Организация подготовки к ОГЭ по русскому языку( из опыта работы)
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
9 кл
27.03.2019
Представлен материал по теме "Организация подготовки к ОГЭ по русскому языку" (из опыта работы практикующего учителя), в котором речь идет о результатах государственной итоговой аттестации как показателя качества знаний учащихся 9 классов. О том, как же организовать эту подготовку и как строить свою работу с теми детьми, которым очень сложно усвоить необходимый материал , чтобы качественно подготовиться к выпускному экзамену.
выступление.docx
Истомина О.А.
МБОУ СОШ №19,учитель русского языка и литературы.
Организация подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Известно, что результаты государственной итоговой аттестации являются
показателями качества знаний учащихся. Но как же организовать эту подготовку и
как строить свою работу с теми детьми, которым очень сложно усвоить очевидные
вещи, да и что там лукавить: некоторые путают буквы в собственной фамилии или
имени. Именно с такими детьми пришлось мне работать и готовить к сдаче ОГЭ в
этом учебном году. 2 года подряд выпускала 9 классников, в этом году свой 9
класс. Выдохнула! Класс был очень непростым: разные отношения в семье, в
классном коллективе, иногда было сложно организовать работу на уроке, а на
подготовку во внеурочное время некоторых детей приходилось буквально «тащить
за уши». Очень переживала за сдачу экзамена. Дополнительно занималась с детьми
после уроков в свободное время. Безусловно, в это время контроль родителей
некоторым детям просто необходим. Иногда опускались руки
У каждого учителя ,безусловно, определённая система подготовки учащихся к
итоговой аттестации.
В систему работы по подготовке к ОГЭ входит:
Психологический настрой учащихся.
Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.
Создание методической базы.
Индивидуальные папки учащихся «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
Информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) в системе подготовки к
ОГЭ.
Работа с текстом.
Создание банка тестовых заданий.
Работа с родителями, классным руководителем, администрацией школы.
1. Психологический настрой учащихся.
Основной государственный экзамен является не только проверкой знаний, но и
своеобразным испытанием психологической готовности школьников к меняющимся
условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость
девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих
успешной сдачи ОГЭ. Для учащихся экзамен – это стресс, поэтому они интуитивно
ищут поддержку у учителя. Здесь необходима помощь и учителя, и родителей, и
психолога.
2. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.
В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Информирую их
о структуре и содержании контрольноизмерительных материалов, о процедуре
проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне
готовности каждого выпускника. В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий
общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку. На стенде представлены
демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению
работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.
Приобретаем силами родителей учебнометодическое пособие под редакцией И.
П. Цыбулько, пособие позволяет эффективно организовать фронтальную работу в
классе, самостоятельную работу дома.
Активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет
ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так
и к экзамену. Применение новых позволяет разнообразить и комбинировать методы
и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить
мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность
качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные
и диагностические работы в режиме on line, предлагаю ученикам выполнять их в
домашних условиях. Опыт показывает, что учащиеся активно выполняют работы в
режиме online и часто обращаются за консультациями по поводу трудностей.
Я рекомендую учащимся и их родителям следующие сайты:
ФИПИ официальный информационный портал Государственной итоговой
аттестации.
Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
подготовка к ГИА теория, методика и интерактивные задания.
По уши в ГИА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И
УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ блог
Крюковой Марины Анатольевны, учитель русского языка и литературы.
Сайт учителя русского языка и литературы Перовой Инессы Петровны
Материалы по подготовке к ГИА, ЕГЭ.
Капканы ЕГЭ и ГИА, сайт Бенделевой Любови Михайловны, учитель
русского языка и литературы.
Такая серьезная работа по подготовке к ОГЭ должна начинаться не в 9 классе, а в
5 классе так подсказали мне старшие коллеги ,поэтому на уроках по развитию
речи включаю в свою работу комплексный анализ текста. Как проводится эта
работа? Даю текст. Анализ начинается с заданий, связанных с речевым развитием
выразительного чтения текста, определения темы и идеи, типа и стиля, составление
плана, далее даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки, т.е.
задания, охватывающие разные разделы русского языка: «Фонетика», «Лексика»,
«Морфология», «Морфемика и Словообразование», «Синтаксис», «Пунктуация».
