Поставщики и подрядчики – это контрагенты предприятия, расчеты с которыми возникают в результате совершения этими контрагентами определенных действий в пользу организации: отгрузка товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг. Все виды возникающих между сторонами отношений должны быть закреплены юридически – в договоре. Согласно Гражданскому Кодексу договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Между организацией и поставщиками, подрядчиками могут быть заключены следующие виды договоров: договор купли-продажи, договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор мены, договор аренды.
Обязательным элементом договора является указание формы осуществляемых расчетов. Расчеты с поставщиками и подрядчиками могут производиться в наличной и безналичной формах. Ограничение по наличным сделкам в соответствии с Указанием Центрального Банка №1843-У от 20.06.2007 г. – сто тысяч рублей в рамках одного договора. Формы безналичных расчетов рассмотрены в Гражданском Кодексе, а порядок осуществления данных расчетов регулируется Положением Центрального Банка «О правилах осуществления переводов денежных средств». Отметим, что организации самостоятельно выбирают ту или иную форму расчетов в зависимости от ряда факторов: полноты имеющейся у контрагентов информации друг о друге, степени удаленности контрагентов друг от друга и т.д. Рисунок 1.1.1 иллюстрирует многообразие применяемых предприятиями форм расчетов. Подробное описание каждой денежной формы расчетов представлено в приложении 1.
Рисунок 1.1.1. Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками
Отношения с поставщиками и подрядчиками возникают практически ежедневно, поэтому крайне важно ведение бухгалтерского учета расчетов с данным видом контрагентов. Главной целью бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей, раскрывающей все аспекты расчетов с поставщиками и подрядчиками предприятия (например, количество поставщиков и подрядчиков, общая сумма задолженности, наличие просроченной задолженности и др.). Данная информация позволит пользователям отчётности сделать выводы о финансовом «здоровье» организации.
Задачи бухгалтерского учета в целом могут быть распространены и на задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. К этим задачам, освещенным в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности [22], относятся:
1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества в организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Непосредственные задачи бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками представлены в табл. 1.1.1. Таблица отражает задачи бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в разрезе всех возможных видов расчетов с данным видом контрагентов. На рис. 1.1.2. представлена структура идентификатора (кода) задач учета.
Таблица 1.1.1
Задачи бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
|
Код |
Объект учета |
Цели бухгалтерского учета– формирование документированной систематизированной информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности по результатам: |
||
|
отражения хозяйственных операций и процессов деятельности организации
|
контроля законности хозяйственных операций
|
анализа целесообразности и эффективности хозяйственных операций |
||
|
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
|
10000 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
10000 1 |
10000 2 |
10000 3 |
|
11000 |
Возникновение расчетов с поставщиками и подрядчиками |
11000 1 |
11000 2 |
11000 3 |
|
11100 |
Поступление ТМЦ, работ, услуг с расчетными документами |
11100 1 |
11100 2 |
11100 3 |
|
11200 |
Неотфактурованные поставки |
11200 1 |
11200 2 |
11200 3 |
|
11300 |
Выданные авансы |
11300 1 |
11300 2 |
11300 3 |
|
11400 |
Выставленные поставщикам и подрядчикам претензии |
11400 1 |
11400 2 |
11400 3 |
|
11500 |
Полученные коммерческие кредиты |
11500 1 |
11500 2 |
11500 3 |
|
11600 |
Поставки, обеспеченные векселями |
11600 1 |
11600 2 |
11600 3 |
Окончание таблицы 1.1.1
|
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
|
12000 |
Погашение задолженности перед поставщиками и подрядчиками |
12000 1 |
12000 2 |
12000 3 |
|
12100 |
Денежная форма расчетов |
12100 1 |
12100 2 |
12100 3 |
|
12110 |
Наличные расчеты |
12110 1 |
12110 2 |
12110 3 |
|
12120 |
Безналичные расчеты |
12120 1 |
12120 2 |
12120 3 |
|
12121 |
Расчеты платежными поручениями |
12121 1 |
12121 2 |
12121 3 |
|
12122 |
Расчеты по аккредитиву |
12122 1 |
12122 2 |
12122 3 |
|
12123 |
Расчеты инкассовыми поручениями |
12123 1 |
12123 2 |
12123 3 |
|
12124 |
Расчеты чеками |
12124 1 |
12124 2 |
12124 3 |
|
12125 |
Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) |
12125 1 |
12125 2 |
12125 3 |
|
12126 |
Расчеты в форме перевода электронных денежных средств |
12126 1 |
12126 2 |
12126 3 |
|
12200 |
Неденежная форма расчетов |
12200 1 |
12200 2 |
12200 3 |
|
12210 |
Договор мены (товарообменные операции) |
12210 1 |
12210 2 |
12210 3 |
|
12220 |
Взаимный зачет |
12220 1 |
12220 2 |
12220 3 |
|
12230 |
Вексельные расчеты |
12230 1 |
12230 2 |
12230 3 |
|
12300 |
Биржевая форма расчетов |
12300 1 |
12300 2 |
12300 3 |
|
12310 |
Форвардные сделки |
12310 1 |
12310 2 |
12310 3 |
|
12320 |
Фьючерсные сделки |
12320 1 |
12320 2 |
12320 3 |
|
12330 |
Опционные сделки |
12330 1 |
12330 2 |
12330 3 |
![]()
ХХ ХХХ Х
Группа
расчетов с поставщиками
и
подрядчиками
Вид расчетов с поставщиками
и
подрядчиками
Цель
бухгалтерского учета
Рис. 1.1.2. Структура идентификатора (кода) задачи бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
В связи с тем, что бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятий является первоначальным источником формирования мнения пользователей о финансовом положении организации, то должна быть достаточная уверенность в том, что данная отчетность достоверна. Достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть подтверждена аудитором. Основной целью аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками является выражение мнения аудитора о достоверности статей финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Принимая во внимание, что к аудиторской деятельности относится оказание сопутствующих аудиту услуг и выполнение специальных заданий, к целям расчетов с поставщиками и подрядчиками следует отнести выражение мнения аудитора по результатам проверки соблюдения аудируемым лицом нормативных актов при совершении расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также анализ целесообразности и эффективности таких расчетов.
