Организация слоговой работы с первоклассниками в период обучения грамоте. Курсовая работа
Оценка 5

Организация слоговой работы с первоклассниками в период обучения грамоте. Курсовая работа

Оценка 5
docx
08.11.2021
Организация слоговой работы с первоклассниками в период обучения грамоте. Курсовая работа
1крслоговая работа.docx

Название вуза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация слоговой работы с первоклассниками в период обучения грамоте

Курсовая работа

 

 

 

Выполнила…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город, 201… год

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..

3

Глава 1. Лингвометодические основы слоговой работы в период обучения грамоте

1.1.Две школы…………………………………………………………

 

 

6

1.2.Анализ учебника В. Горецкого……………………………………

9

1.3.Анализ учебника  Н. Агарковой………………………………….

14

1.4.Букварь Т. М. Андриановой………………………………………

16

Глава 2. Опытно-практическая работа в 1 классе

2.1. Применение схем и моделей к словам:

результаты и диагностика…………………………………………….

 

 

19

2.2. Применение памяток слогоделения и правил переноса: эффективность и уровень выполненных работ (высокий, средний, низкий – сводная таблица)…………………………………………….

 

 

22

2.3. Разработка урока по учебнику Горецкого………………………

26

2.4. Формы взаимодействия учителя

и семьи ребенка для более успешного овладения грамотой………...

 

35

Заключение……………………………………………………………..

39

Список литературы…………………………………………………….

42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обучение грамоте  – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения

Слоговая работа с первоклассниками – ключевая позиция в методики преподавания литературного чтения и правописания. Обучение грамоте является ведущей деятельностью в первом классе, в данном случае задействуются все универсальные учебные действия и межпредметные связи. В процессе дальнейшего обучения  все разделы языка основываются на слоговой работе. Эта особая ступень овладения первоначальными  умениями письма и чтения. Обучение слоговой работе делится на этапы: 1. формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации и 2. развитие моторных функций.  Поэтому тема курсовой работы «Организация слоговой работы с первоклассниками в период обучения грамоте» является актуальной для современной педагогики.

 Об актуальности данной темы курсовой работы говорит  тот факт, что своевременное овладение  правильной речью имеет важное значение для становления полноценной  личности первоклассник, успешной адаптации коммуникации, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок успешности и эффективности в обучении. Необходимо позаботиться об успешном вхождении в школьную жизнь и детей с низкой готовностью к обучению, этому способствуют дополнительные занятия по слоговой деятельности ребенка и логопеда.

Уровень разработанности этой темы высок, имеются многочисленные исследования, но в то же время загруженность теории дает сложности выбора  приемов преподавания на практике. Все учебники можно разделить на  три группы: частотный принцип (В. Горецкий и К. Ушинский) – сначала изучаются наиболее употребляемые звуки и буквы; позиционный принцип (Д.Б. Эльконин), в основе которого лежит фонетическая система русского языка (разделение на основе голос/шум), генетический (Р. Бунеев) по схожести начертания букв (здесь важную роль играют иллюстрации).

Противоречия в работе над данной темой возникают между:

1.                             игровой деятельностью и научностью обучения, терминологией (ударение, слог, слово, предложение, схема);

2.                             речевыми возможностями детей и ФГОС (дифференцированность в обучении);

3.                             коммуникативной активностью и периодом адаптации первоклассника (системно-деятельностный подход).

Чтобы преодолеть противоречия необходимы приемы: дидактических игр, осмысленного чтения, лингвистических задач и загадок. Также необходимо учителю установить степень работоспособности каждого ученика и механизмы мотиваций коллектива и отдельных групп учеников, разработать методическое обеспечение, определить результативность формирования слоговой структуры слова у каждого учащегося.

Объектом исследования являются учащиеся 1 «А» и 1 «Б»  классов Школы _____ города ________ _________области.

Предмет исследования: слоговая деятельность и ее успешность.

Целью данной курсовой работы будет изучение различных подходов в методики преподавания слоговой деятельности.

Гипотеза: схемы, модели и памятки для работы со слоговой деятельностью повышают уровень подготовки учащихся.

Задачами курсовой работы являются:

1.     Изучение всех принципов обучения слоговой деятельности.

2.     Создание сравнительной характеристики учебников Горецкого, Агарковой, Андриановой.

3.     Анализ теории московских и питерской школ правил переноса слов.

4.     Выявить механизмы воздействия различных принципов обучения слоговой деятельности.

Научная база исследования включает работы ученых Московской школы Литневской Е.И., Р.И. Аванесова, Ленинградской школы Л.Щербы, правила в которых очень различны, Ленинградская школа была актуальна в прошлом веке в нашей стране, и ее правила в народной среде называют «старыми». Основным отличием является тот факт, что в теории Р. Аванесова деление слогов может не совпадать с делением слова на морфемы.

 Трактовка термина «звуко-слоговая структура  слова» у разных лингвистов логопедов и педагогов  имеет отличия. Многие авторы разводят понятие «звуко-слоговая структура  слова» и понятия «звуковая структура  слова», «слоговая структура  слова». Такое разведение исторически восходит к наблюдениям И.А. Сикорского, который условно разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых» [8, с. 45]. В литературе по данной теме много работ в области логопедии и коррекции: это работы  С.Е. Большаковой, Т.А. Ткаченко и З.Е. Агранович, - исследования помогут нам лучше осознать механизмы работы над проблемой слоговая деятельность.

Важно знать начинающему педагогу основы методики формирования слоговой деятельности: 

1.     Необходимо объяснить терминологию (слог, ударение).

2.     Нельзя навязывать какой-либо единственный способ слогоделения.

3.     Слог – естественная произносительная единица на выдохе (скандирование).

В основе работы учителя-словесника лежат понятия языковой личности (работы Е.В. Алтабаевой, Вострикова Н.М.), мыслительной деятельности (работы А.И. Горбуновой и Т.П. Григорьевой).

В курсовой работе были также рассмотрены труды  Т.В. Жильцовой, С.В. Иванова, С.Г. Макеевой, Е.И. Никитиной, Л. Сильченковой и других ученых в области русского языка, труды Н. Крыловой в области литературного чтения.

 

 

 

 

 

Глава 1. Лингвометодические основы слоговой работы в период обучения грамоте

1.1.Две школы

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике, потому что до конца этот вопрос не решен, какой школе из двух отдать предпочтение.

Есть Московская и Ленинградская школы переноса слов. В обеих школах отсутствует единое понимание сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, нет точной формулы сочетания звуков в слоге, понимание морфемы и слога различны.

На сегодня есть  две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа).

Правила деления на слоги различаются.  Допустим, в Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху (и поэтому ее правила называют в народе «старыми»), а Московская совершенно иначе («новые правила») [11, 32].  До сегодняшнего времени ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника, и учитель должен ориентироваться на ту программу, которая отражена в планах  учебной организации.

В СССР мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, педагоги придерживались теории Щербы, и морфемы ли актуальны  этом делении.

То в теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

Обратимся сначала к «старым» правилам деления на слоги, то есть к Ленинградской школе, где были важны идеи Щербы Л.В [5, 17]:

1. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Например: май-ка.

3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Например: подъ-езд.

4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: ла-герь.

5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить, правило н «»на выдохе, которое генетически закреплено, например,  праз – дник.

Теперь рассмотрим более подробно «Московские» правила деления слов на слоги в русском языке [18, 6]:

1.     Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним «выдохом»: му-ка.  Согласные звуки не образуют слог. При произношении согласный+гласный образуется единица «слог».

2.     В слове столько слогов, сколько гласных.

3.      Два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

4.     Слог может состоять из одного звука (обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): те-традь. 

5.     Слоги бывают открытыми и закрытыми.

6.     Открытый слог оканчивается на гласный звук: кни-га.

7.     Закрытый слог оканчивается на согласный звук: снег.

8.     Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

9.     В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу -  это и есть принципиальное отличие теории Аванесова: об-ло-жка.

10. В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): рей-ка.

11. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги – второе принципиальное отличие данной теории слогов. Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц]. При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

12.  Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: шо-ссе. Два парных согласных также отходят к последующем слогу.

Вторая школа деления на слоги не является принципиально верной. Многие современные педагоги преподают по словарю Ф. Ушакова, то есть пользуясь «старой» школой.

Также есть случаи индивидуальной работы с учениками, когда им необходимо объяснить правила «Питерской школы», потому что «Московские правила» даются крайне сложно данным учащимся в следствие разного уровня восприятия материла.

Одновременно со слогоделением учителя объясняют материал «правила переноса слов» [3, 24]: 

1.       При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога, то есть переносим слогами.

2.       Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

3.       Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

4.       Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву – здесь важно еще раз отметить различия в правилах слогов и переноса!

5.       При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласны – также важное отличие от деления на слоги.

 

Вывод: Деление слова на слоги не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса.

 

1.2.Анализ учебника В. Горецкого

При изучении фонетики школьники начиная с 1 класса не только дают характеристику звукам, но и делят слова на слоги.

Как мы выяснили в предыдущем параграфе, правила русского языка позволяют расставить переносы в слове «учебник» 2 способами:

1.     уче – бник

2.     учеб – ник

Основные авторы учебников и УМК для первых классов – это В. Горецкий, Н. Агаркова, Т. Андрианова. Из них «Школа России» – первый УМК наиболее востребованный в российских школах.

Проанализируем первый учебник: Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, В.Горецкий. – 8-е изд., - М.: Просвещение, 2016., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.: Просвещение, 2016 г.

Судя по УМК, учащемуся необходимо достичь цели обучения: научиться выделять слоги в слове, соотносить слово с его слоговой схемой; научиться правильно писать словарные слова; научиться составлять предложения и текст по схеме или иллюстрации.

Объяснять первоклассникам основы слогоделения следует так, как это делает автор выбранного учебника.

В «Азбуке» В.Г. Горецкого (линия учебников «Школа России») используется теория Щербы, то есть Питерская школа слогоделения. Таким образом, в данном учебнике раздел «Слово и слог. Ударение» - это эффективное сочетание лучших традиций российского образования и инноваций, проверенных практиками образовательного процесса. Например, слова: Рос-сия, Моск-ва.

Содержание титулов каждого раздела поможет учащимся осознавать основные цели учебной деятельности, самостоятельно формулировать задачи, ведь это так важно по ФГОС НОО. К содержанию титула учитель и ученики обращаются перед изучением нового материала, это палочка-выручалочка для первоклассников, которые только учатся понимать задачи образования.

В каждом разделе выделены темы определенным шрифтом. На наш взгляд, один из самых значительных разделов – это раздел «Звуки и буквы», который включает 12 тем: «Звуки и буквы», «Русский алфавит, или Азбука», «Гласные звуки», «Согласные звуки» и др. – здесь есть информация о слогоделении. Каждая новая тема раскрывается на основе опыта, который ученики получают самостоятельно, учитель лишь контролирует процесс, есть много мини-экспериментов со словами, в результате которых ученик получает необходимую информацию.

В учебнике используются различные способы представления новой информации (визуалы, аудиалы и кинестетики – любой ребенок может получить информацию и проанализировать ее). Выбор примеров зависит от специфики языковых фактов и явлений, особенностей учебной задачи и обусловлен различным уровнем подготовки учащихся.

В учебнике преобладает индуктивный метод подачи знаний (метод наблюдения над языком – для первоклассников это необходимо, чтобы научиться самопроверке в дальнейшем).

 Этот метод дает возможность вовлечь учащихся в разнообразную языковую и познавательную деятельность и формирует у них умение самостоятельно анализировать языковой материал – закладываются основы критического мышления.

Дети выводят правила самостоятельно на основе упражнений. Для наблюдения берётся доступный материал, есть множество вопросов и картинок.

Примером использования этого метода может служить организация деятельности учителя и учащихся по определению признаков глухих и звонких согласных звуков (учебник, тема «Глухие и звонкие согласные звуки», упр. 1-2, с. 92-93).

Вопросы-задачи к анализу нового материала направлены на: произношение слов-названий изображённых предметов; вычленение из слов согласных звуков и наблюдение над их произнесением; сопоставление согласных звуков по звучанию (одни из них состоят из шума, другие — из голоса и шума); подведение к выводу об отличии звонких согласных от глухих согласных и о том, почему согласные получили такое название: глухие и звонкие. Поиск новой информации о согласных проходит на основе слуховых восприятий, на уровне произнесения звуков в словах индивидуально с опорой на рисунки.

