Открытый урок по теме Однородные члены предложения для студентов по профессии Электрик, Мастер по контрольно-измерительным приборам и автоматам

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Полностью разработанный урок русского языка по профессиональной подготовке
Иконка файла материала Урок русского языка ОЧП (электрики, киповцы).doc

Тема урока: «Простое осложненное предложение с однородными членами предложения и знаки препинания при них»

Преподаватель: Корзун Мария Юрьевна

Дисциплина: русский язык (в части профессинально-ориентированного содержания)

Группы:

-  Э-10 (профессия 13.01.10 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»), 1 курс;

- К-11 (профессия 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»), 1 курс

Цель урока:

Обобщение и систематизация  знаний студентов о простых осложненных предложениях с однородными членами предложения

Задачи:

1) повторить знания по теме;

2) отработать навыки постановки знаков препинания при однородных членах  предложения;

3) прививать интерес к изучению русского языка;

4) прививать интерес к выбранной профессии 

Формы работы: фронтально, в парах, индивидуально

Использованные педагогические приемы см. в технологической карте

Оборудование: доска, мультимедийное оборудование

Раздаточные материалы: карточки с заданиями

Формируемые ОК:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

Формируемые ПК Э-10:

ПК 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.

ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.

ПК 2.2. Проводить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно- технического персонала;

Формируемые ПК К-11:

ПК 1.3. Производить слесарно-сборочные работы

ПК 3.1. Выполнять ремонт, сборку, регулировку, юстировку контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.

ПК 3.2. Определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности.

 

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. 1 мин.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас урок русского языка с профессиональной направленностью. У вас на партах рабочие тетради, листы с заданиями. Проверьте, пожалуйста, все ли у вас  есть, в том числе ручки. Будьте внимательны, строго следуйте моим инструкциям.

2. Актуализация опорных знаний учащихся – 7 мин.

У меня на столе находятся измерительные приборы, связанные с вашей профессией.  Составьте предложения с названием одного и нескольких приборов, охарактеризуйте их.

Свои предложения у доски напишут ... (ФИ студентов)

Слайд 1:

- Какие предложения перед вами? (простые)

- Вспомните, какими бывают простые предложения? (выход на нераспр.-распр., неосл.- осл.)

А какой вид осложнения вы здесь видите? (одн. члены предлож.). Верно.

Значит, сегодня мы будем говорить о каком виде осложнения?

Слайд 2:

Это тема сегодняшнего урока: «Простое осложненное предложение с однородными членами предложения и знаки препинания при них». Запишем тему в тетрадь.

Эта тема очень обширная, и сегодня мы только начнем работу над ней, а продолжим на следующем уроке.

Слайд 3:

3. Работа над темой урока.- 3 мин.

·    Вспомним, какие члены предложения называются однородными?

Работа с предложением: Аккумуляторная установка должна быть оборудована вольтметрами с переключателем и амперметрами.   

Прием «Найди лишнее» - фронтально

Назовите признаки однородности:

- отвечает на один и тот же вопрос + схема;

- в любом предложении есть однородные члены;

- являются одинаковыми членами предложения;

- относятся к одному и тому же слову (члену предложения);

- чаще всего выражены одной частью речи;

- обозначают добавочное действие к основному глаголу;

Слайд 4: 15 минут

·    Мы с вами изучаем синтаксис, а он нераздельно связан с пунктуацией.

Какими членами предложения могут быть однородные члены предложения? (главными и второстепенными). Знакомство со схемами – работа с предложением – фронтально.

Полупроводниковый преобразователь должен быть оборудован защитой от внутренних и внешних перенапряжений. [О и О]

Преобразовательный агрегат должен быть оборудован устройствами защиты, контроля и сигнализации. [О, О и О]

Аккумуляторы должны устанавливаться на стеллажах или на полках шкафа. [О или О]

Вся аппаратура и панели телемеханики должны иметь маркировку и устанавливаться в удобных местах.   [О и О О и О]

Слайд 5:

С помощью чего соединяются ОЧ в предложении?

Зарядное устройство должно иметь и мощность, и напряжение.          [и О, и О].

Защитные проводники и шины могут быть проложены без изоляции. [О и О]

Я хорошо знаю электрику, но испытываю сложности в механике. [О, но О]

В подвалах, чердаках, сырых помещениях электропроводку рекомендуется выполнять открыто.  [О, О, О]

В жилых зданиях следует устанавливать однофазный или трехфазный расчетный счетчик на каждую квартиру. [О или О]

Слайд 6 схема с пунктуацией:

Чем соединяются ОЧ в предложении?

Слайд 7-8:

Работа с презентацией.

Вам предложена работа ученика. Все ли предложения написаны верно? Найдите пунктуационные ошибки. Запишите предложения, исправив ошибки.

1. Запрещается прокладка кабеля от этажного щитка в общей трубе, общем коробе, или канале проводов.

2. Счетчики должны устанавливаться в шкафах, в нишах, на стенах с жесткой конструкцией.

3. Выполнение электропроводки в вентиляционных каналах и шахтах запрещается.

4. Электропроводку в помещениях следует выполнять скрыто открыто.

5. К защитным проводникам должны подсоединяться металлические каркасы, перегородок дверей.

В каких предложениях были допущены ошибки? (1,4,5)

Слайд 9: 2 мин.

Прием «Верные-неверные утверждения»

Сейчас я познакомлю вас с утверждениями по теме урока. Если вы считаете, что утверждение верно – поднимите вверх правую руку. Если не согласны с утверждением – поднимайте левую руку. Прошу поднимать руки повыше, чтобы я видела.

