Зачем работать в группах? Что такое «сотрудничество» и «коллаборативное обучение»? Как работать в группах? Правила организации групп. Правила работы в группах. Какова должна быть численность группы? Роль учителей. Результаты кооперативной работы в группах. Что такое эффективное групповое общение? Стратегии решения проблем. Работа по преодолению трудностей в группе.Зачем работать в группах? Что такое «сотрудничество» и «коллаборативное обучение»? Как работать в группах? Правила организации групп. Правила работы в группах. Какова должна быть численность группы? Роль учителей. Результаты кооперативной работы в группах. Что такое эффективное групповое общение? Стратегии решения проблем. Работа по преодолению трудностей в группе.
Зачем работать в группах.docx
Зачем работать в группах?
Что такое «сотрудничество» и «коллаборативное обучение»?
Сотрудничество это философия взаимодействия, тогда как кооперация
это структура взаимодействия, направленного на производство конечного
продукта или достижение цели. Коллаборативное обучение личная
философия, а не только учебный прием. В любых ситуациях, где люди
объединяются в группы, такое обучение предлагает способ установления
сотрудничества друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на
первый план умения и вклад отдельных членов группы. Члены группы
разделяют и принимают ответственность за действия группы.
Основополагающим принципом коллаборативного обучения является
консенсус, формируемый посредством сотрудничества членов группы.
Что такое «кооперативное обучение»?
Коллаборативное обучение образовательный подход к преподаванию и
обучению, предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся
при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта. В основе
коллаборативного обучения лежит идея о том, что обучение это социальная,
по своему характеру, деятельность, в которой участники общаются друг с
другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения.
Существует множество подходов к коллаборативному обучению, но основные
представления о процессе кооперативного обучении заключаются в
следующем:
Обучение это активный процесс, в котором обучающиеся усваивают
информацию и соотносят новые знания со структурой предыдущих знаний.
Обучение предусматривает вызов, дающий возможность учащемуся вступать
в активное взаимодействие со сверстниками, и затем, обрабатывать, обобщать
информацию, а не просто заучивать и бездумно повторять ее.
Учащиеся извлекают для себя пользу, когда сталкиваются с многообразием
мнений людей, имеющих различные знания.
Обучение эффективно в социальной среде, где существует диалог между
учащимися. В процессе такой «интеллектуальной гимнастики» ученик
формирует структуру и значение дискурса.
В условиях коллаборативного обучения перед учащимися ставятся как
социальные, так и эмоциональные задачи, поскольку они слышат различные
точки зрения и должны уметь формулировать и защищать свои идеи. Тем
самым, учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные
понятийные рамки и учатся полагаться не только на мнения экспертов или
понятия, представленные в учебнике. Таким образом, при коллаборативном
обучении учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, излагать и
отстаивать свое мнение. Как работать в группах?
Для того, чтобы получить максимальные преимущества от групповой работы,
учителям и студентам важно быть осведомленными и развивать межличностные
навыки при наблюдении и общении, уметь самовыражаться и поддерживать других
(Рисунок 3).
Самовыражение: уверенность в себе для активного
участия в работе группы, не занимая
доминирующее положение
Поддержка других: разрешение напряженных
снтуациП для активного счастря в группе, не
доминируя в деятельнооти группы
Наблюдение над другими и осведомленность о
других. Отзывчивость по отношению к другим
членам группы
Рисунок 3: Навыки, развиваемые при работе в группах
Правила организации групп
Группы могут создаваться различными способами. Иногда учителей (и учащихся)
просто просят поработать с коллегами (друзьями), в других случаях формируются
случайно выбранные группы. Иногда группы создаются в соответствии с
конкретными сильными сторонами личностей.
Каким бы способом ни образовывалась группа, необходимо знать, что любой вновь
сформированной группе людей требуется время для адаптации и приспособления к
особенностям характера, навыкам и стилям работы друг друга. Успешные группы
учатся использовать преимущества этих различий, точно определять их на начальном
этапе и организовывать деятельность группы соответствующим образом (Таблица 1).
Этап формирования не ограничивается началом работы группы. По мере
осведомленности членов группы друг о друге будет постепенно изменяться динамика
работы группы, и группе будет необходимо реагировать на такие изменения,
корректируя работу, по мере необходимости.
Правила работы в группах
Групповая деятельность предполагает решение более сложных задач, чем те, которые
могут решаться индивидуально.
Любая команда должна руководствоваться общим сводом правил, которые должны знать и
понимать все ее члены. Это необходимо для того, чтобы каждый член группы знал, что от него
ожидают, как будет распределяться и поддерживаться работа, и каким образом будут
достигнуты результаты.
Какова должна быть численность группы?
