Рабочая программа по воспитательной работе
В 3 классе
Разработана учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Головкиной Еленой Александровной
г.о. Шуя
2023-09-03
Пояснительная записка.
Разработанная программа направлена на всестороннее развитие
ребенка. Она служит основой построения воспитательной работы в
классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей при
планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.
Программа рассчитана на все четыре класса начальной школы.
Программа воспитательной работы в классе основана на системном
(программно-целевом) подходе. Его преимущество заключается в том, что он
позволяет педагогу увидеть конечный результат своей деятельности и мобилизовать
усилия всех участников образовательного процесса в классе для его достижения.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения.
В психологической литературе способности классного руководителя определяют так:
- Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему.
- Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.
- Способность вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.
- Способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.
- Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
- Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
- Способность вызывать к себе уважения со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
- И самое главное - способность к общению.
Огромное значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит, что педагог должен развивать в себе следующие коммуникативные способности:
- умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
- умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
- умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
- умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;
- умение извлекать из общения максимум информации для себя.
Цели и задачи программы
Целью программы является создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
· формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
· вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
· формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
· создание системы мониторинга развития воспитательной системы.
Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов. Воспитательная работа в рамках программы включает:
· проектную и исследовательскую деятельность;
· организацию экскурсий и интегрированных образовательных путешествий;
· походы;
· праздники, викторины, конкурсы;
· кружки и секции.
Принципы построения воспитательной работы.
1.Принцип открытости.
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип свободы участия.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип сотворчества.
7. Принцип успешности
Программа реализуется в четыре этапа:
· 1-й этап ( 1 класс) – "Познай себя – это интересно!";
· 2-й этап ( 2 класс) – "Сотвори себя – это необходимо!";
· 3-й этап ( 3 класс) – "Утверди себя – это возможно!";
· 4-й этап ( 4 класс) – "Прояви себя – это реально!".
Этап "Познай себя – это интересно!"
Цели этапа "Познай себя – это интересно!":
· создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
· определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;
· сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Задачи этапа:
·
удовлетворение потребности
обучающихся и их родителей в информации:
– о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;
– требованиях и педагогической позиции учителя;
· изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Познай себя – это интересно!"
Роль учителя |
Характеристика деятельности |
"Источник информации" |
Ознакомление родителей с Уставом школы. Предъявление единых требований к родителям и детям. Знакомство родителей и детей с работниками школы. Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в школе. |
"Хранитель школьных |
Вовлечение детей и родителей в традиционный круг школьных мероприятий: День знаний, Посвящение в ученики, Масленица, спортивные праздники, новогодний утренник и др. Создание классных традиций (поздравление именинников и др.) Выявление детских талантов. |
"Аналитик" |
Анализ выполнения плана воспитательной работы. Определение степени реализации воспитательной программы. Проведение и анализ диагностики. |
"Организатор" |
Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся и родителей. |
Критерии успешного завершения этапа "Познай себя – это интересно!":
· имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
· созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
· дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
· в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные походы с родителями;
· выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).
Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
Этап "Сотвори себя – это необходимо!"
Цель этапа "Сотвори себя – это необходимо!": обеспечить организационное единство класса.
Задачи этапа:
· сплочение детского коллектива;
· организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
· вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
· организация работы актива класса. Роль учителя в рамках работы на этапе "Сотвори себя – это необходимо!"
Роль учителя |
Характеристика деятельности |
"Лучший слушатель" |
Организация обсуждений, дискуссий. Обучение детей "слушать" и "слышать" друг друга |
"Штурман" |
Направление работы актива класса, организация работы творческих групп |
"Организатор" |
Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности детей и родителей |
Критерии успешного завершения этапа "Сотвори себя – это необходимо!":
· созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
· учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
· функционирует актив класса;
· созданы творческие микрогруппы.
Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.
Этап "Утверди себя – это возможно!"
Цель этапа "Утверди себя – это возможно!": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа:
· изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
· обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
· обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Утверди себя – это возможно!"
Роль учителя |
Характеристика деятельности |
"Старший товарищ" |
Помощь во включении в различные виды деятельности. Забота об учащихся. Организация различных творческих дел. |
"Корректор" |
Обеспечение свободного и полного проявления и развития способностей ребенка. |
"Организатор" |
Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса. Помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлечение в разнообразные коммуникативные ситуации. |
Критерии успешного завершения этапа "Утверди себя – это возможно!":
· обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
· полноценно функционирует актив класса;
· дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.
Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.
Этап "Прояви себя – это реально!"
Цель этапа
"Прояви себя – это реально!": формирование ценностно-ориентированного
единства в процессе социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:
· обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
· создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
· поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Прояви себя – это реально!"
Роль учителя |
Характеристика деятельности |
"Организатор" |
Организация общественно-значимых мероприятий на уровне школы, района, республики. |
"Сподвижник" |
Оказание детям помощи в самореализации. |
"Носитель культуры" |
Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов) |
Критерии успешного завершения этапа "Прояви себя – это реально!":
· обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
· повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
· Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
· В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД:
· Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
· Проговаривать последовательность действий.
· Учиться высказывать своё предположение.
· Учиться работать по предложенному учителем плану.
· Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
· Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
· владеть нормами нравственных межличностных отношений.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
· Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, загадки (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Читать и пересказывать текст.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
· описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
· выделять существенные признаки предметов;
· сравнивать между собой предметы, явления;
· обобщать, делать несложные выводы;
· классифицировать явления, предметы;
· определять последовательность событий;
· судить о противоположных явлениях;
· давать определения тем или иным понятиям;
· выявлять функциональные отношения между понятиями;
· выявлять закономерности и проводить аналогии.
Приоритетные направления воспитательной работы.
Направление I. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- встречи со спортсменами;
- походы выходного дня, дни здоровья;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Направление II. «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Основные понятия направления «Интеллект»:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса;
- интеллектуальные бои;
- спецкурсы для интеллектуального развития.
Направление III. «Общение»
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении «Общение»:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:
- Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.
- На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.
- Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.
- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
- Обучение проявлению эмпатии, создания положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.
- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
- Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.
- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Основные понятия направления «Общение»:
-эмоции и чувства,
- рефлексия,
- эмпатия,
- сочувствие,
- сопереживание,
- умение управлять собой,
-лидерство,
- изолированность,
-одиночество.
Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»:
- интерактивные игры;
- тематические классные часы;
- тренинг общения детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставление;
-праздники, конкурсы, ролевые игры.
Направление IV. «Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:
- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные понятия направления «Нравственность»:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии, поездки, походы по боевым местам.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Направление V. «Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:
- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
- Просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций.
- Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
- Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.
- Предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.
- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»:
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение музеев, выставок,
- театрализованные представления;
- фестивали, презентации;
- конкурсы талантов.
Направление VI. «Гражданин»
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
-Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления «Гражданин»:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
Направление VII. «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя).
- Экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
- Читательские конференции по проблемам семьи.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
.
Воспитательная работа в 3 классе МОУ СОШ №8 на 2023 - 2024 учебный год.
Классный руководитель: Головкина Е.А.
Направления |
Темы |
Форма проведения |
Сроки |
Отметка о проведении |
Примечания |
|
|
|
СЕНТЯБРЬ |
|
|
Я – человек
|
«Летний калейдоскоп». Конкурс юных репортёров.
|
Фотовыставка, сообщения детей Классный час |
|
|
|
Мой мир знаний
|
«Состязание знатоков правил школьной жизни» Конкурс журналистов. |
Игровая программа. Классный час Общешкольное мероприятие. |
|
|
|
Я и семья |
Родительское собрание «Секреты успешной учёбы».
|
Родительское собрание
|
10.09.
|
|
|
Я и природа
|
«Путешествие в город Огород». |
Выставка работ из природного материала. |
18.09. |
|
|
|
|
|
ОКТЯБРЬ |
|
|
Я – человек
|
День учителя. |
Оформление стенгазеты к празднику. Участие в школьном мероприятии. |
03.10. |
|
|
Я – человек
|
«Планета друзей» Развивающая ролевая игра. Беседа, проект: «Законы дружбы» |
Классный час |
|
|
|
Мой мир знаний |
«День сказки». |
Викторина, к-с рисунков |
|
|
|
Я и природа
|
|
|
|
|
|
Я и природа
|
Познавательно - развлекательная программа. |
Классный час
|
|
|
|
Я и семья |
День пожилого человека. |
Изготовление открыток. Участие в школьном мероприятии. |
|
|
|
Я и Отечество |
День народного единства. Герои Отечества. |
Классный час |
|
|
|
|
|
|
НОЯБРЬ |
|
|
Я – человек
|
День осенних именинников. |
|
|
|
|
Мой мир знаний |
. Праздник интеллектуальных игр. |
|
|
|
|
Я и семья |
Родительское собрание |
|
|
|
|
Я и природа
|
«Мы рисуем осень». |
Конкурс рисунков |
|
|
|
Я и Отечество |
|
Оформление страничек книги |
|
|
|
|
|
|
ДЕКАБРЬ |
|
|
Я – человек
|
|
|
|
|
|
Мой мир знаний |
«Правила вежливого человека. Законы дружбы» |
Классный час. |
|
|
|
Я и семья
|
Семейный праздник «Новогоднее приключение». |
Нескучный вечер для всей семьи. |
|
|
|
Я и природа |
«Здравствуй, Зимушка- зима». |
Конкурс чтецов и художников. |
|
|
|
Я и Отечество
|
«Традиции празднования Нового года» |
Беседа с демонстрацией видео. |
|
|
|
Краеведение |
«Зимние праздники».