Приведём пример для характеристики темы «Слово и слог». Тема «Слово и слог» (упр. 1, с. 32): «Проведи опыт. Приблизь ладошку ко рту и произнеси слово мама. Сколько раз струя воздуха коснулась ладошки при произнесении этого слова? Сколько же слогов в слове мама? А сколько гласных в этом слове?» [2, 32].

Новый слова по теме могут быть представлены структурированно в виде таблицы (вспомним тему «Заглавная буква»: Александр Сергеевич Пушкин, город Москва, река Волга, площадь Победы и др.), что дает возможность увидеть многообразие вариантов исполнения одного и того же правила.

В учебнике много научных текстов, из них школьники узнают много информации и учатся понимать терминологию.

В учебнике используется и дедуктивный способ познания новой информации, где дети выполняют упражнения на одну и ту же вариацию орфограммы.

Иллюстративные материалы помогают детям визуализировать абстрактную информацию, терминологию.

Приведём пример работы с текстовым и иллюстративным материалом учебника (упр. 19, с. 103): ученики рассматривают рисунки и читают текст, осмысливают содержание текста (в тексте рассказывается о том, как мальчик укрыл птенцов от дождя кепкой, а потом о них заботился), определяют главную мысль (мальчик спас птенцов от гибели), высказывают мысль о том, как бы они поступили на месте мальчика, всегда ли так надо поступать, придумывают к тексту заголовок, соотносят текст с рисунками и записывают только те предложения, которые соответствуют им. Рисунки помогают осознать типы речи: повествование и описание.

Особо необходимо выделить работу с памятками учебника. В главе 2 мы проанализируем эффективность использования памяток в слоговой деятельности. В учебнике представлено 5 памяток:

  • Памятка 1. «Как научиться правильно списывать слова, предложения, текст».
  • Памятка 2. «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки».
  • Памятка 3. «Гласные звуки и буквы для их обозначения».
  • Памятка 4. «Согласные звуки русского языка».
  • Памятка 5. «Алфавит».

Словари играют важную роль в иллюстративном материале, в словарной работе.

Приведём некоторые примеры. Тема «Ударение». При изучении этой темы первоклассники впервые знакомятся с «Орфоэпическим словарём» (с. 136). Возможны следующие вопросы и задания:

  • Прочитайте название словаря. Обратите внимание на слово орфоэпический и его значение (орфо — от греч. orthos — правильный и эпос — от греч. epos — речь); словарь показывает нам, как надо правильно (в соответствии с нормами русского литературного языка) произносить слова.
  • Прочитайте каждое слово так, как оно написано, по слогам, а теперь прочитайте каждое слово целиком, усиливая голос на ударном слоге.
  • Что вы заметили, читая каждое слово? (Ударные гласные выделены; указано в скобках произношение подчёркнутых сочетаний слов, не поставлен знак ударения в словах шофёр,свёкла.)
  • Произнесите правильно слова с подчёркнутыми буквосочетаниями. Одинаково ли произносятся и пишутся эти слова?
  • Чему учит орфоэпический словарь? Когда вы к нему будете обращаться?

В учебнике появилась новая рубрика «Наши проекты», ученики учатся создавать свои индивидуальные работы на различные темы, также на темы «Ударение», «Слоги» есть проекты, которые ученики могут выполнять  совместно с родителями.

Таким образом, учебник Горецкого содержит и традиции советской школы (слого-звуковой аналитико-синтетический метод) и инновационные подходы (осознанное чтение, проблемные вопросы) в обучении слоговой деятельности, эта азбука входит в комплект учебников образовательной программы «Школа России». Содержание учебника способствует решению следующих УУД: 1. Обеспечивает достижение требований ФГОС к результатам освоения слоговой деятельности; 2. Реализуется принцип научности в слоговой деятельности с учетом ступени обучения; 3. Правильное расстановка ударения и деление на слоги; 4. Эмпирические знаний: в «Азбуке» есть задания по составлению рассказов детьми с опорой на свои жизненные впечатления: о звуках окружающего мира (часть 1 учебника, с.13), в «Азбуке» есть транскрипция звуков, даются правила, которые показывают роль «нейотированных» и «йотированных» букв в построении слогов, имеются общепринятые в лингвистике формулировки названия букв «буква, обозначающая гласный звук», «буква, обозначающая согласный звук».

Самое важное, приемы в данном учебнике помогают ребенку более адекватно усвоить буквы и звуки, взаимодействующих и переходящих в слогообразующий строй языка. Иллюстрации помогают учителю и ученикам совершенствоваться в постижении речевых оборотов и обучении слоговой деятельности.

 

1.3.Анализ учебника  Н. Агарковой

 

Слогоделение в «Азбуке» Н.Г. Агарковой строится на теории Аванесова: Учебник: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.. Азбука 1 класс: учебник/под ред. М.Л. Каленчук. – М: Академкнига. Учебник, 2015.

Первоначальное обучение грамоте формируется на основе общих принципов системы языка. Теоретической основой обучения грамоте  является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип, но в его современной интерпретации: через перекодирование звуковой формы.

Овладение действием деления на слоги в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно построить успешное перспективное обучение. Значимо, что лексический материал подбирался посредством специальной программы «АБВ», которая была написана для данного учебника, а интересные приёмы: а) наращивания и б) реконструирования слов –  помогают ученикам освоить слоговую деятельность эффективнее.

Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков: пе – пей – репей – репейник (в данном случае применяется техника осознанного чтения, о которой мы говорили в начале параграфа).

Прием реконструирования слов позволяет первокласснику наблюдать, что дополнение или изменение места одного лишь звука приводит к полному изменению значения слов:  батон – бутон.

Таким образом, у школьников развивается фонематический слух, культура звукопроизнесения. Формируются следующие УУД: 1. умение воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе моделей: геометрических фигур и системы специальных транскрипционных знаков, 2.  умение перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие букв, 3. воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, то есть читать.

Итак, данный учебник формирует позитивное ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотной речи, слогоделение строится на основе системы Московской школы. Вся система букв разделена в «Азбуке» на шесть блоков: в соответствии с мягкостью согласных. Данный учебник входит в программу «Обучение грамоте» и в программу «Перспективная начальная школа».  Материалы азбуки позволяют совершенствовать фонематический слух детей и технику графического действия слогоделение с помощью двух приемов, о которых говорилось ранее.

Можно сделать вывод, что данный учебник очень интересен, потому что есть множество слоговых схем и моделей. К примеру, изучение буквы Л практически полностью опирается на слоговые модели, соответственно которым дети подбирают слова. 

