ПРЕЗЕНТАЦИЯпо психологии критического мышленияна тему:«Основные правила черной риторики. Манипулятивные, аргументивные, вербальные уловки и защита от них»
Подготовила студентка 5-го курса
ФГБОУ ВО «КубГУ»
ФППК ППДП Ачмизова Фатима Дамировна
Руководитель: Хазова Снежанноа Александровна
ЧЕРНАЯ РИТОРИКА
Черная риторика - совокупность приемов убеждения и манипулирования, в основе которых лежит удачная аргументация, позволяющая провести оппоненту внушение выгодной убеждающему точки зрения.
Отличие черной риторики от классической белой: обычная риторика проводится с учетом определенных этических правил, черная же их игнорирует.
ОН ИЛИ Я — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНОНИМИЗИРОВАННЫХ ПОСЛАНИЙ
Анонимизированные послания
анонимные убийцы коммуникации;
безотносительные речевые излишества;
скользкие попытки уйти от конфронтации;
деперсонализирующие и неконкретные речевые средства;
нерешительные запросы и ни к чему не обязывающие обещания.
ОН ИЛИ Я — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНОНИМИЗИРОВАННЫХ ПОСЛАНИЙ
Послания от второго лица (ТЫ)
апеллятивны и требовательны;
подразумевают неизбежность принятия решения;
называют партнера по разговору и требуют от него изложения собственной позиции;
уступают ответственность;
провоцируют собеседника оправдываться и давать объяснения.
ОН ИЛИ Я — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНОНИМИЗИРОВАННЫХ ПОСЛАНИЙ
Послания от первого лица множественного числа (МЫ)
делают акцент на общих для партнеров моментах;
требуют достижения консенсуса;
подчеркивают нацеленность на коллективный результат;
маскируют «я»;
подлежат обязательной проверке на искренность.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОИРОНИИ: «…ДОЛЯ ПРАВДЫ В ЭТОМ ВСЕ-ТАКИ ЕСТЬ!»
Самоирония - стилистическая фигура, предлагающая реципиенту трансформировать смысл услышанного с точностью до наоборот.
Самоироничные высказывания весьма неудобны для восприятия реципиентом.
Отвечая на вопросы или упреки, следует использовать ясные формулировки и позитивные высказывания, постоянно контролировать собеседника и его реплики.
ОСТРАЯ, МЕТКАЯ ЦИТАТА В НУЖНОЕ ВРЕМЯ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА… НО ЕЩЕ ЛУЧШЕ ПОВТОРЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ!
Формулировать для себя перед каждым разговором, каждой презентацией и перед каждым докладом по крайней мере одну фразу, содержащую в себе основную мысль вашего послания. С помощью нее вы сможете устоять на ногах в любой критической ситуации, способной сложиться в ходе дискуссии. К тому же она обязательно укрепит вашу позицию и увеличит силу воздействия всего вашего выступления.
КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ?
Удачная формулировка основной мысли характеризуется наличием трех факторов:
концентрирует в себе содержание разговора или речи;
содержит название организации и закрепляет его в сознании слушателей;
дает четко выраженную оценку продукта, который вы представляете.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНИКИ УБЕЖДЕНИЯ: ПОВТОРЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКРЕПЛЯЕТ ИХ В СОЗНАНИИ СОБЕСЕДНИКА
Постоянный визуальный контакт с первой и до последней минуты любого важного разговора или выступления
Сопровождающие речь сигналы (неконтролируемые жесты, вздохи) выдают вашу нервозность, скованность, напряжение, существенно снижая силу воздействия ваших слов на аудиторию
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНИКИ УБЕЖДЕНИЯ: ПОВТОРЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКРЕПЛЯЕТ ИХ В СОЗНАНИИ СОБЕСЕДНИКА
Используйте четкие и ясные формулировки. Перед выступлением несколько раз громко проговорите главные аргументы и наиболее значимые отрывки речи
Делайте паузы в наиболее значимых местах, вам станет легче говорить, а аудитории — воспринимать услышанное
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНИКИ УБЕЖДЕНИЯ: ПОВТОРЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКРЕПЛЯЕТ ИХ В СОЗНАНИИ СОБЕСЕДНИКА
Тщательно взвешивайте необходимость объяснений и комментариев. Объяснять слишком подробно — значит оправдываться и демонстрировать собственную неуверенность
Фокусируйте внимание слушателей на основных положениях своей речи, не разбавляйте их ненужными отступлениями и излишним многословием
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНИКИ УБЕЖДЕНИЯ: ПОВТОРЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКРЕПЛЯЕТ ИХ В СОЗНАНИИ СОБЕСЕДНИКА
При необходимости включайте в текст выступления объяснение того или иного технического термина, но помещайте его в начале, а не в конце соответствующего раздела.
