Конспект урока информатики в 8 классе по программированию на языке Паскаль. В уроке используется метод "Ажурная пилка". Данный урок можно использовать при изучении тем по программированию и в 9 классе основной школы. Разработка является победителем муниципального этапа конкурса конспектов уроков "Мой лучший конспект урока по алгоритмизации и программированию"Конспект урока информатики в 8 классе.
Урок на конкурс.docx
Конспект
урока информатики
в 8 классе
Подготовила:
учитель информатики и ИКТ
МОУ «Школа № 30 г. Донецка»
Дегтярева Ольга Александровна
Донецк2018 Тема 4. Программирование(10 ч) Урок
2
Тема: Организация ввода и вывода данных в Паскале
Цели урока:
познакомить учащихся с назначением и написанием операторов ввода read,
readln и вывода write, writeln;
учить применять операторы ввода и вывода при написании программ;
формировать навыки логического мышления, развивать внимание,
память, творческие и исследовательские качества обучающихся;
воспитывать культуру работы за компьютером и организации рабочего
места, культуру устной, письменной речи, поведения.
Задачи:
научить использовать в программе операторы ввода и вывода;
обучение технологии разработки, редактирования и отладки программы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока:
Компьютеры; проектор, учебники, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся учителем. Фиксация отсутствующих.
II. Актуализация знаний.
Заполните миникроссворд
По горизонтали:
1. Язык программирования
3. Создатель языка программирования Паскаль?
По вертикали:
Дегтярева О.А., учитель информатики и ИКТ МОУ «Школа № 30 г. Донецка» Тема 4. Программирование(10 ч) Урок
2
1.Что означает знак :=?
2. Символы для записи конструкций языка программирования (из каких знаков
составляются конструкции языка).
2
1
3
III.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Вспомните, что такое программа?
Обычно компьютерная программа обрабатывает какиелибо данные,
которые во время выполнения программы хранятся в оперативной памяти.
Ответьте на вопрос: как вы думаете, каким образом можно ввести данные в
память компьютера? (Учитель подводит учащихся к мысли, что должны
существовать специальные средства (команды), которые позволяют занести
данные в память компьютера.)
IV.
Объявление, представление темы и ожидаемых учебных
результатов
Тема урока «Организация ввода и вывода данных»
После этого урока вы сможете объяснять назначение основных разделов
программы на языке Паскаль:
объяснять формат записи и суть работы процедуры ввода и
вывода данных;
Дегтярева О.А., учитель информатики и ИКТ МОУ «Школа № 30 г. Донецка» Тема 4. Программирование(10 ч) Урок
2
объяснять назначение и суть оператора присваивания;
закрепите навыки работы в группе.
V. Предоставление необходимой информации
Очевидно, что почти в любой программе будут присутствовать
вычисления. ведь компьютер это прежде всего вычислительная машина.
Причем результаты вычислений необходимо будет запомнить для
дальнейшего использования. Для этого существует оператор присваивания.
Формат этого оператора следующий:
<имя переменной>: = <выражение>;
Выполняется эта операция так: вычисляется выражение, которое
находится справа от знака присваивания, и полученное значение заменяет
текущее значение переменной, имя которой стоит слева от знака
присваивания. Учитель предлагает ученикам вспомнить правила записи
арифметических выражений: каким бы сложным ни было выражение, оно
должно быть записано в строку: обыкновенные дроби, многоэтажные
дроби, сложные функциональные зависимости и т.д. в языке
программирования записываются в одну строку, причем порядок
выполнения действий контролируется с помощью круглых скобок :
аргументы функций берутся в скобки; в языке программирования Паскаль
существует ряд математических функций: во всех выражениях обязательно
ставится знак умножения (а не опускается, как в математике). Имена
переменных это идентификаторы, и поэтому они должны соответствовать
ранее указанным правилам образования идентификаторов. Учитель
разбирает с учащимися несколько примеров о работе оператора
присваивания.
Он объясняет общую структуру программы.
Программа на языке Паскаль состоит из строк, максимальная длина
которых не должна превышать 127 символов. Программист, набирая текст
программы, имеет право размещать строки на экране произвольно.
Количество операторов в строке произвольная, причем отделяются друг от
друга они точкой с запятой. Однако для четкого восприятия программы
рекомендуется размещать каждый оператор на отдельной строке, а
сложные операторы вообще выделять, делая отступы.
Синтаксически программа состоит из необязательного заголовка и
программного блока, который в свою очередь строится из двух частей:
описательной и исполнительной.
