Организация работы по авторской программе "Исследователь"
Оценка 4.8

Организация работы по авторской программе "Исследователь"

Оценка 4.8
doc
20.12.2020
Организация работы по авторской программе "Исследователь"
Организация работы по авторской программе Исследователь (2).doc

 

 

Организация  работы по авторской программе «Исследователь» 

 

    Программа внеурочной деятельности «Исследователь» для 1- 4 классов начального общего образования составлена на основе требований Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина, определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Программа курса внеурочной деятельности – предназначена для обучающих начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью,  направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, на развитие креативных качеств: гибкость ума, наличие своего мнения, развитие коммуникативных умений. Содержание программы «Исследователь» связано с  учебными предметами: математика, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, история.  В основе формирования исследовательских умений  два главных  вида  учебно- познавательной деятельности учащихся: проектно - исследовательская деятельность и  практическая самостоятельная работа.  Исследовательская и проектная деятельность может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, что помогает учителю построить индивидуальный подход в развитии ребенка.  В рамках внеурочной деятельности исследовательская и проектная деятельность направлены на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития. Программа  внеурочной деятельности «Исследователь»  направлена на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

   Актуальность  данной программы заключается в формировании учебных умений и навыков,  которые в значительной мере предопределяют успешность  обучения ребенка. Важнейшим приоритетом программы является  включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения,   развитие познавательной сферы, приобретение социального опыта,  повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получение и самостоятельного открытия новых знаний. Главная особенность проектно - исследовательской деятельности – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в своей познавательной деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач. В ходе освоения проектно - исследовательской  деятельности учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам  и осознает при этом содержание и формы учебной деятельности.

   Новизна  программы внеурочной деятельности   «Исследователь»  заключается в её структуре и выборе методов обучения. Отбор методов  основывается на системно- деятельностном подходе и педагогических технологиях: исследовательская, технология оценивания учебных достижений, метод проектов.

В программе заложены основные принципы:

Принцип системности:   реализация задач программы через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип опоры:  учёт интересов и потребностей учащихся.

Принцип совместной деятельности детей и родителей: привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности.

Принцип обратной связи: каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, и что не получилось, изучить их мнение.

Цель программы:  выявление наиболее способных к творчеству учащихся;   развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих  и коммуникативных способностей

Задачи:   познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;  мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих самостоятельности;  прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;  прививать интерес к исследовательской деятельности; обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;  развивать  у ученика определенный базис знаний и умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи.

 Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Исследователь».

 Личностные универсальные учебные действия:  

У учащихся  будут сформированы: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности; способность к самооценке  на основе самоанализа и самоконтроля; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащиеся  научатся: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий в соответствии с требованиями данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Учащиеся  получат возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы  по ходу его реализации.

 Познавательные универсальные учебные действия:

 Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,  моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками информации.

Учащиеся  получат возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме;  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условии.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащиеся  научатся:  адекватно использовать коммуникативные речевые средства для решения различных коммуникативных задач;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;   учитывать различные мнения и стремиться к сотрудничеству;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы;   использовать речь для регуляции своего действия.

Учащиеся получат возможность научиться:  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты:

В результате работы по программе курса «Исследователь» учащиеся должны знать:  основные этапы организации проектной деятельности: выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация; понятия цели, объекта и гипотезы исследования;  основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы;  способы познания окружающего мира: наблюдения, эксперименты; источники информации: книги, старшие товарищи, родственники, видеокурсы, ресурсы Интернета.

Учащиеся должны уметь:  выделять объект исследования; разделять учебно- исследовательскую деятельность на этапы;  выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;  работать в группе;  пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;  вести наблюдения окружающего мира; планировать и организовывать исследовательскую деятельность.

  Программа внеурочной деятельности «Исследователь»  содержит  следующие элементы:

титульный лист, вводную часть,  в которой указываются основные содержательные линии программы,  связь с программами, включенными в структуру внеурочной деятельности, количество часов в неделю по учебному плану. Календарно - тематическое планирование представляется в виде таблицы.  В качестве приложений к программе,  являются  основные понятия курса, темы проектов, темы творческих, исследовательских работ, примеры исследовательских работ, выписки тезисов, рецензий  из работ учащихся,  методические рекомендации к занятиям,  методические рекомендации для руководителя проектно – исследовательских работ. Данная программа реализуется через формы организации исследовательской деятельности, через научно – практические конференции.

Литература:  

1. А.И.Савенков Программа «Я – исследователь» (1- 4 классы),   Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012г.

2 А.И.Савенков «Я – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература», 2012г.

3. Сизова, Р.Ф. Селимова  Рабочая тетрадь: «Юмникам и умницам» Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. В двух частях – 2 класс, Москва Издательство РОСТ, 2013г.

3 Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова  Рабочая тетрадь: «Юмникам и умницам» Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. В двух частях – 4класс, Москва Издательство РОСТ, 2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Организация работы по авторской программе «Исследователь»

Организация работы по авторской программе «Исследователь»

Принцип обратной связи: каждое занятие должно заканчиваться рефлексией

Принцип обратной связи: каждое занятие должно заканчиваться рефлексией

Учащиеся получат возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при…

Учащиеся получат возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при…

Организация работы по авторской программе "Исследователь"

Организация работы по авторской программе "Исследователь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020