Тема
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ТВОРЧЕСКИ ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИУМЕ
Эпиграф
«Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».
Р. Киплинг
Цель: поиск специфических умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, приобретающей знания не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научения» жить здесь и сейчас.
Задачи:
1. Осознание и осмысление членами педагогического совета проблемы подготовки обучающихся к творчески преобразующей деятельности в социуме.
2. Развитие навыков коллективного анализа и творческо-по- исковой деятельности педагогов.
3. Создание позитивных форм педагогической деятельности на перспективу решения проблемы.
Подготовка к педсовету.
Диагностика:
-анкетирование учащихся 1 курс (Каипбекова М.А.)
- психологическое состояние учителя до начала работы педсовета и после окончания его работы по методике «Цветопись» Лутошкина (Иконникова Т.И.)
Примерный план проведения педсовета:
1. Вступительное слово: обоснование актуальности обсуждаемой проблемы. (Результаты диагностики психологического состояния коллектива до начала работы педсовета.)
2. Установочный доклад (творческие группы)
3. Практическая работа ЦМК и выступление групп по принципу ПОПС
4. Выработка решения педагогического совета. (Результаты диагностики психологического состояния коллектива после окончания его работы.)
Ход педсовета
1. Вступительное слово.
Недостаточная подготовленность выпускников школы к вхождению в рыночные отношения, отсутствие у них специальных знаний, навыков и умений приводит к тому, что именно эта категория молодежи оказывается наименее защищенной на рынке труда и рискует пополнить ряды безработных. Ежегодно свыше трех миллионов учащихся заканчивают основную и среднюю (полную) общеобразовательную школу. Большинство выпускников не видят для себя ясной жизненной перспективы, страдают от неопределенности. Почти 40 % безработных составляет молодежь, из них 15 % не могут трудоустроиться после окончания учебного заведения. Ежегодно в службу занятости обращаются тысячи выпускников школ, средних специальных заведений и вузов, только треть из них получают работу. Одна из причин подобной ситуации - несоответствие предназначаемых вакансий на рынке труда специальностям, уровню подготовки молодежи к новым экономическим условиям, неориентированность ее на самозанятость. По данным Госкомитета России 37,6 млн человек связано с негосударственным сектором экономики, что составляет 58,2 % от общей численности занятых в национальной экономике России. Только до 1 % общего числа не имеющих работу пытаются организовать собственное дело. Большинство не видит для себя жизненной перспективы.
Таким образом, время вплотную поставило перед каждым ОУ вопрос: каким быть выпускнику? Поиск целевой установки ОУ связан сегодня не только с осмыслением его предназначения, но и с моделированием образа выпускника данного ОУ.
Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Человек, способный к самоопределению, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, уважительно относится к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.
Готовность к самореализации предполагает, что выпускник в условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий. Все это означает способность человека к рефлексии. Чрезвычайно значима при этом обращенность к опыту, накопленному человечеством, к национальной, мировой, профессиональной, общей, духовной культуре. Итак, обозначен ориентир, на который должно быть направлено образование. Становится ясно, что процесс образования должен не столько строиться по типу передачи предметного знания, предметных умений и навыков, сколько создавать условия для формирования и развития способностей ученика к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению.
Зачем и для чего нужно создавать условия, уже только что прозвучало. Какие эти условия, что они собою представляют?
В современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. В обществе пока не удалось преодолеть правовой ниги- ции, активно выполняя роль полноправных субъектов диалога со взрослыми в учебном процессе, законопослушных граждан и др. Таким образом, осмысление ребёнком жизни с помощью основ правовых знаний помогает понять простоту эпиграммы С. Маршака:
Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.
3. Анализ работы творческих групп (обработка анкет). (См. Приложения 1, 2, с. 65-70.)
4. Выступление творческих групп по принципу ПОПС.
(См. Приложение 3, с. 70.)
5. Выработка решения педагогического совета.
Проект решения педсовета:
1. Констатирующая часть.
