«Организация проектной деятельности школьников по физике в условиях реализации современных образовательных стандартов» .
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определёнными качествами личности, в частности:
- уметь гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
- уметь критически мыслить, быть способным генерировать новые
идеи;
- уметь грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь
предотвращать конфликтные ситуации;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности,
интеллекта, культурного уровня.
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении
В период перехода на обучение по ФГОС ООО особенно остро встаёт вопрос о использовании технологий деятельностного обучения на более высоком профессиональном уровне.
Одной из таких педагогических технологий является метод проектов как набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Метод проектов (от греческого слова "путь исследования") ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.
Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).
Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.
Проект – это 5 «П»:
· Проблема
· Проектирование
· Поиск информации
· Продукт
· Презентация
Классификация проектов
Исследовательский- главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов.
Информационный - акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта. Это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библио. фонд, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях).
Практико-ориентированный - нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера
Творческий - проект, центром которого является творческий продукт -
результат самореализации участников проектной группы
Игровой или ролевой - изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений
между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми.
Персональные или групповые проекты: что эффективней?
Преимущества персональных проектов:
1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
2. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.
3. Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.
4. Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
1.У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
2.Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
3.Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
4.В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.
Современные требования к преподаванию физики изменяют принципиальный подход к деятельности и содержанию предмета. Это заключается в следующем:
· во-первых, в изменение деятельности учителя и учащихся на уроке и вне его (предоставление большей свободы действий, воображение, представление в уме, рассуждения, проверка своих догадок на практике, доказательства и вновь опровержение своих умозаключений);
· во-вторых, в изменении содержания предмета (необходимости показать ввод тех или иных понятий в науке физике; выстраивание физических моделей, их проверка, с использованием современных средств, в частности компьютеризацию).
Проектная деятельность “современных” учащихся еще спасает в познании науки физики. Появились новые возможности у учащихся кроме журналов, энциклопедий и учебников использовать другие носители – CD, Интернет, творить “свое”, используя современные технологии. И чем глубже они начинают самостоятельно познавать законы и закономерности в физике выстраивать эксперименты, тем их глубже затягивают различные компьютерные программы, что и развивает их исследовательскую деятельность.
Проектная деятельность, именно на уроках, позволила разрешить проблему количественных значений в физике, так как учащийся сначала постигает качественные, записанные в буквенном виде физические закономерности, а затем, используя компьютерные технологии, доказывает их количественно, видя на экране их наглядное представление (диаграммы, графики….).
Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.
Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований. Например:
Почему жужжит пчела?
Что поднимает в воздух самолёт?
В чём причина полярных сияний?
Через какое время после того, как в цепи пошёл ток, лампочка начинает светиться?
Нередко подобные вопросы нужно не просто объяснить, а оценить величины того или иного эффекта и подкрепить объяснение расчётом или экспериментом. Поиск ответов на такие вопросы заставит учащихся обратиться к дополнительной литературе, учебнику. Что ж, этого нам и надо, ведь и физики – профессионалы пользуются чужими результатами и редко начинают работу на пустом месте. Исследовательская деятельность учащихся многогранна и организую её на любом этапе обучения физике:
При изучении физической теории;
При решении задач;
При проведении демонстрационного эксперимента;
При выполнении лабораторных работ.
Я также провожу:
Исследования в рассказах;
Исследования практических вопросов;
Исследования с помощью самодельных приборов;
Исследования дома и на улице;
Проектную исследовательскую деятельность учащихся.
В качестве примера организации проектно-исследовательской деятельности рассмотрим урок по теме: "Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами”.
. При традиционной технологии расчет
электроэнергии бытовыми приборами осуществляется на примере решения стандартных
задач из сборника задач по физике. При получении результата проводится
небольшой сравнительный анализ и делается вывод о том, какие приборы потребляют
большее количество электроэнергии и дороже обходятся. Исследовать нечего, весь
творческий поиск сводится к нахождению расчетной формулы и выполнению
математических действий. Развивающий потенциал такого подхода практически
стремится к нулю. Факторы для поиска проблем и целей исследования необходимо
искать в анализе явлений, процессов, ситуаций... Познавательный мотив – один из
главных, он связан с интересом , в котором акцентируется внимание на том, как
мы привыкли использовать электроэнергию: одновременно работают несколько
электроприборов, многие из них переходят в режим ожидания, в помещениях горит
свет, не смотря на светлое время суток.
Формулируется
проблема: Нерациональное использование электроэнергии приводит к высокой ее
стоимости, загрязнению окружающей среды и обеднению природных ресурсов.
Ставится цель : Рассчитать стоимость
электроэнергии бытовых электроприборов. Выяснить, почему нерациональное использование
электроэнергии влияет на окружающую среду и запасы природных ресурсов.
Разработать рекомендации по экономии использования электроэнергии.
. Например, учащимся предложить в
технических паспортах электрических приборов определить параметры эксплуатации,
такие как рабочая мощность, напряжение, частота тока.
Учащиеся обнаруживают, что расхождения в
характеристиках устройств, сводятся к различной мощности. Значит, делается
вывод, что работа тока будет зависеть от мощности, а как? вы наверное обратили
внимание на то, что некоторые устройства переходили в режим ожидания, т.е. само
устройство не работало, но полностью отключено от сети не было, об этом
сигнализировала маленькая красная лампочка (плойка). Как вы думаете,
расходуется ли электроэнергия на работу устройства в режиме ожидания? Много ли
расходуется энергии? Выдвигаются гипотезы учащимися и фиксируются Следующий
важный вопрос: а откуда берется электроэнергия? Предложить подумать, а не
наносит ли вред окружающей среде выработка электроэнергии для работы указанных
устройств? Почему в последнее время так актуален вопрос о переходе на
люминесцентные лампы? Может быть существуют устройства, которые дают тот же
результат, но не наносят такого вреда окружающей среде и позволяют сэкономить
бюджет. Все выдвинутые гипотезы необходимо зафиксировать.
Ставятся задачи урока: 1) исследовать, от чего
зависит стоимость электроприборов 2) исследовать, как влияет работа приборов в
режиме ожидания на стоимость электроэнергии, 3) изучить экологические проблемы,
связанные с производством электроэнергии, 4) выяснить, какие источники
электроэнергии существуют, каковы их преимущества и недостатки 5) рассмотреть
способы экономии электроэнергии.
Для решения поставленных задач используем
коммуникативный мотив. Коммуникативный мотив – связан с необходимостью общения,
делового сотрудничества, взаимодействия. Для этого класс делится на группы.
Классу предлагается совместное выполнение поставленных задач при условии, что
каждая группа будет делать свою часть исследования. В этом случае каждый член
команды оказывается участником созидательного процесса, проходит под
руководством учителя все этапы творческой деятельности. Такая работа
способствует развитию исследовательских навыков у всех членов команды.
ДОКЛАД
«Организация проектной деятельности школьников
по физике в условиях реализации современных образовательных стандартов»
Завозина М.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.