Организация научно-исследовательской деятельности
Оценка 5

Организация научно-исследовательской деятельности

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
10 кл—11 кл +1
15.06.2017
Организация научно-исследовательской деятельности
Публикация является частью публикации:
sistema.doc
Система работы  по организации научно­исследовательской деятельности XXI век – это век информационного общества. Обучающиеся становятся  субъектами глобального информационного пространства и должны ориентироваться в нём, находить, критически анализировать и сортировать информацию, уметь  представлять ее в виде научных работ, проектов, презентаций, фильмов…  Глобальные изменения повлекли реформирование системы образования. Современная система образования ориентирует педагога  не на передачу знаний в  готовом виде, а на организацию самостоятельной деятельности обучающихся и  доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебных  программ. Традиционная система обучения предполагала субъект­объектные отношения  учителя и ученика. В условиях приоритета личностно­ориентированных технологий  на современном этапе необходимо выстраивать субъект­субъектные отношения,  которые подразумевают сотрудничество учителя и обучающихся. Перенасыщенный стандарт образования, уплотнение исторического времени,  сокращение часов на преподавание истории, «сложные учебники» привели к  снижению мотивации к изучению истории и обществознания. Это также  подтолкнуло педагогов к  активной  организации  исследовательской деятельности  по истории и обществознанию для повышения мотивации к изучению дисциплин и  обеспечения качества образования, формирования ключевых компетенций  обучающихся, их личностного развития.       Сначала определимся с понятиями.       Исследовательская деятельность студентов – деятельность, связанная с  решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее  неизвестным решением. Она  предполагает  наличие основных этапов, характерных  для исследования в научной сфере:   постановка проблемы,   изучение теории, посвященной данной проблематике,   подбор методик исследования и практическое овладение ими,     сбор собственного материала,  его анализ и обобщение, научный комментарий,  собственные выводы. Необходимо различать научно­исследовательскую и учебно­исследовательскую  деятельность. Научно­исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленной на получение новых объективных научных данных.       Учебно­исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью  которой является образовательный результат, она направлена на обучение , развитие у ребят  исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми,   неизвестными фактами, а обучение алгоритму ведения исследования. Конечно,  студенты получают при этом новые знания в избранной ими области.       Понятно, что  мы имеем дело с учебными исследованиями , и лишь отдельные  работы ребят  могут претендовать на право участвовать в конкурсах.       Обучение ведению самостоятельных исследований ­ одна из актуальных задач,  стоящих перед нами.     Этой цели невозможно добиться, если кропотливо не  заниматься организацией научно­исследовательской деятельности обучающихся.       Именно исследовательская деятельность  в большей степени, чем любая другая  создает условия для развития личности ученика, так как в ходе ее создаются  условия для:  саморазвития; развития аналитического мышления, творческих способностей; формирования основ исследовательской культуры; освоения новых способов деятельности. В ходе исследовательской работы формируются умения, необходимые для  дальнейшего успешного интеллектуального и творческого развития личности.  Учебно­интеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, классифицировать и систематизировать, обобщать, устанавливать причинно­следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения. Учебно­исследовательские умения: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; формулировать цели и задачи исследования; давать определения понятиям; классифицировать; делать выводы, умозаключения; доказывать и защищать свою точку зрения.                    Учебно­информационные: работать с разными источниками информации; представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном,  графическом). Коммуникативные: передавать прочитанное в сжатом и развернутом виде; составлять план; создавать письменное и устное высказывание определенного типа и стиля       речи. Организация исследовательской работы  обеспечивает реализацию еще одной  важнейшей на сегодняшний день задачи, намеченной в национальной образовательной  программе ­ поддержки талантливых детей. Поддержать, разжечь искорку   интереса – задача, прекрасно решаемая благодаря привлечению ребенка к  исследовательской деятельности.       Понимание тех возможностей, которое предоставляет исследовательская  деятельность для развития ребенка, и обусловило то, что в нашем техникуме    уделяется большое внимание ее организации. У нас  функционирует научное  общество  учеников  «Эврика». Особенностью  работы является то, что она содействует не только интеллектуальному, но и духовно – нравственному, патриотическому воспитанию.          Основными задачами деятельности нашего общества являются:        1  выявление интересов и склонностей обучающихся к научно – исследовательской деятельности;  2   разработка   и   реализация   программ   поддержки   и   развития   одаренных обучающихся; 3   подготовка   к   участию   в   олимпиадах   по   различным   областям   знаний, конференциях,конкурсах; 4. повышение социального статуса знаний. Основным   структурным   подразделением   НОУ   являются   творческие   группы учащихся, которые  объединены  в секции  по предметам. Сотрудничество учащихся и педагогов предполагает следующие формы работы: самостоятельные занятия с первоисточниками и справочной литературой; работа над темой  исследования под руководством   научного   руководителя.   