Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе по теме «Осенний пейзаж».
Интеграция: познание, художественное творчество.
Виды детской деятельности: познавательно-коммуникативная, продуктивная.
Цель:
- вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.
Задачи:
Художественное творчество:
- совершенствовать технику рисования акварельными красками и гуашью;
- продолжать учить детей рисовать пейзаж;
- учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о природе, обычными изобразительными средствами.
Познание:
-Расширить знания детей о жанрах живописи ;
-развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности;
- показать детям связь между разными видами искусства.
Материал: листы бумаги, акварельные краски, кисточки, баночки для воды, подставки для кисточек, салфетки.
Оборудование и пособия: репродукции картин: пейзажи осени, музыкальная композиция.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, знакомящих детей с разными жанрами живописи. Рассматривание осенних деревьев.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в картинную галерею. Как вы думаете, что мы с вами сможем там увидеть? (ответы детей). Конечно же картины разных известных художников.
-Ну вот мы с вами и на месте. В картинной галерее нам проведут экскурсию опытные экскурсоводы. Они нам покажут картины известных художников разных жанров, и расскажут о них. А сейчас для вас загадка:
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Ребенок – экскурсовод: - Мы с вами находимся в зале, где представлены
пейзажи разных художников.
Воспитатель: -Ребята, давайте вспомним, что же такое пейзаж? (ответы
детей). Да, это картины, на которых изображена природа. Итак, слово
нашему первому экскурсоводу.
Ребенок-экскурсовод: - Перед вами картина известного русского художника
Алексея Саврасова «Грачи прилетели». На картине изображена ранняя весна.
Следующая картина – Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». На картине
изображен лес и семейство медведей.
Воспитатель: Итак, ребята, к какому жанру живописи принадлежат эти
картины? (пейзаж). Правильно, молодцы. А сейчас нас ждут в следующем зале. Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт. Там представлены натюрморты. Что такое натюрморт? (это изображения каких либо предметов).
Экскурсовод-ребенок: - Перед вами «Натюрморт» Геннадия Кириченко. На нем изображены фрукты, ягоды, цветы на столе. Следующий натюрморт Исаака Левитана «Одуванчики». На своей картине художник изобразил одуванчики в вазе.
Воспитатель: -Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет. А сейчас мы отправимся в зал портретов.
Экскурсовод-ребенок: Перед вами картина «Девочка с персиками» Валентина Серова. Следующая картина Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка».
Воспитатель: - Ребята, почему эти картины называют портретами? (потому что на них изображены люди). Спасибо нашим экскурсоводам. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Перед вами четыре картины, найдите лишнюю картину и объясните почему? (в первом варианте лишняя картина – натюрморт, все остальные пейзажи, во втором варианте – лишний портрет, все остальное натюрморты, и в третьем варианте – лишний пейзаж, все остальное портреты).
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины
Листики клёна, листья осины
Листики дуба мы соберём
Маме осенний букет отнесём.
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями и сейчас я вас приглашаю в студию художника на мастер класс, где нас ждет настоящий художник, который научит нас рисовать осенний пейзаж.
Дети переходят в другой зал, где на столах все приготовлено для рисования. Детей встречает художник (переодетый ребенок).
Художник: - Здравствуйте, ребята, сегодня мы вместе с вами нарисуем осенний пейзаж.
Воспитатель: - Ребята, а какой, по- вашему, самый красивый период осени? (золотая). Почему вы так думаете.(ответы детей).
Художник:
Как обидно.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!..
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!..
И. Михайлова
- Посмотрите, на пейзаж. Обратите внимание, что на картине выделена линия горизонта. На заднем плане, вдалеке осенний лес. На переднем плане – березы, ель, кусты, дорога, убегающая вдаль.
Воспитатель: сейчас мы с вами немного отдохнем. Гимнастика для глаз «Осенний лес»
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами)
Слева – сосны, справа – дуб. (Дети смотрят влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук. (Дети смотрят вверх – вниз)
Глазки ты закрой – открой. (Закрывают глаза)
И скорей бегом домой! - А сейчас, ребята, наш художник предлагает вам нарисовать свою золотую осень. На ваших столах листы бумаги, на которых выделена линия горизонта. Подумайте и изобразите на своих рисунках осенний лес в период золотой осени. Не забывайте о том, что на линии горизонта мы все изображаем небольшим, а то, что находится ближе к нам крупным.
Дети рисуют под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь.»
Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас устроим выставку ваших работ. Посмотрите и скажите, какая работа понравилась вам больше и почему.
Все молодцы, справились с заданием и сейчас нам с вами можно отправляться обратно в детский сад.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.