Блинова Надежда Петровна
Заведующий досуговым отделом «Центра детского творчества
Орджоникидзевского района» г. Магнитогорска
ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ В МИР УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦЕНТРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Центр дополнительного образования детей – это место для множества разнообразных педагогических импровизаций. Основная форма работы таких центров – нестандартное учебное занятие, альтернативное школьным урокам и мероприятиям в детском дошкольном учреждении.
В нашем опыте работы после многочисленных проб различных форм организаций образовательного процесса наиболее популярным стало занятие-путешествие. Такое занятие обусловлено потребностью детей. Оно вполне отвечает возможностям педагогов.
Занятие-путешествие – это организованное передвижение участников по определенному информационно-познавательному или исследовательскому маршруту. Это перемещение из одного неизведанного пункта в другой, погружение в невиданные ранее глубины наук и искусств, проход через тоннели интересных познавательных заданий.
Еще до отправки в путь путешественники определяют его цель и способ передвижения. Это всегда игра, сопровождаемая разнообразием атрибутов, специально разработанных для каждого маршрута.
Путешествие на занятии в центре дополнительного образования детей требует от педагога разработки множества путеводителей. Это и стандартные рабочие тетради, но и альбомы-справочники, слайд-шоу, видеосюжеты с наличием обширных зрительных рядов, карт и схем.
В зависимости от цели занятия путешественники могут называться юными натуралистами, мореплавателями, бизнесменами и проч. Сухие факты основ истории, литературы, географии и др. превращаются на таких занятиях в живые картины, яркие образы, вдохновляющие на путешествия с помощью книг, энциклопедий, справочников, Интернета.
Записи юных путешественников подобны «Путевым» заметкам, запискам, впечатлениям, наблюдениям, дневникам.
Главный итоговый вопрос каждого занятия-путешествия – где были и что видели.
В отличие от стандартных учебных занятий занятие-путешествие это то, что сопровождается экскурсией (выставками музейных экспонатов, виртуальным посещением музеев и заповедников, парков, лесопарков и зоопарков, ознакомлением с достопримечательностями и культурным центрами, визуальной демонстрацией самых разнообразных экскурсионных объектов: людей с различающимся цветом кожи, жителей морей и океанов, планет, экзотических животных и т.п.).
Цель (ожидаемый результат) занятия-путешествия с использованием экскурсионного метода –приобретение новых (чаще всего интересных справочных, обобщенных) первичных знаний об объекте в увлекательной подвижной (передвижной) форме.
Технические средства для организации занятия-путешествия обязательны. С их помощью обеспечивается игровое перемещение обучающихся из одного пункта путешествия в другой по определенной программе с определенным планом и схемами-указателями передвижения.
Обязателен целенаправленный диалог руководителя путешествия и его участников о том, какими знаниями во время путешествия они наполнились, можно ли и как эти знания в жизни применить.
Виды занятий-путешествия:
- путешествие реальное (поход, поездка);
- путешествие виртуальное (видеосюжет, фоторяд);
- путешествие с приглашением экскурсовода и проведением экскурсии;
- путешествие по книгам, энциклопедиям и словарям.
Организуя занятие-путешествие нельзя забывать обозначать путешественникам:
1) цель и маршрут путешествия;
2) способ передвижения;
3) способ сохранения знаний в памяти.
Таким образом, занятие-путешествие – не только альтернативная форма организации стандартного учебного занятия, но и одна из наиболее востребованных форм освоения увлекательного мира знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.