Секционная   работа   включает   в   себя постановку и проведение  экспериментов, обсуждение рефератов и защиту научно­ исследовательских работ. Массовая работа в НОУ ­ это   конференции, конкурсы, олимпиады, экскурсии. Конечно,   вся   тяжесть   в   проведении   исследовательской   работы   с   обучающимися лежит непосредственно на педагоге. Это мы  готовим ребят к ней, продумывая свои планы   уроков.   Включаем   в   работу   проектный   метод   деятельности,   в   котором студенты   представляют   авторские статьи, стихи, рисунки, тесты и кроссворды. Защиты   проектов   представляются   в   форме   презентации,   доклада,   стендового доклада, сценариев. Это   мы     привлекаем     учащихся   к   учебному   исследованию   семейных   архивов   , исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в различных сферах  деятельности. Это мы готовим  и проводим  нетрадиционных уроки : урок – путешествие, урок – деловая игра, урок­презентация, урок – семинар.   Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний:   документов,   справочников,   энциклопедий,   интернет   –   сайтов.   В   начале  учебного   года   я   предоставляю     возможность   самостоятельно   выбрать   тему исследования,   над  которой  студенты  будут  работать  и  в   дальнейшем   выступать перед   аудиторией.   При   выполнении   такого   рода   заданий   студенты     проявляют самостоятельность при выборе источников информации, формы презентации своего выступления. Такие уроки очень нравятся студентам. Проведение   семинара,   где   идет   обсуждение   разных   точек   зрения,   проблемных вопросов,   что   позволяет   проявить   исследовательские   умения   и   навыки обучающихся ­ трудное дело и не в каждой группе его можно провести.  Но, такие уроки   формируют   самостоятельность   мышления,   творческий   подход, инициативность.   Вызывает   интерес   и   активизирует   познавательную   активность   учащихся   такая нетрадиционная   форма   урока,   как   урок­   суд   над   знаменитыми   историческими деятелями: «Иван Грозный – гений или злодей?», «Петр I ­ великий реформатор или тиран?»  Такие уроки  способствуют  повышение  интереса к предмету,  развивают  умение работать   с   различными   источниками   информации,   умение   составлять   план исследования,   развивают   умения   и   навыки   мыслительной   деятельности,   учат выделять  главное, анализировать, обобщать … Студентов,   способных   проявить     свои     знания,   умения   и   навыки   в   написании исследовательской работы  а, значит, и представить свои работы на таком форуме, как сегодня, не много. Таким образом, мы, педагоги  активно руководим  исследовательской  деятельностью обучающихся в своем учреждении,  что позволяет добиваться успехов не только обучающимся, но и поднимает профессиональный уровень самого педагога. Педагог получает дополнительные плюсы при аттестации Проблематика  исследований разная, за что хочется выразить благодарность нашим коллегам. Однако следует упомянуть и некоторые недостатки:  * организация исследовательской деятельности отнимает у педагога и  обучающихся много дополнительного времени, *внеурочная исследовательская деятельность не поощряется в образовательном  учреждении , а потому не покрываются  финансовые и временные расходы  педагога.  *  субъекты образовательного процесса считают единственным критерием  эффективности исследовательской деятельности призовые места.  Исходя из всего сказанного,  за исключением отдельных недостатков, которые  могут быть разрешены, исследовательская деятельность имеет массу  положительных сторон. Благодаря проведению исследований формируются  ключевые компетенции, растут мотивация к изучению предметов и качество знаний,  обучающийся и педагог приобретают полезный опыт.                        Советы педагогу­исследователю: *Принимайте каждого ученика как уникальную личность, уважайте его, понимайте, верьте в него. *Сопровождайте ученика в его собственном развитии и самореализации. *Создавайте   атмосферу   заинтересованности   каждого   учащегося   в   том,   что происходит вокруг ­ на уроке, в школе, в обществе. *Идите на урок не с темой, а с насущной проблемой, которую вы непременно должны решить вместе с учениками; которая обращена к конкретной личности. *Поддерживайте   в   ученике   любую   инициативу,   положительно   стимулируйте активность и избегайте внешнего принуждения в педагогическом процессе. *Оценивайте   не   только   конечный   результат,   но,   прежде   всего процесс деятельности каждого учащегося персонально. *Будьте искренними в восхищении человеком!  *Неустанно   изучайте   всё,   что   касается   личности,   её   внутреннего мира; вглядывайтесь, вслушивайтесь, вдумывайтесь в её бурную Вселенную. *Будьте   творческим,   озарённым,   непредсказуемым   педагогом,   чтобы   энергия жизни помогала решать проблемы и достигать успехов. *«Оптимизм, настойчивость и успешность!» ­ вот девиз педагога в совместном с учениками поиске истины.

Организация научно-исследовательской деятельности

Организация научно-исследовательской деятельности

Организация научно-исследовательской деятельности

Организация научно-исследовательской деятельности

Организация научно-исследовательской деятельности

Организация научно-исследовательской деятельности

Организация научно-исследовательской деятельности

Организация научно-исследовательской деятельности

Организация научно-исследовательской деятельности

Организация научно-исследовательской деятельности

Организация научно-исследовательской деятельности

Организация научно-исследовательской деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2017