Формирование функциональной грамотности в 1-4 классах.

  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • ppt
  • 31.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала vystuplenie_stepanova_t.v-—-копия.ppt

Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

■ готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
■ возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи;
■ способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнёрства и сотрудничества;
■ совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Задача - развить ребёнка

• развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение;

• пространственное восприятие;
• развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;
• развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности

• Групповая форма работы
• Игровая форма работы
• Творческие задания
• Тестовые задания
• Практическая работа
• Ролевые и деловые игры
Исследовательская деятельность

Приемы способствующие развитию функциональной грамотности

• Шаг за шагом
Кластер
Ассоциации
Хорошо – плохо
Да – нет
Фишбоун (рыбий скелет)
Синквейн

Читательская грамотность

Грамотно читать
• понимать
• размышлять
• оценивать
• фиксировать
• излагать
Методы и приемы :
• Чтение с остановками
• Синквейн
• Работа с вопросником
• Знаю, узнал, хочу узнать
• Мозговой штурм
• Уголки
• Написание творческих работ
• Создание викторины
• Логическая цепочка
• Тонкие и толстые вопросы

Приём «толстых» и «тонких» вопросов

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто...? Что...? Когда...?
Будет.?
Мог ли ...?
Верно ли ...?
Было ли ...?
Как звали ...? Согласны ли вы.?

Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) .?
В чем различие.?
Предположите, что будет, если.?
Что, если.?

т
lift*

Приём «Синквейн»
В.М.Гаршин «Сказка о розе и жабе»

Роза
Прекрасная, нежная Цветет, радуется, содрогается Не зря была срезана Слезинка
Жаба

Мальчик
-г- и и
Тихии, кроткий
Лежит, болеет, умирает
Беззащитный хозяин старого
цветника
Ребенок

Липкая, грязная
Ела, пугала, хрипела
Хотела уничтожить нежную розу
Ленивая

Маша
Добрая, кроткая Читает, переживает, плачет Заботится о больном брате Любовь

ш

Приём «Древо мудрости»

zr CXAHDflPTbl

Читают текст.
Каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту.
Крепит ее к нарисованному дереву (на доске). По очереди каждый подходит к дереву, «снимает» записку и отвечает на вопрос вслух.

Остальные оценивают вопрос и ответ.
В конце определяют лучших знатоков.

Формирование грамотного письма

Приём «Лови ошибку»

Спишите, исправив ошибки.

выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!

Приём «Ассоциации» Приём «Кластер»

Берёза - лето Мороз - холод Ребята - дети Петух - Петя Ученик - учение Рябина - ягода

Составляем интересные задачи

Поездка в ботанический сад

Спасибо за внимание!