Пушкин и театр
А.С. Пушкин рано приобщился к театру: в доме Пушкиных постоянно шли
«благородные» спектакли (отец его и дядя были страстными театраламилюбителями).
В 1811 г. Пушкин поступает в Лицей, театральные интересы его расширяются. Лицеисты
становятся завсегдатаями крепостного театра графа Варфоломея Толстого в Царском
Селе. Театральными затеями были поглощены и сами лицеисты. При содействии
гувернера Иконникова они ставят любительские спектакли, обращаясь к репертуару
профессионального театра и пьесам собственного сочинения.
Но особый интерес у него вызывает театральная жизнь Петербурга. Пушкин откликается
на постановки комедий Шаховского: в 1815 г. он пишет театральнокритический этюд
«Мои мысли о Шаховском. За что же критикует 16летний поэт драматурга,
театрального педагога, режиссера, основоположника русского водевиля Шаховского?
За плохой вкус, за отсутствие в его произведениях отбора и художественного
обобщения; за малую подвижность действия или вовсе его отсутствие.
Отношение Пушкина к театру выразилось не только в написании нескольких трагедий.
Он явился и теоретиком театра, хотя специальных трактатов о нём не писал. Его мысли
о театре содержатся в нескольких статьях, в его переписке и в его художественных
произведениях, а также в письмах к Вяземскому и Бестужеву,
в которых он
высказывается о комедии Грибоедова «Горе от ума».
« Я выступаю против «трех единств», против классицизма, который предполагает
условности жанра, условности драмы. «Истинный романтизм» вот основа
современного театра».
Театр в ту пору строился по французскому образцу, то есть театру классицизма
Корнеля и Расина. Пушкин выступает против такого театра, которому
противопоставляет Шекспира.
«Нашему театру приличны народные законы драмы шекспировской, а не
придворный обычай трагедии Расина. Дух века требует перемен и на сцене
драматической. Трагедия требует правдоподобия положений и правдоподобия
диалога».
Пушкин анализирует русскую историческую трагедию (Сумарокова, Озерова) и
приходит к выводу: «В трагедии должна развиваться судьба человеческая, судьба
народная».
Пушкин обращает пристальное внимание и на характер героя трагедии. Он
сравнивает героев Шекспира с героями Мольера, в частности, Шейлока
(«Венецианский купец» Шекспира) и Гарпагона («Скупой» Мольера): у Мольера
скупой только скуп. У Шекспира Шейлок и скуп, и добр, имеет еще целый ряд
качеств.
Отсюда вытекает требование Пушкина многогранности и глубины характера героя.
Действие человека и его характер взаимно раскрывают друг друга. Таким
образом, Пушкин вносит психологию на сцену: «Наблюдение за душой всегда будет
на театре интересно».Всё, что предлагает Пушкин, реформирует театр полностью. Он сам это хорошо
понимает и замечает : «Трагедия «Борис Годунов» будет иметь влияние на
преобразование драматической нашей системы».