Организация процесса подготовки учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме невозможна:
- без изучения зарубежного и отечественного опыта экономической и правовой подготовки учащихся;
- без интеграции учебных программ общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования детей;
- без практического применения обучающимися экономических и правовых знаний на основе ситуационного моделирования, организации деятельности как педагогической технологии;
- без разработки форм и методов правового сопровождения предпринимательской подготовки обучающихся в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования;
- без формирования у обучающихся способности к критическому мышлению, рефлексии собственной деятельности, готовности к самореализации;
- без микроисследования запросов социума.
2. Постановляющая часть.
В целях адаптации молодежи к рынку через построение модели организации процесса экономической и правовой подготовки учащихся к самостоятельной жизнедеятельности в социуме составить:
- концепцию экономико-правового образования;
обеспечить:
- программно-методическое сопровождение сквозного экономического и правового курса;
использовать в обучении:
- эффективные педагогические технологии (ОДИ, метод проектов, новые информационные технологии, тренинги социальных навыков и профессионального самоопределения, экс- курсионно-правовой практикум и др.);
- интеграцию базового и дополнительного экономико-правового образования.
Анкета 2 (для учащихся) ТЕСТ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОРИЕНТАЦИЮ
Если приведенные ниже высказывания хорошо передают ваш характер, обведите кружком соответствующие буквы. Вы можете поставить столько кружков, сколько сочтете нужным, но стремитесь ограничить свой выбор только теми высказываниями, которые подходят вам больше всего.
А. Я люблю командные виды спорта.
Б. Кроссворды увлекают меня.
•В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен.
Г. Мне нравится говорить по телефону.
Д. Я машинально рисую картинки в записных книжках.
Е. Я интересуюсь всем, что меня окружает.
А. Мне нравится работать руками.
Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.
В. Я бы предпочел работать на себя, чем на кого-то другого.
Г. Мне нравится помогать людям.
Д. Я люблю использовать свое воображение.
Е. Я неплохо разбираюсь в естественных науках.
Я умею обращаться с инструментами.
Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке.
Я предпочитаю работать не в одиночку, а в коллективе.
Г. Я не стесняюсь высказывать своего мнения.
Д. Я люблю модйо одеваться.
Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.
Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении.
Б. Математика - это то, что я знаю лучше всего.
Я предпочитаю участвовать в представлении, а не наблюдать за ним.
Г. Я спрашиваю совета при решении возникших проблем.
Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно.
Е. Меня интересует природа.
Мне нравятся домашние животные.
Б. Мой почерк четкий и разборчивый.
Я хотел бы сделать политическую карьеру.
Г. Я веду дневник.
Д. Я предпочитаю работать самостоятельно.
Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.
Подсчитайте, сколько раз вы обвели каждую букву.
Если вы обвели одну и ту же букву четыре и более раз, то вы можете выбрать профессию, родственную тем, что приведены на следующей странице под этой буквой. Если вы ни одну букву не обвели хотя бы четырежды, ваши интересы находятся еще в стадии развития.
