Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе
Оценка 4.8

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
8 кл
09.08.2018
Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе
Для реализации модели профилактики школьной дезадаптации определены основные направления в работе: 1. коррекционно-развивающая работа с подростками по формированию копинг – стратегии по преодолению жизненных трудностей ; 2. работа с одноклассниками дезадаптационных подростков по развитию коммуникативно-социальной благоприятной среды преодоления дезадаптации; 3. подготовка педагогов и применение социально-психологических технологий профилактики дезадаптивного поведения подростков; 4. оказание социально–психологической помощи семье подростков с дезадаптивным поведением
статья.docx
Организация психолого­педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе Для   реализации   модели   профилактики   школьной   дезадаптации определяются основные направления в работе: 1. коррекционно­развивающая   работа   с   подростками   по формированию   копинг – стратегии по преодолению жизненных трудностей ; 2. работа   с   одноклассниками   дезадаптационных   подростков   по развитию   коммуникативно­социальной   благоприятной   среды преодоления дезадаптации; 3. подготовка  педагогов  и  применение   социально­психологических технологий профилактики дезадаптивного поведения подростков; 4. оказание социально–психологической помощи семье подростков с дезадаптивным поведением. Раскроем каждое из направлений: Направление  I  –   психолого­педагогическая   коррекционно­развивающая деятельность с подростками по преодолению школьной дезадаптации. В   работах   отечественных   психологов   (Л.   А.   Китаев­Смык,   Л.   И. Анцыферова, В. М. Ялтонской, Р. М. Грановской, И. М. Никольская, Л. И. Дементий) подростковый возраст характеризуется как важный этап в жизни человека,   где   формируется   способность   психологического   преодоления жизненных   трудностей.   Особенно   это   касается   подросткового   возраста, который является наиболее стрессовым и конфликтным во многих сферах: общении с учителями, взаимодействии с родителями, в учебной деятельности, сталкиваясь   с   серьезными   проблемами,   подростки   часто   используют   не эффективные   стратегии   поведения,   что   ведет   к   школьной   дезадаптации. Индивидуальные и групповые занятия коррекционно–развивающей программы включали   серию   тренингов   по   формированию   совпадающего   поведения   с применением конструктивных копинг–стратегий как способности осознанно регулировать свою деятельность и поведение. Программа для подростков состояла из нескольких блоков, сочетающих в   себе   теоретические   основы   копинг–стратегий   и   тренинговые индивидуальные и групповые занятия. Блок   1.   Что   такое   копинг.   В   данном   блоке   для   подростков   были представлены базовые понятия и история копинга как основы дальнейшего совместного тренингового взаимодействия. Содержание блока.  Понятие копинга было предложено Р. Лазарусом и С. Фолькманом.   Эти   авторы   определили   копинг   как   стремление   к   решению проблем, которые проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или большим   успехом),   имеющий   условия   для   активизации   адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, психического и социального благополучия [104]. Копинг стратегии определяются как способность человека эффективно действовать в трудной ситуации. К таким стратегиям относятся: а)   конструктивные,   которые   включают   способность   планировать   усиливать   самоконтроль   в   случае решения   проблемы, необходимости обращаться за социальной  поддержкой; б) относительно­конструктивные, которые выражаются в принятии ответственности   за   свои   действия   и   положительная   переоценка поведения; в)   деструктивные,   которые   выражаются   в   бегстве   от   решения проблем, конфронтации. А.  Маслоу  считал в подростковом  возрасте, когда человек  входит во взрослую   жизнь,   овладение   копингом   жизненно   необходимо,   т.   к. подготавливает его к решению жизненных проблем на основе способности к саморегуляции.   