|
Посещение музея.
|
|
|
|
Направления |
Темы |
Форма проведения |
Сроки |
Отметка о проведении |
Примечания |
|
|
|
ЯНВАРЬ |
|
|
Я – человек
|
«Покормите птиц зимой «акция |
|
|
|
Аудиозаписи, фото |
Мой мир знаний |
Неделя русского языка |
|
|
|
|
Я и природа
|
«Конкурс чтецов стихов о зиме» |
|
|
|
|
Я и Отечество |
Путешествие по городам Ивановской области. |
|
|
|
|
|
|
|
ФЕВРАЛЬ |
|
|
Я – человек |
Весёлые состязания для мальчиков
|
|
|
|
|
Мой мир знаний
|
«Неделя знатоков математики» |
Головоломки, конкурсы, игра по станциям. |
|
|
|
Я и семья
|
Готовим поздравительные открытки для пап и дедушек. |
|
|
|
|
Я и природа |
«Тайны лесной полянки»» |
Викторина. |
|
|
|
Краеведение. |
«Широкая Масленица». |
Семейное мероприятие |
|
|
|
Направления |
Темы |
Форма проведения |
Сроки |
Отметка о проведении |
Примечания |
|
|
|
МАРТ |
|
|
Я – человек
|
«Самое главное слово на свете» |
Концерт для родителей |
|
|
Пригласить медицинского работника |
Мой мир знаний |
Неделя книголюбов.
|
Конкурс чтецов и художников.Инсценировка.Экскурсия в детскую библиотеку. |
|
|
|
Я и семья |
«Подарочки для мамочки» |
Классный час с мамой. Мастер класс. |
|
|
|
Я и природа
|
Игра «Что? Где? Когда?». |
Интеллектуальная игра. |
|
|
|
|
|
|
АПРЕЛЬ |
|
|
Я – человек |
«Правила вежливого человека.».
|
|
|
|
|
Я и семья Я и природа |
Субботник по уборке территории |
Дети, родители, педагоги |
|
|
|
Мой мир знаний. |
«Загадочный мир космоса». |
Классный час. Презентация. Элементы проектного метода. |
|
|
|
Я и Отечество |
«День Земли». Экологический марафон. |
Классный час |
|
|
|
Краеведение. |
Быт и традиции шуян. |
Экскурсия в музей. |
|
|
|
|
|
|
МАЙ |
|
|
Я – человек |
«День Победы в истории семьи, города, страны». |
Классный час. |
|
|
|
Мой мир знаний |
«День здоровья» |
Оформление газеты. Весёлые состязания на свежем воздухе. |
|
|
|
Я и семья
|
Мероприятие к Дню семьи
«Ещё один год пролетел…» |
Конкурс рисунков « Моя семья». Конкурс фотографий. Собрание детей и родителей за чашечкой чая. |
|
|
|
Я и природа
|
Участие в субботнике по высадке рассады. |
Субботник с участием детей, родителей, педагогов |
май |
|
|
Я и Отечество
|
День Победы - великий день.