Откажитесь от заигрываний с публикой, от льстивых замечаний в адрес собеседника
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНИКИ УБЕЖДЕНИЯ: ПОВТОРЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКРЕПЛЯЕТ ИХ В СОЗНАНИИ СОБЕСЕДНИКА
Используйте только убедительные аргументы и не бойтесь их повторять
Задавайте вопросы. Уточняйте смысл услышанного, чередуйте вопросы с прямыми требованиями разъяснить то или иное положение
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНИКИ УБЕЖДЕНИЯ: ПОВТОРЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКРЕПЛЯЕТ ИХ В СОЗНАНИИ СОБЕСЕДНИКА
Если вы сомневаетесь в искренности собеседника, не уверены в достоверности изложенных им сведений, заставьте собеседника говорить о своих чувствах и личных впечатлениях
В критической ситуации прямо заявите, что не верите собеседнику, и четко обоснуйте свою позицию
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНИКИ УБЕЖДЕНИЯ: ПОВТОРЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКРЕПЛЯЕТ ИХ В СОЗНАНИИ СОБЕСЕДНИКА
Предложите собеседнику поменяться ролями. Например, скажите ему: «А вы бы на моем месте поверили тому, о чем говорите?»
Услышав очевидную ложь, просто заявите собеседнику: «Это не может быть правдой!»
УЧИТЕСЬ НАХОДИТЬ СЛОВА В ЛЮБЫХ СИТУАЦИЯХ, ВСЕГДА СТАРАЙТЕСЬ СОХРАНИТЬ ИНИЦИАТИВУ!
Ни в коем случае не позволяйте отнимать у вас инициативу, иначе вы рискуете потерять свой имидж и свою репутацию. Умейте постоять за себя!
Если вам уже приходилось попадать в такие ситуации, проанализируйте их, продумайте свои возможные реакции, сочините несколько вариантов достойного ответа
ИГРАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЯЗЫКА: ЭТО ДЕМОНСТРИРУЕТ ВАШУ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Проверьте текст своего очередного выступления на наличие в нем «нейтральных» формулировок
Преобразуйте упреки в вопросы
Вместо предположений используйте утвердительные высказывания. Исключите все неуверенные формулировки
Фокусируйте фразы на себе или на своем предприятии
КАСКАДНАЯ ТЕХНИКА ПРЕРЫВАНИЯ НЕКОНСТРУКТИВНЫХ ОТСТУПЛЕНИЙ ОТ ГЛАВНОЙ ТЕМЫ
1-Й УРОВЕНЬ: ПРЕСЕЧЕНИЕ КОНФРОНТАЦИИ В ДЕЛОВОЙ ПЛОСКОСТИ: ПРАВИЛО ТРЕХ Т
2-Й УРОВЕНЬ: ПРЕСЕЧЕНИЕ КОНФРОНТАЦИИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ «ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА»
3-Й УРОВЕНЬ: ПРЕСЕЧЕНИЕ КОНФРОНТАЦИИ В МЕТАПЛОСКОСТИ
ДЕМАРКАЦИОННАЯ ЛИНИЯ ВМЕСТО ДЕМОНСТРАЦИИ СОБСТВЕННОГО ОСТРОУМИЯ
Есть ситуации, которые очевидно заходят слишком далеко, и в этом случае вы должны незамедлительно и очень профессионально провести границу между собой и собеседником.
Используйте для этого вышеописанные модели каскадной техники.
ОТВЕЧАЙТЕ НЕ НА ВСЕ ВОПРОСЫ
Перед ответственными публичными выступлениями — а к таковым можно отнести каждое выступление! — тренируйтесь, отрабатывая модели поведения в ответ на возможные «трудные вопросы»!
Вы можете: давать ответы, задавать встречные вопросы, уходить от ответа или откладывать его
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИБКАЯ РЕАКЦИЯ НА ВОПРОСЫ
Контекстуализируйте вопросы, раскрывайте причинно-следственные связи
Давайте свою оценку поставленному вопросу и заменяйте его другим
Попросите собеседника для начала уточнить значение использованных им в вопросе понятий и определений
Заявите собеседнику о том, что вам понятна подоплека заданного им вопроса
КОЗЫРНОЙ ТУЗ НИКОГДА НЕ ВЫСКОЧИТ ИЗ РУКАВА БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Заранее подготавливайте удачные варианты ответов на важные вопросы и возможные критические замечания.
