ОРКСЭ
Оценка 4.6

ОРКСЭ

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
воспитательная работа
4 кл
27.09.2017
ОРКСЭ
Урок по ОРКСЭ. Тема урока: Милосердие и сострадание. Цель урока: Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам». Задачи урока: Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний»; Сформировать в сознании детей понятия «милосердие», «сострадание», «бескорыстная доброта». Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам; развитие навыков учебного сотрудничества; осознание того, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, какие личностные качества, черты характера нужно развивать; развитие моральной самооценки; Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
орксэ урок.docx
Тема урока: Милосердие и сострадание. Цель   урока:   Познакомить   учащихся   с   христианским   пониманием   милосердия,   показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам». Задачи урока: Смыслообразование, самоопределение Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать   христианское   значение   слова   «ближний»;  Сформировать   в   сознании   детей понятия «милосердие», «сострадание», «бескорыстная доброта». Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам; развитие навыков учебного сотрудничества; осознание того, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, какие личностные качества, черты характера нужно развивать; развитие  моральной самооценки; Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются. Необходимое оборудование­ проектор, интерактивная доска, колонки. Дидактическое обеспечение: рабочие листы, тетради, карточки, магниты. Доп. Литература: • Федотова Т. Л., Щеглова О. А. Этимологический словарь русского языка  Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка • Ушаков  Д. Н. Толковый словарь русского языка • Словарь по общественным наукам • • Энциклопедия «Кругосвет» Планируемые результаты урока личностные • • представлений о нравственных нормах; • людей • благодарность, милосердие, сострадание • собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; предметные • метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) • навыков целеполагания, планирования • • • • • • Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения­ Представление продукта работы группы, рабочие листы, самооценка. Умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения Умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации Готовность слушать собеседника, вести диалог Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. умение   следить   за   своими   словами   и   делами;   способность   контролировать Воспитание   доброжелательности,   понимания   и   сопереживания   чувствам   других осознание   необходимости   для   личностного   развития   таких   добродетелей,   как формирование изучаемых понятий Развитие Организационный момент. План урока Здравствуйте,   ребята!   Посмотрите   друг   на   друга   глазами   дружелюбно   настроенного человека, подарите друг другу свои улыбки.  А теперь сделайте выражение лица враждебно настроенного человека, посмотрите друг на друга. С кем бы вы хотели общаться, почему? Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке у вас было хорошее настроение, с вами было приятно общаться. Мотивационный этап. Постановка темы урока. Звучит музыка. Послушайте стихотворение. Подумайте, о каком качестве идёт речь? Слово это серьезное, главное, важное, То, что значит оно, очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, тепло и любовь. В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь. И оно поважней, чем лица красота. Догадались, что это?  Сердец доброта! ­ О каком качестве человека говорится? Да, ребята, в этом стихотворении говорится о человеке с добрым сердцем, милым сердцем, которое   милует,   любит   и   жалеет.   А   какое   сложное   слова   можно   образовать   от   слов МИЛОЕ СЕРДЦЕ? Сформулируйте тему урока. Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии – это и будет тема урока. Актуальность темы. Однажды учёные спросили людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать? Большинство ответило: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным» ­ А вы бы как ответили на этот вопрос? Тогда спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других людей вокруг себя?» Как   вы   думаете,   что   ответили   люди?   (добрыми,   заботливыми,   любящими,   чуткими, внимательными…) Задумайтесь, для чего рождается и живёт человек?  (Чтобы делать добро) К сожалению, все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Поэтому разговор у нас будет очень важный! Постановка задачи урока, составление плана урока. На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на занятии? 1. 2. 3. 4. Какую учебную задачу мы поставим перед собой? (Найти ответ на эти вопросы) Открытие учащимися нового знания. Учитель организует исследовательскую деятельность. а) Работа над значением слова. А как    это слово возникло в русском языке и каково его современное значение? Предлагаю объединиться в группы и поработать со справочной литературой. • Вывод: появилось более 11 веков назад, а сейчас в речи употребляется редко. • Что такое милосердие? Какими качествами должен обладать милосердный человек? Как человек может проявить милосердие? Можно ли меня назвать милосердным человеком? Выяснение этимологии слова Выяснение лексического значения слова. Одинаковые ли определения слова милосердие даны в словарях разных авторов? Какое слово упоминается в каждом объяснении? (сострадание) Вывод:   Так   что   же   такое       милосердие?     Какому   слову   оно   близко   по   значению? (сострадание) А какими качествами должен обладать милосердный человек? Предлагаю вам построить ДОМ МИЛОСЕРДИЯ. На   столах   –   словарный   материал   –   синонимы   и   антонимы   к   слову   милосердие.   Они записаны на карточках­кирпичиках, из которых вам предстоит построить дом. Работая в группах, вам нужно подумать, посоветоваться друг с другом, выбрать синонимы к слову милосердие. Подумайте, все ли слова­кирпичики вы будете использовать Проверка: 1гр: Доброта, сочувствие, чуткость злость, зависть равнодушие 2 гр. Сопереживание, доброжелательность, агрессивность, черствость, грубость 3гр. Сострадание, человечность, отзывчивость жестокость, безжалостность 4 гр. умение оказать помощь, уважение, высокомерие, жадность 5 гр. Внимание, заботливость, щедрость мстительность, бессердечность А почему вы не выбрали другие слова? ­ Какой красивый добрый дом у нас получился!  Вы бы хотели жить в таком доме? А чтобы таких домов было больше, что нужно делать? (Проявлять милосердие) ­Чем больше будет милосердных людей, тем меньше будет страданий и бед, невзгод и несчастья. Тогда жизнь будет счастливее и радостнее. в) Как можно проявлять милосердие? По отношению к кому нужно проявлять милосердие? ­ Хотите ли бы вы найти ответы на эти вопросы? ­ Продолжаем работать в группах.  На столах – рабочие листы с заданием. Приступайте к работе. Фрагмент какой сказки вы прочитали? Кто из героев сказки проявил милосердие и по отношению к кому?   Как вы думаете, верно ли утверждение: «Тот, кто делает добро другому, делает 1группа «Дюймовочка всю зиму ухаживала за ласточкой, которая поранила крыло и не могла лететь в   теплые   края.   Она   могла   погибнуть,   замерзнуть,   но   доброе   сердце,   милое   сердце Дюймовочки спасло ласточке жизнь.» 1. 2. 3. добро себе». Аргументируй. 2 группа «Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по­моему вели. Вели, чтобы Витя был здоров!», ­ проговорила девочка Женя, отрывая последний лепесток волшебного цветка. И в ту же минуту мальчик Витя, обреченный пожизненно ходить в уродливом башмаке на очень толстой подошве, «…вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась». 1. Фрагмент какой сказки вы прочитали? Кто из главных героев сказки проявил милосердие и по отношению к кому? Докажи на примере данного произведения верность высказывания «Тот, кто делает 2. 3. добро другому, делает добро себе». 3 группа.   Прочитай текст. Ответь на вопросы. Ученик,   возвращаясь   из   школы,   увидел,   как   старушка,   поставив   на   скамейку   тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке дедушку, который никак не решался   прейти   улицу.     Мальчик   подошел   к   нему,   взял   за   руку   и   перевел   на   другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось. 1.Кто проявил милосердие и по отношению к кому? 2.Как   вы   думаете,   почему   мальчик   не   стал   требовать   благодарности   от   бабушки,   а, совершив благородный поступок, сразу ушёл? 4 группа.    Прочитай текст. Ответь на вопросы. Однажды Вова гулял во дворе.   Старушка­соседка попросила мальчика сходить в магазин и   купить       молока.     Он   согласился,   но   заявил,   что   за   это   она   должна   будет   его отблагодарить.                                                                              1. Можно ли сказать про Вову, что он проявил милосердие по отношению к старушке­соседке? Почему? 2.Подумайте,   нужно   ли   за   добрые   поступки   требовать   благодарности   или   их   нужно совершать бескорыстно, из добрых побуждений? 