Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт
«Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн»
школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение
Конспект организованной образовательной деятельности
в средней группе №2
«Свойства снега и льда»
Воспитатель:
Цывунина Е. Л.
с. Выльгорт, 2019-2020 у. г.
Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.
Задачи:
-Учить сравнивать и делать обобщения, анализировать.
-Развивать у детей умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
-Дать знания о роли снега и льда в природе, ввести в словарь новые слова-ледоход, айсберг.
- Воспитывать интерес к исследовательской и экспериментальной деятельности.
Предварительная работа:
Наблюдения за снегопадом, сосульками, опыты с водой, чтение художественной литературы о зимних явлениях в природе. Рассматривание иллюстраций о природных явлениях в разное время года. Просмотр презентаций о свойствах воды.
Оборудование и материалы:
Ёмкости со снегом и кубиками льда, тонкую пластинку льда, цветной картон, формочки, стаканчики, ложечки, тарелочки, цветные геометрические фигуры.
Ход ООД:
Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Сегодня, ребята я вас приглашаю в нашу лабораторию, чтобы побыть учеными. Ведь мы уже знаем, чем они занимаются. А что вы будете изучать, должны узнать сами.
Послушайте загадку:
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зима)
В.: Правильно. Это время года называется –зима.
В.: Ребята, а кто зимой может прийти к вам в гости? (ответы детей).
В.: Послушайте пожалуйста, что это за звук? (хруст на снегу-2 слайд)
В.: Кто-то шагает к нам по снегу в гости (ответы детей). Это снеговик. Он не может зайти к нам в группу и поэтому отправляет нам письмо. А почему ребята он не может зайти? (ответы детей) (слайд 3)
В.: Да. Он растает, потому что у нас в группе тепло. А он любит холод.
В.: Давайте прочтем, что в его письме. (слайд 4-7загадки)
В.: Ребята что мы с вами сегодня будем изучать? (ответы детей)
В.: Сегодня мы с вами будем изучать свойства снега и льда. Воспитатель: В прошлый раз в лаборатории мы изучали свойства воды. Давайте вспомним (слайд --)
В - Хотите побольше узнать о снеге и льде?
Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.
На прогулках, мы с вами уже наблюдали за снегом и льдом (в каком виде мы на улице наблюдали за льдом), давайте вспомним, чем лед отличается от снега.
Д - Снег мягкий, а лёд твёрдый; из снега можно лепить, а изо льда нельзя.
(Воспитатель показывает большую миску с кусочками льда)
В - Что это такое? (Лед)
- Как вы узнали, что это лед, а не снег?
Д - Холодный, твёрдый и т. д.
(Затем показывает большую миску со снегом).
В - А это что? (Снег)
- Как вы узнали?
Д - Холодный, белый, пушистый, мягкий и др.
2 часть-опытно-экспериментальная
Опыт 1. «Определение цвета у снега и льда»
Рассмотрите снег (лед) и определите его цвет (Рассматривают, определяют цвет).
В.: Что Вы можете сказать о снеге и льде? (Ответы детей)
В.: Возьмите цветной картон положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный).
Вывод: Снег белый, лед бесцветный (слайд 9).
Опыт №2. «Воздействие температуры».
В – Ребята возьмите в руки снег и лед. (Дети держат в руках снег и лед.)
-Что произошло со снегом?
-Что произошло со льдом?
Д- Снег и лед растаяли.
-Почему они быстро тают на ладошке, а на тарелке медленно?
Д – Ладошка теплая, поэтому снег и лед быстро растаяли.
В - -Что получается, когда снег и лед тают?
Д – Вода.
В - Под действием тепла снег и лёд превратились в воду.
Давайте дальше проверим- тонет ли лёд в воде?
Опыт № 3. «Тонет, не тонет» (слайд№11)
(воспитатель ставит на стол таз с водой) или в стаканчики.
В -Давайте проведем опыт.
Дети опускают кусочки льда в ёмкость с водой и наблюдают.
Д - Лёд не тает, а плавает на поверхности и медленно тает.
В - Да, лёд в воде плавает и не тонет. А весной, когда тает лёд на реках- плывут большие льдины- это называется ледоход. А в морях и океанах плавают огромные льдины- они называются- айсберги (Слайд №12, 13)
Вывод: Вот мы с вами убедились, что лед в воде не тонет.
В – А сейчас, давайте проверим, что произойдет со снегом в воде.
Дети опускают комочек снега в ёмкость с водой.
Д – Снег тоже не тонет, но быстро тает.
Вывод: Снег в воде тоже не тонет, но быстро тает.
Физминутка (слайд14)
На дворе у нас мороз
На дворе у нас мороз Дети
хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,
топают
ногами
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,
Дети
поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.
хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем
Ходьба на месте.
И к себе приходим в
дом.
Дети садятся на свои места.
Опыт №4. «Определение прозрачности».
Воспитатель показывает детям тонкую пластинку льда.
В – Ребята, что вы видите? (ответы детей)
- Лед прозрачный, как стекло в окошке.
Затем воспитатель помещает такой же предмет за комочком снега, и спрашивает, виден ли он теперь.
Д - Нет, предмет не виден. Значит, снег не прозрачный.
Опыт №5. «Определение формы»
В: Возьмите снег и наполните снегом формочку. Переверните формочку так, чтобы снег вывалился на стол. Какую форму имеет снег? (Ответ детей: снег сохранился форм у наполняемого сосуда)
Рассмотрите замороженные льдинки. Можно ли изменить форму льдинки? Почему?
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный, но приобретает форму того предмета, в который его положат. Лед остается той формы, какую принимала вода до заморозки.
3 часть.
В.: Давайте вспомним, какие свойства снега и льда сегодня мы определили экспериментальным путем? (дети проговаривают), с помощью схем.
В.: Очень хорошо сегодня поработали, я хочу отметить ваш успех в наших опытах и вы вам можете выбрать эмблемы исследуемых сегодня объектов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.