Организация внеурочной работы по физике
Оценка 5

Организация внеурочной работы по физике

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
физика +1
Взрослым
26.02.2017
Организация внеурочной работы по физике
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. При формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеурочные занятия по предмету. Формы проведения внеклассной работы по физике и их тематика разнообразны. Содержание, организация мероприятия, его форма выбираются с учётом возрастных особенностей учащихся и решаемых общеобразовательных и воспитательных задач В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала.
Организация внеурочной деятельности по физике.docx
Организация внеурочной работы по физике Введение          Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает   у   учащихся   представление   о   научной   картине   мира.   Являясь   основой   научно­ технического   прогресса,   физика   формирует   творческие   способности   у   учащихся,   их мировоззрение,   способствуя   целям   обучения   и   воспитания,   если   в   процесс   обучения сформирован интерес к знаниям..         В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала.   При   формировании   познавательных   интересов   школьников   особое   место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеурочные занятия  по предмету.     Внеурочная работа – обязательное звено учебно­воспитательного процесса. Она позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие   физических   явлений   в   природе,   научить   ребят   находить   и   объяснять   их   в обыденной   жизни.   Комфортная,   творческая   атмосфера   внеклассного   мероприятия   даёт учащимся   возможность   проявить   смекалку,   творческую   активность   и   самостоятельность,   а учителю  –  расширить  и  углубить  знания  ребят,  полученные  на  уроках Внеклассная  работа должна   быть   ориентирована   на   рост   познавательной   активности   учащихся,   развитие творческого мышления, формирование у учащихся положительного отношения к физике, как к школьному предмету..    Формы проведения внеклассной работы по физике и их тематика разнообразны. Содержание, организация мероприятия, его форма выбираются с учётом возрастных особенностей учащихся и   решаемых   общеобразовательных   и   воспитательных   задач.   Это   может   быть   физический турнир, который проводится как соревнование двух команд, физический вечер, предметная неделя,   деловая   игра,   КВН,   конкурс   газет,   презентаций,   кроссвордов,   физическая развлекательная игра, конференция, физико­литературный конкурс, викторина, устный журнал. В   мероприятии   могут   принимать   участие   ученики   параллельных   классов,   оно   может проводиться как общешкольное или носить более камерный характер. Может быть серьёзным или азартным, озорным, весёлым. Главное достичь ожидаемого эффекта.       Основными требованиями к организации внеурочной работы со школьниками являются: вовлечение учащихся с учетом их интересов и способностей; единство учебной и внеучебной деятельности; увлекательность внеурочных занятий     Общей   отличительной   чертой   внеурочных   занятий   по   физике   должен   быть   признак добровольный   выбора   занятий   учащимися,   по   их   интересам.   Организация   различных   форм работы по интересам дает учащимся возможность проявить свои индивидуальные склонности, обнаружить и развить способности, получить первоначальные представления об особенностях трудовой деятельности работников определенных профессий.      Одним из ведущих принципов организации внеурочной работы по физике является тесная связь с обязательными занятиями по физике. Эта связь имеет две стороны: опора во всей внеурочной работе по физике на знания и умения учащихся, приобретенные на уроках направленность всех форм внеурочной работа на развитие интереса учащихся к физике, на постепенное расширение круга учащихся, интересующихся физикой и ее практическими при­ ложениями. Чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к физике, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся. Итак, важнейшая задача внеурочной работа по физике ­ развитие познавательной деятельности, познавательного   интереса   учащихся.   Как   писал   выдающийся   советский   педагог  В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслу, все поиски и построения превращаются в прах, ели нет у ученика  желания учиться». Конечно, развитие познавательного интереса является задачей не только внеурочной работы, но и всей учебной деятельности. Но внеурочная работа по физике имеет ряд особенностей в решении этой задачи: ­   во­первых,   на   внеурочных   занятиях   по   физике   имеется   возможность   большей индивидуализации работы с учащимися; ­   во­вторых,   предоставление   каждому   школьнику   возможность   выбора   занятий   по   его интересам и темп работы, соответствующий его желаниям и возможностям. Большое значение имеет и тот  факт,  что эта деятельность не регламентируется условиями обязательного достижения каких­то заданных результатов. Однако перед учителем не стоит задача привлечения к внеурочной работе по физике всех учащихся, независимо от их успеваемости по предмету, но каждого учащегося, проявляющего интерес к физике, учитель должен заметить и найти соответствующую его индивидуальным особенностям форму удовлетворения и развития интереса.            Существуют разнообразные виды внеурочной работы. Внеклассные занятия помогают учителю   лучше   узнать   индивидуальные   способности   своих   учеников,   выявить   среди     них учащихся, проявляющих  интерес к физике и всячески направлять развитие этого интереса. Внеклассные   занятия     обычно   носят   принцип   занимательности,   который   необходим   для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности.  