Торговые агенты обычно вооружаются для этого картотеками и спецификациями.
Развивайте и тренируйте свое образное мышление, это тоже чрезвычайно полезно.
ПРОВЕРЯЙТЕ КОНТЕКСТ, В КОТОРЫЙ ВЫ ЗАКЛЮЧАЕТЕ СВОИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Ваши высказывания будут звучать более выигрышно и конкретно, если вам удастся разместить их в подходящем контексте.
Контекст, облекающий ваши высказывания, должен быть ориентирован на слушателя.
Следите за тем, в какой контекст вы помещаете свои послания!
Старайтесь сделать их максимально убедительными
СТАРАЯСЬ ВОВЛЕЧЬ СОБЕСЕДНИКА В РАЗГОВОР, ЗАСТАВЛЯЙТЕ ЕГО КИВАТЬ ГОЛОВОЙ, СОГЛАШАЯСЬ С ВАМИ
Обратитесь к собеседнику по имени.
Задействуйте рефлексию собеседника.
Вплетайте в свои фразы формулировки, ориентирующие на консенсус.
Используйте визуальный контакт не только для вовлечения в разговор всех присутствующих, но и для выделения одного из них как непосредственного адресата.
УЛОВКА/СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕРНОЙ РИТОРИКИ № 1
Всякого рода «поддевки», замечания и маневры, способные вызвать неудовольствие собеседника
В ходе разговора следует постоянно сверять свои действия с существующей иерархией
Иерархии — это реалии деловой жизни
Стратегия ведения разговора позволяет вам самому захватить доминирующие позиции или нейтрализовать изначально доминирующее положение противника/партнера по разговору.
УЛОВКА/СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕРНОЙ РИТОРИКИ № 2
Заставить собеседника слушать вас
Оттачивайте свои риторические и диалектические навыки.
Очищайте свою речь от вербальных и психологических свидетельств вашей некомпетентности или несостоятельности. Насыщайте свои высказывания фактами и задавайте собеседнику четкую ориентировку
УЛОВКА/СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕРНОЙ РИТОРИКИ № 2
Заставить собеседника слушать вас
Точно и понятно сформулированные основные мысли и ясно выраженная собственная точка зрения являются залогом вашего коммуникативного успеха
Максимально кратко определите позицию противной стороны, придумайте возможные примеры высказываний, которые вам предстоит услышать
УЛОВКА/СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕРНОЙ РИТОРИКИ № 4
Вам не удастся успешно выступить,
провести переговоры или беседу, если вы:
обнаруживаете явную боязнь публичных выступлений или нервозность в критических ситуациях;
боитесь или опасаетесь потерять то, что вами нажито, или то, что вы унаследовали;
испытываете страх или неуверенность перед лицом реальных обстоятельств, боитесь посмотреть правде в глаза.
УЛОВКА/СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕРНОЙ РИТОРИКИ № 5
Блефуйте, если того требуют обстоятельства. Удачный блеф лучше, чем мучительное поражение!
Успех вашей аргументации будет обеспечен, если вы:
спокойно проанализируете вслух поведение противника и выдвинутые им аргументы;
умышленно преувеличите тяжесть возможных последствий и укажете на неизвестные противнику обстоятельства
УЛОВКА/СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕРНОЙ РИТОРИКИ № 6
Не всегда следует уповать только на магическую силу слова, стратегия молчания тоже имеет свои преимущества
Молчание — тот элемент коммуникации, которым владеют лишь немногие, и уж совсем редко кто умеет использовать его целенаправленно и осознанно
УЛОВКА/СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕРНОЙ РИТОРИКИ № 7
Оценивайте распределение ролей и в случае необходимости перераспределяйте их.
Любой разговор, любая дискуссия задают участникам определенные роли — например, обремененного проблемой клиента, с одной стороны, и нацеленного на ее решение консультанта, с другой
УЛОВКА/СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕРНОЙ РИТОРИКИ № 8
Тщательно проверяйте выданную вам информацию и не позволяйте перевести ваше внимание с главного на второстепенное.
Манипуляции удаются в основном благодаря фокусированию внимания реципиента на второстепенных вещах, которые заслоняют от него действительно важные для принятия решения обстоятельства
УЛОВКА/СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕРНОЙ РИТОРИКИ № 9
Ваша позиция — это альфа и омега, начало и конец, с нее вы должны начать и ею же закончить.
