ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
Управление автомобильными перевозками представляет собой сложную комплексную систему, включающую в себя органы управ-ления, кадры управления и собственно технику управления.
Процессы материального характера, происходящие в системе и связанные с перевозкой грузов, переработкой сырья, движением финансов, использованием механизмов и машин, реализуются лишь через деятельность людей, входящих в данную систему, и находятся в прямой зависимости от их поведения. Поэтому авто-матизация деятельности персонала напрямую влияет на производ-ство.
Рассмотрим смысловую нагрузку слов в аббревиатуре АСУ. Ав-томатизированная система управления в отличие от автоматиче-ских систем предполагает наличие в контуре управления челове-ка, который выступает в качестве субъекта управления, выполняя функции интеграции между элементами (подсистемами) системы.
Понятие «система» широко используется в науке, технике и по-вседневной жизни, когда говорится о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания. Система является фундамен-тальным понятием как в системотехнике, так и в базовых теорети-ческих дисциплинах (общей теории систем, исследовании опера-ций и системном анализе).
Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знаний о природе, обществе и т. п.
14
Любое образование можно считать системой, если оно облада-ет четырьмя основными свойствами или признаками: целостно-стью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью.
Целостность и делимость системы можно объяснить следу-ющим образом. С одной стороны, система — целостное образова-ние, с другой стороны, в ее составе отчетливо могут быть выделе-ны целостные объекты (элементы), которые существуют лишь в системе (вне системы это в лучшем случае объекты, обладающие системно-значимыми свойствами). При вхождении в систему эле-мент приобретает системно-определенное свойство взамен системно-значимого.
Наличие существенных устойчивых связей (отношений) меж-ду элементами или (и) их свойствами, превосходящих по мощно-сти (силе) связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему, является атрибутом системы. Система существу-ет как некоторое целостное образование, когда мощность (сила) существенных связей между элементами системы в интервале времени, не равном нулю, больше, чем мощность связей этих же элементов с внешней средой. Для информационных связей оцен-кой потенциальной мощности может служить пропускная способ-ность данной информационной системы, а ее оценкой реальной мощности — действительная величина потока информации. Одна-ко в общем случае при оценке мощности информационных связей необходимо учитывать качественные характеристики передавае-мой информации (ценность, полезность, достоверность и т. п.).
Организация системы характеризуется наличием определен-ной структуризации, что проявляется в снижении энтропии (сте-пени неопределенности) системы H (S) по сравнению с энтропией системоформирующих факторов, определяющих возможность ее создания.
Эмерджентность предполагает наличие таких качеств (свойств) системы, которые присущи ей в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.
Наличие названных интегрированных качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда можно сделать выводы:
система не сводится к простой совокупности элемен-
тов;
расчленяя систему на отдельные части, изучая каждую из них в отдельности, нельзя познать все свойства систе-мы в целом.
15
Любой объект, который обладает всеми рассматриваемыми свойствами, можно называть системой. Одни и те же элементы (в зависимости от принципа, используемого для их объединения
в систему) могут образовывать различные по свойствам системы. Поэтому характеристики системы в целом определяются не толь-ко и не столько характеристиками составляющих ее элементов, сколько характеристиками связей между ними. Наличие взаи-мосвязей (взаимодействия) между элементами определяет особое свойство сложных систем — организованную сложность. До-бавление элементов в систему не только вводит новые связи, но и изменяет характеристики многих (или всех) прежних связей, приводит к исключению некоторых из них или появлению но-вых.
Вкачестве примера однокомпонентной системы можно приве-сти изолированное автоматизированное рабочее место (АРМ) пользователя.
Аббревиатура АСУ включает в себя термин «управление», что предполагает наличие управляемого объекта или группы объектов (живой организм или его часть, отдельный механизм или техноло-гическая установка, предприятие или отрасль народного хозяйства и т. д.). Кроме управляемого объекта должен существовать некото-рый управляющий орган, вырабатывающий управляющие воздей-ствия, направленные на поддержание или улучшение функциони-рования управляемого объекта в соответствии с имеющейся про-граммой или целью управления.
