Организация работы по авторской программе «Игры народов Азии»
Аннотация: статья описывает опыт реализации факультативного курса внеурочной деятельности «Игры народов Азии» в начальной школе.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, здоровый образ жизни младших школьников, народные игры азиатских стран, культура разных стран.
Внеурочная деятельность является одной из форм организации свободного времени учащихся. В связи с переходом на ФГОС НОО происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей. Для того, чтобы приобщить детей к культуре разных народов, был разработан факультативный курс «Игры народов Азии».
Авторская программа «Игры народов Азии» - это программа внеурочной деятельности, спортивно- оздоровительного направления. Кроме оздоровительной деятельности, обеспечивающей укрепление здоровья и активный отдых, данный курс имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционных культур народов Азии: русской, бурятской, монгольской и китайской, способствует формированию познавательной деятельности, обеспечивает знакомство учащихся с играми народов Азии, воспитывает чувство уважения к культуре другого народа.
Авторская программа «Игры народов Азии» является актуальной и востребованной, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников через специально организованную двигательную активность ребенка, формирование физически здорового, активного, гармонически развитого человека через обучение подвижным играм.
Актуальность данной программы заключается в развитии сотрудничества в области нескольких культур: русской, бурятской, монгольской и китайской. Разные виды народного творчества и использование национальных подвижных игр народов Азии способствует воспитанию положительных нравственных качеств, развитие творческой активности детей, формирование представления о чести, смелости, мужестве, развивает стремление к победе.
Целью данной программы является воспитание способности к межкультурному общению, развитие и совершенствование подлинного чувства уважения и симпатии к культуре России, Бурятии, Китая и Монголии, изучение национальных игр, знакомство с национальными героями.
Программа внеурочной деятельности «Игры народов Азии» подчиняется необходимости решения двуединой задачи: оздоровительная деятельность и познавательная.
1 этап: 1 класс - ознакомление с общими нормами и ценностями культур народов Азии;
2этап: 2-3 класс - освоение норм и ценностей, составляющих содержание культурных традиций народов Азии, использование народных игр и развлечений в физическом образовании младших школьников;
3 этап: 4 класс - понимание многообразия человеческих культур, уважение культурных традиций других народов, стремление к расширению знаний в этом направлении.
В теоретический материал программы факультативного курса включено изучение русских, бурятских, китайских, монгольских народных игр, традиций, обычаев и развлечений. Практический материал предлагается в виде разделов программы с разучиванием и применением народных игр народов Азии на занятиях во внеурочной деятельности.
Данная программа оказывает влияние на воспитание ума, характера, воли учащихся, развивает нравственные чувства и творческие способности, создаёт определённый интерес к истории, культуре народов Азии.
В процессе реализации факультативного курса внеурочной деятельности «Игры народов Азии», учащиеся знакомятся с правилами техники безопасности при проведении подвижных игр в спортзале и на открытой школьной площадке, знакомятся с русскими, бурятскими, китайскими народными играми, с монгольскими интеллектуально-познавательными играми, с бессюжетными играми Китая, играми – забавами Бурятии, китайскими настольными играми, с монгольскими олимпийскими играми «Надом».
В результате работы по
программе факультативного курса
формируются личностные УУД учащихся: способность к саморазвитию, мотивация
к познанию, личностная позиция, извлечение информации; развиваются регулятивные
УУД: умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её
словесно, преодолеть трудности, аргументировать
своё мнение; проявляются
познавательные УУД: ориентирование в своей системе знаний, планирование, умение делать
предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, умение анализировать,
обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия,
преобразовывать информацию из одной формы в другую, выбирая наиболее удобную;
развиваются коммуникативные УУД: владение приёмами монологической и
диалогической речи, умение договариваться с другими учащимися, согласуя с ними
свои интересы и взгляды, планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Освоение факультативного курса «Игры народов Азии» обеспечивает социальную компетентность ребенка в социуме, является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.