Копинг–   поведение   –   это   сознательное   управление поведением, его можно направлять, сдерживать, подавлять. Т. Л. Крюкова трактует совладающее поведение как целенаправленное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией адекватными   личностными   особенностями   через   осознанные   стратегии, которые позволяют преобразовать ситуацию. [105]. Особенностью копинг–стратегий в подростковом возрасте является то, что   школьники   данного   возраста   редко   берут   ответственность   на   себя, перекладывают её на других людей; у данной категории детей слабо развито дистанцирование от ситуации, они часто прибегают к деструктивным копинг – действиям, такими как бегство – изгнание. Включение   саморегуляции   в   данном   случае   очень   слабое   и   требует обучения и развития у подростков. В. И. Моросанова под саморегуляцией понимает   «интеративные   психические   состояния»,   обеспечивающие самоорганизацию   различных   видов   психической   активности,   целостность индивидуальности   и   становлении   общения   человека.   К   таким   регуляторам относятся:   планирование,   моделирование,   программирование   и   оценка результатов   и   личностные   свойства   –   самостоятельность,   надежность, инициативность и др. [106]. Таким   образом,   сформулированные   копинг–стратегии   у   подростков позволяют   преодолевать   дезадаптацию   и   направлять   свое   поведение   в соответствии с учебными целями и задачами и требованиями жизни. Вторая   часть   индивидуально   –   групповой   работы   включала   серию тренингов. Первая серия касалась развитиия копинг–механизмов, связанных с копинг–стратегией,   далее   серии   тренингов   была   посвящена   активизации копинг–ресурсов   и   тренингов   направлена   на   формирование   копинг– поведения. Всего проведено 12 занятий–тренингов по 45–60 минут. Данные занятия имели свою специфику. Первое занятие было посвящено активизации   мотивации,   установлению   эмоционального   контакта,   созданию благоприятной   психологической   атмосферы.   Особое   внимание   уделено формированию   у   подростков   знанию   школьной   адаптативности   и   её проявлений в подростковом возрасте. Второе занятие включало работу по созданию доверительных отношений, приобретению   знаний   о   собственной   личности,   переоценки   себя   и   своего ближайшего окружения, снижению тревожности и развитию внутригрупповой поддержки, осознание индивидуальных возможностей. Далее   программа   строилась   как   коррекция   когнитивного, эмоционального   и   поведенческого   копинга.   Тематический   план   данной тренинговой   коррекционной   программы   представлены   в   тематическом календарном плане. № занятий Цель Блок I Коррекция когнитивного копинга. Занятие 1. Корректирующее   собственного   образа «Я».   Умение   адекватно   оценивать   себя, принимать оценку других. Занятие 2. Цель: проведение коррекции самооценки, развитие   взаимоотношений   с   другими членами группы.          Занятие 3. Цель:   осуществление   повышение самооценки   подростка   и   закрепление значимости   его   положения   в   школьном коллективе. Занятие 4. Цель:   учить   анализировать   свои   успехи, преодолевать     деятельность и неудавшиеся моменты. Форма Ведущие Тренинг   концепция». «Я Психолог. Тренинг «Ослиная шкура» Психолог  Тренинг «Ярмарка хвалы». Психолог. Психолог. Тренинг  «Портфолио побед   поражений». и Блок II Коррекция эмоционального поведения. Занятие 1. Цель:   на   основе   самоанализа   научить подростков   понимать   собственное эмоциональное   состояние   и   уметь управлять эмоциями. Занятие 2. Цель:   умение   понимать   эмоциональное состояние человека как свое. Занятие 3. Цель:   учить   анализировать   свои   успехи, деятельность и неудавшиеся моменты. Занятие 4. Цель:   развивать и     проявления восстанавливать равновесие.   эмоциональные способность Занятие 5. Предложение. Тренинг   «Мои   и чужие эмоции». Психолог.   и рисуем Тренинг   «Учимся быть собой». Тренинги портфолио достижений неудач. Тренинг–арт– терапии 1) настроение; 2) анализируе м   эмоциональный строй художественных произведений. Тренинг–арт– терапия 1) эмоции; 2) ии. сказкотерап рисуем Психолог. Психолог. Психолог Преподава тель ИЗО. Психолог. Педагог. Литератур овед. Занятие 6. Цель: проведение Самоанализа. Тренинг «Мой портрет». Психолог. Блок III Коррекция копинг– поведения. Занятие 1. Цель:   определить   соответствие самооценки подростка его личности. Занятие 2. Цель:   формирование   позитивного отношения к себе и чувства уверенности.   позитивного   формирование Занятие 3. Цель: отношения к окружающим. Занятие 4. Цель: учить планировать деятельность и организовывать её. Занятие 5. Цель: учить извлекать опыт из прошлых ошибок. Занятие 6. Подведение итогов. Тренинг «Я – реальный.   Я– идеальный». Тренинг «Я спасатель». Тренинг «Два дома». Тренинг «Анализ времени». Тренинг «Я и мой опыт». Тренинг «Я в будущем».   моего Психолог. Психолог. Психолог. Психолог. Психолог. Психолог. Индивидуальная   работа   организовалась   как   дополнительная   форма оказания   психологической   помощи   в   определении   подростками   школьной дезадаптации.   