Методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.05.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.1.мет.разработка.docx

 

 

1.                      Наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации    в профессиональном сообществе

 

Показатель

Форма представления

 

Краткое описание методической разработки

Тема : «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы».   

Актуальность: Каждый ребёнок от природы наделён творческим потенциалом и желанием создавать новое. Важнейшая задача педагога — не только распознать этот талант, но и создать условия для его полноценного проявления и роста. Именно в школе закладываются основы креативного мышления, умения самостоятельно мыслить и искать оригинальные подходы к решению учебных задач.

Проблематика: Современные школьники стремятся к активному участию в учебном процессе, им недостаточно пассивного восприятия информации. Они нуждаются в новых подходах к изучению материала, позволяющих им проявлять инициативу, использовать свои интеллектуальные способности и стремиться к самостоятельности. Эффективным решением этой проблемы являются познавательные задания, стимулирующие развитие способностей и вызывающие интерес к их выполнению. В современном мире креативное мышление и способность находить нестандартные решения становятся необходимыми навыками. Сегодня приоритетной задачей образования является не только передача знаний, но и развитие творческого мышления учащихся, формирование навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, а также самореализация творческих способностей.

Я считаю, что именно школьные годы являются важным этапом в формировании творческой личности.

Цель: создание благоприятных условий для раскрытия, становления и развития творческой личности обучающегося и воспитанника.

  Задачи:

-         обозначить оптимальную систему методов, форм и приёмов работы по развитию у обучающихся творческих способностей;

-         выявить и развить творческие способности, обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию совместной творческой деятельности учителя, учеников и родителей.

 

Объект исследования – творческие способности.

Возраст обучающихся: 14-15 лет.

 

Краткое содержание:

 

Одной из главных задач на уроках русского языка и литературы я считаю обучение умению осознанно и грамотно использовать языковые средства для выражения своих мыслей. Важно развить в каждом ребенке способность владеть словом, понимать его значение и рассматривать его с разных точек зрения. Необходимо как можно чаще ставить детей в позицию автора, давая им возможность выразить себя, раскрыть свою личность, проявить свое отношение к происходящему, выразить свои чувства и эмоции.

 

Методы и приёмы развития творческих способностей

Для достижения поставленных целей применяются разнообразные методы и формы работы:

 

1. Написание сочинений и изложений

Это традиционный метод формирования культуры письменной речи и выработки собственного стиля письма.

 

2. Рецензирование работ одноклассников

Данный прием помогает научиться критически оценивать чужое творчество, формулируя аргументированные замечания и предложения по улучшению текста. Это стимулирует самоанализ и самоконтроль.

 

3. Игровые технологии

Использование игровых элементов делает процесс обучения увлекательным и интересным. Примеры включают такие игры, как составление ребусов, шарад, загадок, викторин, посвящённых русской культуре и истории родного края.

 

4. Творческая работа дома

Задания на дом предполагают творческий подход: сочинение рассказов, стихов, оформление презентаций и буклетов, ведение дневников наблюдений за природой, создание иллюстраций к произведениям классиков русской литературы.

 

Эти мероприятия способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, создают мотивацию для дальнейшего самосовершенствования и углубленного изучения языка и литературы.

 

Ожидаемые результаты использования такой разработки могут включать:

 

1. Повышение уровня мотивации учащихся: Уроки, включающие творческие задания, могут сделать процесс обучения более интересным и увлекательным, что способствует повышению мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы.

 

2. Развитие креативного мышления: Творческие задания, такие как написание сочинений, участие в конкурсах помогают развивать у учащихся способность к нестандартному мышлению и поиску оригинальных решений.

 

3. Развитие коммуникативных навыков: Творческие задания часто предполагают взаимодействие между учащимися, что способствует развитию навыков общения, аргументации и публичных выступлений.

 

4. Повышение уровня грамотности: Творческие задания, связанные с написанием текстов, способствуют улучшению орфографических и пунктуационных навыков, а также расширению словарного запаса.

 

5. Развитие самостоятельности и ответственности: Творческие задания часто требуют от учащихся самостоятельного поиска информации и принятия решений, что способствует развитию самостоятельности и ответственности.

 

6. Подготовка к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности: Навыки, полученные в ходе выполнения творческих заданий, могут быть полезны в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности, где требуется креативность и умение работать с текстами.

 

Таким образом, использование методической разработки «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы» может значительно улучшить качество обучения и подготовить учащихся к успешной учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, я должна не просто научить школьников правильно писать и говорить, но и привить любовь к слову, сделать занятия русским языком и литературой источником радости и вдохновения.

 

 

 

 

Приложение 1. Заключение по итогам апробации методической разработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также