Осенние заботы наших предков

  • docx
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок осень в жизни наших предков.docx

Урок окружающего мира УМК «Гармония» 3 класс.

Тема: « Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков».

Цели и задачи:

обобщить и систематизировать знания об осенних изменениях в живой и неживой природе;

сформировать представление об осенних работах людей сегодня и в старину;

продолжить развивать умение работать с учебником;

развивать мышление и речь; воспитывать уважительное отношение к хлебу и крестьянскому труду.

Оборудование:

учебник «Окружающий мир» для 3 класса, авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин

рабочая тетрадь №1 к учебнику; овощи и фрукты; колосья пшеницы, наряженные под « именинный» сноп;

серп; кроссворд;

презентация к уроку

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Сегодня пасмурная погода, но если мы с вами хорошо поработаем, то к концу урока обязательно засверкает солнышко, если не за окном, то у нас в классе. Пожелаем друг другу удачи!

2. Введение в тему.  Чтение стихотворения

Золотые тихие рощи и сады,  

Нивы урожайные, спелые плоды.                                     

 И невидно радуги,                   

 И не слышен гром,             

 Спать ложится солнышко    

   Раньше с каждым днем…

- Когда это бывает? (осенью)

3. Проверка домашнего задания.

Фронтальная работа (ТПО, задание 11, с.16).

Чтение сказки.    (Ответ на задание 11:   Порядок вставки пропущенных слов:  белки,  лисицы, зайцы,  ежи,  летучие мыши,  перелётные,  дрозды,  дятлы.)

- Как же готовятся к зиме животные? (Ответы детей).

-Какие изменения происходят в жизни растений?

- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени?

- Почему в природе происходят изменения?

 

(Изменяется положение солнца на небе. В результате меняется количество тепла и света, которое получает земная поверхность. Наступает похолодание. На почве бывают заморозки. Выпадают осадки в виде дождя и мокрого снега. На водоемах появляется лед. Увядают травы. Исчезают насекомые. Птицы улетают в теплые края. Некоторые животные впадают в спячку.)

 

Индивидуальная (выборочно)  разгадывание кроссворда

- Какое слово получилось в выделенных клетках кроссворда?

-Случайно ли получилось слово урожай?

( Прикрепить на магнитную доску солнце, а лучи со словами прикрепляются после ответов учеников.

Лучи: 1- короче дни, 2- похолодание, 3-осадки, 4- листопад, 5-линька, 6- спячка, 7- грибы, 8- урожай)

3. Обобщение и переход к новой теме: Тема сегодняшнего урока связана с уборкой урожая.

- На какие вопросы мы сможем ответить на уроке, что нового узнаем?

Чему радуются и о чём грустят люди осенью?

- Как меняется настроение людей с приходом осени? (Осень – это праздник золота, света, красоты, но настроение грусти, уныния, ведь это красота прощальная).

                Дни поздней осени бранят обыкновенно,

                Но мне она мила, читатель дорогой,

                Красою тихою, блистающей смиренно.    

А.С.Пушкин любил в осени буквально всё. Он писал о ней: «И с каждой осенью я расцветаю вновь».

- Какое настроение передаёт П. И. Чайковский в пьесе «Октябрь. Осенняя печаль»?  Какое настроение у вас создалось?  (Печаль, тоска).  

- Какие заботы в садах, на огороде, в поле, в лесу, не оставляют людям времени, чтобы грустить?  (Убрать урожай,  провести работы по борьбе с вредителями, собрать плоды лекарственных растений.)                       

- Какая главная забота у людей осенью? (Слайд           )

Главная забота- закончить уборку урожая. Нельзя терять ни минуты, нужно управиться до дождей и холодов. Уборка началась еще летом: надо скосить и обмолотить зерновые культуры рожь, пшеницу, просо, и гречиху. (Слайды                )

Этим занимаются взрослые труженики села, а нам  школьникам, зачем об этом знать? Ответы детей, показ (слайда №      )

Продолжение работы в тетради. Зерновые культуры собирают в поле, а где еще собирают урожай?

Давайте откроем тетрадь на с. 17 и посмотрим задание № 12.