Дегтярева О.А., учитель информатики и ИКТ МОУ «Школа № 30 г. Донецка» Тема 4. Программирование(10 ч) Урок
2
Учитель демонстрирует образец простой программы, на примере которой
объясняется назначение блоков программы: в начале программы находится
заголовок, состоящий в общем случае из зарезервированного слова
Program, и имени программы. Заголовок несет чисто смысловую нагрузку и
может отсутствовать. После заголовка находится программный блок,
состоящий в общем случае из пяти разделов, первые четыре из которых
описательная часть, а последний исполнительная. Состав этих блоков
таков:
uses список имен используемых библиотечных модулей (программ,
написанных заранее и могут быть использованы при решении данной
задачи))
const описание констант;
label описание меток;
type описание типов пользо теля;
vaг описание переменных
procedure, function описание процедур и функций пользователя, тело
программы.
Учитель делает вывод об общей структуре программы на языке Паскаль:
Program <имя>;
Uses <имя1, имя2>;
{Список использованных библиотечных модулей}
Const <идентификатор> = <значение>;
Label <идентификатор>;
Туре <идентификатор> = <описание типа>;
Var <идентификатор>: <тип>;
{Раздел описания подпрограмм)
Begin
<Тело программы> раздел операторов; End.
Любой раздел, кроме тела программы, может отсутствовать. Раздел uses
всегда находится в заголовке программы. Остальные разделы могут
Дегтярева О.А., учитель информатики и ИКТ МОУ «Школа № 30 г. Донецка» Тема 4. Программирование(10 ч) Урок
2
встречаться в программе любое количество раз в произвольном порядке
Главное, чтобы все описания объектов программы были сделаны до того,
как они будут использованы.
VI.
Интерактивное упражнение «Ажурная пилка»
1) Инструктирование: учитель рассказывает ученикам о цели упражнения
по методу "Ажурная пилка", правила, последовательность действий и
количество времени на выполнение задания.
2) Ученики получают карточку одного из цветов (синего, красного,
желтого или белого) с номером на ней (от 1 до 4). Сформировалось четыре
"домашних" (цветные) группы по 4 чел. в каждой. Учащимся предлагается
объединиться в группы в соответствии с цветом карточки, которую они
получили ("домашние" группы). В "домашних" группах ученики
знакомятся с содержанием карточек, обмениваются мнениями, пользуясь
текстом на карточках, делают в тетрадях конспекты теоретического
материала.
Задания для групп: ознакомиться с приведенными
теоретическим сведениям, обратить внимание на замечания, разобрать
приведены примеры.
Содержание карточек
СИНИЕ
Процедуры ввода данных read, readln
Придавать значения переменным можно двумя способами: с помощью
оператора присваивания, например х: = 5, или процедуры ввода данных с
клавиатуры. Второй способ делает программу более универсальной,
поскольку позволяет решать задачи для различных значений переменных.
Процедура read имеет вид
read (<переменная1,..., переменная п>)
Действие процедуры. Выполнение программы останавливается. Система
переходит в режим ожидания ввода данных (экран темный, мелькает
курсор). Значение этих данных пользователь набирает на клавиатуре через
пробел или нажимает после каждого данного кнопку Enter. В результате
выполнения этой процедуры соответствующим переменным будут
присвоены конкретные значения.
Процедура readln имеет вид
Дегтярева О.А., учитель информатики и ИКТ МОУ «Школа № 30 г. Донецка» Тема 4. Программирование(10 ч) Урок
2
readln (переменная 1, ..., переменная п>)
Она действует как процедура read с тем отличием, что лишние данные в
строке ввода игнорируются. Следующая команда ввода читать данные с
новой строки. Эту команду применяют при работе с текстовыми файлами.
Замечания. Процедуру readln, которую записывают перед концом
программы, используют для того, чтобы осмотреть результаты выполнения
программы на экране Чтобы после этого перейти в режим редактирования
программы, нужно нажать на клавишу ввода.
Замечания. Значения переменных логического и перечисленного типа
вводить с клавиатуры нельзя.
Пример. Если в программе встречается процедура readln (а, Ь, с); то
выполнение программы прекращается и компьютер ждет ввода с
клавиатуры трех величин (данные вводятся или через промежуток, или
через клавишу Enter). После последнего данного надо нажать Enter и
указаны в процедуре переменные а, Ь и с соответственно приобретут
значений введенных величин.
Процедуры вывода данных write, writeln.
КРАСНЫЕ
Для вывода на экран сообщений и результатов вычислений используют
команды write и writeln:
write (<выражение 1>, <выражение 2>, ..., <выражение п>)
В списке вывода могут быть стали, переменные или выражения.
Действие команды. Константы, значения переменных и выражений
выводятся на экран в окно вывода, которое можно просмотреть с помощью
комбинации клавиш Alt + F5.