Контрмеры:
тщательно проверяйте позицию собеседника, если она заявляется с помощью данных приемов — стереотипного повторения, выделения и квалифицирования.
ЧЕРНО-БЕЛАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ/ФАЛЬШИВЫЕ АРГУМЕНТАТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
Данный технический прием сводит все возможные варианты ответа к альтернативе «или-или»
Контрстратегия:
«Золотая середина» — компромисс: например, принятие одного из предложенных вариантов с некоторыми оговорками.
НАРУШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ИЛИ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ АРГУМЕНТАТИВНОЙ ЦЕПОЧКИ
Цепочка причина-следствие выстраивается с нарушением логической или временной последовательности в перечислении отдельных тем или событий.
Контрстратегия
Предложите свои шаги, отличные от заявленных, и инициируйте разработку параллельного варианта развития событий.
АНАЛОГИЯ КАК ПСЕВДОДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Эта уловка подразумевает использование аналогии, базирующейся на определенной закономерности, определенном физическом или природном законе в качестве доказательства справедливости заявленного утверждения.
Контрстратегия:
Отклоните заявленную аргументацию как необоснованную или ошибочную
АРГУМЕНТ НЕИЗБЕЖНОСТИ
Защищая собственную аргументацию, участник разговора объявляет, что точка зрения противной стороны неизбежно приведет к катастрофическим последствиям, а потому ни в коем случае не может быть принята.
АРГУМЕНТ НЕГАТИВНОЙ СПИРАЛИ
В негативной спирали последствия отдельных незначительных изменений необоснованно принимают размеры глобальной катастрофы
Контрстратегия:
Укажите на оставленные без внимания преимущества.
Дайте информацию о том, каковы шансы на успех.
Прямо заявите об искусственном построении негативной спирали.
УЛОВКА МНИМОЙ ТОЧНОСТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
Контрстратегия:
Требуйте информацию о том, откуда взялись эти цифры.
Проверяйте экспликации различных графиков и схем, используемых на презентациях в качестве наглядного материала.
При заявлении неких статистических сведений обращайте внимание на то, чтобы был указан год проведения исследования, явившегося источником этих данных.
УЛОВКА АВТОРИТЕТНОСТИ МНЕНИЙ И ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
Контрстратегия:
Поинтересуйтесь, кто такие эти люди, чье мнение приводится в качестве авторитетного, если их имена вам незнакомы.
Попросите осветить контекст высказывания, на которое делается ссылка.
Потребуйте представления убедительных доказательств.
УЛОВКА ОЧЕВИДНОСТИ И ВСЕОБЩЕГО ПРИЗНАНИЯ
Приводятся аргументы, представляющие заявленную позицию как очевидную, общеизвестную или подлежащую всеобщему признанию.
Контрстратегия:
Помните о том, что исключение ни в коем случае не подтверждает правило.
Проверьте, действительно ли имеет место наличие консенсуса или это голословное утверждение.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КАЧЕСТВЕ АРГУМЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЗАВЕРЕНИЙ, ГАРАНТИЙ И ЛИЧНОГО АВТОРИТЕТА
Здесь вся аргументация сводится к заверениям и гарантиям.
Контрстратегия:
Попросите объяснить, почему вы должны принять заявленное утверждение на веру.
Попытайтесь нащупать, что стоит за данным утверждением.
Потребуйте подробных разъяснений.
УЛОВКА/СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕРНОЙ РИТОРИКИ № 11
Демагогия:
«искусство политического совращения посредством страстных публичных выступлений;
(критически) подстрекательство к неповиновению, совращение народных масс, политическую травлю».
Контрстратегия:
Смело разоблачайте приемы демагогии — по этому поводу см. «Каскадная техника прерывания неконструктивных отступлений от главной темы»
Заключенение
Черная риторика — это умение:
использовать все необходимые риторические средства и методы для того, чтобы направлять беседу в желательное русло и подводить оппонента или публику к нужному для вас заключению и результату; отличать, в каком контексте и при каких вопросах ваши аргументы ничего не значат или, наоборот, являются определяющими;
Заключенение
Черная риторика — это умение:
разрешать противоречия и давать «красную нить» каждому разговору;
превращать негативное мышление и поведение собеседника в позитивное и конструктивное; находчиво и элегантно устранять ловушки; в горячих дискуссиях не терять головы и вести себя уверенно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.