Задания сопровождаются иллюстрациями, но особой работы с ними не производится, то есть огромное внимание в этой азбуке уделяется создание схем слова  и малый объем времени отводится для устной работы [5, 11].

 

 

1.4.Букварь Т. М. Андриановой

 

Программа «Планета знаний» включает букварь Т. М. Андриановой.

Учебник также интересен в разных ракурсах развития УУД, но важно, что в течение всего периода обучения грамоте основной объект анализа – слово. Наблюдение за словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонематическом, морфемном, морфологическом и лексическом. Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности использования букв в русской речи.

Авторы курса, реализуя дифференцированный подход к процессу обучения грамоте (на сегодня мы реализуем системно-деятельностный подход в обучении), предусмотрели разноуровневые упражнения. Основная форма в работе слогоделения – тренинг. Интересно, что в каждом разделе, в конце, есть ориентация на проектную деятельность уащихся.

В данном учебнике слог, с точки зрения образования, представляет собой несколько звуков (или один звук), произносимых одним выдыхательным толчком. В слоге в роли его основы выделяется гласный звук своей наибольшей звучностью (в процессе произношения слога гласный выполняет роль «ртораскрывателя», а согласные реализуют роль «ртосмыкателей») [4, 31], также есть запись условными цветными кружками и с пропуском орфограммы.

Таким образом, букварь представляет развивающую систему обучения.
Цель обучения – научить ребенка самостоятельно добывать и фиксировать знания о языке, что отражает систему ФГОС.

Методический аппарат представлен рядом букв, неполными слого-звуковыми моделями, которые дети должны дополнить самостоятельно с помощью иллюстраций. Так, к примеру, даётся изучение буквы М. Дети читают слоги, слова с данной буквой, а затем дополняют модели слов, которые изображены на картинках. Моделирование занимает в учебнике важное место, но и другие виды работ  есть в необходимом объёме. Поэтому учебник не перегружен  текстами и графической работой – учащиеся понемногу пробуют себя в разных видах деятельности и упражняются в изучении определенной темы без отрыва от других тем. 

На всех уроках введение вновь изучаемой буквы будет происходить практически по одной и той же схеме [7, 25]:

1.     Чтение учителем отрывка из конкретной сказки или литературного произведения.

2.     Знакомство с героем. Рассматривание соответствующей картинки в букваре.

3.     Выделение конкретного звука из названий предметов, изображенных на данной картинке (включая героя произведения).

4.     Характеристика звука: гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой.

5.     Тренировочные упражнения в поиске и названии слов с данным звуком и определении его места в слове.

6.     Обозначение звука буквой. Рассматривание графики буквы, её печатного и письменного изображения.

7.     Правильное называние буквы. Сравнение понятий звук и буква.

Авторами данного букваря не предусмотрено чтение слогов, сразу даются слова с большим количеством букв, что затрудняет обучение чтению детей, которые не умеют читать – это является одним из главных минусов данного учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ.

Были рассмотрены учебники различных авторов и различных образовательных систем: азбука Горецкого В.Г., букварь Т.М. Андриановой, азбука Н.Г. Агарковой. Наиболее разнообразный методический аппарат, на наш взгляд, представлен в азбуке В.Г. Горецкого, тексты в данном ученике ориентированы на читающих детей, не читающих или мало читающие могут прочитать отдельные части и до конца прочитана  неаудиторной занятости или дома с родителями, в этой азбуке есть и модели, и слогоделение ориентировано более на морфемный состав слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-практическая работа в 1 классе

2.1. Применение схем и моделей к словам:

результаты и диагностика

Слог в русском языке не является носителем смысла, потому слог не важен в делении слова, для русского зыка важна морфемы.

Как ни была замедлена речь, по мнению Щербы, менее, чем на слоги она не распадается, поэтому слоговая деятельность так важна для развития грамоты школьников [19, 27].

Слог обладает качествами: минимальности и произносительного контакта [18, 21], поэтому слоговая деятельность напрямую влияет на коммуникативные качества личности первоклассника.

В результате проделанной работе мы выяснили, что в двух школах есть существенные различия в слогоделении по характеру связи гласного и согласного, по характеру разделения двух согласных, по характеры разделения Й и прочее.

Мы также поняли, что слогоделению в учениках разных школ уделяется достаточное внимание схемам и примерам.

При работе с первоклассниками необходимо по мнению методистов [9,  23]: каждый урок при проведении фонетической зарядки уделять внимание слогоделению, проводить внеклассные мероприятия по темам «Деление на слоги: мир слов», составлять дополнительный материал для стенгазет «Наши слоги».

В первую очередь отметим, что проблема слогораздела является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует. Ряд исследователей и  сам слог называют «фикцией» [17, 20].

Тем не менее наиболее распространены в современной русистике две теории слога. Они связаны с именами двух выдающихся советских языковедов – Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются (так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Аванесова так: ко-шка, согласно теории Щербы так: кош-ка). Поэтому в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Однако если рассматривать конкретный пример – например,  слово Спартак, то в любом случае его следует делить на слоги так: Спар-так. Обе теории сходятся на том, что если после сонорного согласного (в данном случае Р) следует парный по глухости / звонкости согласный (в данном случае Т), граница слогов проходит между ними. Слогоделение Спа-ртак нельзя считать правильным. Поэтому важным остается применение схем и моделей при работе со слогами.

Мы взяли для диагностики результаты работы с учениками 1 «А» (28 человек) и 1 «Б» классов (27 человек). В 1 «А» классе на протяжении двух недель учитель давал в 2 раза больше схем и моделей для слогоделения, чем в 1 «Б» классе, а затем провел комплексную самостоятельную работу по теме «Слогоделение»: задание №1 «Соотнеси модель и слово» (три модели), задание №2 «Начерти схему к слову» (три сова), задание №3 «Раздели сам на слоги» (три слова).

Результаты представлены в диаграмме 1 «Период единого количества схем и моделей для обоих классов» и диаграмме 2 «Результаты комплексной работы после дифференциации количества схем и моделей».

 

 

 

 

Диаграмма 1.

 

 

Диаграмма 2.