Работу над сжатым изложением начинаю тоже с 5 класса, учащиеся
адаптируются, привыкают к голосу диктора. Я использую как мужской, так и
женский голос диктора. В самом начале работы с аудиотекстами, в период
привыкания, включаю по три раза. Постепенно переходим на 2. На занятиях по подготовке к экзаменам (дополнительных) стараюсь почаще проводить сжатые
изложения. Предлагаю ученикам написать только на черновиках. Но даю
установку, главное – изложить, применяя алгоритм и выполнить проверку всех
видов ошибок с обязательным применением орфографического словаря. Считаю,
что важно приучить ребят пользоваться словарями. И постепенно ученики
привыкают даже на рабочих уроках пользоваться словарём, тем самым повышается
орфографическая грамотность, развивается и улучшается память.
Обращаю внимание на то, что после окончания работы нужно несколько раз
проверить готовый текст. Несколько раз – это как минимум три. Первая проверка
должна показать, насколько верно и полно передано содержание текста. Всё ли
учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли
логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст
как таковой. Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные
местоимения и косвенная речь, строй предложений, наличие абзацев. «Смысловая
цельность, речевая связность и последовательность изложения» – это один из
критериев оценки изложения как этапа ОГЭ. Третья проверка выявляет
орфографические и пунктуационные ошибки. Такая трехступенчатая проверка
хороша в любой работе: изложение ли, сочинение – любой авторский текст должен
проверяться таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать
всевозможных ошибок.
В 9м классе активно включаем в работу сайт fipi (Федеральный институт
педагогических измерений), на котором размещен открытый банк заданий ОГЭ,
ЕГЭ. В разделе «Речь» представлено около 30 аудиозаписей текстов сжатого
изложения, поэтому на уроках и факультативных занятиях эта работа имеет место
быть. Работу над тестовыми заданиями, которые выполняются на основе
прочитанного текста провожу, начиная с теории, используя всевозможные памятки,
алгоритмы, таблицы и схемы, у каждого ребенка своя папка, которой он может
воспользоваться при необходимости, причем мне казалось, что это моё ноухау, во
всяком случае, в своём классе я придумала это делать сама.
Информация,
собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить
нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям
экзаменационной работы.
Работу над смысловым пониманием текста проводим все вместе, далее разбираем
только задание 2,например, используя вариантов 67, задание 3 и тд. ,повторяя
правила, обращая внимание на орфограммы, останавливаясь на сложных,
непонятных моментах.
Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа
на задание части С, затем продолжаю обучение правилам построения текста
сочинения. Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция –
это уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где
пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста,
даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.
Предлагаю в помощь учащимся текстыобразцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений
рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С,
проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика. Для работы с текстами
привлекаются материалы Интернет, имеется папка с образцами сочинений
рассуждений.
При подготовке к заданию 3 используем фразыклише, работаем над сочинением
15.2 и 15.3, Особенностью данного задания состоит в том, что учащиеся должны
продемонстрировать свои умения в написании сочинениярассуждения, ребята
высказывают собственное мнение на поставленный вопрос, исходя из своего
небольшого жизненного опыта. Термины для сочинения 15.3 ребята заучивают
наизусть и буквально каждый урок, в начале или в конце провожу фронтальный
опрос на знание терминов. Работу над сочинением начинаю с ознакомления с
критериями оценивания ответа на задание части С, затем продолжаю обучение
правилам построения текста сочинения. Считаю необходимым внушить ученикам,
что стройная композиция – это уже большой процент успеха. Для учеников
готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать
сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты,
используемые при рецензировании. Предлагаю в помощь учащимся текстыобразцы.
Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию
учащимися чужих сочиненийрассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой
критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого
ученика. Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, имеется папка
с образцами сочиненийрассуждений.
Подводя итог вышеизложенному, нужно отметить, что работа по подготовке к
ОГЭ идёт систематически, что созданы комфортные условия для получения
знаний, умений и навыков, что охвачены все структуры. Главным критерием
целенаправленной систематической работы по подготовке к экзамену является
результат сдачи ОГЭ. «2» у меня нет.
Конечно, опыт приходит с годами. Работаю.
Организация подготовки к ОГЭ по русскому языку( из опыта работы)
Организация подготовки к ОГЭ по русскому языку( из опыта работы)
Организация подготовки к ОГЭ по русскому языку( из опыта работы)
Организация подготовки к ОГЭ по русскому языку( из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.