Организация работы по авторской программе "Исследователь"

  • doc
  • 20.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация работы по авторской программе Исследователь (2).doc

 

 

Организация  работы по авторской программе «Исследователь» 

 

    Программа внеурочной деятельности «Исследователь» для 1- 4 классов начального общего образования составлена на основе требований Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина, определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Программа курса внеурочной деятельности – предназначена для обучающих начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью,  направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, на развитие креативных качеств: гибкость ума, наличие своего мнения, развитие коммуникативных умений. Содержание программы «Исследователь» связано с  учебными предметами: математика, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, история.  В основе формирования исследовательских умений  два главных  вида  учебно- познавательной деятельности учащихся: проектно - исследовательская деятельность и  практическая самостоятельная работа.  Исследовательская и проектная деятельность может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, что помогает учителю построить индивидуальный подход в развитии ребенка.  В рамках внеурочной деятельности исследовательская и проектная деятельность направлены на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития. Программа  внеурочной деятельности «Исследователь»  направлена на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

   Актуальность  данной программы заключается в формировании учебных умений и навыков,  которые в значительной мере предопределяют успешность  обучения ребенка. Важнейшим приоритетом программы является  включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения,   развитие познавательной сферы, приобретение социального опыта,  повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получение и самостоятельного открытия новых знаний. Главная особенность проектно - исследовательской деятельности – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в своей познавательной деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач. В ходе освоения проектно - исследовательской  деятельности учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам  и осознает при этом содержание и формы учебной деятельности.

   Новизна  программы внеурочной деятельности   «Исследователь»  заключается в её структуре и выборе методов обучения. Отбор методов  основывается на системно- деятельностном подходе и педагогических технологиях: исследовательская, технология оценивания учебных достижений, метод проектов.

В программе заложены основные принципы:

Принцип системности:   реализация задач программы через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип опоры:  учёт интересов и потребностей учащихся.

Принцип совместной деятельности детей и родителей: привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности.

Принцип обратной связи: каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, и что не получилось, изучить их мнение.

Цель программы:  выявление наиболее способных к творчеству учащихся;   развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих  и коммуникативных способностей

Задачи:   познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;  мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих самостоятельности;  прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;  прививать интерес к исследовательской деятельности; обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;  развивать  у ученика определенный базис знаний и умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи.

 Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Исследователь».

 Личностные универсальные учебные действия:  

У учащихся  будут сформированы: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности; способность к самооценке  на основе самоанализа и самоконтроля; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащиеся  научатся: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий в соответствии с требованиями данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Учащиеся  получат возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы  по ходу его реализации.

 Познавательные универсальные учебные действия:

 Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,  моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками информации.

Учащиеся  получат возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме;  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условии.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащиеся  научатся:  адекватно использовать коммуникативные речевые средства для решения различных коммуникативных задач;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;   учитывать различные мнения и стремиться к сотрудничеству;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы;   использовать речь для регуляции своего действия.

Учащиеся получат возможность научиться:  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты:

В результате работы по программе курса «Исследователь» учащиеся должны знать:  основные этапы организации проектной деятельности: выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация; понятия цели, объекта и гипотезы исследования;  основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы;  способы познания окружающего мира: наблюдения, эксперименты; источники информации: книги, старшие товарищи, родственники, видеокурсы, ресурсы Интернета.

Учащиеся должны уметь:  выделять объект исследования; разделять учебно- исследовательскую деятельность на этапы;  выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;  работать в группе;  пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;  вести наблюдения окружающего мира; планировать и организовывать исследовательскую деятельность.

  Программа внеурочной деятельности «Исследователь»  содержит  следующие элементы:

титульный лист, вводную часть,  в которой указываются основные содержательные линии программы,  связь с программами, включенными в структуру внеурочной деятельности, количество часов в неделю по учебному плану. Календарно - тематическое планирование представляется в виде таблицы.  В качестве приложений к программе,  являются  основные понятия курса, темы проектов, темы творческих, исследовательских работ, примеры исследовательских работ, выписки тезисов, рецензий  из работ учащихся,  методические рекомендации к занятиям,  методические рекомендации для руководителя проектно – исследовательских работ. Данная программа реализуется через формы организации исследовательской деятельности, через научно – практические конференции.

Литература:  

1. А.И.Савенков Программа «Я – исследователь» (1- 4 классы),   Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012г.

2 А.И.Савенков «Я – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература», 2012г.

3. Сизова, Р.Ф. Селимова  Рабочая тетрадь: «Юмникам и умницам» Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. В двух частях – 2 класс, Москва Издательство РОСТ, 2013г.

3 Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова  Рабочая тетрадь: «Юмникам и умницам» Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. В двух частях – 4класс, Москва Издательство РОСТ, 2017г.