 

 

 

 

 

Мы вывили, что учебник Горецкого оптимален в конструктиве, но учитель может совершенствовать методику преподавания путем предоставления возможности знакомиться детям с моделями вне учебника, увеличивая количество этих моделей, ведь языковой материал разнообразен, чем больше читает ребенок, тем более сложные примеры необходимо ему давать. Чем больше модель смог решить ребёнок, тем быстрее школьник адаптируется к слоговой деятельности и эффективнее осваивает грамоту. Проверить качество знаний можно и путем обычного диктанта.

 

2.2. Применение памяток слогоделения и правил переноса: эффективность и уровень выполненных работ (высокий, средний, низкий – сводная таблица)

 

Памятка – один из приемов технологии критического мышления, осознанное чтение с остановками необходимо не только на уроках литературного чтения, но и на уроках правописания. Слоговая деятельность – сложный вид деятельности с различными схемами и моделями слов и звуков. Успешное слогоделение дает в дальнейшем спешную работу с орфограммами, в дальнейшем и с другими видами схем.

Памятка совместно с цветописью дает хорошие результаты, если также используются прием арт-терапии, например, представить звуки в виде пяти пальцев на руке, раскрасив схему или нарисовать цветок/ звездочку /машинку с четырьмя колесами и запасным колесом/ дерево с пятью ветками и прочие образы:

1.гласные дают мягкость предыдущему согласному,

2.гласные не дают мягкость предыдущему согласному,

3.согласные парные по мягкости,

4.согласные непарные всегда твердые,

5.согласные непарные всегда звонкие.

Памятка может быть выполнена в виде объемного элемента, например, в виде воздушных шариков различного цвета (красный, синий, зеленый).

Памятка учит алгоритмизации и снимает стресс, который возникает в процессе адаптации к новой учебной деятельности.

Памятки могут быть выполнены внутри оригами «Собачка», «Котенок», «Цыпленок» - этими подсказками ребенок может пользоваться на уроке и вне его, сделать с родителями и самостоятельно. Данные памятки задействуют игровую деятельность и могут быть выполнены на интерактивных уроках, например, урок изобразительного искусства и урок письма.

Памятки также учитель  может размещать на своем сайте или в группе социальных сетей, чтобы они были доступны для родителей, бабушек и дедушек.

Памятка как прием удобна для скандирования, школьники, которые умеют читать, самостоятельно могут заучить ее.

Для эксперимента мы использовали разноцветную бумагу светло-зеленую, розовую, голубую и маркерами красным, синим и зеленым каллиграфически выписывали буквы, которые являются гласными или согласными (мягкими или твердыми). Например, «Зелёная карточка» всегда мягкие Ч, Щ, Й и СОГЛАСНЫЙ+Е/Ё/Ю/Я/Ь.

После того, как в 1 «Б» классе мы использовали эти памятки на протяжении двух недель практики, также скандировали и кинетически запоминали путем повторения и загибания пальцев рук, мы провели самостоятельную работу с девятью словами (необходимо было раскрасить модели и разделить на слоги), где были не менее трех слогов. Также провели данный вид самостоятельной работы в 1 «А» классе.

Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших, над которыми идет работа в I классе. Во-первых, с опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Слоговой принцип в русской графике является ведущим. Чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова, ученик прежде всего делит слово на слоги. Устанавливает взаимодействие звуков между собой в пределах слога и использует нужные буквы для обозначения согласных и гласных звуков. 

Получили результаты, которые подтвердили нашу гипотезу о том, что необходимо использовать памятки для эффективности работы и снятия элементов стресса в процессе освоения слоговой деятельности, успешной адаптации к пониманию звукового состава слова и деления на слоги.

Высокий уровень – одна ошибка в оформлении.

Средний уровень – допущено до трех ошибок в делении на слоги и звуковом составе.

Низкий уровень – допущено более трех ошибок в заданиях.

У учеников были не уровни, а спортивные игровые медальки: I, II, III места.

Приведем данные на начало эксперимента, до работы с памятками одного из класса.

 

 

 

Таблица 1.

Количество учащихся всего 26 человек 1 «Б» класса

 

 

11

 

 

8

 

 

7

Уровень выполнения

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий

 

 

Количество учащихся всего 28 человек 1 «А» класса

 

 

12

 

 

10

 

 

6

Уровень выполнения

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий

 

Результаты самостоятельной работы (также 9 слов, но другие лексемы) после работы 1 «Б» класса с памятками в течении 2 недель.

 

Таблица 2.

Количество учащихся всего 26 человек 1 «Б» класса

 

 

15

 

 

9

 

 

2

Уровень выполнения

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий

 

 

Количество учащихся всего 28 человек 1 «А» класса

 

 

12

 

 

11

 

 

5

Уровень выполнения

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий

 

Качество знаний в 1 «Б» увеличилось на 19 % (26% (7 человек) – 7% (2 человека). Также была проведена рефлексия посредством стикеров смайликов: желтый – я хороший ученик, зеленый – у меня есть проблемы в учебе, красный – я плохой ученик. В 1 «Б» классе на 15% уменьшилось число зеленых стикеров и увеличилось число жёлтых стикеров при блиц-опросе, в 1 «А» число зеленых и красных стикеров осталось неизменным, что говорит об эмоциональных проблемах адаптивных возможностей первоклассников.

Следовательно, использование памяток и арт-терапии помогает учащимся эффективнее и интенсивнее усвоить информацию и новые виды деятельности.

 

2.3. Разработка урока по учебнику Горецкого

Технологическая карта

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

(учитель ______________ _________ «СОШ №40» _____________ ФИО.)

 

Учебный  предмет

Класс

Автор  учебника

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Деятельностные

Содержательные

Письмо

Урок

12.10.

18 года

1«А»

  По учебнику «Азбука» В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская

 

 

А. С. Пушкин  «Сказки». Звуки [т] [т'] (с.52-54) Согласные звуки[т] [т']. Буквы Т, т.(55-57)

Вводный урок.

 

Создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

 

Формировать навык нахождения значения слов,  уметь работать со словарем,  составлять  алгоритм  действия анализа звуков[т] [т']., развивать информационную компетентность учащихся.

 

 

Этап

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Планируемые результаты

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

 

Подготовка  класса  к  работе. Проверка знаний звуков [к,] [к'].

Мы на радугу вскарабкаемся, Поиграем в облаках И оттуда вниз по радуге На салазках, на коньках! 
Найти звук [к] в словах.

Личностные результаты

Самоопределение.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Вводное актуализирующее упр. «Найди звук [т]».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует повторение ранее изученных знаний, закрепление умений.  Работа с пословицами.

