Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах
Оценка 4.7

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
естествознание +2
1 кл—5 кл
20.06.2017
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах
Организация исследовательской деятельности младших школьников.doc

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах.

                                                                Не все дети гениальны,

но абсолютно все талантливы.

И. А. Аршавский

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно.

Считаю, что приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

При этом следует обратить внимание на то, что исследовательская деятельность не предполагает создания учащимися какого-либо заранее планируемого объекта, что существенно отличает его от проектной деятельности. «Исследование - один из видов познавательной деятельности человека». Элементы исследовательской деятельности, должны формироваться постепенно и переходить  к более сложной проектной деятельности. Первая моя задача, как учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу.

    Сегодня я предлагаю вам один из вариантов ведения исследовательской работы в начальных классах.

     Каждый новый этап исследовательской деятельности соответствует классу, в котором учатся дети.

В первом классе

дети учатся задавать вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели. В 1 классе дети выполняют небольшие творческие работы, такие  как «Мое любимое число», «Фантастическое животное», «Подарок на новый год». Читая авторские сказки, исследовав основные законы волшебной сказки  и её жанровые особенности, учащиеся придумывали своих сказочных персонажей и истории с ними. Мы слушали истории про Звездо – Пуха, гнома Лиднеца….Сочиняли ребята и сказки – путаницы: «Жили – были дед да баба, и была у них репка. Дед ел, ел – не съел, баба ела, ела – не съела. Покатилась репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей избушка на курьих ножках…». Дети любят этоделать и делают с удовольствием.

     Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя. Дети уже могут наблюдать по плану, оформлять результаты исследования в виде таблиц, схем, чертежей.

       Со II класса провожу специальные занятия по исследовательской деятельности — 1 ч в неделю. Наличие занятий позволяет  систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

    1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

    2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Проектно – исследовательская работа «Учебная неделя моего портфеля» проводилась в течение недели по совместно составленному плану.

В результате такой работы у учеников практическим путём сформировалось знание о том, что вес портфеля влияет на их здоровье. Традиционно проводим исследования: «Мое имя», «Моя фамилия», «Родословное древо семьи»  

На этом этапе осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводятся под моим руководством, с помощью родителей.

    Например,  «Вода вокруг нас», «Коса-девичья краса», «Мои домашние питомцы» и др.

   Третий этап- 3 класс. На этом этапе увеличивается сложность учебно-исследовательских задач.     

 В III классе:

      1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований 

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

     3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования, проводят простые опыты (под руководством учителя).     

 4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, мною оказывается консультативная помощь. К концу года часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить доклад с показом.

        В IV классе В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической.   В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, оформить готовый проект самостоятельно.

Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся являются:

Ø Мотивация;

Ø Выбор направлений исследований;

Ø Постановка задачи;

Ø Фиксация и предварительная обработка данных;

Ø Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;

Ø Оформление результатов работы;

Ø Грамотное представление исследовательской работы.

Очень важно заинтересовать ученика в выполнении данной работы, выбрать тему, которая действительно его увлечёт и будет связана непосредственно с его интересами. Выбирая тему работы, важно осознавать её практическую значимость и задаться вопросом: зачем данное исследование? В какой области и для чего можно использовать данное исследование?

Вместе со мной ученик составляет план работы по выбранной теме  Следующий этап- ознакомительный. Ученик должен прочитать как можно больше статей, брошюр, книг по выбранной теме, чтобы знать, какой аспект темы хорошо изучен, а какие проблемы ещё не решены и можно сказать своё слово в этом направлении. На этом этапе выдвигается гипотеза, которая после исследования должна либо быть подтверждена, либо опровергнута. Самым трудным и важным этапом работы является сбор материала. Чем больше материала для исследования, тем шире диапазон изучаемого явления, тем научнее и весомее будут выводы.

Собранный материал тщательно анализируется. Классифицируется.  Используются различные методы и способы исследования: наблюдение, сопоставление фактов, составление диаграмм, графиков и таблиц. проводится опрос и анкетирование людей разного возраста и социальных групп. В ходе исследования делаются сначала промежуточные выводы, а затем окончательные. Ученик, возвращаясь к началу своей работы, анализирует выполнение поставленных целей и задач.

Когда исследование завершено, начинается этап оформления. Работа должна быть не только интересна, но и ярко, наглядно оформлена. Для этого делается презентация, в которую включаются фотоснимки, архивные материалы, графики и диаграммы, рисунки учащихся и т.д.