Процедура writeln (<выражение 1>, ..., <выражение п>)
действует почти так же, как и процедура write; отличие таково: следующая
после нее команда write или writeln будет выводить значения на экран в
новой строке.
Для перехода на новую строку экрана или для пропуска строки используют
процедуру writeln без параметров.
Форматный вывод. Процедуры write и writeln могут осуществлять
форматный вывод данных. Форматирование это представление
Дегтярева О.А., учитель информатики и ИКТ МОУ «Школа № 30 г. Донецка» Тема 4. Программирование(10 ч) Урок
2
результатов в заранее заданном пользователем виде. Для этого после
выражения (или после имени переменной) через двоеточие записывают
число (: n) количество позиций на экране, которые надо предоставить для
вывода значения этого выражения. Формат (: n) применяют для данных
целого и строкового типов. При выводе данных вещественного типа
отмечают общее количество позиций для всех символов (n) количество
позиций для дробной части (m), то есть формат имеет вид: (:n:m).
Пример. Результатом последовательного выполнения процедур
write ( 'a =', a + b)
{Перехода на следующую строку не происходит) writeln ( ‘c = ‘, с: 4: 1);
{После вывода текста 'с =' и значения переменной с происходит переход на
следующую строку) writeln ( 'Выполнил Юрченко Юрий'); при условии, что
переменные имеют значения а = 5, b = 3, с = 8.21, будет такой текст,
выведенный на экран монитора: а = 8 с = 8.2 Выполнил Юрченко Юрий
ЖЕЛТЫЕ
Раздел uses состоит из зарезервированного слова Uses и списка имен
стандартных библиотечных модулей и библиотечных модулей
пользователя.
Формат описания:
Uses <имя 1>, <имя 2> ...;
Библиотечные модули создаются заранее и содержат часто используемые
программы. Они могут быть созданы самим пользователем или кемто
другим. В школьном курсе мы используем некоторые из стандартных
модулей, созданных разработчиками языка Паскаль: crt и Graph:
crt содержит средства управления монитором в текстовом режиме,
клавиатурой ПЭВМ, а также звуковые эффекты
Graph содержит пакет графических средств, обеспечивающих
эффективную работу с экраном монитора в графическом режиме.
Как уже отмечалось, в разделе описания констант делается присваивания
постоянных значений идентификаторам констант. Раздел начинается
зарезервированным словом Const, по которому записывается ряд
выражений, предоставляющих идентификатор постоянные числовые или
строковые значения. Выражения присваивания отделяются друг от друга
точкой с запятой.
Дегтярева О.А., учитель информатики и ИКТ МОУ «Школа № 30 г. Донецка» Тема 4. Программирование(10 ч) Урок
2
Формат описания:
Const <идентификатор> = <значение>;
пример:
Const А = 10.25; Мах = 1000; V = 'Hello';
БЕЛЫЕ
Каждая переменная, которая встречается в программе, должна быть
описана. Описание обязательно предшествует использованию переменной.
Формат описания:
Var <Идентификатор, ...>: <тип>;
пример:
Var
A, S: real; n: integer;
В разделе описания процедур и функций размещаются тела подпрограмм
(вспомогательных программ). Более подробно работа с подпрограммами
будет рассмотрена позже. В программе на языке Паскаль раздел
операторов является основным. Он начинается зарезервированным словом
Begin (начало), далее располагаются операторы языка, отделенные друг от
друга точкой с запятой. Завершает раздел зарезервированное слово End
(конец) и точка:
Begin
<Серия операторов>;
End.
В любом месте программы могут использоваться комментарии. Это текст,
с помощью которого программист записывает некоторые пояснения для
пользователей программы. Текст комментария ограничивается символами
{} или (*) и может содержать комбинации латинских и русских букв, цифр
и других символов. В ограничителях (*) промежутки между скобкой и
звездочкой запрещены и, кроме того, в тексте не должны находиться знаки
ограничителей, с которых комментарий начинается. Ограничений на длину
Комментариев нет
пример:
d = b * b4 * a * c; (Вычисления дискриминанта}.
Дегтярева О.А., учитель информатики и ИКТ МОУ «Школа № 30 г. Донецка» Тема 4. Программирование(10 ч) Урок
2
Физкультминутка
VII.
VIII. Интерактивное
пилка»(продолжение)
упражнение
«Ажурная
3) Учитель предлагает ученикам объединиться в группы в соответствии со
своими номерами( "экспертные '' группы). В каждую экспертную группу
попадают представители каждой" домашней группы ". Ученики из разных"
домашних "групп,
сообщают
одноклассникам свою порцию информации. Учащимся предлагается такой
порядок сообщений в "экспертных" группах:
пользуясь сделанным конспектом,
Желтые о назначении и формате разделов программы uses и const;
Белые о назначении и формате разделов программы var и
begin .... end .;
Синие о процедуре ввода данных:
Красные о процедурах вывода данных.