5 группа.  Работа по учебнику 1. Познакомьтесь с притчей о милосердном самарянине. 2. Кого называют ближним? Вывод: Ближний ­ это всякий нуждающийся в твоей помощи человек. И ещё ближний ­ тот, кто не оставит тебя в беде. Г) Самостоятельная работа. Маркировочное чтение текста (инсёрт). Ребята,   а   надо   ли   помогать   человеку,   который   нас   когда­то   обидел,   причинил   нам душевную или физическую боль? Предлагаю вам поработать с текстом и воспользоваться следующими маркерами: «+» ­ знаю, делаю «!» ­ думал иначе Есть   ли   информация,   которая   противоречит   вашим   представлениям?   Что   нового   вы узнали? Какой вывод можно сделать? Работа над понятием милостыня. Групповая работа. А вы можете назвать одно из самых важных дел милосердия? Продолжите   работу   в   группе.   Прочитайте   текст   в   учебнике   и   приготовьте   ответы   на вопросы: 1. 2. 3. 4. 5. Фронтальная проверка Первичное закрепление. Что такое милостыня? Что говорил Иисус Христос о милостыне? Кто больше пользы имеет – просящий милостыню или дающий её? Что делала святая Иулиана Муромская, чтобы помочь бедным? Объясните смысл пословицы «Дорога милостыня в скудости». помочь бездомному животному                      заботиться     о стариках поделиться с другом уступить слабому простить       обиду помочь ближнему утешить добрым словом попросить прощение, подать милостыню извиниться Итак, по отношению к кому и как можно проявлять милосердие?  Что мы можем сделать, что в наших силах? Представим полученные знания в виде кластера. Милосердие • • • • • • • • • Ребята, проявляя милосердие, мы должны ждать, требовать вознаграждения, брать плату? Чтение с остановками. Прогнозирование. Обратимся к рубрике «Это интересно». Познакомимся с отрывком из   рассказа Владимира Марциновского  о случае,  который  произошёл  с  ним  в  1921 году  в одном  из  парков  в Париже.  (текст читает учитель, у детей учебники закрыты) Прохожий увидел юношу, который явно собирался броситься с моста в реку и покончить с собой. Прохожий … Как вы думаете, что произошло дальше? Откройте учебники, дочитаем текст. Фронтальная работа: 1. чувство­награда Божья за совершённое добро.) 2. Что   несчастному   юноше   помогло   не   совершить   самоубийство?   (Милосердная помощь   другому   спасает   жизнь   тебе   самому.   Милосердие   спасает   всех:   и   тех,   кто оказывает помощь, и тех, кому эта помощь оказывается. 8. Ребята, а как вы думаете, можно ли вас назвать милосердным человеком?   Посмотрите на наш Дом милосердия. Задумайтесь, а какие качества вам нужно развивать, чтобы стать милосердным? Каждый из вас пусть сам себе попытается ответить на этот вопрос. Домашнее задание. А   вы   знаете,   что   в   мире   существует   движение   сестёр   милосердия,   создаются   дома милосердия? Хотите об этом узнать? Обязательные задания: • узнали; • Дополнительные задания (возможна индивидуальная или групповая формы): • задания по выбору учащихся Итоги урока. Философы   разных   эпох   размышляли   на   «вечные»   темы.   Поэтому   осталось   так   много высказываний,   афоризмов   о   милосердии.   Я   предлагаю   вам   воссоздать   эти   выражения. (Выражения на доске)   Проект «Cёстры милосердия – кто они?», «Дом милосердия» ­ индивидуальные Что чувствует  человек, совершая  что­либо  доброе для  ближнего? (Радость. Это Прочитать материал в учебнике и рассказать родителям о том, что интересного Выполнить задания в рабочей тетради Быть милосердным – значит делать всё, что   ______________________  Джон Донн (cid:216) Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая _______________  Хелен Келлер То есть бескорыстно! ­Молодцы! Какие глубокие мысли. Звучит музыка. У каждого из вас   свой путь к милосердию. Мне бы хотелось, чтобы каждый день, когда вы будете ложиться спать, вы задумывались: «А что сегодня я сделал хорошего?  Смог ли простить    я сегодня ближнего своего? Помог ли я сегодня ближнему своему?  Чего от меня сегодня в мире стало больше – злобы или милости, или любви, добра, радости?» У   старца   Паисия   есть   замечательные   слова:   «Когда   берёшь,   радуешься   человеческой любовью,   но   когда   отдаёшь,   а   тем   более,   когда   отдаёшь   последнее,   радуешься божественной любовью». Я хочу вам пожелать чаще испытывать божественную любовь. Спасибо за работу. (cid:216)

ОРКСЭ

ОРКСЭ

ОРКСЭ

ОРКСЭ

ОРКСЭ

ОРКСЭ

ОРКСЭ

ОРКСЭ

ОРКСЭ

ОРКСЭ

ОРКСЭ

ОРКСЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2017