Совокупность управляющих воздействий, направленных на то, чтобы действительный ход процесса соответствовал желаемому, называют управлением.
Процесс управления — это целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую, ориентированное на до-стижение определенной цели и использующее главным образом информационный поток.
Оптимальное управление заключается в выборе наилучших управляющих воздействий из множества возможных с учетом ограничений и на основе информации о состоянии управляемого объекта и внешней среды. Общепризнано, что управление коллек-тивами людей — одна из наиболее сложных областей человече-ской деятельности. В этом случае управление предполагает, что:
существует некоторый орган, систематически или по мере необходимости вырабатывающий управляющие воздействия, при этом такой управляющий орган приня-то называть системой управления;
16
обычно управление осуществляется через исполнитель-ные органы, которые изменяют действительный ход процесса;
процесс управления должен быть целенаправленным;
управляющие воздействия должны быть скоординиро-ваны между собой, а не носить случайного характера, при котором не исключена возможность прямо противо-положных друг другу воздействий.
Всистемах административного или организационного управле-ния управляющее воздействие заключается в принятии решений, планировании и оперативном управлении, реализуемых на более низких уровнях управления, а также в контроле за реализацией принятых решений на более высоком уровне. Людей, выполняю-щих эти функции, называют администраторами или руководи-телями, используют термин manager — руководитель, управляю-щий, отсюда management — административное управление. Сле-дует различать организационное управление и управление в производственных системах.
Впроизводственных системах человек с помощью технических средств, которыми он манипулирует, непосредственно управляет технологическим или производственным процессом. Человека, осуществляющего такое управление, называют оператором, а си-стему, составным элементом которой является оператор, — эрга-тической*.
Таким образом, АСУ — это человекомашинная система, пред-назначенная для сбора, обработки и выдачи информации, необхо-димой для оптимизации управления. Автоматизированная систе-ма управления базируется на использовании экономико-матема-тических методов, средствах вычислительной техники (ВТ) и реализации внутрисистемных и внесистемных связей на базе те-лекоммуникационных технологий для отыскания и реализации наиболее эффективного управления объектом.
Автоматизированная система управления представляет собой организационно-техническую систему, обеспечивающую под-держку выработки управленческих решений на основе автомати-зации информационных процессов в различных сферах деятель-ности или их сочетаниях.
Уровень управления производственным процессом (реализа-ции технологии управления) является важнейшим фактором, определяющим уровень эффективности производства, при этом
* Эргатив — действующее лицо, деятель.
особые требования к процессам управления предъявляются в об-ласти организации автомобильных перевозок, имеющей отличи-тельные особенности формирования и реализации производствен-ного процесса по сравнению с другими отраслями материального производства. Производственный процесс автомобильных пере-возок должен органически объединять производственные процес-сы, протекающие у клиентов, непосредственно связывая в единый цикл операции от момента возникновения потребности до получе-ния продукции, включая удовлетворение потребностей, напрямую не связанных с конкретными материальными объектами.
Взависимости от сферы автоматизируемой деятельности ав-томатизированные системы (АС) подразделяют:
на АСУ (отраслевые, предприятия или производствен-ных процессов, технологических процессов и др.);
системы автоматизированного проектирования (САПР);
АС научных исследований (АСНИ);
АС обработки и передачи информации (АСОИ);
АС технологической подготовки производства (АСТПП);
АС контроля и испытаний (АСК);
системы, автоматизирующие сочетания различных ви-дов деятельности;
АСУ предприятием (АСУП);
АСУ производственным процессом (АСУПП).
Далее будут рассмотрены особенности реализации АСУ в про-изводственных системах на автомобильном транспорте. На уров-не предприятия или производственного объединения по предло-женной классификации их можно отнести к АСУП или АСУПП. Особую актуальность проблема внедрения совершенной органи-зационной системы управления (ОСУ) приобрела в условиях обострения конкурентной борьбы на рынках сбыта.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.