Посмотрите на эти дары природы и скажите, где люди собирают эти плоды?

Вывешиваются таблички на доску: поле, сад, огород, лес.

                       Урожай у нас хорош,

                       Уродился густо:

                       И морковка, и картошка,

                       Белая капуста,

                       Баклажаны синие,

                       Красный помидор…

Урожай каких ягод, плодов, трав там собирают люди? Найдите соответствия.

                    Лес – грибы, ягоды, орехи.

                    Сад – фрукты.

                    Болото – ягоды.

                    Луг – травы лечебные.

                    Поле – злаки, овощи.

        Более 160 видов плодово – ягодных  деревьев и кустарников растёт в лесах нашей Родины. Ежегодный урожай лесных ягод  в стране составляет 11, орехов 5 миллионов тонн, грибов 330 тысяч тонн. Даже в малоурожайные годы можно собрать  с 1 гектара 50 килограммов кедровых орехов. 10 – грибов, 60 – смородины, 100 – клюквы.

      - Начало осени считается грибной порой. Проверим ваши знания о грибах: назовите, какие грибы я показываю. (Демонстрация рисунков грибов).

     - Выберите правильный вариант ответа на вопрос: «Как нужно поступать в лесу с ядовитыми и старыми грибами?»

                А) затаптывать

                Б) срывать и выкидывать

                В) беречь

- Почему?

Но самый ценный, дорогой подарок людям от осени – это хлеб. Ведь недаром говорят, что хлеб всему голова.

Нелегко вырастить хлеб, но зато сколько радости, когда урожай собран.

                       Вот он – хлебушек душистый,

                      С хрусткой корочкой витой;

                      Вот он – тёплый, золотистый,

                      Словно солнцем налитой.

                      В каждый дом, на каждый стол

                     Он пожаловал – пришёл.

                     В нём – здоровье наше, сила;

                     В нём – чудесное тепло;

                     Сколько рук его растило,

                     Охраняло, берегло.

                     В нём  - земли родимой соки,

                     Солнца свет весёлый в нём…

                      Уплетай за обе щёки-

                     Вырастай богатырём.

- Как на Руси принято встречать дорогих гостей? ( хлебом с солью слайд № 15)

И называют: хлебушко – батюшка,  землица – матушка, кормилица.

 Хлеб, ребята, берегите!    

  Хлеб – народное добро.     

   Береги  всегда его!

Хлеб основа нашего питания. Наша с вами забота бережно относится к тому, что выращено заботливыми руками и непосильным трудом.

Работа с тетрадью

О хлебе и бережном отношении к нему сложено много русских пословиц.

- Какие же факторы влияли на выращивание урожая?

(Земля – кормилица, солнце, погода, заботливые руки земледельцев)

Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай.

Физкультминутка.

- Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Лето, осень».

((Учитель называет природные явления: если летние – хлопают мальчики, осенние – девочки) 

- Гроза, листопад,  грибной дождь, жара, радуга, короче дни, самый длинный день, похолодание, иней, роса на траве.

-Чем еще заняты люди осенью?

5. Работа с учебником. Откройте учебник на с.64 и прочитайте об это с 1 абзаца.

- Получив урожай, земледельцы сразу же заботятся об урожае следующего года. Найдите и прочитайте, в чём заключается работа?

(Подкармливают землю удобрениями, высевают озимые, высаживают саженцы деревьев и кустарников и заботятся о домашних животных и  т. д.)

Обобщающий вопрос по прочитанному материалу:

 Кто из вас занимался такими работами осенью?

Выполнение задания 14 – ТПО. С 18

Ответы на задание 14.

   1) Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

   2)  Где не сеют, там не жнут.

   3) У кого хлебушко, у того и счастье.

   4) Что ни колосок, то хлеба кусок.

   5) Сметану любить – корову кормить.

   6) Кто земле кланяется, того она и кормит.

- что объединяет эти пословицы –(это пословицы о труде)

V. Работа по учебнику

- Говорят: «Осень дарит людям то, что вырастило лето».