Задачи аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками представлены в таблице 1.1.2. На рисунке 1.1.3. представлена структура идентификатора (кода) аудиторских задач.
Таблица 1.1.2
Задачи аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
|
|
|
Цели аудиторской деятельности – выражение мнения аудитора по результатам: |
||
|
|
Объект учета |
проверки достоверности бухгалтерского учета и отчетности (ПДБУО) |
проверки соблюде-ния норматив-ных актов (ПСНА) |
экономи-ческого анализа хозяйствен-ных операций (АХО) |
|
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
|
10000 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
10000 1 |
10000 2 |
10000 3 |
Продолжение таблицы 1.1.2
|
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
|
11000 |
Возникновение расчетов с поставщиками и подрядчиками |
11000 1 |
11000 2 |
11000 3 |
|
11100 |
Поступление ТМЦ, работ, услуг с расчетными документами |
11100 1 |
11100 2 |
11100 3 |
|
11200 |
Неотфактурованные поставки |
11200 1 |
11200 2 |
11200 3 |
|
11300 |
Выданные авансы |
11300 1 |
11300 2 |
11300 3 |
|
11400 |
Выставленные поставщикам и подрядчикам претензии |
11400 1 |
11400 2 |
11400 3 |
|
11500 |
Полученные коммерческие кредиты |
11500 1 |
11500 2 |
11500 3 |
|
11600 |
Поставки, обеспеченные векселями |
11600 1 |
11600 2 |
11600 3 |
|
12000 |
Погашение задолженности перед поставщиками и подрядчиками |
12000 1 |
12000 2 |
12000 3 |
|
12100 |
Денежная форма расчетов |
12100 1 |
12100 2 |
12100 3 |
|
12110 |
Наличные расчеты |
12110 1 |
12110 2 |
12110 3 |
|
12120 |
Безналичные расчеты |
12120 1 |
12120 2 |
12120 3 |
|
12121 |
Расчеты платежными поручениями |
12121 1 |
12121 2 |
12121 3 |
|
12122 |
Расчеты по аккредитиву |
12122 1 |
12122 2 |
12122 3 |
|
12123 |
Расчеты инкассовыми поручениями |
12123 1 |
12123 2 |
12123 3 |
|
12124 |
Расчеты чеками |
12124 1 |
12124 2 |
12124 3 |
|
12125 |
Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) |
12125 1 |
12125 2 |
12125 3 |
|
12126 |
Расчеты в форме перевода электронных денежных средств |
12126 1 |
12126 2 |
12126 3 |
|
12200 |
Неденежная форма расчетов |
12200 1 |
12200 2 |
12200 3 |
Окончание таблицы 1.1.2.
|
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
|
12210 |
Договор мены (товарообменные операции) |
12210 1 |
12210 2 |
12210 3 |
|
12220 |
Взаимный зачет |
12220 1 |
12220 2 |
12220 3 |
|
12230 |
Вексельные расчеты |
12230 1 |
12230 2 |
12230 3 |
|
12300 |
Биржевая форма расчетов |
12300 1 |
12300 2 |
12300 3 |
|
12310 |
Форвардные сделки |
12310 1 |
12310 2 |
12310 3 |
|
12320 |
Фьючерсные сделки |
12320 1 |
12320 2 |
12320 3 |
|
12330 |
Опционные сделки |
12330 1 |
12330 2 |
12330 3 |
![]()
ХХ ХХХ Х
Группа
расчетов с поставщиками
и
подрядчиками
Вид расчетов с поставщиками
и
подрядчиками
Цель
аудиторской деятельности
Рис. 1.1.3. Структура идентификатора (кода) аудиторской задачи
Отметим, что у предприятия может возникнуть два вида задолженности перед поставщиками и подрядчиками: кредиторская и дебиторская. Кредиторская задолженность является обязательством организации выплатить денежные средства или исполнить обязательство иным способом другому предприятию. Дебиторская задолженность – это задолженность других предприятий данной организации. У предприятий возникает преимущественно кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками.
Дебиторская задолженность появляется лишь в случае выданных поставщикам и подрядчикам авансов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.