Выполняют задания.

Дети анализируют предложения на доске: Очень важен спорт для всех. Он – здоровье и успех. Зарядку делаем с утра – здоровы будем мы всегда.

Дискуссия детей «Слова танк и тигр что имеют общего и чем различны?»

Записывают в тетрадь: правописание.

 

 

 

Говорение. Работа со словарем. Например, Здоровья не купишь; Здоров, как бык; Здоров, как медведь; В здоровом теле – здоровый дух.

Дети анализируют и находят звук [т’].

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли.

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные результаты

Остаточные знания из раздела «Лексикология», вводная информация понятия «Культурологические особенности»

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Создается проблемная ситуация: работа с учебников, поиск слов.

 

 

 

 

 

 

Дает свои рекомендации по культуре чтения и приумножению посредством книг духовного здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Всезнайка».

Учитель называет слово тело и говорит, что здесь мягкий звук в начале слова и прочие примеры.

 

 

Выбираем из данного стихотворения существительное тихоня – беседуем о слогоделении и значении существительного.

Текст для работы.

О здоровье

Чтоб здоровье ₃ сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья,

Должен быть режим у дня.

 

Блиц-беседа «Режим дня», в ходе которой учитель спрашивает у детей, сколько времени они тратят на гаджеты и на чтение книг, в какое время суток они читают.

Блиц-опрос «Ваши семейные традиции сохранения здоровья?». Ответ: два сложных предложения.

 

Учащиеся разбор слов из учебника: деление на слоги.

 

 

Ученики хлопают в ладоши, если верно, топают ногами, если нет.

 

 

 

 

 

 

У здоровья есть враги,

С ними дружбы не води!

Среди них тихоня лень,

С ней борись ты каждый день.

Определяем идею высказывания.

Постановка проблемного вопроса: «Нужно ли определять мягкость звуков?». Выводы.

Метапредметные результаты

Целеполагание

Постановка вопросов

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели

Формулирование проблемы

Самостоятельный ответ на вопрос

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации: сравнение, обобщение, систематизация.

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Цель: уметь распознавать звуки[т] [т'].  .

Задачи: 1. уметь выражать свои мысли, определять слоги; 2. уметь анализировать объекты с целью выделения признаков, 3. уметь находить ошибки у себя и одноклассников и анализировать их.

 

На основе  материала  учебника

делают выводы. Читаем правила  в учебнике.

 

Метапредметные результаты

Планирование

Прогнозирование

Сотрудничество в поиске и выборе информации

Предметные  результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование

 

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися   правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед  однородными членами предложения.

Устанавливает осознанность восприятия, делает обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель обобщает материал по орфографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель  организует  физическую минутку

 

Обобщение, запись слов из правила в тетрадь, беседа-дискуссия «Какие проблемы возникают у вас при изучении звуков [т] [т']?»

Ответы детей связаны все с орфографией.

 

Дети строят схему слов.

Выводы.

 

 

Работа с «Деревом звуков[т] [т']» в существительных. Дети по парам выбирают слово, прикрепляют на одну веточку дерева (все слова-примеры – это лексемы по тематике «Гигиена чтения и письма»).

 

 

 

 

«Гимнастика для глаз»: дети пишут в воздухе некоторые имена существительные здоровье, зарядка, завтрак, ваш любимый вид спорта. Все это делают необычно, носами, это упражнение снимет напряжение с глаз.

Метапредметные результаты

Контроль

Оценка

Коррекция

Управление поведением партнера 

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Предметные результаты

Действие по аналогии  

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Организует деятельность по применению знаний, приобретенных ранее в 1 классе: написание заглавной буквы: Коля, Катя.

 

 

Самостоятельная  работа.

Детям предлагается блиц-тест «Книга/ пенал», необходимо выбрать верные модели к словам.

 

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные результаты

Самоопределение

 

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию,  самооценку результатов уч-ся.

 

Учитель  дарит памятку: мягкие звуки в русском языке «Зеленая памятка».

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы по средством стикеров разного цвета:

Сегодня на уроке я узнал (а) много нового материала: желтый.

Я делал (а) ошибки сегодня на уроке: зеленый.

 

 

 

 

Называют ключевые слова темы. Звуки[т] [т'].

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли

Предметные результаты

Рефлексия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности 

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

 

 

2.4. Формы взаимодействия учителя

и семьи ребенка для более успешного овладения грамотой

 

Для детей наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако уровень воздействия зависит от родительской позиции. Сформировать должный уровень позиции родителю должен помочь учитель.

По мнению исследователей в области педагогик и психологии учитель должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

- изучение особенностей воспитанников;

- определение особенностей работы ребенка с правописанием,

- объяснять принципы построения упражнений для домашней тренировки речевых органов.

Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы-повторения дома, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями. Как правило, они не могут найти свободного времени для занятий с ребенком.

Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Назовем основные формы взаимодействия с семьями.

Родительские собрания. На первом групповом родительском собрании необходимо разъяснить, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах, принятие дополнительных мер по работе с письмом.

Игровые концерты. Такая форма позволяет заинтересовать родителей, активизировать их, сделать их участниками мероприятия. Праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков.

Информационные буклеты. Содержат краткий информационный материал по коррекции речевых нарушений

Семинары-практикумы «Родитель + ребенок». Наблюдая за работой логопеда, психолога родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

Папки-передвижки. Содержат материал с разработанными комплексами игр, упражнений, а также закрепляющий материал знания детей по лексическим темам для практического использования с детьми дома.

Дни открытых дверей. Такая форма знакомит родителей с организацией воспитательно-коррекционной работы в группе

Тематические выставки. Развивают умение действовать совместно, развивая знания об окружающем.

Родительские гостиные. Обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей.

Уголок для родителей. Здесь родитель может прочитать статьи.

Праздники и развлечения. В течение учебного года для детей и родителей проводятся различные увеселительные мероприятия.

Сотрудничество с библиотекой. С целью воспитания любви к книге, ведь только читающий ребенок познает окружающий мир, пополняет словарный запас.

Анкетирование. Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении.

Тетради по автоматизации звуков. Позволяет в домашних условиях автоматизировать звуки и вводить их в речь.

Родительские пятиминутки. Кратковременная личная консультация.