Но   неправильно   основывать   внеклассную   работу   только   на     принципе   занимательности. Внеклассная   работа   по   физике   должна   не   развлекать   школьника,   а   развивать   и совершенствовать его личность. Большое   значение   следует   придавать   самостоятельной   работе   учащихся   по   физическому эксперименту   как   наиболее   интересной   для   них   форме   работы.   При   этом     должна осуществляться   глубокая   связь   индивидуальной,   групповой   и   коллективной   работы. Необходимо сочетание  добровольности работы  с обязательностью её выполнения ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ Внеурочная работа по физике может быть организована в следующих формах: ­ индивидуальной ­ групповой ­ массовой. Так как эти виды внеурочной работы тесно связаны друг с другом, это разделение всего лишь условное. Индивидуальная  работа  обычно связана  с углубленным  изучением  теоретических  вопросов, решением   задач   повышенной   сложности,   выполнением   заданий   заочных   физико­ математических   школ   при   высших   учебных   заведениях,   работой   с   научно­технической литературой. Групповая   внеурочная   работа   осуществляется   на   факультативных   занятиях,   в   физических кружках и на занятиях элективных курсов. Массовые   формы   внеурочной   работы   ­   это   физические   олимпиады,   КВН,   викторины, физические вечера и диспуты, недели и декады физики, и т.д. Из всего многообразия форм внеурочной работы учитель должен выбрать те, которые наиболее подходят в данных условиях. При организации внеурочной работы по физике ведущим должен быть принцип предоставления всем учащимся, проявляющим интерес к физике, к ее приложениям в практической жизни, возможности удовлетворения их интересов и развития способностей. Ведь физика как наука вызывает   интерес   у   значительной   части   учащихся,   но   еще   большее   число   учащихся интересуется ее практическими приложениями. Можно использовать  следующие формы организации внеурочной работы по физике (хотя эти формы работы очень тесно связаны друг с другом): индивидуальная форма работы; групповая форма работы; массовая форма работы. А теперь коротко остановимся на каждой из этих форм работы. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ    . Индивидуальную работу с учащимися во внеурочное время я веду в следующих направлениях: подготовка   учащихся   к   выступлению   на   районных   олимпиадах   по   физике.   В   это   время   я предлагаю   учащимся   задачи   олимпиад   прошлых   лет,   решаем   задачи   из   книги   Лукашика «Физическая олимпиада»,   задачи повышенной сложности из других задачников, отвечаем на различные занимательные вопросы и задания..  Исследовательская   деятельность,   подготовка   учащихся   к   выступлению   на   школьной   и районной конференции ГРУППОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ     Групповая   форма   организации   внеурочной   работы   по   физике   наиболее   приемлема   на факультативных  занятиях. МАССОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ     Массовая форма организации внеурочной работы по физике предполагает проведение недель, физических вечеров и викторин и т.д.         Работа в команде при подготовке внеурочных мероприятий воспитывает коммуникативную культуру   учащихся.   В   ходе   подготовки   ребята   учатся   работать   с   научно­популярной литературой,   подготавливать   и   проводить   занимательные   опыты,   связанные   с   темой внеклассного мероприятия, подбирать интересные вопросы о мире, который нас окружает, о явлениях   происходящих   в   нём   и   искать   ответы   на   них.   Рисунки,   стенгазеты,   презентации готовятся учениками, ученики пишут стихи, самые энергичные, артистичные и инициативные становятся   капитанами   команд   и   ведущими.   Каждый   может   себе   выбрать   дело   по   душе, применить и показать свои знания, навыки и умения.         Существуют различные виды внеклассной работы. в нашей школе ежегодно проводятся недели   предметов   различных   циклов,   в   том   числе,   предметов   естественно­научного   цикла. Одним   из   многочисленных   мероприятий,   приуроченных   к   неделе,   является   выставка физических   приборов   и   ознакомление   шестиклассников   с   физикой.   Одним   из     путей воспитания   у   школьников   интереса   к   изучению   физики   является   раннее   ознакомление учащихся с предметом.        Примерно   за   две   недели   до   мероприятия   учитель   собирает   группу   из   пяти   ­   восьми старшеклассников,   строго   распределяет   между   ними   обязанности.   Учащиеся   должны самостоятельно подобрать опыты, объяснения к ним, вопросы к викторинам, загадки и т.д., с помощью литературы, предложенной учителем. Самостоятельный поиск органически связан с активизацией мышления.     Активизировать   мышление   учащихся   при   постановке   учебной   проблемы   путем предварительного рассказа о значении рассматриваемого явления можно при изучении физики очень   часто   благодаря   особенностям   физической   науки,   её   глубокой   связи   с   техническим прогрессом. При этом нужно учитывать одно хорошо известное обстоятельство: сегодняшние дети получают информацию из многих каналов. Поэтому нельзя ограничиваться общими, пусть самыми яркими фразами, а суметь показать сложность  решаемых проблем и делать акцент на то, что изучение явления в рамках школьной программы поможет ученикам понять и объяснить услышанное ранее.

Организация внеурочной работы по физике

Организация внеурочной работы по физике

Организация внеурочной работы по физике

Организация внеурочной работы по физике

Организация внеурочной работы по физике

Организация внеурочной работы по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017