Такая   работа   организовывалась   педагогами   по   предметной подготовке   в   школе,   где   у   ребят   формировались   компетенции общекультурные, ключевые, универсальные. Такая подготовка с обучающимися дополняла их личностную коррекцию учебной, что давало возможность детям достигать более высших результатов в   обучении   и   иметь   перспективу   своего   дальнейшего   личностного   и когнитивного развития. К   такой   деятельности   педагоги   были   подготовлены   в   рамках разработанной программы повышения квалификации в школе. Индивидуальная работа строилась с учётом типа дезадаптации учащихся, нуждающихся в психологической помощи. В первую группу были включены подростки   с   трудностями   в   учебной   деятельности.   Их   затруднения выражались в трудностях освоения знаний, неспособности усвоить программу в полном объеме, стабильной неуспеваемости и ошибками в выполнении как классных, так и домашних заданий. Такая дезадаптация может быть вызвана различными   причинами,   чаще   всего   связанных   с   психическими   и трудностями, физиологическими   отклонениями: нарушениями   динамики   психической   деятельности,   особенностей   мотивированной функционирования   головного   мозга.   С   данной   категорией   подростков проводились многочисленные развивающие формы: индивидуальные квесты, решение проблемных задач, теоретическое сопровождение. К другой группе были отнесены подростки с трудностями в поведении и общении.   Такие   подростки   имели   социальную   дезадаптацию,   что   вело   к нарушению   норм   поведения,   неадекватного   реагирования   на   замечания. Особое   значение   имело   присутствие   полноценных   форм   обучения,   слабая коммуникативность,   что   вело   к   потере   связи   с   одноклассниками   и компенсировалась общением в социальных сетях. Дезадаптация в такой связи была   результатом   социально­психологической   запущенности,   развития акцептуации   личностных   черт   и   эмоциональных   расстройств.   К   таким подросткам привлекались клинические психологи, медики. Направление  II.   Формирование   готовности   педагогов   к   работе   с подростками   с   школьной   дезадаптацией.   Для   педагогов   была   разработана специальная   программа   по   овладению   технологиями   работы   с дезадаптивными подростками. Цель   программы:   познакомить   педагогов   с   технологиями   по профилактике школьной дезадаптации подростков. Задачи программы: 1. раскрыть сущность адаптации и дезадаптации; 2. показать   особенности   процесса   дезадаптации   в   подростковом возрасте; 3. раскрыть   особенности   работы   с   семьей   подростков,   имеющих проблемы с адаптацией в школе; 4. способствовать овладению методами индивидуальной и групповой диагностики   с   целью   выявления   контингента   подростков   с школьной дезадаптацией. Программа имеет модульную систему в которую входили: Модуль 1. Круглый стол на тему «Научный подход к представлению о школьной   адаптации   и   дезадаптации».   Вторая   тема   проблемного   семинара «Основные   факторы   психолого­педагогического   механизма   и   социально­ психологические условия возникновения дезадаптации у подростков». Модуль 2. Практика школьной дезадаптации в подростковом возрасте. В   данный   блок   вошло   проведение   психологического   мастер­класса «Дезадаптивный   подросток   –   кто   он?».   На   данном   мероприятии   были рассмотрены   психологический   портрет   дезадаптивного   подростка   и представлена индивидуальная карта работы с данной категорией школьников. Педагогам   была   представлена   и   обсуждена   модель   психолого­ педагогической   коррекции   школьной   дезадаптации,   а   так   же   утверждены перспективы работы педагогов по данной проблеме. Модуль   3.     Семья   как   социальный   институт   преодоления   школьной дезадаптации подростков. Для участия в круглом столе «Социальные и психологические условия как   источник   дезадаптационных   процессов   подростков   в   школе» приглашались родители подростков, которые высказывали свои предложения о причинах школьной дезадаптации их детей и возможных путях улучшения ситуации.    Коррекционно­развивающие  пути   в  работе  с  подростками   были представлены   творческой   группой   педагогов,   психологом   и   социальных работником на семинаре–диалоге: «Имею мнение». Завершалась работа тренингом по предотвращению появления школьной дезадаптации как реакции на действия учителя. Как   отмечает   Е.  В.   