Группа А. Возможно, вы умеете обращаться с инструментами. Может быть, вам нравится садоводство. Возможно, недавно вы сделали книжную полку или оборудовали комнату для установки стереосистемы. Может быть, как раз сейчас вы работаете над очередным проектом. Такие дарования нужны для многих профессий. Вы, должны поближе познакомиться с теми профессиями, где нужно работать практически:
инженер-строитель садовод-декоратор подрядчик фермер тренер летчик
строитель ветеринар плотник
Группа Б. Наверное, вам уже не раз приходилось подсказывать другим людям, где они забыли свои ключи или очки. Решение математических задач представляет для вас увлекательную, а не рутинную работу. Может быть, друзья обращаются к вам за помощью на лабораторных занятиях или одалживают ваши конспекты, готовясь к экзамену. Вам может нравиться вести спортивную статистику, играть в карты, шашки или шахматы. С такими интересами вам имеет смысл обратить внимание на профессии, требующие определенных организаторских способностей и детального анализа:
программист финансовый аналитик библиотекарь авиационный бухгалтер медицинский
инженер банкир техник
Группа В. Вы, наверное, уже знаете, что способность убеждать людей составляет одну из ваших сильных черт характера. Может быть, вы - староста в классе или один из тех, кого обычно делают ответственным за какое-либо классное мероприятие. Может быть, вы такой человек, который, работая в коллективе, может перепоручить товарищам выполнить часть своей работы. С такими способностями у вас есть шансы преуспеть в профессиях, где требуется руководить, убеждать, распоряжаться и давать указания:
военнослужащий
предприниматель
управляющий отелем адвокат
продавец
специалист по работе политик
директор школы
с кадрами
Группа Г. Возможно, вы часто принимаете добровольное участие в классных мероприятиях. Может быть, вы работаете на общественных началах в вашей школе или церкви. Возможно, вы тратите массу времени на телефонные разговоры с друзьями. Или вам нравится подрабатывать, ухаживая за маленькими детьми, или заниматься командными видами спорта. С такими интересами вам имеет смысл выбрать профессию, связанную с общением с людьми:
учитель врач
рекламный агент
репортер социальный работник
начальник офиса
медсестра психолог
Группа Д. Может оказаться, что вам нравится рассказывать анекдоты и забавные истории. Может быть, вы ведете дневник, в который записываете все, что случается, и то, как вы к этому относитесь. Вероятно, вам нравится читать и мечтать при этом. Возможно, друзья обращаются к вам с просьбами помочь в выборе одежды или придумать поздравление ко дню рождения. С такими задатками и интересами вы можете подумать о профессии, в которой важны творчество и оригинальность:
актер художник
музыкант
писатель дизаинер
, . . архитектор
фотограф хореограф
Группа Е. Вам, наверное, известны собственные способности чинить разные вещи или разбирать их, чтобы узнать, как они устроены. Возможно, вам нравится биология, Может быть, ваша любознательность заставляет вас постоянно искать ключи к разгадке стоящих перед вами задач. Может быть, вам нравится бывать в новых местах, узнавать новые для себя вещи. С такими интересами вы, вероятно, захотите выбрать профессию, где требуются аналитические способности:ученый- естествоиспытатель психиатр специалист по маркетингу детектив профессор юрист среднего звена медик-исследователь инженер-механик инженер- электротехник
Установочный доклад
2 творческие группы
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
Принцип ПОПС
Выступление творческих групп строится по принципу:
П - позиция (Мы считаем что ...)
О - обоснование (потому что ...)
П - пример (например, ...)
С - следствие (потому ...)
Каждая из творческих групп освещает результаты анкетирования с позиции принципа ПОППС.
Например 1-я группа по ответу на вопрос:
П - считает, что микроисследование социума определяет необходимость базового и дополнительного образования.
О - потому что позволяет спрогнозировать образовательные потребности социума.
П - например, высокий уровень гуманизации образовательного процесса способствует привлечению в колледж учащихся из других микрорайонов.
С - поэтому необходимо ввести в образовательный процесс интерактивные формы обучения, способствующие социализации учащихся.
Считаете ли вы необходимым изучать и диагностировать потребности микросоциума?
Считаете ли вы, что ОУ обеспечивает образовательные потребности микросоциума?
Считаете ли вы, что ОУ является конкурентоспособным и престижным для удовлетворения образовательных потребностей микросоциума?
Способствует ли повышению конкурентоспособности ОУ наличие режима непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий?
Способствует ли удовлетворению образовательных потребностей микросоциума наличие широкого спектра инновационных учебных программ?
Оцените уровень гуманизации ОП.
Считаете ли вы наличие уровневой дифференциации в обучении средством достижения высокого уровня обученности и качества знаний учащихся?
Считаете ли вы, что ОП образовательного учреждения способствует адаптации учащихся в социуме через раннюю профориентацию?
Представляет ли воспитательная сфера широкие возмож-- ности для развития и самоопределения личности?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.