Количество учащихся в группе должно максимально обеспечивать возможность эффективного
взаимодействия между учащимися, а также между учащимися и учителем. Установление баланса между численностью участников в одной группе и количеством групп будет иметь
значение. Например, много небольших групп или пар могут эффективно работать в течение
ограниченного короткого времени (например, около 5 минут). Небольшое количество больших
групп вызывает отвлеченность и дезорганизацию учащихся. Учитель должен определить, какая
численность участником в группе будет наиболее эффективная для выполнения конкретного
задания (Рисунок 4).
Роль учителей
Групповая работа должна организовываться и поддерживаться учителями, а так же должно
выделяться время для обсуждения после выполнения задания.
Учителя должны поддерживать эффективную работу групп и способствовать достижению
положительных результатов.
Работа с классом должна включать обсуждение того, что будет
достигнуто, и, что планируется узнать, и как обучение всего
класса связано с заданиями для работы в группах. В ходе
обсуждения необходимо напоминать учащимся о навыках, стратегиях
и правилах, которые они должны использовать.
Вмешательство учителя должно быть деликатным и смоделировать практику, рекомендуемую
учащимся. Для обеспечения совместной работы групп, возможно, на начальных этапах
потребуется больше поддержки со стороны учителя.
По окончании занятия учитель должен стимулировать учащихся к
размышлению над процессом и результатами групповой работы.
Результаты кооперативной работы в группах
Хорошо организованная групповая работа способствует развитию социального
взаимодействия между учащимися, навыков эффективного общения и решения
проблем. Это, в конечном итоге, стимулирует учащихся к активному участию в
собственном обучении.
Работа в группах эффективна, когда она стимулирует учащихся к обдумыванию и
обсуждению полученной информации, оспаривать и понимать мнения других.
Факты подтверждают, что этот процесс является поэтапным. Таким образом, на раннем этапе
работа в группах должна сначала развивать навыки социального взаимодействия, затем, когда
отношения между учащимися установятся, учителя могут развивать их навыки эффективного
общения и решения проблем
Младшие и старшие школьники должны иметь возможность формировать представление о том,
что значит быть членом группы, и учиться быть терпимыми к мнениям и идеям других людей.
Именно таким образом развивается доверие, которое, в результате, приводит к
взаимоуважению и отзывчивости по отношению кдругим людям.
Совместная работа над выполнением заданий позволяет учащимся рассматривать
ситуации с точки зрения других людей.
Что такое эффективное групповое общение?
Наиболее благоприятным аспектом работы в группах является возможность
общения, но это требует умения не только говорить, но и слушать, поэтому
существует несколько основных правил, которые должны знать учащиеся:
• Говорить по очереди
• Активно слушать
• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы
• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других
• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других
• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения
• Помогать и просить о помощи
• Давать и просить пояснения
• Пояснять и оценивать идеи
• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению
• Подводить итоги обсуждения
• Приводить убедительные аргументы Стратегии решения проблем
Работа в группах с целью решения существующей проблемы - очень действенный
способ обучения. Учащиеся будут планировать задания и организовывать их
выполнение, чтобы не зависеть от взрослых. Этот подход позволит учащимся:
Эффективно планировать время
Коллективно обсуждать инновационные подходы и идеи
Определять, требуется ли какая-либо индивидуальная деятельность или
обдумывание до работы в группе
Назначать роли (руководитель, секретарь, репортер, наблюдатель и т.д.)
внутри группы или поручать части задания различным членам группы
•
•
•
•
Достигать согласия при выполнении задания
Работа по преодолению трудностей в группе
Трудности во взаимоотношениях
• He наблюдаются попытки узнать друг друга
Причины трудностей (барьеров)
лучше.
• Один или двое из группы пытаются
доминировать над другими.
• Некоторые члены группы пытаются
монополизировать обсуждение.
• Некоторые члены группы не вступают в
обсуждение.
• Большая часть группы говорит, а не слушает.
• Идеи отдельных членов высмеиваются или
отклоняются другими членами группы.
• Члены группы не хотят брать на себя
инициативу в обсуждении.
• Нет согласованных "золотых
правил"
• Отсутствие ясности в
инструкциях набора упражнений
Конкретные роли или задачи не
согласованы и не делегированы
членами группы.
• Не согласованы/известны
крайние сроки/временные
рамки.
• Нет согласованного или
назначенного лидера для
каждого вида деятельности.
• Упражнения начинаются поздно
или продолжаются дольше
положенного времени.
• Не производится запись о
• Отдельные члены оказываются ненадежными:
деятельности
они не делают того, чего обещают.
• Два или три члена группы ссорятся и создают
дискомфорт.
• Некоторые члены группы изолированы или
Организация работы в группах
Организация работы в группах
Организация работы в группах
Организация работы в группах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.