Организация самостоятельной работы студентов в формате дистанционного обучения
Оценка 4.9

Организация самостоятельной работы студентов в формате дистанционного обучения

Оценка 4.9
Лекции
docx
естествознание
Взрослым
16.12.2021
Организация самостоятельной работы студентов в формате дистанционного обучения
В данной статье представлены методы и приемы проведения самостоятельной работы, даны краткие характеристики их использования на уроке.
Организация самостоятельной работы студентов в формате дистанционного обучения.docx

Организация самостоятельной работы студентов в формате дистанционного обучения.

Одним из показателей уровня подготовки студентов СПО в условиях перехода образовательных организаций на реализацию ФГОС является готовность их  к самостоятельной учебной деятельности. Самой важной составляющей этой готовности, безусловно, является стремление самого обучающегося, его желание решать задачи самостоятельно, проявляя при этом  творческие способности  в решении поставленных задач. При этом немаловажно наличие у обучающего общеучебных знаний, а также умений и навыков самостоятельной работы.

Разделяют три уровня  готовности студентов к самостоятельной работе: низкий, средний, высокий. Уровни отличаются развитием учебных навыков и умений, качеством выполнения заданий, умением рационально и творчески их выполнять. Необходимо учитывать и время, затраченное на выполнение самостоятельной работы, а также умение студента находить выход из затруднительных ситуаций, связанных с выполнением задания.

В результате, после выполнения задания можно будет сделать вывод о том, имеется ли интерес к учебному предмету и обучению в целом, оценить способности обучающегося по предмету открытия новых знаний.

В процессе самостоятельной работы студентов важное место занимает наблюдение, а также широко используются такие диагностические средства, как анкеты, беседы. Всё чаще стали использоваться методики, которые можно отнести к разряду экспериментальных. Одной из таких является методика свободных заданий, которая  предполагает, что преподаватель вместе с обязательным  домашним заданием дает дополнительное, но необязательное задание. При этом важно предупредить, что выполнение второго задания желательно, но не обязательно (например, оно важно для более глубокого освоения данной темы) и  оценка за его выполнение ставиться не будет.  По количеству выполняемых свободных можно  установить  степень мотивации студентов и их готовность к самостоятельной учебной деятельности.

Универсальной является методика составления задач и вопросов. Она может использоваться на различных дисциплинах. Перед завершением темы преподаватель предлагает студентам самостоятельно составить набор вопросов по пройденной теме для зачета или вариант письменной работы. При этом оговаривается, что наиболее интересные предложения станут основой для проведения зачета. Собрав на следующем занятии работы студентов, преподаватель может по характеру вопросов (репродуктивные, продуктивные), их оригинальности судить о сформированности учебной мотивации и ориентации студентов учебную деятельность. Хорошим показателем выступает наличие проблемных вопросов, что свидетельствует о творческом подходе студентов к выполнению задания.

Можно предлагать и самостоятельно закончить решение задания, а также вернуться ещё раз  к нерешенным задачам, невыполненным заданиям после дополнительного обсуждения темы, на которую предложено данное задание. Преподавателем ставится  задача, проходит её обсуждение, становится понятно, что  студенты поняли основные направления её решения. На данном этапе заканчивается работа преподавателя и вновь  начинается самостоятельное решение задачи студентами.

Все сферы деятельности подвергаются изменениям, и обучение не является исключением.  В частности, все более актуальным становится обучение, где знания передаются  преподавателем уже не в готовом виде, а осваиваются студентами самостоятельно в результате активной, осознанной,  учебной деятельности, которая включает  внеаудиторную работу дома.  Организацию самостоятельной работы необходимо рассматривать как составную часть в основном образовательном процессе, так как она воспитывает инициативность и способствует саморазвитию.  Происходит не только самостоятельное овладение знаниями, и формирование личного мировоззрения, но и формируется  умение самостоятельно применять полученные знания в обучении и практической деятельности.

В процессе самостоятельной работы происходит формирование у студентов потребности освоить что-то новое, важное, на что, возможно не хватает аудиторного учебного времени. Преподаватель со своей стороны должен создать условия для решения новых познавательных задач, помочь сделать процесс обучения более целенаправленным.  И таким образом сама самостоятельная работа формируется уже на занятии и  является следствием правильно организованной  на этом занятии работы. Преподаватель мотивирует студента на продолжение этого занятия, на углубление и расширение знаний обучающегося, которые он уже будет получать в свободное время. Но здесь нельзя забывать и об эффективности данной учебной деятельности, которая может быть повышена путём её дифференциации.  Преподавателю необходимо разрабатывать  и специальные  учебные  задания, а также применять различные методами, технологиями для организации и  прохождения студентами самостоятельной работы. Преподаватель планирует, создаёт методическое обеспечение, осуществляет контроль процесса самостоятельного усвоения обучающимися знаний. Важную роль в организации самостоятельной деятельности играет  мотивационная составляющая. Любая деятельность должна вызывать интерес, положительные эмоции и мотивы к её усвоению. Сам процесс выполнения задания предполагает практические действия и постепенно переходит в процесс самоанализа, самооценки, самореализации.