У учеников есть замечательная возможность представить свою собственную работу на разных уровнях научно-исследовательских конференций: школьном, городском, краевом, федеральном, международном.

Рассмотрим несколько наиболее интересных, на мой взгляд, исследовательских работ.

Очень интересной была работа Подгайного Артёма о своём троюродном брате космонавте Скрипочке Олеге Ивановиче. Изучая свою родословную во 2 классе, Артём узнал, что по маминой линии у него есть брат, который многого добился в жизни, стал космонавтом, но вот случилось, что он с ним никогда не встречался. И когда на следующий год, из средств массовой информации он узнал, что в космос полетел его брат, чувство гордости, конечно же переполняли его. Мальчик написал заметку в газету, но когда одноклассники стали расспрашивать его о знаменитом родственнике, оказалось, что он практически ничего не знает о нём. Так родилась идея: написать работу о космонавте Скрипочке О. И. Была проведена большая работа. Это пример того, что начатая работа во втором классе. Получила продолжение и в3. а затем и в 4.классе Работа, проделанная учеником 3 класса имеет большое практическое значение в плане патриотического воспитания, профориентации, пропаганде профессии космонавта, которая, как показали наши исследования далеко не популярна в наше время.

Очень интересные работы были выполнены учениками Красновым Дмитрием «Путь к подвигу» о бывшем ученике нашей школы, который погиб в Дагестане, спасая жизнь своим сослуживцам, Орловым Вячеславом «Огромное небо полковника Зуева», о десантнике, принявшем участи в операции «Кентавр». Которые пополнили материалы школьного музея,

Много исследований мы проводим с детьми на тему экологии. Мы проводили исследования»Как сделать микрорайон чище?» «Куда девается мусор?», о воде, которую мы пьём. Наиболее удачными и значимыми работы выполненные Орловым Вячеславом «Экологическое состояние воды в реке Кубань», «Первый российский меламин».

Иногда дети выбирают темы, казалось бы, уже известные и неактуальны. Но я стараюсь составить с ребёнком план его исследований так, чтобы эти исследования, были интересны, индивидуальны. Так работа ученицы 2 класса «Чипсы вкусно! А полезно ли?», заняла 3 место на городской научно-практической конференции.

Переходя в среднюю школу, мои ученики продолжают исследовательскую работу под моим руководством. Так в прошлом году Подгайный Артём выполнил исследования на тему «Безопасный путь в школу», он провёл исследования и пришёл к выводу, что дорожная обстановка вокруг школы № 20 небезопасна для её учеников. Были написаны письма-обращения начальнику полиции, мэру города. Результат – установлены дополнительные знаки, ограничивающие скорость движения.

Наиболее удачными получаются работы на исторические темы, работы проекты «Моё увлечение – бисероплетение», «Меняются времена, меняются и куклы», «Подарки из папье-маше» и др., так как проводить более научные исследования у ребят начальных классов недостаточно знаний.

Я с гордостью говорю о результатах, которых достигли мои ученики в области учебных исследований. Мы выбирали такие темы, которые «списать» невозможно, так как в литературных источниках такого материала нет.

Проектно-исследовательская деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя. Работая над своими проектами, проводя исследования,  дети приобретают не только умение работать с литературой, материалами музеев, архивными материалами, обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать, брать интервью, выступать перед аудиторией. Они становятся уверенными в себе, раскрепощёнными, это помогает им быть лидерами, активными участниками школьной общественной жизни. Выступая на городских и краевых конференциях,  дети учатся общаться со сверстниками, приобретают новых друзей.

Благодаря проектно-исследовательской деятельности повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

 

Сегодня проектно-исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению. Я разделяю точку зрения педагогов, которые  называют научную деятельность учеников младших классов первым шагом самореализации ребёнка.


Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах

Со II класса провожу специальные занятия по исследовательской деятельности — 1 ч в неделю

Со II класса провожу специальные занятия по исследовательской деятельности — 1 ч в неделю

Выбор направлений исследований; Ø

Выбор направлений исследований; Ø

Так родилась идея: написать работу о космонавте

Так родилась идея: написать работу о космонавте

Выступая на городских и краевых конференциях, дети учатся общаться со сверстниками, приобретают новых друзей

Выступая на городских и краевых конференциях, дети учатся общаться со сверстниками, приобретают новых друзей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017