"ормирование функциональной грамотности в физкультурно-оздоровительной работе"

  • docx
  • 11.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Функциональная грамотность.docx

Формирование функциональной грамотности

в физкультурно – оздоровительной работе.

 

Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Процесс физического воспитания дошкольников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения.   

Формирование у детей самостоятельности и инициативы, развивая функциональную грамотность на занятиях физической культуры построена на выполнение главной задачи – обеспечение максимальной двигательной активности детей в процессе занятия. Но, специфика этих занятий заключается в том, чтобы не только развивать физическую активность, но и формировать в детях необходимые навыки для успешного обучения в школе. Недостаточный уровень подготовки детей в плане самостоятельности, инициативности и функциональной грамотности, может затруднить их адаптацию в школьной системе.

Какими же способами можно поддержать детскую инициативу, развивать самостоятельность, что, в итоге, приведет к высокому уровню функциональной грамотности?

С каждого занятия воспитанники должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый педагог в процессе обучения дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: техника безопасности при выполнении упражнения, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать, правила соревнований и т. д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

В своей работе педагоги нашего ОДО используют разнообразные методы и приёмы, которые активизируют учебную деятельность дошкольников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения.

Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для фантазий.

Они будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру – со взрослым или с другими детьми. Так же обыгрываем название игры. Например:

§  для детей младшего возраста предлагаем найти заранее спрятанную маску – шапочку и когда дети ее находят, например, шапочку кота, называют возможные игры с этим персонажем и выбирают игру;

§  если рассказать короткий стих про любого персонажа, который потерялся. Ребята находят игрушку и играют с этим персонажем;

§  старшим детям предлагаем попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, ввести новые персонажи, атрибуты.

В игре дети незаметно для себя, без принуждения, учатся правильно ходить, быстро бегать, высоко и далеко прыгать и т.д. Они совершенствуются не только в двигательном развитии, но и в умении вести себя в коллективе, применяют имеющиеся знания и умение на практике, тем самым развивая функциональную грамотность.

В последние годы набирают огромную популярность игровые квесты. Основная идея квеста идеально вписывается в сценарий дошкольного образования, потому как способствует успешной реализации основных принципов ГОС ДО, а именно квест развивает детскую инициативу, способствует развитию самостоятельности и формирует функциональную грамотность воспитанников.

Хорошим инструментарием развития функциональной грамотности дошкольников по физической культуре, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера, которые важны для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации. Например,

§  подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики;

§  посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно построить тоннель, сквозь него мы будем проползать на четвереньках.

Во время выполнения общеразвивающих упражнений, объяснение сопровождаем показом, предлагаем выполнить задания в виде карточек – пиктограмм. Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить. Предлагаем воспитанникам самим показывать упражнения, что способствует формированию ключевых компетенций обучающихся, а именно: работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе; проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать. Как правило, усвоенные двигательные умения и навыки дети могут воспроизвести по своей инициативе в свободной игровой деятельности, например, на прогулке или дома.

Развивать самостоятельность можно в подготовке спортивного инвентаря к занятиям. Так называемое дежурство. Уже со средней группы привлекаем детей к подбору и размещению оборудования: например, отобрать в корзину мячики определенного цвета для катания друг другу, расставить инвентарь для ползания.

А старшие дошкольники уже расставляют спортивный инвентарь по более сложной инструкции взрослого. Например, расставить инвентарь на определенном расстоянии, для перешагивания, а также отсчитать предметы в необходимом количестве или расставить спортивное оборудование по схеме.

Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Проявлять самостоятельность, инициативность и функциональную грамотность дети могут на закрепляющих или итоговых занятиях, так как для этого у них должны быть сформированы двигательные умения и навыки, которые они получают на обучающих занятиях. Можно использовать карты-схемы на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как прием в сюжетных, игровых занятиях, соревнованиях.

В результате работы по формированию функциональной грамотности в физкультурно – оздоровительной работе у дошкольников наблюдается стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. У детей сформированы знания о физической культуре и спорте, о здоровом образе жизни, о жизненно важных двигательных умениях и навыках. Дети имеют представления о своем теле и физических возможностях. У воспитанников развиваются индивидуальные двигательные способности и повышается уровень физической подготовленности. Наблюдается потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями; воспитываются моральные и волевые качества; развивается опыт межличностного общения, развивается инициатива и самостоятельность и , как результат, предпосылки функциональной грамотности..