Средства массовой информации. Предлагается материал не только для родителей, но и доводится информационный материал для широкой публики по работе на сайтах школы и учителя.

Памятки. Например:

1.     Регулярно выполняйте вместе с ребёнком артикуляционную гимнастику (перед зеркалом 1-2 раза в день).

2.     Формируйте звуковую культуру у Вашего ребёнка («Как шумит ветер?», «Как шипит змея?» и т.д.).

3.     Озвучивайте как можно больше действий, ребёнка и своих, в повседневной жизни («Одеваем на правую ножку, носочек», «Я беру сок, наливаю его в стакан» и т. д.).

4.     По возможности не выполняйте просьбу ребёнка, если она высказана жестами, мимикой (попросите озвучить).

5.     Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия, эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице, просите показать различные предметы.

6.     Если ребёнок путает, пропускает, искажает слоги в словах, помогите ему сформировать ритм собственной речи (проговаривайте трудное слово по слогам, с помощью хлопков и т.д.).

7.     Учите ребёнка ориентироваться в собственном теле. Стоя вместе с ним перед зеркалом, показывайте и называйте  «Вверху у нас голова, а внизу стопы; Вот правая рука (нога, ухо, глаз), вот левая» и т. д. (это необходимо для овладения чтением, письмом, математическими операциями когда ребёнок пойдёт в школу).

8.     Регулярно консультируйтесь со специалистами по вопросам речевого развития Вашего ребёнка.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет повысить эффективность работы. Возникает единое речевое  пространство  для развития ребёнка. Повышение педагогической культуры родителейоснова совершенствования полноценного развития ребенка.

Необходимо, чтобы сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы должно дать плодотворные результаты.

 


 

 

Заключение

Принцип построения Программы  «Школа России» и  учебника Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. «Азбука» в 2-х частях, 1 класс предусматривает освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями деятельности по слоговой работе. Знакомство с элементарными понятиями «слог», «ударение», «мягкий согласный»  проходит на известных детям сюжетах сказок, иллюстрациях. Дети вспоминают сказки, составляют предложения, описывают иллюстрации со сказочными героями, задают вопросы друг другу. Большое внимание уделяется осмыслению значений пословиц: «Азбука – к мудрости ступенька», «Ученье – путь к уменью» и т. д. При чтении и работе с текстами школьники готовят совместно выступления на заданную тему, вспоминают стихотворения, рассказывают о своих наблюдениях, слушают товарищей, задают собственные вопросы. Выбор упражнений соответствует и изучаемым темам. Многообразие упражнений по каждой теме помогает легче и быстрее запомнить изучаемый материал. В букварный (основной) период обучения грамоте в учебнике даны упражнения такие как: составление предложений по заданным словам, определение значений слов, различие одинаковых по написанию и звучанию, но разных по значению слов, озаглавливание текстов, продолжений рассказов, игры с превращением слов. Фонетическая система слогоделения зиждиться на школе Щербы, то есть на основах Петербургской школы.

Программа «Перспективная начальная школа», Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука» и учебник по обучению грамоте и чтению за 1 класс. В основу «Азбуки» положена концепция «Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционными принципами фонетическая система построена на основе концепции Аванесова, то есть на основе московской школы слогоделения. Методической основой курса обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. Много внимания уделяется графической структуре языка. Азбука предполагает первоначальное знакомство детей с необходимыми лингвистическими понятиями и формирование на их основе осознанных, а потому контролируемых различных умений. Центральное место среди этих умений занимают те, которые обеспечивают четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание. На основе азбуки (на уроках чтения) в употребление вводится понятие речь, выявляются ее главные качества (быть понятной и вежливой), разновидности (деловая и «картинная», устная и письменная), начинают осваиваться правила общения, в том числе на уроке.

Программа «Планета знаний» включает букварь Т. М. Андриановой. Учебник соответствует современным требованиям. Соответствует основным принципам дидактики, т.е. материал изложен систематически (от простого к сложному) и доступно, а также соответствует уровню развития ребёнка, присутствует разделение материала на темы, например: «наша речь» и параграфы, например: «как возникла речь» (отсутствует разделение на подпараграфы). Учебник имеет богатый иллюстративный материал.

Вызывает интерес алфавитная лента, введенная на страницах букваря и прописи с целью знакомства со всеми буквами, с порядком следования букв в алфавите, постепенного запоминания «соседей» изучаемой буквы. Слоговая работа строится по система Аванесова и включает множество схем и моделей. Для читающих детей есть отдельная книга – считаем, это неудобным, так как в процессе работы теряется время и сложно совместить в одном уроке работу разных детей в разных учебниках.

Таким образом, становится очевидной «зависимость степени эффективности изучения алфавита учащимися начальной школы от очередности обращения к буквам» [20, 6]. Бесспорна также необходимость создания нового букваря, отражающего алфавитное расположение букв.

Наиболее трудным моментом при формировании представления о слоге является слогоделение внутри слова. Дело в том, что до последнего времени в лингвистической науке не получила однозначного решения теория слога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Список литературы

 

1.     Агаркова, Н. Г. Азбука. 1 класс. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. – 208 c.

2.     Аристова Т,А Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму // Начальная школа. - №1, 2007. – С.21-45.

3.     Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной школе / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2016. – 120 с.

4.     Бессчасная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период // Начальная школа. - №8, 2016. – С.31-40.

5.     Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. –  М.: Гном, 2014. – 32 c.

6.     Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. – М.: Слово, 2017. – С. 14-19.

7.     Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и ср. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский цент «Академия». – 2007. – 176 с.

8.     Крылова, О. Н. Азбука. 1 класс. Зачетные работы по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого и др. / О.Н. Крылова. - М.: Экзамен, 2016. – 96 c.

9.     Книга для учителя «Обучение грамоте» по учебнику «Русская азбука». 1 класс. Авторы В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 207 с.

10. Курлыгина, О.Е. Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте / О. Е. Курлыгин // Начальная школа. - 2014. - № 8. - С. 15 - 17.

11. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2016. – С. 21-28.

12. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М.: Просвещение, 2015. – 513 с.

13. Нечаева, Н. В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте» / Н.В. Нечаева. - М.: Федоров, 2014. - 256 c.

14. Подлесная М. Р., Хлынцева Ю. В. Чудесные превращения азбуки от «Просвещения» // Юный ученый. - 2016. - №5. - С. 3-6.

15. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа. - №5, 2009. – С.11-19.