4) Учитель предлагает ученикам объединиться в "домашние" группы,
участники которых обмениваются между собой информацией, полученной
в "экспертных" группах.
5) Учитель предлагает ученикам написать программу реализации такого
алгоритма: Даны катеты прямоугольного треугольника. Вычислить
гипотенузу и площадь этого треугольника. Алгоритм этой задачи,
представлен в виде блоксхемы. Ученики вместе с учителем записывают
этот алгоритм на языке программирования.
НАЧАЛО
ВВОД А, B
C:=SQRT(SQR(A
)+SQR(B))
S:=(A*B)/2
ВЫВОД C,S
Дегтярева О.А., учитель информатики и ИКТ МОУ «Школа № 30 г. Донецка» Тема 4. Программирование(10 ч) Урок
2
IX.
Практическая работа
Ученики загружают среду программирования Турбо Паскаль и выполняют
на компьютере указанную программу. Учитель предлагает ученикам внести
в программу комментарий, включить в нее различные варианты процедур
вводавывода данных.
X. Подведение итогов, оценка результатов урока
Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы. Вопросы для беседы:
Каким образом можно придать значение переменной?
Важен ли порядок перечисления переменных в процедуре ввода данных с
клавиатуры readln?
Чем отличается работа процедуры writeln от работы процедуры write?
Какие трудности возникали у вас при работе в группах?
Как вы считаете, достигли мы цели, поставленной в начале урока?
Учитель предлагает ученикам выполнить компьютерный тест:
1) Что появится на экране после работы этой процедуры, если
переменная S имеет действительное значение 3.524 writeln ('сумма
равна', S: 6: l)?
a) сумма равна 3.5
b) сумма равна 3.52
c) сумма равна 3.524
d) 3.5
e) 3.5 равна сумма.
2) Какая запись формулы вычисления одного из корней квадратного
уравнения является правильной?
a) х1:= ( B + SQRT (D)) / (2 * А)
b) x1:= ( B + SQR (D)) / (2 * А)
c) х1:= B + SQRT (D) / 2 * А;
d) х1:= (B + SQRT (D)) / 2 * А;
Дегтярева О.А., учитель информатики и ИКТ МОУ «Школа № 30 г. Донецка» Тема 4. Программирование(10 ч) Урок
2
e) х1:= (B + SQRT (В * В4 * А * С)) / (2 * А)
3) Какого раздела не имеет программа, записанная на языке
программирования Паскаль?
a) MODUL
b) var
с) CONST
d) USES
e) Label
4) Какие операторы присваивания являются правильными?
а) А = с;
b) А:= Т + Х;
с) С:= С + 2;
d) 2 * с = А + С + 5,
е) b = t + N;
5) Какие записи процедуры вывода данных на экран верны?
a) WRITELN (X + Y: 5: 2)
b) WRITELN (X, Y, Z)
c) WRITE ('ОТВЕТ', S)
d) WRITELN А, В, С
e) writeln (a, 'поздравляю вас ')
6) Какой оператор присваивания соответствует такому действию:
переменной Z присвоить значение, равное полусумме переменных X и
Y?
a) Z = (X + Y) / 2;
B) Z = X + Y / 2;
с) Z = 2 * X + 2 * Y;
d) Z = (X + Y) * 2;
7) Какая запись процедуры ввода данных неправильная?
Дегтярева О.А., учитель информатики и ИКТ МОУ «Школа № 30 г. Донецка» Тема 4. Программирование(10 ч) Урок
2
a) readln (x, r, t)
b) READLN (А, В, С)
c) readln (a + b, с);
d) read (a; b; c)
e) readln [X, Y, C]
XI.
Сообщение домашнего задания
Прочитать §3.2, с. 114118, отвечать на вопросы с. 119, письменно
вопросы 8, 9, 11
Дегтярева О.А., учитель информатики и ИКТ МОУ «Школа № 30 г. Донецка»
Организация ввода и вывода данных в Паскале
Организация ввода и вывода данных в Паскале
Организация ввода и вывода данных в Паскале
Организация ввода и вывода данных в Паскале
Организация ввода и вывода данных в Паскале
Организация ввода и вывода данных в Паскале
Организация ввода и вывода данных в Паскале
Организация ввода и вывода данных в Паскале
Организация ввода и вывода данных в Паскале
Организация ввода и вывода данных в Паскале
Организация ввода и вывода данных в Паскале
Организация ввода и вывода данных в Паскале
Организация ввода и вывода данных в Паскале
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.