Осенние заботы наших предков
Оценка 4.9

Осенние заботы наших предков

Оценка 4.9
docx
20.01.2020
Осенние заботы наших предков
Урок осень в жизни наших предков.docx

Урок окружающего мира УМК «Гармония» 3 класс.

Тема: « Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков».

Цели и задачи:

обобщить и систематизировать знания об осенних изменениях в живой и неживой природе;

сформировать представление об осенних работах людей сегодня и в старину;

продолжить развивать умение работать с учебником;

развивать мышление и речь; воспитывать уважительное отношение к хлебу и крестьянскому труду.

Оборудование:

учебник «Окружающий мир» для 3 класса, авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин

рабочая тетрадь №1 к учебнику; овощи и фрукты; колосья пшеницы, наряженные под « именинный» сноп;

серп; кроссворд;

презентация к уроку

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Сегодня пасмурная погода, но если мы с вами хорошо поработаем, то к концу урока обязательно засверкает солнышко, если не за окном, то у нас в классе. Пожелаем друг другу удачи!

2. Введение в тему.  Чтение стихотворения

Золотые тихие рощи и сады,  

Нивы урожайные, спелые плоды.                                     

 И невидно радуги,                   

 И не слышен гром,             

 Спать ложится солнышко    

   Раньше с каждым днем…

- Когда это бывает? (осенью)

3. Проверка домашнего задания.

Фронтальная работа (ТПО, задание 11, с.16).

Чтение сказки.    (Ответ на задание 11:   Порядок вставки пропущенных слов:  белки,  лисицы, зайцы,  ежи,  летучие мыши,  перелётные,  дрозды,  дятлы.)

- Как же готовятся к зиме животные? (Ответы детей).

-Какие изменения происходят в жизни растений?

- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени?

- Почему в природе происходят изменения?

 

(Изменяется положение солнца на небе. В результате меняется количество тепла и света, которое получает земная поверхность. Наступает похолодание. На почве бывают заморозки. Выпадают осадки в виде дождя и мокрого снега. На водоемах появляется лед. Увядают травы. Исчезают насекомые. Птицы улетают в теплые края. Некоторые животные впадают в спячку.)

 

Индивидуальная (выборочно)  разгадывание кроссворда

- Какое слово получилось в выделенных клетках кроссворда?

-Случайно ли получилось слово урожай?

( Прикрепить на магнитную доску солнце, а лучи со словами прикрепляются после ответов учеников.

Лучи: 1- короче дни, 2- похолодание, 3-осадки, 4- листопад, 5-линька, 6- спячка, 7- грибы, 8- урожай)

3. Обобщение и переход к новой теме: Тема сегодняшнего урока связана с уборкой урожая.

- На какие вопросы мы сможем ответить на уроке, что нового узнаем?

Чему радуются и о чём грустят люди осенью?

- Как меняется настроение людей с приходом осени? (Осень – это праздник золота, света, красоты, но настроение грусти, уныния, ведь это красота прощальная).

                Дни поздней осени бранят обыкновенно,

                Но мне она мила, читатель дорогой,

                Красою тихою, блистающей смиренно.    

А.С.Пушкин любил в осени буквально всё. Он писал о ней: «И с каждой осенью я расцветаю вновь».

- Какое настроение передаёт П. И. Чайковский в пьесе «Октябрь. Осенняя печаль»?  Какое настроение у вас создалось?  (Печаль, тоска).  

- Какие заботы в садах, на огороде, в поле, в лесу, не оставляют людям времени, чтобы грустить?  (Убрать урожай,  провести работы по борьбе с вредителями, собрать плоды лекарственных растений.)                       

- Какая главная забота у людей осенью? (Слайд           )

Главная забота- закончить уборку урожая. Нельзя терять ни минуты, нужно управиться до дождей и холодов. Уборка началась еще летом: надо скосить и обмолотить зерновые культуры рожь, пшеницу, просо, и гречиху. (Слайды                )

Этим занимаются взрослые труженики села, а нам  школьникам, зачем об этом знать? Ответы детей, показ (слайда №      )

Продолжение работы в тетради. Зерновые культуры собирают в поле, а где еще собирают урожай?

Давайте откроем тетрадь на с. 17 и посмотрим задание № 12.