|
Конкурс рисунков, поздравление ветеранов, встреча с ветеранами, участие в праздничном концерте. |
1 неделя месяца |
|
|
Краеведение |
Неделя краеведов. |
Викторины, состязания краеведов, конкурс художников и чтецов. |
Третья неделя месяца |
|
|
Мероприятия по безопасности детей
№ |
Тема мероприятия. Форма проведения. |
Дата проведения |
На каком уроке проводится |
Примечание |
Отметка о проведении |
1 |
«Правила поведения при пожаре, у водоёмов, ПДД» |
04.09. |
Окружающий мир
|
Презентация Выступления инспекторов противопожарной безопасности и МЧС |
+ |
2 |
«Конкурс агитбригад» |
17.09. |
Общешкольное мероприятие |
Инсценировка |
+ |
3 |
Инструктаж перед каникулами. Т.б у воды, дома, на улице. |
октябрь |
Классный час |
|
|
4 |
.»Знай правила движения, как таблицу умножения» |
ноябрь |
Окружающий мир
|
|
|
5 |
Правила обращения с животными и опасными растениями. |
декабрь |
Окружающий мир
|
|
|
6 |
Инструктаж перед каникулами. Т.б у воды, дома, на улице.
|
декабрь |
Классный час |
|
|
7 |
«Как избежать отравлений»
|
январь |
Окружающий мир
|
|
|
8 |
Как уберечься от травм, ушибов, порезов. Первая помощь при травмах. |
февраль |
Окружающий мир
|
Пригласить мед. работника |
|
9 |
«Школа- правовое пространство. Конкурс знатоков школьных правил» |
март |
Окружающий мир
|
Пригласить инспектора ОДН |
|
9
|
Инструктаж перед каникулами. Т.б у воды, дома, на улице. |
март |
Классный час |
|
|
10 |
«Лесные опасности. Если ты заблудился». |
апрель |
Окружающий мир
|
|
|
11
|
Правила поведения у водоёмов. |
апрель |
Окружающий мир
|
|
|
12 |
Инструктаж перед каникулами. Т.б у воды, дома, на улице.
|
май |
Окружающий мир.
|
|
|
Мероприятия по правилам дорожного движения в 3 классе. |
||||||||||
№ |
Тема мероприятия. Форма проведения. |
Дата проведения |
На каком уроке проводится |
Технические средства |
Пригласить |
Отметка о проведении |
||||
1 |
Безопасный путь от дома до школы. Оформление схемы. |
сентябрь |
Дома, с родителями |
|
|
+ |
||||
2 |
Конкурс агитбригад по ПДД. |
17.09. |
После уроков |
Презентация, музыка |
|
|
||||
3 |
«Дорога от дома до школы». Беседа. |
04.09. |
Окружающий мир
|
Презентация |
Инспектор МЧС |
+ |
||||
4 |
Конкурс рисунков по ПДД |
сентябрь |
Рисуют дома. |
|
|
|
||||
5 |
«Правила юных велосипедистов» Беседа с демонстрацией фильма. |
октябрь |
Классный час |
Видео |
Инспектора ГИБДД |
|
||||
6 |
Викторина по ПДД «Перекрёсток». |
октябрь |
Классный час
|
|
|
|
||||
7 |
Инструктаж перед каникулами. |
октябрь |
Классный час |
|
|
|
||||
8
|
«Конкурс на лучшее знание правил дорожного движения». |
ноябрь |
Ознакомление с окр. миром |
|
|
|
||||
9 |
Выпуск классной стенгазеты по ПДД. |
декабрь |
Классный час |
|
|
|
||||
10 |
Инструктаж перед каникулами по ПДД. |
декабрь |
Ознакомление с окр. миром |
|
|
|
||||
11 |
«Знай правила движения, как таблицу умножения!» |
январь |
Материалы готовят дома. |
|
|
|
||||
12 |
Инструктаж перед каникулами. |
февраль |
Классный час |
|
|
|
||||
13 |
Инструктаж перед каникулами. |
март |
Ознакомление с окружающим миром |
|
|
|
||||
14 |
«Дорога полна неожиданностей»
|
апрель |
Выступление Лычёвой М.П. |
|
Инспектора ГИБДД |
|
||||
15 |
Инструктаж перед каникулами. |
май |
Классный час |
|
|
|
||||
Мероприятия посвящённые здоровью и спорту в 3 классе
|
||||||||||
№ |
Название мероприятия |
Дата проведения
|
Отметка о выполнении |
Примечание |
||||||
1
|
Спортивная игра по станциям.