Предлагаемые для самостоятельной работы  задания и их содержание должны  иметь характер, учитывающий изучаемую дисциплину, специфику профессионального уклона и индивидуальных особенностей студента. Их можно разделить на три уровня: ознакомительный, продуктивный, репродуктивный. Если при ознакомительном уровне можно провести просто конспектирование, то при продуктивном требуется приобретении нового опыта, развитие способностей к исследовательской деятельности. Репродуктивный уровень предполагает деятельность в виде алгоритма на основе схожей ситуации с использованием знакомых методов действий.

Среди видов работ, которые предлагаются студентам в процессе самостоятельной учебной деятельности можно выделить написание реферата, составление опорного конспекта, составление тестовых заданий, написание конспекта первоисточника, составление  различных схем, графиков, диаграмм, подготовка информационного сообщения, составление и решение кейсов (ситуационных задач), создание презентаций, кроссвордов или глоссария, составление обобщающей таблицы по теме.

Наряду с уже сложившейся системой аудиторных занятий  в настоящее время преподаватели стали широко использовать электронное обучение, позволяющее обучать студентов приемам самостоятельной работы и дающее возможность закрепить их во внеаудиторной работе. Примером такого обучения может служить электронный учебно-методический  комплекс. Здесь темы объединены в блок, каждый блок в свою очередь разбивается на модули в соответствии с тематикой отдельного занятия. Занятия состоят из лекций, на которых рассматриваются основные вопросы учебной темы, практические задания, предлагается тематика рефератов, сообщений. Студенты сначала знакомятся с программой курса, а затем составляют индивидуальный план своей учебной деятельности по изучаемой дисциплине и тем самым приобретают умения поиска необходимой информации и ее переработки для получения необходимых знаний. Также они имеют возможность формирования тех компетенций, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности. Не возникает сомнения в том, что самостоятельная учебная деятельность должна иметь методическое обеспечение. Самой востребованной является электронная информационная образовательная среда, позволяющая хранить большой объем информации, имеющей образовательное значение и представляющей учебно-методический комплекс.

В результате  можно заключить, что, при проведении во время обучения  самостоятельной работы  требуется непосредственный контроль со стороны преподавателя за деятельностью обучаемого, который  позволяет сформировать правильную самооценку личности студента как одно из основных качеств будущего профессионала. Педагог должен умело организовать учебный процесс и правильно направить  познавательную деятельность студентов. Студент  при этом  сам овладевает знаниями для того, чтобы научиться самостоятельно анализировать, делать выводы и обобщения, оперировать своими знаниями и находить решения в нестандартных ситуациях, что  является главной задачей самообразования.

 

Источники

Дамбуева А.Б. Формирование исследовательской компетентности будущих физиков // Вестник Бурятского гос. ун-та. — 2012. — № 15. — С. 40–44.

Пьяных Е.Г.Немчанинова Ю.П. Смешанное обучение как эффективная форма работы с магистрами в области естественно-научного образования // Вестник Томского гос. ун‑та. — 2012. — № 7. — С. 257–259.

Самойленко П. И. Теория и методика обучения физике: учеб. пособие. — М.: Дрофа, 2010. — 332 с.


 

Организация самостоятельной работы студентов в формате дистанционного обучения

Организация самостоятельной работы студентов в формате дистанционного обучения

Универсальной является методика составления задач и вопросов

Универсальной является методика составления задач и вопросов

В процессе самостоятельной работы происходит формирование у студентов потребности освоить что-то новое, важное, на что, возможно не хватает аудиторного учебного времени

В процессе самостоятельной работы происходит формирование у студентов потребности освоить что-то новое, важное, на что, возможно не хватает аудиторного учебного времени

Репродуктивный уровень предполагает деятельность в виде алгоритма на основе схожей ситуации с использованием знакомых методов действий

Репродуктивный уровень предполагает деятельность в виде алгоритма на основе схожей ситуации с использованием знакомых методов действий

В результате можно заключить, что, при проведении во время обучения самостоятельной работы требуется непосредственный контроль со стороны преподавателя за деятельностью обучаемого, который позволяет сформировать правильную…

В результате можно заключить, что, при проведении во время обучения самостоятельной работы требуется непосредственный контроль со стороны преподавателя за деятельностью обучаемого, который позволяет сформировать правильную…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2021