Проводится педагогическое наблюдение:
В естественной для ребенка обстановке – на уроке
Проявления познавательных способностей ребенка (его возможности) наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым ребенок работает ежедневно
Педагогическое наблюдение проводится знакомым ребенку учителем.
Принципы педагогического наблюдения
Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме
Данные наблюдений фиксируются в описательной форме и носят чисто констатирующий характер
Наблюдения проводятся регулярно по разработанной календарной сетке
Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации, в которой эти проявления осуществляются
Данные наблюдений используются учителем в развивающей и коррекционной работе
Результаты деятельности педагога
Индивидуальные характеристики на каждого ребенка
Познавательный профиль выпускника начальной школы
Учебный профиль ученика средней школы
Психолого-педагогическая программа поддержки ученика в личностно-ориентированном образовательном пространстве
Изучение личности ребенка в личностно-ориентированном образовании имеет следующие приоритеты
Основной метод изучения личности ребенка является педагогическое наблюдение, психологические исследования являются дополнительными
Основной источник данных о ребенке является учитель и родитель
Анализ данных педагогических наблюдений предполагает изменение и дополнение учебного содержания, подбора дидактического материала с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка
Урок в личностно-ориентированном образовании является не только обучающим и развивающим, но и коррекционным
Что дает специально организованное педагогическое наблюдение учителю
Расширяются и уточняются личностные характеристики учащихся:
ученик воспринимается учителем не только с позиции
усвоения им ЗУНов, но и с позиции его интересов, потребностей, возможностей на этом моделируются вектор его личностного развития.
Зная личностные особенности детей учитель может гибко выстраивать программное содержание уроков, методические приемы и средства взаимодействия с каждым учеником.
Урок становится не только той ситуацией где излагаются знания, но и той «площадкой» где раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.