|
октябрь |
|
|
||||||
2
|
Презентация учеников «Я занимаюсь спортом» |
ноябрь |
|
|
||||||
3 |
«Путешествие по стране здоровья». Выпуск стенгазеты. |
декабрь |
|
|
||||||
4
|
«Один за всех и все за одного». Состязания для настоящих мужчин. |
февраль |
|
|
||||||
5 |
Выпуск стенгазеты «Будьте здоровы» |
март |
|
|
||||||
6 |
Спортивная конкурсная программа «День здоровья». |
май |
|
|
||||||
Тематика классных часов в 3 классе
на 2023-2024 учебный год
Тема классного часа |
Формы проведения |
Дата |
Всероссийский урок мира |
Этическая беседа. Конкурсная программа. |
|
«Состязание знатоков правил школьной жизни» |
Конкурсная программа. |
|
Конкурс агитбригад по ПДД. |
Конкурсная программа для творческих людей. |
|
«Осенняя пора - очей очарованье…» |
Фотовыставка. Литературный журнал. Инсценировка. |
|
«Час Доброты» |
Познавательно - развлекательная программа. |
|
«Планета друзей» |
Развивающая ролевая игра. Беседа, проект: «Законы дружбы» |
|
«Хочу всё знать! |
Познавательная игра. |
|
«Мы разные, но мы вместе» |
Познавательная программа |
|
День народного единства. Герои Отечества. |
Беседа, презентация |
|
Праздник интеллектуальных игр. |
Игра по станциям. |
|
«Откуда пришла книга» |
Беседа, презентации, сообщения детей, конкурс рисунков и интересных историй. |
|
«Сердце матери» |
Конкурсная программа. Конкурс рисунков. |
|
«Калейдоскоп чудес Ивановского края» |
Интеллектуальная игра |
|
«Мир моих увлечений» |
Само - презентации детей |
|
«Правила вежливого человека. Законы дружбы» |
Беседа, инсценировка ситуаций. |
|
«От лепёшки до каравая» |
Беседа, экскурсия в музей. |
|
«Традиции празднования Нового года» |
Беседа, презентация, приглашение музейных работников |
|
«Сохранить природу - сохранить жизнь» |
Беседа, инсценировка ситуаций. |
|
« Правила опрятности и аккуратности» |
Беседа, просмотр видео. |
|
Неделя русского языка |
Викторины, ребусы, «хитрые» задания, турниры знатоков русского языка, оформление газеты |
|
Путешествие по планете. |
Интерактивное путешествие. Фотогалерея, сообщения детей. |
|
«Без друзей меня чуть-чуть» |
Игра по станциям. |
|
«Познай себя» |
Психологический классный час |
|
«Неделя знатоков математики» |
Викторины, ребусы, «хитрые» задания, турниры лучших математиков, оформление газеты |
|
«Кто много читает, тот много знает» |
Беседа.Конкурсная программа. |
|
Весёлые состязания для мальчиков «Последний герой» |
Конкурсная игровая программа. |
|
«Добро не терпит промедления» |
Конкурсная программа. |
|
«Подарочки для мамочки» |
Классный час с мамой. Игровая программа. |
|
«С любовью к России» |
Беседа. Игра по станциям. |
|
Игра «Волшебные слова живут на белом свете» |
Игровая программа. |
|
«Стань солнцем, и всяк тебя увидит» |
Беседа. Просмотр диска. Конкурс рыцарей. Игры на сплочение коллектива. |
|
«День цветных карандашей». |
Игра по станциям |
|
«День Земли». |
Экологический марафон. |
|
«Мы в ответе за тех, кого приручили». |
КТД. |
|
«Островок безопасности» |
Информационный час |
|
«Этот День Победы…» |
Конкурс рисунков, встреча с ветеранами, участие в концерте. |
|
«День Победы в истории семьи, города, страны». |
Беседа, сообщения детей, видеофильм, встреча с ветеранами |
|
Мероприятие ко Дню семьи «Моя семья- моё богатство» |
Презентации семей, путешествие по станциям. |
|
«Мой дом - моя крепость» |
Презентации, состязания, конкурс художников и чтецов. |
|
« Формула здоровья» |
Спортивно-развлекательная программа совместно с родителями. |
ПЛАН РАБОТЫ школы С РОДИТЕЛЯМИ
№ п/п |
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И ИХ ТЕМАТИКА |
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1
2 3
4
5 6 7
8
9
10
11
12
13
14
|
Родительское собрание «Секреты успешной учёбы».
Составление совместного проекта «Безопасный путь детей в школу» Сбор информационных данных по многодетным, неполным, неблагополучным и малообеспеченным семьям. (Социальный фон учеников школы)
Выставка семейных поделок из природного материала.
