Организация работы по преодолению трудностей в навыке чтения
Оценка 4.6

Организация работы по преодолению трудностей в навыке чтения

Оценка 4.6
doc
03.09.2020
Организация работы по преодолению трудностей в навыке чтения
доклад по теме самообразования.doc

                                                                                                           

 

 

 

 

 «Организация  работы по преодолению причин, тормозящих беглость чтения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование у детей навыка чтения ,являющегося фундаментом всего последующего образования, -одна из важнейших задач начальной школы.  

Что же делать, если ребенок не укладывается в норму ,а навык чтения  не формируется так быстро ,как требует школьная программа? Не надейтесь ,что автоматизация навыка произойдет сама собой. Это сложный процесс.

Существует много причин, тормозящих скорость чтения ,среди которых можно выделить семь основных: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти.

 

1.природный темп деятельности

 

Относится к динамическим характеристикам человека, являясь составляющим свойством его темперамента, является врожденным, сохраняется в течении длительного времени без изменений.     

Определить темп деятельности можно с помощью теппинг-теста, потребуется секундомер. карандаш, расчерченный лист бумаги( 2 ряда по 3 квадрата,каждый из них 4 на 4 см. а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 см. При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол,рука должна быть на весу. Ребенок должен постучать карандашом по квадратам, заполняя каждый квадрат точками. На каждый квадрат по 5 секунд. Подсчитывается среднее кол-во точек для 6 квадратов.

Результаты :

16 точек и меньше- ребенок работает в своем медленном темпе.

16-20 точек-нормальный средний темп работы.

20 точек и больше-ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.

 

Используя определенные упражнения,можно увеличить темп чтения. Например,

- многократное прочтение- учитель читает текст вслух. После читает это ребенок 1 минуту. Закончив,отмечает место в тексте, до которого успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого текста ,и снова ребенок по истечении минуты отмечает количество слов. Повторяется до тех пор, пока количество слов не перестанет увеличиваться.

 

- молния-чередование чтения в комфортном с чтением в максимально быстром темпе. Переход осуществляется по команде «Молния

- буксир-учитель читает текст вслух,варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. ребенок читает тот же текст про себя. Стараясь поспеть за учителем. Остановитесь на каком-либо слове и попросите показать в тексте место остановки. Разрыв не должен превышать 20 слов в минуту.

 

2. Регрессии-

Это возвратные движения глаз с целью повторного прочитывания. Определить это можно с помощью наблюдения. Поможет устранить регрессию упражнение « Чтение с окошечком». Нужно взять лист бумаги размером 10 на 5 см. с правого края вырезать небольшое «окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине размеру слога в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки.

 

3.антиципация –

 

Это прием, используемый для дальнейшего осмысления текста ( смысловая догадка) Для того чтобы определить, владеет ли ребенок этим приемом и использует при чтении, предложите ему следующий текст.

Родился зай… в лесу и все боял… Треснет где-ни… сучок, вспорх… пти…, упадет с дере… ком снега- у зайчи… душа в пят…

Боял…зай… день, боял… два,боялся неде…,боял… год, а потом вырос он боль… и вдруг надое… ему боя…

-Нико… я не бою… !=крик… он на весь лес.-Вот не бою… нисколь…, и все тут!

 

Зафиксируйте время, которое потратил ребенок на чтение текста. Понаблюдайте.

Затем предложите снова прочитать этот текст ,но уже без пропусков. Зафиксируйте время.

Если разрыв не превышает 15-20 секунд, значит при чтении ребенок пользуется этим приемом.

 

Можно использовать короткие тексты, в которых пропущены не буквы , а целые слова.

Над городом низко повисли снеговые___________. Вечером началась __________. Снег повалил большими___________. Холодный ветер выл, как дикий___________.

Если такие тексты вызывают у ребенка трудности, то можно из листа белой бумаги вырезать решетку с вертекальными столбцами шириной 0,5 и отверстиями шириной в 1-2 см , общий размер с печатный лист. Решетка накладывается на печатный текст, скрывая части слов.

Еще одним упражнением для развития смысловой догадки могут быть тексты с ошибками   в содержании или несуразицами.

 

Поздней осенью, как обычно, зацвели буйно яблони.

Дети не промокли под ливнем, так как спрятались под телеграфным столбом.

 

4. артикуляция

 

Для работы над артикуляцией используются упражнения с рифмой и ритмом.

 

-артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

АОУЫИЭ  С-Ж-З-Ш   БЫ-БИ ЛЕ-ЛЕ

 

-чтение чистоговорок

Жа-жа-жа – иголки у ежа. Чи-чи-чи – у дома кирпичи. Ло-ло-ло –на улице тепло.

 

-чтение скороговорок

Утром присев на пригорке, учат сороки скороговорки.

Кар-р-р. Картошка, картонка, карета, картуз.

Кар-р-р .Карниз,карамель,карапуз.

 

                                                      


Организация работы по преодолению причин, тормозящих беглость чтения»

Организация работы по преодолению причин, тормозящих беглость чтения»

Формирование у детей навыка чтения ,являющегося фундаментом всего последующего образования, -одна из важнейших задач начальной школы

Формирование у детей навыка чтения ,являющегося фундаментом всего последующего образования, -одна из важнейших задач начальной школы

Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки

Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2020