  1. Во всех предложениях есть однородные члены. -
  2. Однородные члены предложения графически обозначаются знаком «кружок». +
  3. Однородные члены сочетаются с помощью подчинительных союзов. -
  4. Однородные члены относятся к разным словам. -
  5. Любые члены предложения могут быть однородными. +
  6. При повторяющемся союзе ставится запятая. +

4. Самостоятельная работа (Слайд 10)

Добавить 2 задания:  схемы   + предложения со схемами (соотнести) + синтаксический разбор – 10 мин.

 

ФИ__________________________

1 вариант

1.Чем выражен однородный член предложения?

Спецобувь слесаря по КИПиА должна быть без металлических гвоздей и подковок.

А) определение    Б) дополнение   В) обстоятельство

2. На месте каких цифр(ы) должна(ы) стоять запятая(ые)?

Слесарю КИПиА необходимо уметь (1) пользоваться средствами пожаротушения (2) знать места их расположения.

А)1    Б)2   В)не нужны

3. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка.

А) Перед началом работы слесарь КИПиА должен проверить наличие и исправность защитных средств. 

Б) Проверять аппаратуру следует в диэлектрических калошах, или на резиновом коврике. 

В) Работу в цепях устройств электроавтоматики и телемеханики проводить по исполнительным схемам.  

4. Чем выражен однородный член предложения?

Инструменты и приспособления должны храниться в специальных шкафах.

А) подлежащее   Б)определение   В) обстоятельство

5. Как связаны однородные члены предложения?

Нельзя загромождать рабочее место или проходы какими-либо предметами.

А) сочинительная связь

Б) подчинительная связь

В) интонацией перечисления

6. Какой схеме соответствует предложение?

При работе с электрооборудованием слесаря КИПиА необходимо обеспечить основными и дополнительными защитными средствами.

А)[ О и О]     Б)[ О, О, О]      В) [О или О]

7. Где представлена схема однородных членов предложения?

А)                        Б)                         В)  

8. Найдите правильно выполненный синтаксический разбор предложения?

Работник должен поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.  

А) повеств., невоскл., простое, нераспр., не осл.

Б) вопросит., невоскл., простое, распр., осл. ОЧП

В) повеств., невоскл., простое, распр., осл. ОЧП

Г) повеств., невоскл., сложное, распр., осл.ОЧП

 

ФИ ___________________________________

2 вариант

1.Чем выражен однородный член предложения?

Электромонтер обязан правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

А)дополнение    Б)определение   В)обстоятельство

2. На месте каких цифр(ы) должна(ы) стоять запятая(ые)?

После получения задания (1) электромонтер должен ознакомиться с изменениями в схеме электроснабжения потребителей (2) и текущими записями в оперативном журнале.

А)1        Б)2         В)не нужны  

3. Найдите пунктуационную ошибку.

А)Перед пуском оборудования надо осмотреть его, убедиться в готовности к приему напряжения, и предупредить работающих на нем о включении.  

Б)Электромонтер обязан проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности.  

В) Электромонтер должен оградить рабочее место ограждениями и вывесить предупреждающие плакаты.  

4. Чем выражен однородный член предложения?

При возникновении аварий необходимо прекратить работы и известить руководителя работ.

А)сказуемое     Б)дополнение     В)обстоятельство

5. Как связаны однородные члены предложения?

По окончании работы убрать инструмент, приборы и средства индивидуальной защиты в отведенные для них места. 

А) сочинительная связь

Б) подчинительная связь

В) интонацией перечисления

6. Какой схеме соответствует предложение?

Электромонтеру запрещается прикасаться к приборам, проводам и трансформаторам во время измерений.

А)[О, О, О]     Б)[О, О и О]      В) [О, О или О]

7. Где представлена схема однородных членов предложения?

А)                       Б)                       В)

8. Найдите правильно выполненный синтаксический разбор предложения?

Присоединение и отсоединение переносных приборов необходимо производить при полном снятии напряжения.

А)вопросит., невоскл., простое, распр., осл. ОЧП

Б)повеств., невоскл., простое, нераспр., не осл.

В)повеств., невоскл., сложное, распр., осл.ОЧП

Г)повеств., невоскл., простое, распр., осл. ОЧП

Слайд 11 Взаимопроверка: 2 мин.                                           Критерии оценки:

Ответы:                                                                             10б – «5»

1 вариант: 1Б, 2Б, 3Б, 4А, 5А, 6В, 7А, 8В                       7б – «4»

2 вариант: 1Б, 2В, 3А, 4А, 5АВ, 6Б, 7В, 8Г                    5,6б – «3»

V. Рефлексия – 5 мин.                                                    менее 5б – «2»

Слайд 12: Я прошу каждого из вас охарактеризовать, оценить свою работу, закончив фразу: «Сегодня на уроке …»

Я понял …

Я узнал …

Я разобрался …

Слайд 13:

Внимание: домашнее задание вы увидите, отсканировав куар-код. У кого нет такой возможности – ссылка на задание будет в беседе.

В домашней работе у вас будут задания, аналогичные тем, что вы выполняли на уроке.

 

 

Карточка для работы у доски

Измерение постоянного тока должно производиться в цепях генераторов постоянного тока и силовых преобразователей.

Изоляция и оболочка нулевого провода должна иметь отличительную окраску.

 

Карточка для работы у доски

Открытая электропроводка может быть стационарной передвижной и переносной.

В музеях архивах библиотеках следует применять провода и кабели только с медными жилами.

 


Посмотрите также