Коллективный труд по уборке территории вокруг школы и в помещении школы. Родительское собрание: «Как преодолеть школьные трудности?» Заседание родительского комитета
Семейный новогодний вечер
Родительское собрание «Как привить любовь к чтению?»
Посещение семей учащихся на дому.
Проведение дня Открытых дверей.
Привлечение родителей к работе по программе «Ослепительная улыбка»
Коллективный труд по уборке территории вокруг школы и в помещении школы.
Итоговое собрание родителей «Ещё один год пролетел…» |
10 сентября
До 11 сентября До 15 сентября
17 сентября
Октябрь 29.10. Декабрь
25.12.
Февраль
В течение года
Май
В течение года
Апрель
29.05. |
ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ, БЕСПРИЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 3 класса.
№ п/п |
ФОРМЫ РАБОТЫ |
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1 2
3
4
5
6
7
8
|
Посещение семей с целью выявления неблагополучных семей. Сбор информационных данных для картотеки «трудных подростков» и детей из «неблагополучных семей». Вовлечение учащихся из неблагополучных семей, «трудных» подростков в кружки,
Сбор информационных данных о занятости учащихся в объединениях дополнительного образования, о летнем отдыхе. Привлечение учащихся в объединения дополнительного образования и к обучению в других школах (художественной, музыкальной). Проведение внеклассных мероприятий воспитательного характера с детьми и совместно с родителями. Родительские консультации с привлечением учителей, инспектора ПДН, участкового инспектора. Родительские собрания по вопросам организации досуга в семье, по вопросам ответственности родителей за воспитание детей. |
В течение года Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Постоянно
В течение года по плану
В течение года по плану
В течение года по плану |
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ в 3 классе.
Программа коррекционной работы направлена на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании младших школьников в условиях четырёхлетнего начального обучения. В числе этих проблем:
- несоответствие уровня психического развития ребёнка возрастной норме;
- неготовность к школьному обучению;
- низкая познавательная и учебная мотивации;
-негативные тенденции личностного развития;
- коммуникативные проблемы;
- эмоциональные нарушения поведения;
- неуспеваемость и другие.
С подобными проблемами сталкивается каждый учитель начальных классов в процессе своей педагогической деятельности, поэтому возникает потребность в разработке специальных мер, способствующих их разрешению.
Цель данной программы – создание благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка и достижения планируемых результатов основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи программы коррекционной работы
1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей
детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
3. Развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса; ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом, психо-физиологическом и личностном развитии детей; воспитание у каждого ребёнка уверенности в своих силах.
Решая поставленные задачи, важно создать о каждом ребёнке полную картину его развития, соотнести её с семейной и школьной ситуацией, с особенностями личности и характера. Это, в свою очередь, возможно при условии осуществления совместных усилий в деятельности учителя начальных классов, школьного психолога, дефектолога, логопеда и родителей.
Программа коррекционной работы основывается на следующих принципах.
Принцип учёта индивидуальных особенностей. Всем детям определённого возраста свойственно иметь индивидуальные (отличительные) особенности.
Индивидуальность ребёнка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребёнка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся: ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
Принцип деятельностного подхода. Данный принцип задаёт направление коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребёнка.
Принцип нормативности развития (Р. В. Овчарова). Этот принцип заключается в учёте основных закономерностей психического развития и значения последовательности стадий развития в процессе формирования личности ребёнка. Данный принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона возраста. Согласно этому принципу коррекционная работа осуществляется по следующей схеме: что есть; что должно быть; что
нужно сделать, чтобы было должное.
Принцип педагогической экологии (Р. В. Овчарова). Этот принцип заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребёнком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от
преобладания в нём сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.
Коррекционная работа должна строиться не как отдельные упражнения по совершенствованию каких-либо личностных качеств или норм поведения ребёнка, а как целостная система мер, направленных на создание комфортности в обучении младших школьников.
Содержание программы
Программа коррекционной работы может включать в себя
три раздела, которые и определяют направления и характер работы участников образовательного процесса.
1. Диагностический раздел
Проведение диагностической работы с целью выявления проблем и трудностей, отклонений в развитии детей, определение их причин.
2. Профилактический и коррекционный раздел
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы с целью повышения уровня общего развития ребёнка, восполнения пробелов предшествующего развития и обучения (по необходимости); проведение специалистами индивидуальной и групповой работы по формированию недостаточно освоенных учебных действий, профилактика и коррекция отклонений в развитии ребёнка.