- А всем ли поровну достанутся подарки осени? (Рассуждения детей)

Осень щедра только к трудолюбивым людям.

По окончании осенних работ обычно устраивались праздники урожая. И в  Пензенской области эта традиция бережно сохраняется. Осенняя ярмарка и праздник обязательны и для нашего района – 1 ноября в нашем районе пройдет осенняя ярмарка. На осенних ярмарках всех нас радует обилие овощей, фруктов, ягод, орехов и т.д.

Об урожае волновались и наши предки. Тяжелы были летние и осенние работы. В старину эту пору называли страдой. Работали с раннего утра до позднего вечера, очень сильно уставали. Недаром слова страда и страдание однокоренные.

В июле начинались покосы. Заготавливали сено для животных. (Слайд    )

Выходили на луга очень рано. Поэтому и говорили: «Коси кос, пока роса. Роса долой, коса домой».

Главный инструмент коса изображен в учебнике на с. 67. Сейчас его пытаются заменить бензокосилками, триммерами, но все-таки она остается незаменимой. (Слайд     )

Каждый час страды был на счету. В августе начиналась уборка хлебов. (Слайд     ) Срезали колосья пшеницы и ржи серпами и вязали их в снопы.

Главными на уборке урожая были женщины-жницы. (Слайд             )

Вот одна из них держит в руке серп, главное свое орудие труда. (Показ серпа)

Чтобы работать таким инструментом, нужно обладать силой, ловкостью, выносливостью.

- И дети были помощниками в страду.(Слайд          ) Вы видите , как они несут обед родителям на поле. Сидели с младшими братьями и сестрами, управлялись дома.

-Современную уборку хлебов выполняют машины-комбайны, которые и косят и молотят хлеба.

-А в старину, просушенные снопы, обмолачивали цепами. (Слайд           ) Какой сноровкой нужно было обладать чтобы не получить травму.

-Первый сжатый сноп назывался «именинный». Его наряжали в сарафан, бусы, ленты и с песнями носили по селу.

-Посмотрите на картинку на с. 68 учебника.

-А вот последний ставили дома в «красный» угол под образа. Всю осень стоял сноп в углу. Зимой зерна из него давали домашним животным, чтобы не болели. А часть оставляли на весну и первыми бросали в свежую борозду. Вот такие обычаи и традиции были у наших предков.

Толкование незнакомых слов:

страда – летние работы земледельца;

жатва – сбор с нивы хлебов;

жито – всякий зерновой немолотый хлеб;

цеп – ручное орудие для молотьбы.

-И чтобы завершить наш разговор, давайте попробуем ответить на вопрос:

_Что изменилось в жизни сельских жителей, а что сохранилось по сравнению с давними временами? (Техника изменилась, но уважение к труду сельских тружеников, к земле сохранилось и должно сохраняться.)

     В дополнение можно рассказать еще об одном старинном обычае – праздновании « капустки », когда капусту солили всей деревней. Собирались все вместе. Женщины весело, с прибаутками да шутками, рубили, солили и складывали в бочку капусту. Мужчины опускали бочки в погреб. По окончании работ начиналось застолье, песни, пляски. Обязательно ели в этот день густую пшеничную кашу, чтобы следующий урожай был богатым.

      9. Итог урока.

                                 Нивы сжаты, рощи голы,

                            От воды туман и сырость.

                            Колесом за сини горы

                            Солнце тихое скатилось.

 

                           Дремлет взрытая дорога.

                           Ей сегодня примечталось,

                           Что совсем – совсем немного

                           Ждать зимы седой осталось….                 С. Есенин

 

Рефлексия

     У вас на столе листочки: оранжевый, желтый – мне урок понравился, зелёный понравился, но остались вопросы. Прикрепите свои листочки к дереву. У нас получилось дерево знаний – чем больше листочков, тем больше знаний. А как их увеличить, пополнить? (энциклопедии, книги, ресурсы Интернет…)

     Домашнее задание  :  рабочая тетрадь ( задания 37, 39, 40). Подготовиться к обобщающему уроку по вопросам (с. 58). Учебник (с, 52 – 58), дополнительный материал (с, 131, 132).