«Основные этапы работы концертмейстера с начинающими вокалистами»
Аннотация
В работе раскрываются основные этапы работы концертмейстера с начинающими вокалистами в детской школе искусств. Также рассматриваются качества, умения и знания, которыми должен владеть концертмейстер в классе вокала.
Содержание
1.Основные этапы работы концертмейстера в вокальном классе.
2.Психологические и практические качества концертмейстера.
3.Список литературы.
♦
Всю деятельность концертмейстера можно условно разбить на несколько этапов:
Предварительный или первоначальный:
· зрительное прочтение нотного текста;
· первичное музыкально-слуховое представление;
· первоначальный разбор, проигрывание целиком.
Аналитический:
· анализ и выявление стилистических, жанровых, фактурных особенностей;
· правильное определение темпа;
· составление исполнительского плана;
· нахождение выразительных средств, динамическая и драматургическая нюансировка.
Основной:
· техническая проработка эпизодов с различными элементами трудностей;
· постижение эмоционально-образного содержания;
· проработка и отшлифовка деталей, недопустимость фальшивых нот;
· выдержка единого темпа;
· выработка рефлекса;
· репетиционные проигрывания.
Заключительный:
· концертные выступления.
Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств:
· мобильность, быстрота и активность реакции;
· вдохновенная игра и артистизм;
· сценическая выдержка и самообладание.
В классе вокала работа концертмейстера заключается в распевании, проигрывании и изучении с учащимися вокальных партий, причем это должно выражаться в выразительном исполнении, точном соблюдении динамики, акцентировке, штрихов, цезур, и верном распределении кульминационных музыкальных моментов. При разучивании музыкального материала очень важным аспектом является вербальное общение с учащимися коллектива, где необходимо рассказывать об авторах музыки и текста, жанровых и стилистических особенностях написания того или иного произведения, связав с это с особенностями дыхания, манеры исполнения, динамических оттенков и значимых для данного произведения акцентов.
Концертмейстеру в вокальном классе необходимо обладать рядом качеств и умений, которые должны на протяжении всей своей деятельности быть для него «музыкальной матрицей». Это:
· уметь слушать солиста, мысленно петь и дышать вместе с ним и не перекрывать его партию своим звучанием;
· приучать себя следить и, если нужно, уметь исполнить не только две строчки аккомпанемента, но и партию солиста, ансамбля, хора;
· не останавливаться при неточном исполнении, а собранно и целеустремленно следовать до конца вместе с солистом.
♦
1.Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972.
2. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. – 2009.
3.Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления
педагога. – М.: Музыка, 1996.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.