Посмотрите на эти дары природы и скажите, где люди собирают эти плоды?

Вывешиваются таблички на доску: поле, сад, огород, лес.

                       Урожай у нас хорош,

                       Уродился густо:

                       И морковка, и картошка,

                       Белая капуста,

                       Баклажаны синие,

                       Красный помидор…

Урожай каких ягод, плодов, трав там собирают люди? Найдите соответствия.

                    Лес – грибы, ягоды, орехи.

                    Сад – фрукты.

                    Болото – ягоды.

                    Луг – травы лечебные.

                    Поле – злаки, овощи.

        Более 160 видов плодово – ягодных  деревьев и кустарников растёт в лесах нашей Родины. Ежегодный урожай лесных ягод  в стране составляет 11, орехов 5 миллионов тонн, грибов 330 тысяч тонн. Даже в малоурожайные годы можно собрать  с 1 гектара 50 килограммов кедровых орехов. 10 – грибов, 60 – смородины, 100 – клюквы.

      - Начало осени считается грибной порой. Проверим ваши знания о грибах: назовите, какие грибы я показываю. (Демонстрация рисунков грибов).

     - Выберите правильный вариант ответа на вопрос: «Как нужно поступать в лесу с ядовитыми и старыми грибами?»

                А) затаптывать

                Б) срывать и выкидывать

                В) беречь

- Почему?

Но самый ценный, дорогой подарок людям от осени – это хлеб. Ведь недаром говорят, что хлеб всему голова.

Нелегко вырастить хлеб, но зато сколько радости, когда урожай собран.

                       Вот он – хлебушек душистый,

                      С хрусткой корочкой витой;

                      Вот он – тёплый, золотистый,

                      Словно солнцем налитой.

                      В каждый дом, на каждый стол

                     Он пожаловал – пришёл.

                     В нём – здоровье наше, сила;

                     В нём – чудесное тепло;

                     Сколько рук его растило,

                     Охраняло, берегло.

                     В нём  - земли родимой соки,

                     Солнца свет весёлый в нём…

                      Уплетай за обе щёки-

                     Вырастай богатырём.

- Как на Руси принято встречать дорогих гостей? ( хлебом с солью слайд № 15)

И называют: хлебушко – батюшка,  землица – матушка, кормилица.

 Хлеб, ребята, берегите!    

  Хлеб – народное добро.     

   Береги  всегда его!

Хлеб основа нашего питания. Наша с вами забота бережно относится к тому, что выращено заботливыми руками и непосильным трудом.

Работа с тетрадью

О хлебе и бережном отношении к нему сложено много русских пословиц.

- Какие же факторы влияли на выращивание урожая?

(Земля – кормилица, солнце, погода, заботливые руки земледельцев)

Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай.

Физкультминутка.

- Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Лето, осень».

((Учитель называет природные явления: если летние – хлопают мальчики, осенние – девочки) 

- Гроза, листопад,  грибной дождь, жара, радуга, короче дни, самый длинный день, похолодание, иней, роса на траве.

-Чем еще заняты люди осенью?

5. Работа с учебником. Откройте учебник на с.64 и прочитайте об это с 1 абзаца.

- Получив урожай, земледельцы сразу же заботятся об урожае следующего года. Найдите и прочитайте, в чём заключается работа?

(Подкармливают землю удобрениями, высевают озимые, высаживают саженцы деревьев и кустарников и заботятся о домашних животных и  т. д.)

Обобщающий вопрос по прочитанному материалу:

 Кто из вас занимался такими работами осенью?

Выполнение задания 14 – ТПО. С 18

Ответы на задание 14.

   1) Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

   2)  Где не сеют, там не жнут.

   3) У кого хлебушко, у того и счастье.

   4) Что ни колосок, то хлеба кусок.

   5) Сметану любить – корову кормить.

   6) Кто земле кланяется, того она и кормит.

- что объединяет эти пословицы –(это пословицы о труде)

V. Работа по учебнику

- Говорят: «Осень дарит людям то, что вырастило лето».

- А всем ли поровну достанутся подарки осени? (Рассуждения детей)

Осень щедра только к трудолюбивым людям.