Ракульцева,   [107]   смысл   профилактики   школьной дезадаптации   заключается   в   актуализации   саморазвития   педагога,   в приведении   школьной   дезадаптации   в   границы   нормальной   реакции подростка.   В   результате   проведенной   работы   педагогами   были   освоены методы диагностики подростков из группы риска школьной дезадаптации, они с   помощью   психолога   и   социального   педагога   освоили   навыки   опознания возможных причин отклонений, выделение факторов, обуславливающих риск школьной дезадаптации. На основе полученных данных, большинство из них оказались   способными   разрабатывать     индивидуальнуюобразовательную программу   по   коррекции   школьной   дезадаптации.   Ими   освоены   приёмы взаимодействия со службами образовательного учреждения для превинтивных мер   по   предупреждению   школьной   дезадаптации,   а   также   вступление   в продуктивное взаимодействие   с семьей по проблемам их детей. Основной акцент   в   готовности   педагогов   сделали   на   главном   –   на   индивидуальной работе с подростками, с учётом их проблемы, личностных характеристик и качества   учебной   деятельности.   В   случае   необходимости   вступать   во взаимодействие   с   членами   неформальных   групп,   оказывающих   влияние   на подростков. Наиболее   важной   составляющей   проводимой   работы   явилось   создание интерпсихической ситуации, позволяющей подростку оказывать социальную поддержку   со   стороны   семьи.   Такая   ситуация   в   семье   характеризуется благоприятной   атмосферой   в   отношении   между   членами   семьи, эмоциональной   стабильностью   и   защищенностью   подростка.   В   период подросткового кризиса поведение родителей требуется скорректировать. Оно должно   иметь   в   проявлении   эмоций   по   отношению   к   ребёнку   некоторую сдержанность   и   умеренную   опеку,   давая   возможность   ему   проявить некоторую самостоятельность в принятии решений в своей жизни. Для   родителей   подростков   был   организован   клуб,   объединивший   тех родителей   в   чьих   семьях   имелись   проблемы   с   подростками   со   школьной дезадаптацией.  Заседание клуба проходило один раз в месяц по определенной теме. План заседания клуба родителей  Название темы 1. Тема   1.   «Золотая   пропорция   воспитания».   Цель: научить   в   воспитательных   целях   похвалу   и   критику действия подростков   Тема   2.   «Формируем   копинг­стратегию   – 2. разрешение проблем».  Цель: учить родителей формировать у подростков решать проблемы» Тема:   «Что   такое   самооценка». 3.   Цель: сформулировать у родителей представление о самооценке и методах её формирования в семье.  4. дезадаптивном поведении. Акцептуализация личностных черт и их проявление в Ответствен­ Месяц ный Психолог Сентябрь Психолог Октябрь Психолог Ноябрь Психолог Декабрь Тема: «Мотивационная незрелость и её связь с  5. неуспеваемостью» Психолог Февраль Тема: «Регулирование ориентации подростков и их  6. влияние на дезадаптацию подростков Психолог Март Тема: «Психология неадекватного реагирования  7. подростков как проявления дезадаптации» Психолог Апрель 8. Итоговое заседание «Дети как будущее» Психолог Май Таким   образом,   проведённая   работа   по   профилактике   дезадаптации подростков   в   школе   носила   комплексный   характер   и   с   включением   всех субъектов   образовательной   деятельности   в   единый   целенаправленный процесс. Разнообразие форм, методов и социально­психологическая глубина содержания определили количество подростков настроенных на позитивный результат.   государственного   экзамена, единого   Проделанная работа осуществлялась в условиях многочисленных рисков школьного   образования,   к   которым   следует   отнести   перегруженность, введение   конфликтность образовательной   среды,   что   усугубляет   дезадаптационные   процессы   в школьном образовании. Однако   процесс,   объединяющий   усилия   субъектов   школьного образования и семьи, создают условия, при которых появляется возможность предотвращения   школьной   дезадаптации   на   основе   своевременной диагностики   и   разработки   социально­воспитательных   и   психолого– коррекционных   мер.   Создание   условий   творческого   саморазвития   и возможности   полноценной   самореализации   и   есть   главный   принцип предотвращения школьной дезадаптации. Гуманистические принципы данного направления работы придают ей концептуальную ценность и эффективность.

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе

Организация психолого-педагогической профилактики и внедрение программы по преодолению школьной дезадаптации подростков в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2018