часть- целое», лото «Зимние виды спорта»» Сложи картинку», « Найди 10 отличий», « Угадай талисман» );
· познавательных экспериментов « Что нужно знать , чтобы стать знаменитым спортсменом?» , « Что происходит с нашим организмом (сердце. легкие, мышцы, после занятий физической культурой?».
· Оформление уголка для детей с приобретением символики Олимпийских игр ( вымпелы , талисманы , ростомер.)
· Тематические выставки « Олимпийские новости», « Талисманы Олимпийских игр».
При организации праздников и спортивных соревнований учитываем условия семейного воспитания детей.
Праздники проводим с активным привлечением родителей. Задача этих праздников – сформировать потребность, вызвать желание участвовать в совместной физкультурно-досуговой деятельности. Веселая атмосфера праздника передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своимидетьми. За месяц до соревнований проводим анкетирование родителей с целью выявления семей-участников соревнований. Проанализировав собранные анкеты, разрабатываем положение о проведении семейного праздника. Вечером в спортивном зале встречаемся с родителями и знакомим их с программой соревнований, вместе обсуждаем ее. С администрацией детского сада и родительским комитетом заранее обговариваются подарки всем участникам соревнований. Для судейства соревнований выбираем жюри в составе заведующего детским садом, родителей и воспитателей. За месяц до соревнований проводим опрос родителей с целью выявления семей-участников соревнований. Проанализировав собранные материалы, разрабатываем положение о проведении семейного праздника. Вечером в спортивном зале встречаемся с родителями и знакомим их с программой соревнований, вместе обсуждаем ее. С администрацией детского сада и родительским комитетом заранее обговариваются подарки всем участникам соревнований. Для судейства соревнований выбираем жюри .В праздниках, посвященных днюзащитникаОтечества, «Богатырские состязания», «Праздник воинов отважных», принимают активное участие дедушки, папы
. Цель сотрудничества – способствовать установлению дружеских отношений между поколениями, следовать положительному примеру, развивать социальные эмоции и мотивы, способствовать налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и патриотических чувств.
В январе проходят Двенеделя Здоровья с целью воспитания у детей интереса к оздоровлению собственного организма, развития навыков ведения здорового образа жизни, а также ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих с активным привлечением членов семьи разных поколений.
Одна из форм работы данного проекта – выполнение детьми вместе с родителями и другими членами семьи домашних заданий, цель которой – гармонизация нравственно-ценностной сферы дошкольника. Выполнение этих заданий содействует формированию гармоничных отношений между детьми и родителями. Примерное содержание домашних заданий:
· посетить одно из спортивных мероприятий – состязание,праздник, тренировку, дома провести с ребенком обсуждение увиденного, нарисовать 1 – 2 сюжета;
· принести фотографии и оформить альбом или газету «Мы дружим со спортом»;
· приготовить сообщение «Любимый вид спорта»;
· рекомендуем совместный просмотр и обсуждение спортивных телепередач в семье, а в год проведения Олимпиады церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, спортивных соревнований;
· беседы в семье: «Чистота тела», «Организация сна», « Я веду здоровый образ жизни»
· сочинить вместе сказку, стихотворение на тему «Физкультура и спорт»
Надеемся, что социальное партнерство семьи и детского сада будет новым резервом формирования у детей основ физической культуры и культуры здоровья! Педагогическая модель взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни, включающая опережающую подготовку педагогов, сотрудничество с родителями по вопросам здоровье сбережения и формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей и родителей. Взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное последовательноецеленаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока - это взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями и с детьми в данном направлении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.