Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации гражданского воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАК ОСНОВА ГЕРОИКОПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ
ОРГАНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Патриотизм – это не значит только одна
любовь к своей Родине. Это гораздо больше…
Это сознание своей неотъемлемости от родины
и неотъемлемое переживание с ней ее
счастливых и несчастных дней.
А. Н. Толстой
В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач
является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая
процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без
наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании понастоящему
гармоничной личности. Одним из способов формирования и развития
патриотизма является поисковая и музейная деятельность.
С 1980 года в школе действует ДО (детское объединение) поисковая группа
«Верность». На этапе становления ее деятельность сводилась к активному
сотрудничеству с ветеранскими и общественными организациями, ведущими
патриотическую работу. Уже за первый год деятельности был накоплен
огромный материал, результатом чего стало открытие школьного Музея боевой
славы 6й Гвардейской танковой армии, части которой внесли заметный вклад в
победу под Сталинградом. В школе появилась необычная комната, где
поселилась память и заговорила история. С этого момента и по сегодняшний
день поисковая группа «Верность» свою деятельность строит на базе музея.
Активной формой патриотической работы в этот период стал поиск без вести
пропавших в годы Великой Отечественной войны и походы по местам боев 6й
Гвардейской танковой армии. Во время походов проходили встречи с
участниками и очевидцами боев, состоялось общение со сверстниками,
объединенными с «Верностью» общими интересами, завязывались связи с
ветеранскими организациями и налаживались контакты с патриотическими
организациями, клубами всей страны. В это время зародились традиции,
которые действуют до сих пор:
– «Линейка Памяти».
– Операция «Обелиск».
– «Тимуровский десант».
Позже поисковая группа «Верность» включилась в новую форму работы –
поиск и перезахоронение останков советских воинов. Уже первая экспедиция наНовгородскую землю дала свои весомые результаты. Помимо того, что было
поднято и перезахоронено большое количество останков советских воинов, эта
форма работы дала новый импульс желанию ребят участвовать в подобных
мероприятиях, а школьный музей пополнился новыми экспонатами, найденными
на местах боев. С этого времени поисковая деятельность стала основной.
Ежегодно поисковая группа «Верность» участвует в Вахтах памяти по поиску и
перезахоронению останков советских воинов, павших в годы Великой
Отечественной войны на территории Волгоградской области и по всей России.
Время требовало применения новых форм организации деятельности. За
более чем 20летнюю историю поисковой группы «Верность» был накоплен
богатейший опыт патриотической работы, что позволило выстроить
патриотическое воспитание в определенную систему. В результате она была
преобразована в детское объединение «Поисковая группа “Верность”».
Сегодня «Верность» действует на основе «Положения о детском объединении
«Поисковая группа “Верность”», согласно которому она состоит из двух
возрастных групп:
I. Группа «Надежда» – младшее звено «Верности» (учащиеся 3–5 классов).
Она выполняет задачу подготовки кадров для поисковой группы «Верность»,
готовит ребят к будущей самостоятельной деятельности. Программа занятий
группы «Надежда» рассчитана на 4 часа в неделю и охватывает курс основ
краеведения.
II. Собственно группа «Верность» – в нее входят учащиеся 6–11 классов.
Возглавляет ее командир детского подразделения, который избирается на общем
сборе. Детское объединение «Верность» состоит из 7 подразделений в
зависимости от вида деятельности.
Каждое подразделение выполняет свою конкретную задачу и вместе с тем
совместно движется к достижению общих целей. Подразделения шефской и
экспедиционнопоисковой работы занимаются сбором материалов, которые
затем преобразуются соответствующими подразделениями в новые экспозиции
музея, экскурсии, а также находят отражение в научных работах.
Программа занятий с воспитанниками строится таким образом, что в течение
учебного года они проходят базовый курс, в который входят:
1) музееведение;
2) военная история;
3) краеведение;
4) методика поисковой работы.
В результате воспитанники получают теоретические знания и практическиенавыки, которые в дальнейшем они смогут применить в самостоятельной
деятельности и во время экспедиций. Также в процессе обучения воспитанники
могут определиться с направлением своей дальнейшей деятельности в рамках
конкретного подразделения.
При таком построении и организации работы открываются возможности:
– для заинтересованного и самостоятельного выбора воспитанниками вида
деятельности;
– активной и самостоятельной деятельности воспитанников;
– формирования определенных моральных ценностей, служащих базой для
развития патриотических чувств;
– формирования и развития патриотических чувств на четырех уровнях: моя
семья, мой город, мой родной край, моя Родина.
Немаловажную роль в деятельности «Верности» играет взаимодействие с
различными организациями и учреждениями, среди которых: региональная
общественная организация «Поиск», воинские части, музеи города, высшие
учебные заведения, учреждения дополнительного образования, поисковые
объединения других городов, средства массовой информации.