Основные понятия, цели и задачи учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 04-30.docx

Основные понятия, цели и задачи учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Поставщики и подрядчики – это контрагенты предприятия, расчеты с которыми возникают в результате совершения этими контрагентами определенных действий в пользу организации: отгрузка товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг. Все виды возникающих между сторонами отношений должны быть закреплены юридически – в договоре. Согласно Гражданскому Кодексу договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Между организацией и поставщиками, подрядчиками могут быть заключены следующие виды договоров: договор купли-продажи, договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор мены, договор аренды.

Обязательным элементом договора является указание формы осуществляемых расчетов. Расчеты с поставщиками и подрядчиками могут производиться в наличной и безналичной формах. Ограничение по наличным сделкам в соответствии с Указанием Центрального Банка №1843-У от 20.06.2007 г. – сто тысяч рублей в рамках одного договора. Формы безналичных расчетов рассмотрены в Гражданском Кодексе, а порядок осуществления данных расчетов регулируется Положением Центрального Банка «О правилах осуществления переводов денежных средств». Отметим, что организации самостоятельно выбирают ту или иную форму расчетов в зависимости от ряда факторов: полноты имеющейся у контрагентов информации друг о друге, степени удаленности контрагентов друг от друга и т.д. Рисунок 1.1.1 иллюстрирует многообразие применяемых предприятиями форм расчетов. Подробное описание каждой денежной формы расчетов представлено в приложении 1.


ФОРМЫ РАСЧЕТОВ,Расчеты чеками,Наличные,Расчеты платежными поручениями,Расчеты инкассовыми поручениями,Расчеты по аккредитиву,Безналичные,Прямое дебетование,Расчеты в форме перевода электронных денежных средств,Взаимный зачет,Договор мены,Вексельные расчеты,Биржевые

,Неденежные,Денежные,Опционные сделки,Фьючерсные сделки,Форвардные сделки 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1.1.1. Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками

 


Отношения с поставщиками и подрядчиками возникают практически ежедневно, поэтому крайне важно ведение бухгалтерского учета расчетов с данным видом контрагентов. Главной целью бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей, раскрывающей все аспекты расчетов с поставщиками и подрядчиками предприятия (например, количество  поставщиков и подрядчиков, общая сумма задолженности, наличие просроченной задолженности и др.). Данная информация позволит пользователям отчётности сделать выводы о финансовом «здоровье» организации.

Задачи бухгалтерского учета в целом могут быть распространены и на задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. К этим задачам, освещенным в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности [22], относятся:

1)                     формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества в организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

2)                    обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3)                    предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Непосредственные задачи бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками представлены в табл. 1.1.1. Таблица отражает задачи бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в разрезе всех возможных видов расчетов с данным видом контрагентов.  На рис. 1.1.2. представлена структура идентификатора (кода) задач учета.

Таблица 1.1.1

Задачи  бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Код

Объект учета

Цели бухгалтерского учета– формирование документированной систематизированной информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности по результатам:

отражения хозяйственных операций и процессов деятельности организации

 

контроля законности хозяйственных операций

 

анализа целесообразности и эффективности хозяйственных операций

А

         Б

   1

2

3

10000

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

10000 1

10000 2

10000 3

11000

Возникновение расчетов с поставщиками и подрядчиками

11000 1

11000 2

11000 3

11100

Поступление ТМЦ, работ, услуг с расчетными документами

11100 1

11100 2

11100 3

11200

Неотфактурованные поставки

11200 1

11200 2

11200 3

11300

Выданные авансы

11300 1

11300 2

11300 3

11400

Выставленные поставщикам и подрядчикам претензии

11400 1

11400 2

11400 3

11500

Полученные коммерческие кредиты

11500 1

11500 2

11500 3

11600

Поставки, обеспеченные векселями

11600 1

11600 2

11600 3

 

Окончание таблицы 1.1.1


А

         Б

   1

2

3

12000

Погашение задолженности перед поставщиками и подрядчиками

12000 1

12000 2

12000 3

12100

Денежная форма расчетов

12100 1

12100 2

12100 3

12110

Наличные расчеты

12110 1

12110 2

12110 3

12120

Безналичные расчеты

12120 1

12120 2

12120 3

12121

Расчеты платежными поручениями

12121 1

12121 2

12121 3

12122

Расчеты по аккредитиву

12122 1

12122 2

12122 3

12123

Расчеты инкассовыми поручениями

12123 1

12123 2

12123 3

12124

Расчеты чеками

12124 1

12124 2

12124 3

12125

Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)

12125 1

12125 2

12125 3

12126

Расчеты в форме перевода электронных денежных средств

12126 1

12126 2

12126 3

12200

Неденежная форма расчетов

12200 1

12200 2

12200 3

12210

Договор мены (товарообменные операции)

