Организация работы по авторской программе «Исследователь»
Программа внеурочной деятельности «Исследователь» для 1- 4 классов начального общего образования составлена на основе требований Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина, определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Программа курса внеурочной деятельности – предназначена для обучающих начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, на развитие креативных качеств: гибкость ума, наличие своего мнения, развитие коммуникативных умений. Содержание программы «Исследователь» связано с учебными предметами: математика, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, история. В основе формирования исследовательских умений два главных вида учебно- познавательной деятельности учащихся: проектно - исследовательская деятельность и практическая самостоятельная работа. Исследовательская и проектная деятельность может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, что помогает учителю построить индивидуальный подход в развитии ребенка. В рамках внеурочной деятельности исследовательская и проектная деятельность направлены на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития. Программа внеурочной деятельности «Исследователь» направлена на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Актуальность данной программы заключается в формировании учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность обучения ребенка. Важнейшим приоритетом программы является включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения, развитие познавательной сферы, приобретение социального опыта, повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получение и самостоятельного открытия новых знаний. Главная особенность проектно - исследовательской деятельности – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в своей познавательной деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач. В ходе освоения проектно - исследовательской деятельности учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и осознает при этом содержание и формы учебной деятельности.
Новизна программы внеурочной деятельности «Исследователь» заключается в её структуре и выборе методов обучения. Отбор методов основывается на системно- деятельностном подходе и педагогических технологиях: исследовательская, технология оценивания учебных достижений, метод проектов.
В программе заложены основные принципы:
Принцип системности: реализация задач программы через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип опоры: учёт интересов и потребностей учащихся.
Принцип совместной деятельности детей и родителей: привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности.
Принцип обратной связи: каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, и что не получилось, изучить их мнение.
Цель программы: выявление наиболее способных к творчеству учащихся; развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей
Задачи: познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих самостоятельности; прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; прививать интерес к исследовательской деятельности; обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; развивать у ученика определенный базис знаний и умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Исследователь».
Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся будут сформированы: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности; способность к самооценке на основе самоанализа и самоконтроля; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий в соответствии с требованиями данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Учащиеся получат возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками информации.
Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условии.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся: адекватно использовать коммуникативные речевые средства для решения различных коммуникативных задач; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; учитывать различные мнения и стремиться к сотрудничеству; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Учащиеся получат возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
В результате работы по программе курса «Исследователь» учащиеся должны знать: основные этапы организации проектной деятельности: выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация; понятия цели, объекта и гипотезы исследования; основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы; способы познания окружающего мира: наблюдения, эксперименты; источники информации: книги, старшие товарищи, родственники, видеокурсы, ресурсы Интернета.
Учащиеся должны уметь: выделять объект исследования; разделять учебно- исследовательскую деятельность на этапы; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; работать в группе; пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; вести наблюдения окружающего мира; планировать и организовывать исследовательскую деятельность.
Программа внеурочной деятельности «Исследователь» содержит следующие элементы:
титульный лист, вводную часть, в которой указываются основные содержательные линии программы, связь с программами, включенными в структуру внеурочной деятельности, количество часов в неделю по учебному плану. Календарно - тематическое планирование представляется в виде таблицы. В качестве приложений к программе, являются основные понятия курса, темы проектов, темы творческих, исследовательских работ, примеры исследовательских работ, выписки тезисов, рецензий из работ учащихся, методические рекомендации к занятиям, методические рекомендации для руководителя проектно – исследовательских работ. Данная программа реализуется через формы организации исследовательской деятельности, через научно – практические конференции.
Литература:
1. А.И.Савенков Программа «Я – исследователь» (1- 4 классы), Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012г.
2 А.И.Савенков «Я – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература», 2012г.
3. Сизова, Р.Ф. Селимова Рабочая тетрадь: «Юмникам и умницам» Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. В двух частях – 2 класс, Москва Издательство РОСТ, 2013г.
3 Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова Рабочая тетрадь: «Юмникам и умницам» Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. В двух частях – 4класс, Москва Издательство РОСТ, 2017г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.