Ошибки в построении общения педагогов с детьми

  • Памятки
  • doc
  • 01.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Все вы знакомы со стилями педагогической деятельности А.К. Марковой: авторитарный, демократический и либерально- попустительский. Я бы хотела предложить послушать типологию американского психотерапевта В. Сатир. На формирование межличностных отношений « воспитатель- ребенок» большое внимание оказывает позиция самого взрослого человека. Основной ошибкой педагогов является то, что они по роду своей деятельности, считают себя выше воспитанников, то есть выбирают позицию « на пьедестале». Существуют разные «пьедесталы». И часто педагог даже не догадывается о том, что занимает именно эту позицию.
Иконка файла материала Ошибки в построении общения педагогов с детьми.doc
Тема: «Ошибки в  построении общения  педагогов с детьми». Все   вы   знакомы     со   стилями   педагогической   деятельности   А.К.   Марковой: авторитарный,   демократический   и   либерально­   попустительский.   Я   бы   хотела предложить  послушать типологию американского психотерапевта В. Сатир.   На формирование межличностных отношений « воспитатель­ ребенок» большое внимание оказывает позиция самого взрослого человека.  Основной     ошибкой   педагогов     является     то,   что   они   по   роду     своей деятельности,   считают   себя   выше   воспитанников,   то   есть   выбирают позицию « на пьедестале».   Существуют разные «пьедесталы».  И часто   педагог даже не догадывается о том, что  занимает именно эту позицию. Вот как определила В. Сатир типы позиции « На пьедестале»: 1. « Воспитатель – начальник». Его   «пьедестал» ­ это власть. От воспитанников  он требует прежде всего послушания. Он постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он   хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих воспитанников и умело использует эти знания для  поддержки своего авторитета.   Он   считает,   что   может   иметь   по   любому   поводу   свою,   единственно «правильную» точку зрения. Результаты   такого   стиля   поведения:   конфликты,   обиды,   «бунт»   детей, отсутствие искренности во взаимоотношениях педагога и детей. 2. « Воспитатель – компьютер».  Его пьедестал – компетентность. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное – компетентность и если ею, кто­то обладает то это – он сам. Его речь   богата  безличными   предложениями  («  Все  знают,  что….». «Говорят……», « Есть   мнение……»,   «Хорошо   известно,   что….»),   а   местоимений   первого   лица практически не содержит. Это «закрытый», «холодный»  педагог. Результат такого стиля поведения: снижение  у воспитанников уверенности в себе, отсутствие у них положительных эмоций. 3. « Воспитатель – мученик»Его пьедестал – бесконфликтность. От детей он ожидает  послушания. Он хочет только служить другим. Больше всего он боиться конфликтов. Он идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиции миротворца. Он испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути он всегда избегает  душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его   позиция   пагубна   для   детей:     одних   она   провоцирует   на   манипуляцию взрослым, у других формирует страх возникновения проблем ( проблемы ребенка так расстраивают воспитателя, что когда у ребенка что­то случается, он  чувствует себя не в праве сказать об этом взрослому и  испытывает чувство вины). 4. «Воспитатель – приятель». Его пьедестал – популярность. От детей он  требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда и все  готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой  педагог ведет  себя беззаботно и по сути равнодушно к детям и их проблемам. Результат такого поведения взрослого – отсутствие у детей чувства  ответственности. Это все разновидности позиции «На пьедестале» Возможно, что  в поведение конкретного педагога они смешаны, и в  разных   ситуациях он ведет себя по разному. Теперь обратимся к другой позиции – Партнерской. Такая позиция означает отсутствие  вообще какого­ либо пьедестала. Педагоги  – партнеры   «ощущают»   себя   лидерами   –   вдохновителями,   а   не   авторитарными руководителями.   Свою   задачу   они   видят   в   том,  чтобы   научить   детей   оставаться людьми   в   любой   жизненной   ситуации.   Они   готовы   сообщать   детям   негативные оценки, также как и позитивные, они готовы огорчаться гневаться, расстраиваться так же, как и веселится и радоваться. Их поведение   не расходится со словами и делом. В построении общения с детьми давайте стремится к партнерской  позиции, что так необходимо ребенку для развития полноценной, гармонично развитой личности.Л.М.Митиной,     в   результате   экспериментальной   работы   с   учителями   был составлен   значительный   список   личностных   свойств   учителя,   педагога. Вежливость,   выдержка   и   самообладание,   гибкость   поведения, добросовестность,   доброжелательность,   идейная   убежденность, инициативность,   искренность,   настойчивость,   организованность, принципиальность,   самостоятельность,   самокритичность,   скромность, справедливость,   сообразительность,   смелость,   стремление   к самосовершенствованию,   тактичность,   чувство   нового,   чувство   собственного достоинства,   чуткость,   эмоциональность.  Этот     общий   перечень   свойств составляет   психологический   портрет   идеального   педагога.   Стержнем   его,   его серцевиной   является   собственно   личностные   качества   –   направленность,   уровень притязаний, самооценка, образ «Я». Ряд  исследований  (Я.Л.. Коломенский, Н.В.  Кузьмина)  выделяют   личностные   приводящих   к   непродуктивному   педагогическому качества   педагога, взаимодействию:  раздражительность,   противоречие   между   словом   и   делом, вспыльчивость,   прямолинейность,   торопливость,   резкость,   обостренное самолюбие, самоуверенность, упрямство, нерешительность, отсутствие чувства юмора,   обидчивость,   сухость,   медлительность,     неорганизованность.  К   ним необходимо     добавить   отсутствие   жизнерадостности,   оптимизма.   А.С.Макаренко считал,   что   эффективно   взаимодействовать   с   другими   может   только   счастливый человек:»   Нельзя быть несчастным. Наша этика требует от нас, чтобы мы были счастливыми   людьми…».   Таким   образом,   педагог   как   субъект   педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных собственно   субъективных   качеств,   адекватность   которых   требованиям   профессии обеспечивает эффективность его труда. То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь. Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать. Дети, враждою воспитанные, знают, как наказать. Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость.Много и часто стыдимые – с виною своей неразлучны. Те, кто воспитан терпимостью, постигает науку терпения. Воспитанные  ободряющим словом, умеют верить в себя. Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее. А воспитание справедливостью учит детей доверию. Дети, воспитанные одобрением, живут с собой в ладу. Одаренные дружбой, душевным теплом – находят в мире любовь.                                                                       С. Фельдман « Чего достигают дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и  ненадежно»                                                                              Януш Корчак «Идеальное воспитание то, которого и не видно, и не слышно!»                                                                                             Народная мудрость « Вся сила растения – в семени, поэтому, что заложено в семени, то и есть в  растении…. Главное обережение рода человеческого – в колыбели…»                                                                         Я. М. Каменский