12210 1

12210 2

12210 3

12220

Взаимный зачет

12220 1

12220 2

12220 3

12230

Вексельные расчеты

12230 1

12230 2

12230 3

12300

Биржевая форма расчетов

12300 1

12300 2

12300 3

12310

Форвардные сделки

12310 1

12310 2

12310 3

12320

Фьючерсные сделки

12320 1

12320 2

12320 3

12330

Опционные сделки

12330 1

12330 2

12330 3

                                                                                         ХХ     ХХХ       Х                                        

Группа расчетов с поставщиками

и подрядчиками

Вид расчетов с поставщиками

и подрядчиками

Цель бухгалтерского учета

 

Рис. 1.1.2.  Структура идентификатора (кода) задачи бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

В связи с тем, что бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятий является первоначальным источником формирования мнения пользователей о финансовом положении организации, то должна быть достаточная уверенность в том, что данная отчетность достоверна. Достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть подтверждена аудитором. Основной целью аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками является выражение мнения аудитора о достоверности статей финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Принимая во внимание, что к аудиторской деятельности относится оказание сопутствующих аудиту услуг и выполнение специальных заданий, к целям расчетов с поставщиками и подрядчиками следует отнести выражение мнения аудитора по результатам проверки соблюдения аудируемым лицом нормативных актов при совершении расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также анализ целесообразности и эффективности таких расчетов.

Задачи аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками представлены в таблице 1.1.2. На рисунке 1.1.3. представлена структура идентификатора (кода) аудиторских задач.

Таблица 1.1.2

Задачи  аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

 

Цели аудиторской деятельности – выражение мнения аудитора по результатам:

 

 

 Объект учета

проверки достоверности бухгалтерского учета и отчетности

(ПДБУО)

проверки соблюде-ния норматив-ных актов

(ПСНА)

экономи-ческого анализа хозяйствен-ных операций

(АХО)

А

         Б

   1

2

3

10000

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

10000 1

10000 2

10000 3

 

Продолжение таблицы 1.1.2


А

         Б

   1

2

3

11000

Возникновение расчетов с поставщиками и подрядчиками

11000 1

11000 2

11000 3

11100

Поступление ТМЦ, работ, услуг с расчетными документами

11100 1

11100 2

11100 3

11200

Неотфактурованные поставки

11200 1

11200 2

11200 3

11300

Выданные авансы

11300 1

11300 2

11300 3

11400

Выставленные поставщикам и подрядчикам претензии

11400 1

11400 2

11400 3

11500

Полученные коммерческие кредиты

11500 1

11500 2

11500 3

11600

Поставки, обеспеченные векселями

11600 1

11600 2

11600 3

12000

Погашение задолженности перед поставщиками и подрядчиками

12000 1

12000 2

12000 3

12100

Денежная форма расчетов

12100 1

12100 2

12100 3

12110

Наличные расчеты

12110 1

12110 2

12110 3

12120

Безналичные расчеты

12120 1

12120 2

12120 3

12121

Расчеты платежными поручениями

12121 1

12121 2

12121 3

12122

Расчеты по аккредитиву

12122 1

12122 2

12122 3

12123

Расчеты инкассовыми поручениями

12123 1

12123 2

12123 3

12124

Расчеты чеками

12124 1

12124 2

12124 3

12125

Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)

12125 1

12125 2

12125 3

12126

Расчеты в форме перевода электронных денежных средств

12126 1

12126 2

12126 3

12200

Неденежная форма расчетов

12200 1

12200 2

12200 3

 

 

 

Окончание таблицы 1.1.2.


А

         Б

   1

2

3

12210

Договор мены (товарообменные операции)

12210 1

12210 2

12210 3

12220

Взаимный зачет

12220 1

12220 2

12220 3

12230

Вексельные расчеты

12230 1

12230 2

12230 3

12300

Биржевая форма расчетов

12300 1

12300 2

12300 3

12310

Форвардные сделки

12310 1

12310 2

12310 3

12320

Фьючерсные сделки

12320 1

12320 2

12320 3

12330

Опционные сделки

12330 1

12330 2

12330 3

 

                                                                                         ХХ     ХХХ       Х

Группа расчетов с поставщиками

и подрядчиками

Вид расчетов с поставщиками

и подрядчиками

Цель аудиторской деятельности

 

Рис. 1.1.3. Структура идентификатора (кода) аудиторской задачи

 

 

Отметим, что у предприятия может возникнуть два вида задолженности перед поставщиками и подрядчиками: кредиторская и дебиторская. Кредиторская задолженность является обязательством организации выплатить денежные средства или исполнить обязательство иным способом другому предприятию. Дебиторская задолженность – это задолженность других предприятий данной организации. У предприятий возникает преимущественно кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками.

 Дебиторская задолженность появляется лишь в случае выданных поставщикам и подрядчикам авансов.