16. Решетова Т.А. Модели при обучении первоклассников чтению и письму // Начальная школа. - №8, 2010. – С.17-21.

17.  Умные занятия. Е. Синицына. – М.: Лист, 2010. – С.13-20.

18. Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа. - №7, 2011. – С.19-23.

19. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа. - №7, 2007. – С.23-39.

20. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа. - №1, 2008. – С.11-17.

21. Ясонова, А.В. Руководство игровой деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях / А.В. Ясонова. - Калуга: Фаби, 2008. – 125 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Название вуза

Название вуза

Содержание Введение………………………………………………………………

Содержание Введение………………………………………………………………

Введение Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения

Введение Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения

Противоречия в работе над данной темой возникают между: 1

Противоречия в работе над данной темой возникают между: 1

Основным отличием является тот факт, что в теории

Основным отличием является тот факт, что в теории

Глава 1. Лингвометодические основы слоговой работы в период обучения грамоте 1

Глава 1. Лингвометодические основы слоговой работы в период обучения грамоте 1

В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков

В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): рей-ка

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): рей-ка

Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной

Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной

Объяснять первоклассникам основы слогоделения следует так, как это делает автор выбранного учебника

Объяснять первоклассникам основы слогоделения следует так, как это делает автор выбранного учебника

Этот метод дает возможность вовлечь учащихся в разнообразную языковую и познавательную деятельность и формирует у них умение самостоятельно анализировать языковой материал – закладываются основы критического…

Этот метод дает возможность вовлечь учащихся в разнообразную языковую и познавательную деятельность и формирует у них умение самостоятельно анализировать языковой материал – закладываются основы критического…

В учебнике много научных текстов, из них школьники узнают много информации и учатся понимать терминологию

В учебнике много научных текстов, из них школьники узнают много информации и учатся понимать терминологию

Приведём некоторые примеры. Тема «Ударение»

Приведём некоторые примеры. Тема «Ударение»

Азбуке» есть задания по составлению рассказов детьми с опорой на свои жизненные впечатления: о звуках окружающего мира (часть 1 учебника, с

Азбуке» есть задания по составлению рассказов детьми с опорой на свои жизненные впечатления: о звуках окружающего мира (часть 1 учебника, с

Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков: пе – пей – репей – репейник (в данном случае применяется техника осознанного чтения, о которой мы…

Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков: пе – пей – репей – репейник (в данном случае применяется техника осознанного чтения, о которой мы…

Букварь Т. М. Андриановой

Букварь Т. М. Андриановой

На всех уроках введение вновь изучаемой буквы будет происходить практически по одной и той же схеме [7, 25]: 1

На всех уроках введение вновь изучаемой буквы будет происходить практически по одной и той же схеме [7, 25]: 1

ВЫВОДЫ. Были рассмотрены учебники различных авторов и различных образовательных систем: азбука

ВЫВОДЫ. Были рассмотрены учебники различных авторов и различных образовательных систем: азбука

Глава 2. Опытно-практическая работа в 1 классе 2

Глава 2. Опытно-практическая работа в 1 классе 2

Тем не менее наиболее распространены в современной русистике две теории слога

Тем не менее наиболее распространены в современной русистике две теории слога

Диаграмма 1. Диаграмма 2

Диаграмма 1. Диаграмма 2

Мы вывили, что учебник Горецкого оптимален в конструктиве, но учитель может совершенствовать методику преподавания путем предоставления возможности знакомиться детям с моделями вне учебника, увеличивая количество…

Мы вывили, что учебник Горецкого оптимален в конструктиве, но учитель может совершенствовать методику преподавания путем предоставления возможности знакомиться детям с моделями вне учебника, увеличивая количество…

Памятка может быть выполнена в виде объемного элемента, например, в виде воздушных шариков различного цвета (красный, синий, зеленый)

Памятка может быть выполнена в виде объемного элемента, например, в виде воздушных шариков различного цвета (красный, синий, зеленый)

Устанавливает взаимодействие звуков между собой в пределах слога и использует нужные буквы для обозначения согласных и гласных звуков

Устанавливает взаимодействие звуков между собой в пределах слога и использует нужные буквы для обозначения согласных и гласных звуков

Количество учащихся всего 28 человек 1 «А» класса 12 10 6

Количество учащихся всего 28 человек 1 «А» класса 12 10 6

В 1 «Б» классе на 15% уменьшилось число зеленых стикеров и увеличилось число жёлтых стикеров при блиц-опросе, в 1 «А» число зеленых и красных стикеров…

В 1 «Б» классе на 15% уменьшилось число зеленых стикеров и увеличилось число жёлтых стикеров при блиц-опросе, в 1 «А» число зеленых и красных стикеров…

Буквы Т, т.(55-57) Вводный урок

Буквы Т, т.(55-57) Вводный урок

Найти звук [ к ] в словах. Личностные результаты

Найти звук [ к ] в словах. Личностные результаты

Работа с пословицами. Выполняют задания

Работа с пословицами. Выполняют задания

Упражнение «Всезнайка». Учитель называет слово тело и говорит, что здесь мягкий звук в начале слова и прочие примеры

Упражнение «Всезнайка». Учитель называет слово тело и говорит, что здесь мягкий звук в начале слова и прочие примеры

Текст для работы. О здоровье

Текст для работы. О здоровье

На основе материала учебника делают выводы

На основе материала учебника делают выводы

Учитель организует физическую минутку

Учитель организует физическую минутку

Организует деятельность по применению знаний, приобретенных ранее в 1 классе: написание заглавной буквы:

Организует деятельность по применению знаний, приобретенных ранее в 1 классе: написание заглавной буквы:

Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Игровые концерты. Такая форма позволяет заинтересовать родителей, активизировать их, сделать их участниками мероприятия

Игровые концерты. Такая форма позволяет заинтересовать родителей, активизировать их, сделать их участниками мероприятия

Тетради по автоматизации звуков

Тетради по автоматизации звуков

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет повысить эффективность работы

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет повысить эффективность работы

Заключение Принцип построения

Заключение Принцип построения

Много внимания уделяется графической структуре языка

Много внимания уделяется графической структуре языка

Наиболее трудным моментом при формировании представления о слоге является слогоделение внутри слова

Наиболее трудным моментом при формировании представления о слоге является слогоделение внутри слова

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Курлыгина, О.Е. Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте /

Курлыгина, О.Е. Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2021