3. Обобщающий раздел
Подведение итогов коррекционной работы с каждым учащимся. Объективная оценка личностных и учебных достижений ребёнка.
Каждый раздел должен содержать перечень конкретных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования. (Смотри программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.)
Реализация содержания трёх разделов коррекционной программы предполагает использование различных форм и методов работы – как с детьми, так и со взрослыми. Например, проведение индивидуальных или групповых занятий с детьми,
индивидуальное консультирование родителей ребёнка, разработка рекомендаций, проведение бесед.
В соответствии с целью, задачами, содержанием данной программы в 3 классе коррекционную работу следует осуществлять по следующим направлениям:
1) развитие речи, овладение техникой речи;
2) совершенствование движений и сенсомоторного развития;
3) коррекция отдельных сторон психической деятельности;
4) развитие основных мыслительных операций;
5) коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
6) расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
7) коррекция индивидуальных пробелов в знаниях учащихся.
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Исполнители |
Прогнозируемый результат |
1 |
Определение контингента и составление плана работы по организации исследовательской деятельности с учащимися |
сентябрь |
Классные руководители |
Организация исследовательской деятельности, проведение научно-практической конференции |
2 |
Разработка плана работы с одарёнными детьми |
сентябрь |
Классные руководи тели, |
План работы с одарёнными детьми |
3 |
Выработка стратегии работы с одарёнными детьми |
октябрь |
все педагоги школы |
Выявление и поддержка одарённых детей, определение уровня владения навыками исследовательской деятельности |
4 |
Привлечение одарённых ребят в кружки, секции школы №3, Центров дополнительного образования. |
в течение года |
все педагоги школы |
Определение одарённых детей в объединения доп. образования |
5 |
Привлечение одарённых детей к участию во внеклассных мероприятиях школы, в городских конкурсах, выставках, в творческих проектах, коллективных делах. |
в течение года |
классные руководи тели, педагог дополнительного образования |
Участие одарённых детей в мероприятиях внутри класса и общешкольных мероприятиях. |
6 |
Подготовка и проведение школьных олимпиад, подготовка к городским олимпиадам |
январь- май |
директор образовательного учреждения |
Участие одарённых детей в олимпиадах школьного, городского а также регионального уровня |
7 |
Привлечение одарённых детей к изданию школьных СМИ |
в течение года |
классные руководи- тели, педагог дополнит. образ. |
Участие в издании школьных СМИ |
8 |
Диагностика УУД учащихся |
в течение года |
классные руководи- тели |
Диагностика с использованием методик. Самодиагностика, анализы своих ощущений, своего поведения. |
9 |
Определение рейтинга школы по итогам олимпиад, конкурсов, конференций |
май |
Директор |
Определение уровня подготовки учащихся |
Список литературы.
1. К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000
2. Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
3. Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.
4. Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2002.
5. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
6. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.
7. Календарь школьных праздников / Авт.-сост. СИ. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.
8. Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научит школьника жить весело. - Ярославль, 2001.
9. Подари себе праздник: энциклопедия. В 2 т. / Сост. НЛ. Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: Сталкер, 1998.
10. Помилио А. Большая книга изобретений / Пер. с итал. Ю. Гавриловой - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.
11. Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.
12. Современная работа с родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004.
13. ЧерёмошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
14. Школа этикета: поучения на всякий случай / Сост. Л.С. Лихачева. - Екатеринбург, 1995.
15.
Азбука воспитания: советы
родителям / сост. Г. Перегибов //
Воспитание школьников. - 2001. - № 7. - С. 50.
16. Взаимодействие детей и родителей: (тесты) // Воспитание школьников. - 2001. - № 8. - С. 50-51.
17.
Галицких, А. А. Тематика «часов общения» и
родительских собраний в различных
возрастных воспитательных программах /
А. А. Галицких, Л. В. Швецова // Практика административной работы. -2005. ~№3.-
С. 59-60.
18. Гараева, Г. 111. Разрешение конфликтных ситуаций (родительское собрание) / Г. Ш. Гараева // Начальная школа: плюс До и После. - 2002. -№ П. - С. 40-44.
19. Гепло, Т, А, Ценности вашего ребенка / Т. А. Гелло // Начальная школа: плюс До и После. - 2005. - № 3. - С. 44-47.
20. Городищенская, Л. Летопись моей семьи / Л. Городищенская // Воспитание школьников. -2003.-№6. -С. 25-26.
21. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.