По окончании осенних работ обычно устраивались праздники урожая. И в  Пензенской области эта традиция бережно сохраняется. Осенняя ярмарка и праздник обязательны и для нашего района – 1 ноября в нашем районе пройдет осенняя ярмарка. На осенних ярмарках всех нас радует обилие овощей, фруктов, ягод, орехов и т.д.

Об урожае волновались и наши предки. Тяжелы были летние и осенние работы. В старину эту пору называли страдой. Работали с раннего утра до позднего вечера, очень сильно уставали. Недаром слова страда и страдание однокоренные.

В июле начинались покосы. Заготавливали сено для животных. (Слайд    )

Выходили на луга очень рано. Поэтому и говорили: «Коси кос, пока роса. Роса долой, коса домой».

Главный инструмент коса изображен в учебнике на с. 67. Сейчас его пытаются заменить бензокосилками, триммерами, но все-таки она остается незаменимой. (Слайд     )

Каждый час страды был на счету. В августе начиналась уборка хлебов. (Слайд     ) Срезали колосья пшеницы и ржи серпами и вязали их в снопы.

Главными на уборке урожая были женщины-жницы. (Слайд             )

Вот одна из них держит в руке серп, главное свое орудие труда. (Показ серпа)

Чтобы работать таким инструментом, нужно обладать силой, ловкостью, выносливостью.

- И дети были помощниками в страду.(Слайд          ) Вы видите , как они несут обед родителям на поле. Сидели с младшими братьями и сестрами, управлялись дома.

-Современную уборку хлебов выполняют машины-комбайны, которые и косят и молотят хлеба.

-А в старину, просушенные снопы, обмолачивали цепами. (Слайд           ) Какой сноровкой нужно было обладать чтобы не получить травму.

-Первый сжатый сноп назывался «именинный». Его наряжали в сарафан, бусы, ленты и с песнями носили по селу.

-Посмотрите на картинку на с. 68 учебника.

-А вот последний ставили дома в «красный» угол под образа. Всю осень стоял сноп в углу. Зимой зерна из него давали домашним животным, чтобы не болели. А часть оставляли на весну и первыми бросали в свежую борозду. Вот такие обычаи и традиции были у наших предков.

Толкование незнакомых слов:

страда – летние работы земледельца;

жатва – сбор с нивы хлебов;

жито – всякий зерновой немолотый хлеб;

цеп – ручное орудие для молотьбы.

-И чтобы завершить наш разговор, давайте попробуем ответить на вопрос:

_Что изменилось в жизни сельских жителей, а что сохранилось по сравнению с давними временами? (Техника изменилась, но уважение к труду сельских тружеников, к земле сохранилось и должно сохраняться.)

     В дополнение можно рассказать еще об одном старинном обычае – праздновании « капустки », когда капусту солили всей деревней. Собирались все вместе. Женщины весело, с прибаутками да шутками, рубили, солили и складывали в бочку капусту. Мужчины опускали бочки в погреб. По окончании работ начиналось застолье, песни, пляски. Обязательно ели в этот день густую пшеничную кашу, чтобы следующий урожай был богатым.

      9. Итог урока.

                                 Нивы сжаты, рощи голы,

                            От воды туман и сырость.

                            Колесом за сини горы

                            Солнце тихое скатилось.

 

                           Дремлет взрытая дорога.

                           Ей сегодня примечталось,

                           Что совсем – совсем немного

                           Ждать зимы седой осталось….                 С. Есенин

 

Рефлексия

     У вас на столе листочки: оранжевый, желтый – мне урок понравился, зелёный понравился, но остались вопросы. Прикрепите свои листочки к дереву. У нас получилось дерево знаний – чем больше листочков, тем больше знаний. А как их увеличить, пополнить? (энциклопедии, книги, ресурсы Интернет…)

     Домашнее задание  :  рабочая тетрадь ( задания 37, 39, 40). Подготовиться к обобщающему уроку по вопросам (с. 58). Учебник (с, 52 – 58), дополнительный материал (с, 131, 132).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осенние заботы наших предков

Осенние заботы наших предков

Осенние заботы наших предков

Осенние заботы наших предков

Осенние заботы наших предков

Осенние заботы наших предков

Осенние заботы наших предков

Осенние заботы наших предков

Осенние заботы наших предков

Осенние заботы наших предков

Осенние заботы наших предков

Осенние заботы наших предков

Осенние заботы наших предков

Осенние заботы наших предков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020