Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности и индивидуализации.
Оценка 4.8

Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности и индивидуализации.

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
24.11.2019
Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности и индивидуализации.
Этот материал буден полезен педагогам старших и подготовительных групп.
вариант1.docx

Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности и индивидуализации.

 

Проблема толерантного воспитания подрастающего поколения сегодня особенно актуальна. В нашем городе проживают люди разных национальностей, их дети посещают детские сады. Поэтому в одной группе соседствуют разные мировоззрения, разные культурные традиции, разные языки. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.

 Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к людям с ОВЗ
  • Религиозная толерантность

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение - это место, где обучаются и воспитываются дети, принадлежащие к разным культурам и говорящие на разных родных языках. Применяя на практике требования ФГОС, следует моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников (ОВЗ), учитывая индивидуальные особенности детей. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, художественное творчество, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Организуя предметно — развивающую среду в группе необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка. Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.

1. С/р игры (атрибуты) позволяют реализовать толерантность по гендерному принципу. Это даёт возможность девочкам и мальчикам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В группах предоставляются уголки для девочек (парикмахерская, предметы женской одежды) и мальчиков (разнообразные технические игрушки). В группах следует использовать полки с разнообразными игрушками как для девочек, так и для мальчиков.

2. П/игры разных народов

 Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, ловкости, желание обладать силой, проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, любви к Родине. Неизгладимое впечатление даёт детям знакомство с особенностями жизни народов других национальностей.

Заинтересовавшись народными играми, дети нашей группы стали проявлять интерес к самому народу, его быту, искусству, национальным обычаям, фольклору.

3. Н/печ игры

Настольные игры достаточно сильно зависят от того, в какой местности они были изобретены. Многие из них изначально служили особым целям — иногда религиозным, иногда прикладным, поэтому они обладают глубоким символизмом и несут в себе черты характера представителей тех, кто их придумал.

С африканской культурой ребенок может познакомиться благодаря играм из семейства «манкала». Они тесно связаны с аграрными традициями региона, эту игру часто связывают с надеждами на хороший урожай. Несмотря на то, что целью «манкалы» является захват как можно большего числа камней противника, правила не поощряют возникновения «голода» - ситуации, когда у соперника не остается своих камней. Так что эта игра поможет еще и в укреплении этических норм у ребенка.

Америку лучше всего будут характеризовать Монополия. Эта игра отлично передает дух предпринимательства, склонность к накоплению капитала, уважение к нему, которые так свойственны североамериканцам. А Твистер расскажет о близком и непринужденном общении, открытости представителей данного региона.

Приоткрыть дверку в арабский мир поможет игра Марракеш. Яркость красок, шум коврового рынка, высокая эмоциональность — все это малыш сможет почувствовать на себе. Или, напротив, можно научить ребенка играть в нарды — они покажут другую сторону этого мира: неспешные разговоры за чашкой чая, маленькие хитрости, выбор тактики, которая принесет положительный результат.

Для знакомства детей с юго-восточной азиатской культурой можно познакомить детей с игрой Лила. Она даст почувствовать дух этой местности — склонность к созерцанию, обдумывания своей жизни, даст представления о том, как представители данной культуры воспринимают сознание человека. Ребенок научится извлекать плюсы из каждой жизненной ситуацией, относиться более спокойно, а иногда и несколько отстраненно, начнет анализировать свои поступки. Еще можно попробовать предложить ребенку маджонг, или микадо.

 

4. Ещё одним действенным моментом для развития толерантности являются  книги различных стран и национальностей.

Следует  подбирать  рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием. Через сказочные образы дети получают  представления о добре и зле, о справедливости. Художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства ребёнка. Дети стараются подражать понравившимся героям. Формируется устойчивое  толерантное  поведение, а так же самостоятельное оценивание собственных действий и поступков  с точки зрения сказочных героев. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Детям предлагается  вспомнить, когда и в какой ситуации они поступали правильно, неправильно. Обсудить  – почему это произошло, как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас. Выяснить пути противостояния жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать, на чью либо сторону, защищать интересы не только свои, если возникнет такая ситуация. Важно что бы дети поняли, что от поведения каждого из них зависит многое. При рассматривании картин, иллюстраций в которых показано поведение людей в окружающем мире, их быт, одежда, орудия труда, у детей активно развивается  речь, мышление, внимание и наблюдательность, расширяется  круг интересов.    Каждый ребёнок может нарисовать  и составить рассказ о той национальности, которая больше всего заинтересовала  его.

5.  Можно создавать в группе различные музеи, например коллекции кукол в национальных костюмах и элементы костюмов для детей. А так же альбомы «Моя семья», «Мой родной город», "Моя Родина – Россия". 

6. Декоративно-прикладное искусство разных народов, в произведениях которого отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. В изобразительном уголке целесообразно подготовить изобразительный материал для продуктивной деятельности

 

В дошкольном учреждении для детей оборудуются кабинеты логопеда, психолога, музыкальный и физкультурный зал.

Для детей с овз специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребёнка в освоении окружающего мира, и предлагают ему способы, позволяющие преодолеть эти препятствия. Педагоги наполняют среду предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми.

Поэтому для того, чтобы предметно-пространственная среда была комфортна для ребенка  следует провести некоторые изменения в помещениях.

Во-первых, обязательное зонирование групповой комнаты, например, выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны и других; расположение атрибутики для соответствующей деятельности. Наполняемость зон должна соответствовать принципу учета зоны актуального развития самого слабого ребенка и учета зоны ближайшего развития самого сильного ребенка в группе.

Во-вторых, создание места для релаксации: уголок (например, ширма, кресло, коврик), где ребенок мог бы уединиться, успокоиться, почувствовать себя защищенным, а через некоторое время вернуться к другим детям. Это пространство должно быть оформлен в спокойных пастельных тонах.

В-третьих, создание сенсорно обогащенной среды; расписание, алгоритмы деятельности, схемы, режим дня в картинках.

Литература:

1. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектульном развитии: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. СПб: ЛОИУУ, 1996.

2. Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированых дошкольных учреждениях. М., 1994 г.

3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012

 

 

 

 

Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности и индивидуализации.

Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности и индивидуализации.

Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности и индивидуализации.

Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности и индивидуализации.

Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности и индивидуализации.

Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности и индивидуализации.

Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности и индивидуализации.

Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности и индивидуализации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2019