«Ориентирование на местности» занятие по развитию познавательной деятельности обучающихся в 4 классе
Оценка 4.6

«Ориентирование на местности» занятие по развитию познавательной деятельности обучающихся в 4 классе

Оценка 4.6
docx
10.02.2020
«Ориентирование на местности» занятие по развитию познавательной деятельности обучающихся в 4 классе
Ориентирование на местности 4 класс.docx

«Ориентирование на местности»

занятие по развитию познавательной деятельности обучающихся в 4 классе

 

учитель-дефектолог Маркова Татьяна Юрьевна

МОБУ СОШ № 100 город Сочи

 

Предмет: Окружающий мир.

Класс:

Продолжительность: 45 мин

Раздел: Путешествия.

Тема: Ориентирование на местности.

 

Планируемые личностные результаты освоения:

 

У обучающихся будут сформированы:

овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности природы, их происхождении и назначении.

 

У обучающихся могут быть  сформированы: положительная мотивация к самостоятельному познанию окружающего мира.

Формирование собственного мнения и позиции, умения строить свои высказывания.

 

Учебно-методическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь.

 

Материально-техническое обеспечение: компас, кроссворд, презентация, энциклопедия.

 

Ход занятия

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад, и стар,

Что она – большущий шар. (Планета Земля)

- Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.)

Блиц – опрос:

·         Как называется изображение земной поверхности на бумаге? (карта)

·         Как называется граница (линия) между земной поверхностью и небом? (линия горизонта)

·         Назовите названия основных сторон горизонта (север, юг, запад, восток).

·         Как называется прибор для определения сторон горизонта? (Компас)

·         Как люди находят дорогу на знакомой местности? (по знакомым ориентирам)

·         Что такое ориентиры?

·         Где пригодятся нам эти знания?

3. Мотивационно – проблемный этап

Рюкзак. – Кому может принадлежать эта вещь? Почему? Что там может находиться? Давайте посмотрим, что там лежит.

Фонарик, карта, спички в пакете, свечка, газета в пакете, бинт и ... что – то еще. Разгадайте кроссворд и узнаете, что за нужная вещь лежит в рюкзаке.

hello_html_m743f2943.jpg

1) Сторона восхода Солнца.
2) Вся местность, которую мы видим вокруг себя.
3) Это водное пространство с солёной водой больше озера, но меньше океана.
4) Противоположная сторона востоку.
5) Юг — это … горизонта.
6) Направление полуденной тени.

— Прочитайте получившееся слово. (КОМПАС)

Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего, компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.

Из истории возникновения компаса (рассказывает ученик) Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные. Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для хранения в любых условиях.

-Для чего нужна каждая вещь в рюкзаке?

-Достаточно ли знаний для пользования компасом?

-Как им пользоваться? 

-Какие знания из раздела «Путешествия» у вас уже имеются? (стороны горизонта, горизонт, линия горизонта)

- Достаточно ли нам знаний, которыми мы уже владеем, чтобы не заблудиться в лесу?

- Сформулируйте тему урока. (На доске появляется тема “Ориентирование на местности”).

- Что мы должны узнать? На доске появляется план урока.

- Итак, разделимся на группы (учитель называет группы и раздаёт карточки с указанием вопроса и источника информации).

- Ваша задача – ответить на вопрос, используя источники информации, указанные в задании, используя алгоритм.

4. Поисково-исследовательский этап

Идёт работа по группам. Учитель, в случае необходимости, оказывает помощь. Особенно контролирует ту группу, которая работает с компасом.

1 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться?”

Практическая работа (весь класс)

Определение местонахождения предметов с помощью компаса (доска, дверь, календарь природы, окно).

2 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу и звёздам”

3 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по местным признакам”.

4 группа находит ответ на вопрос “Как вести себя в лесу, если заблудился”.

 

Физминутка для глаз.

Бабочка присела на цветок (кончик носа).

Полетела на запад – восток – север – юг,  

север – запад – восток – юг.

Села на новый цветок.

 

5. Практический этап

- Время сбора информации вышло, и я вам предлагаю поделиться информацией по теме урока.

После выступления обучающихся, учитель обобщает информацию детей по теме урока, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов.

Учитель. Знаете ли вы что… 

В мире животных есть хорошие ориентиры:

Бабочки, сев отдохнуть, складывают крылышки так, что к Солнцу они повернуты ребром. Даже если солнца не видно, они его чувствуют (такое положение крыльев создает наименьшую тень, и бабочка малозаметна для врагов).

- Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего дома. В каком направлении они должны возвращаться домой?

- В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?

- Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако, помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север?

- Мох растёт с … стороны?

 

Игра «Верно-неверно». Ученикам раздаются листочки. Они пишут слова «верно» или «неверно». Взаимопроверка.

Загадки

Годовые кольца шире

С южной стороны берёз.

Это знают во всем мире —

Говорю я вам всерьёз.

(Верно.)

Удалой молодец на тропинке стоит,

Но куда же пойти, он никак не решит.

Посредине тропы серый камень лежит,

Ты его рассмотри, с юга мхом он покрыт.

(Неверно.)

Рядом с камнем дубы на поляне шумят,

И прохожим они свою речь говорят:

«Наши ветви, ребята, укажут вам путь,

Вы гуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть.

С юга много ветвей, и длинней, и пышней,

В ту сторонку иди, будь смелей и умней».

(Верно.)

Полдень летний, полдень жаркий,

Солнце светит за спиной.

Лето дарит нам подарки,

Справа — запад, юг — за мной.

(Неверно, слева — запад.)

 

6. Рефлексия.

Учитель выясняет у детей, на все ли вопросы они получили интересующие их ответы.

Смотрим план. Сверяем.

-Какая задача стояла перед группой? Смогли ли выполнить? Почему?

-Зачем мы это делали?

Лучики солнца.

-Ребята, представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

Вывод.

·         Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный.

·         Побеждает тот, кто не сдается.

·         Ты способен на большее, чем думаешь!

·         Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Человек не должен сдаваться. В экстремальных ситуациях многие вспоминают, что когда-то знали и это спасает им жизнь

7. Домашнее задание. 

1. Используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о способах ориентирования по звёздам и Луне.

2. Найти другие народные приметы ориентирования.


 

Ориентирование на местности » занятие по развитию познавательной деятельности обучающихся в 4 классе учитель-дефектолог

Ориентирование на местности » занятие по развитию познавательной деятельности обучающихся в 4 классе учитель-дефектолог

Мотивационно – проблемный этап

Мотивационно – проблемный этап

Что мы должны узнать? На доске появляется план урока

Что мы должны узнать? На доске появляется план урока

Годовые кольца шире С южной стороны берёз

Годовые кольца шире С южной стороны берёз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020
Посмотрите также: