Урок окружающего мира УМК «Гармония» 3 класс.
Тема: « Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков».
Цели и задачи:
обобщить и систематизировать знания об осенних изменениях в живой и неживой природе;
сформировать представление об осенних работах людей сегодня и в старину;
продолжить развивать умение работать с учебником;
развивать мышление и речь; воспитывать уважительное отношение к хлебу и крестьянскому труду.
Оборудование:
учебник «Окружающий мир» для 3 класса, авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин
рабочая тетрадь №1 к учебнику; овощи и фрукты; колосья пшеницы, наряженные под « именинный» сноп;
серп; кроссворд;
презентация к уроку
Ход урока.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Сегодня пасмурная погода, но если мы с вами хорошо поработаем, то к концу урока обязательно засверкает солнышко, если не за окном, то у нас в классе. Пожелаем друг другу удачи!
2. Введение в тему. Чтение стихотворения
Золотые тихие рощи и сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
И невидно радуги,
И не слышен гром,
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днем…
- Когда это бывает? (осенью)
3. Проверка домашнего задания.
Фронтальная работа (ТПО, задание 11, с.16).
Чтение сказки. (Ответ на задание 11: Порядок вставки пропущенных слов: белки, лисицы, зайцы, ежи, летучие мыши, перелётные, дрозды, дятлы.)
- Как же готовятся к зиме животные? (Ответы детей).
-Какие изменения происходят в жизни растений?
- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени?
- Почему в природе происходят изменения?
(Изменяется положение солнца на небе. В результате меняется количество тепла и света, которое получает земная поверхность. Наступает похолодание. На почве бывают заморозки. Выпадают осадки в виде дождя и мокрого снега. На водоемах появляется лед. Увядают травы. Исчезают насекомые. Птицы улетают в теплые края. Некоторые животные впадают в спячку.)
Индивидуальная (выборочно) разгадывание кроссворда
- Какое слово получилось в выделенных клетках кроссворда?
-Случайно ли получилось слово урожай?
( Прикрепить на магнитную доску солнце, а лучи со словами прикрепляются после ответов учеников.
Лучи: 1- короче дни, 2- похолодание, 3-осадки, 4- листопад, 5-линька, 6- спячка, 7- грибы, 8- урожай)
3. Обобщение и переход к новой теме: Тема сегодняшнего урока связана с уборкой урожая.
- На какие вопросы мы сможем ответить на уроке, что нового узнаем?
Чему радуются и о чём грустят люди осенью?
- Как меняется настроение людей с приходом осени? (Осень – это праздник золота, света, красоты, но настроение грусти, уныния, ведь это красота прощальная).
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
А.С.Пушкин любил в осени буквально всё. Он писал о ней: «И с каждой осенью я расцветаю вновь».
- Какое настроение передаёт П. И. Чайковский в пьесе «Октябрь. Осенняя печаль»? Какое настроение у вас создалось? (Печаль, тоска).
- Какие заботы в садах, на огороде, в поле, в лесу, не оставляют людям времени, чтобы грустить? (Убрать урожай, провести работы по борьбе с вредителями, собрать плоды лекарственных растений.)
- Какая главная забота у людей осенью? (Слайд )
Главная забота- закончить уборку урожая. Нельзя терять ни минуты, нужно управиться до дождей и холодов. Уборка началась еще летом: надо скосить и обмолотить зерновые культуры рожь, пшеницу, просо, и гречиху. (Слайды )
Этим занимаются взрослые труженики села, а нам школьникам, зачем об этом знать? Ответы детей, показ (слайда № )
Продолжение работы в тетради. Зерновые культуры собирают в поле, а где еще собирают урожай?
Давайте откроем тетрадь на с. 17 и посмотрим задание № 12.
Посмотрите на эти дары природы и скажите, где люди собирают эти плоды?
Вывешиваются таблички на доску: поле, сад, огород, лес.
Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор…
Урожай каких ягод, плодов, трав там собирают люди? Найдите соответствия.
Лес – грибы, ягоды, орехи.
Сад – фрукты.
Болото – ягоды.
Луг – травы лечебные.
Поле – злаки, овощи.
Более 160 видов плодово – ягодных деревьев и кустарников растёт в лесах нашей Родины. Ежегодный урожай лесных ягод в стране составляет 11, орехов 5 миллионов тонн, грибов 330 тысяч тонн. Даже в малоурожайные годы можно собрать с 1 гектара 50 килограммов кедровых орехов. 10 – грибов, 60 – смородины, 100 – клюквы.
- Начало осени считается грибной порой. Проверим ваши знания о грибах: назовите, какие грибы я показываю. (Демонстрация рисунков грибов).
- Выберите правильный вариант ответа на вопрос: «Как нужно поступать в лесу с ядовитыми и старыми грибами?»
А) затаптывать
Б) срывать и выкидывать
В) беречь
- Почему?
Но самый ценный, дорогой подарок людям от осени – это хлеб. Ведь недаром говорят, что хлеб всему голова.
Нелегко вырастить хлеб, но зато сколько радости, когда урожай собран.
Вот он – хлебушек душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришёл.
В нём – здоровье наше, сила;
В нём – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём - земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки-
Вырастай богатырём.
- Как на Руси принято встречать дорогих гостей? ( хлебом с солью слайд № 15)
И называют: хлебушко – батюшка, землица – матушка, кормилица.
Хлеб, ребята, берегите!
Хлеб – народное добро.
Береги всегда его!
Хлеб основа нашего питания. Наша с вами забота бережно относится к тому, что выращено заботливыми руками и непосильным трудом.
Работа с тетрадью
О хлебе и бережном отношении к нему сложено много русских пословиц.
- Какие же факторы влияли на выращивание урожая?
(Земля – кормилица, солнце, погода, заботливые руки земледельцев)
Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай.
Физкультминутка.
- Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Лето, осень».
((Учитель называет природные явления: если летние – хлопают мальчики, осенние – девочки)
- Гроза, листопад, грибной дождь, жара, радуга, короче дни, самый длинный день, похолодание, иней, роса на траве.
-Чем еще заняты люди осенью?
5. Работа с учебником. Откройте учебник на с.64 и прочитайте об это с 1 абзаца.
- Получив урожай, земледельцы сразу же заботятся об урожае следующего года. Найдите и прочитайте, в чём заключается работа?
(Подкармливают землю удобрениями, высевают озимые, высаживают саженцы деревьев и кустарников и заботятся о домашних животных и т. д.)
Обобщающий вопрос по прочитанному материалу:
Кто из вас занимался такими работами осенью?
Выполнение задания 14 – ТПО. С 18
Ответы на задание 14.
1) Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
2) Где не сеют, там не жнут.
3) У кого хлебушко, у того и счастье.
4) Что ни колосок, то хлеба кусок.
5) Сметану любить – корову кормить.
6) Кто земле кланяется, того она и кормит.
- что объединяет эти пословицы –(это пословицы о труде)
V. Работа по учебнику
- Говорят: «Осень дарит людям то, что вырастило лето».
- А всем ли поровну достанутся подарки осени? (Рассуждения детей)
Осень щедра только к трудолюбивым людям.
По окончании осенних работ обычно устраивались праздники урожая. И в Пензенской области эта традиция бережно сохраняется. Осенняя ярмарка и праздник обязательны и для нашего района – 1 ноября в нашем районе пройдет осенняя ярмарка. На осенних ярмарках всех нас радует обилие овощей, фруктов, ягод, орехов и т.д.
Об урожае волновались и наши предки. Тяжелы были летние и осенние работы. В старину эту пору называли страдой. Работали с раннего утра до позднего вечера, очень сильно уставали. Недаром слова страда и страдание однокоренные.
В июле начинались покосы. Заготавливали сено для животных. (Слайд )
Выходили на луга очень рано. Поэтому и говорили: «Коси кос, пока роса. Роса долой, коса домой».
Главный инструмент коса изображен в учебнике на с. 67. Сейчас его пытаются заменить бензокосилками, триммерами, но все-таки она остается незаменимой. (Слайд )
Каждый час страды был на счету. В августе начиналась уборка хлебов. (Слайд ) Срезали колосья пшеницы и ржи серпами и вязали их в снопы.
Главными на уборке урожая были женщины-жницы. (Слайд )
Вот одна из них держит в руке серп, главное свое орудие труда. (Показ серпа)
Чтобы работать таким инструментом, нужно обладать силой, ловкостью, выносливостью.
- И дети были помощниками в страду.(Слайд ) Вы видите , как они несут обед родителям на поле. Сидели с младшими братьями и сестрами, управлялись дома.
-Современную уборку хлебов выполняют машины-комбайны, которые и косят и молотят хлеба.
-А в старину, просушенные снопы, обмолачивали цепами. (Слайд ) Какой сноровкой нужно было обладать чтобы не получить травму.
-Первый сжатый сноп назывался «именинный». Его наряжали в сарафан, бусы, ленты и с песнями носили по селу.
-Посмотрите на картинку на с. 68 учебника.
-А вот последний ставили дома в «красный» угол под образа. Всю осень стоял сноп в углу. Зимой зерна из него давали домашним животным, чтобы не болели. А часть оставляли на весну и первыми бросали в свежую борозду. Вот такие обычаи и традиции были у наших предков.
Толкование незнакомых слов:
страда – летние работы земледельца;
жатва – сбор с нивы хлебов;
жито – всякий зерновой немолотый хлеб;
цеп – ручное орудие для молотьбы.
-И чтобы завершить наш разговор, давайте попробуем ответить на вопрос:
_Что изменилось в жизни сельских жителей, а что сохранилось по сравнению с давними временами? (Техника изменилась, но уважение к труду сельских тружеников, к земле сохранилось и должно сохраняться.)
В дополнение можно рассказать еще об одном старинном обычае – праздновании « капустки », когда капусту солили всей деревней. Собирались все вместе. Женщины весело, с прибаутками да шутками, рубили, солили и складывали в бочку капусту. Мужчины опускали бочки в погреб. По окончании работ начиналось застолье, песни, пляски. Обязательно ели в этот день густую пшеничную кашу, чтобы следующий урожай был богатым.
9. Итог урока.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем – совсем немного
Ждать зимы седой осталось…. С. Есенин
Рефлексия
У вас на столе листочки: оранжевый, желтый – мне урок понравился, зелёный понравился, но остались вопросы. Прикрепите свои листочки к дереву. У нас получилось дерево знаний – чем больше листочков, тем больше знаний. А как их увеличить, пополнить? (энциклопедии, книги, ресурсы Интернет…)
Домашнее задание : рабочая тетрадь ( задания 37, 39, 40). Подготовиться к обобщающему уроку по вопросам (с. 58). Учебник (с, 52 – 58), дополнительный материал (с, 131, 132).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.