Основные принципы и формы организации труда осужденных к лишению свободы.
Оценка 5

Основные принципы и формы организации труда осужденных к лишению свободы.

Оценка 5
Особые потребности +1
docx
другое
Взрослым
11.11.2023
Основные принципы и формы организации труда осужденных  к лишению свободы.
Не менее эффективным средством исправления осужденного является общественно полезный труд. Труд свое конкретное проявление находит в выполняемой человеком работе. Общественно-полезный труд как средство исправления обладает достаточно высоким воспитательным и превентивным потенциалом. Это подтверждается рядом обстоятельств: Во-первых, труд - это универсальное средство всестороннего развития человека, посредством которого реализуется основной закон формирования любой личности - развития ее в деятельности, причем в деятельности преобразовательной.
уик2.docx

Головин  Валерий Дмитриевич,

преподаватель спецдисциплин

ФКПОУ №142 ФСИН России, г.Салават

 

 

 

Основные принципы и формы организации труда осужденных  к лишению свободы.

 

               Не менее эффективным средством исправления осужденного является общественно полезный труд.

               Труд свое конкретное проявление находит в выполняемой человеком работе. Общественно-полезный труд как средство исправления обладает достаточно высоким воспитательным и превентивным потенциалом. Это подтверждается рядом обстоятельств:

              Во-первых, труд - это универсальное средство всестороннего развития человека, посредством которого реализуется основной закон формирования любой личности - развития ее в деятельности, причем в деятельности преобразовательной.

             Во-вторых, труд, особенно если он соответствует имеющейся у человека специальности, есть средство самовыражения, самоутверждения личности, даже в условиях лишения свободы.

             В-третьих, активное участие в трудовых процессах помогает большинству осужденных легче переносить «ожидание» свободы, направляет их мысли на текущую полезную деятельность, помогает справляться с кризисными психическими состояниями.

             В-четвертых, участие в производственном труде способствует решению экономических проблем осужденных как в период отбывания наказания, так и по выходе на свободу.

            В-пятых, активное участие в трудовых процессах, овладение престижными профессиями, приобретение трудовых навыков, выработка психологической и нравственной потребности трудиться способствует ресоциализации осужденных после освобождения».

            К указанным обстоятельствам следует добавить ряд других:

            Во-первых, участие осужденного в труде позволяет не только овладеть какими-либо новыми навыками, но и сохранить уже имеющиеся навыки у осужденного.

            Во-вторых, труд осужденных может преследовать возмещение материального ущерба, причиненного преступлением.

            В-третьих, как указывал еще С.В. Познышев в 1908 г., «труд необходим в тюрьмах… как средство, если не покрыть, то, по крайней мере, сократить расходы государства на содержание места заключения». Однако в настоящее время, указанное утверждение С.В. Познышева будет актуальным только в том случае, если организация труда осужденных будет соответствовать требованиям международно-правовых актов, в частности о том, что «интересы заключенных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям получения прибыли от тюремного производства».

               Мы считаем, что любая полученная прибыль в результате труда осужденных должна в первую очередь быть направлена на их вознаграждение за труд, а потом уже на улучшение порядка и условий труда самих осужденных, что, бесспорно, позволит государству лишь отчасти сократить расходы на улучшение их условий труда.

               Следует заметить, что трудовое воспитание осужденных не должно ограничиваться только включением их в производственный труд. Трудовое воспитание должно быть всесторонним, т.е. осужденный также должен привлекаться к работам по благоустройству территории исправительного учреждения, ремонту жилых помещений и т.д., что также в обязательном порядке должно осужденным оплачиваться.

               Трудовая деятельность — основной источник матери­ального и духовного богатства общества, главный крите­рий социального престижа человека. Труд всегда, со време­ни первобытного человечества и раннего детства каждого человека, носит не индивидуальный, а коллективный ха­рактер. Даже если человек трудится один, он выполняет чье-то задание и знает, что результат его труда будет кем-то оценен. Последнее, особенно важно для использования трудовой деятельности в качестве основного средства ис­правления осужденных.

                Идея использования труда осужденных зародилась в различных моделях тюремных систем отбывания нака­зания. В обосновании существовавших ранее моделей пе­нитенциарных систем (религиозной, исправительно-тру­довой, социальной реабилитации и реинтеграции) в той или иной мере находил отражение труд заключенных. Идея о привлечении заключенных к труду была основа­на на том, что у преступников отсутствует привычка тру­диться, и наличествуют привычка к праздности, стремле­ние к достижению успеха в жизни нечестным, преступ­ным путем.

                Работу по привитию осужденным потребности созна­тельно трудиться, необходимо рассматривать не только как одну из составных частей экономических и социальных за­дач общества, но и как задачу исправления и ресоциализации осужденных.

Сегодня, в период становления рыночных отношений, развала производственной базы страны, остановки круп­нейших заводов в машиностроении и других отраслях про­изводства, особо остро встает вопрос о воспитании осуж­денных в трудовой деятельности.

Важным документом в деле расширения трудовой за­нятости осужденных стала разработанная и принятая Кон­цепция перехода промышленности уголовно-исполнитель­ной системы к рыночным отношениям.

                В целях управляемости производством в ИУ были созданы маркетинговые службы, деятельность которых направлена на максимальное приспособление производи­мых на предприятиях исправительных учреждений изде­лий к требованиям рынка и запросам потребителей к ее качеству и новизне, технико-экономическим и эстетиче­ским характеристикам, уровню цены и другим ориенти­рам, включая возможные каналы сбыта. В этих целях в уголовно-исполнительной системе была создана широ­кая торговая сеть (специальные магазины и торговые до­ма), предприятия системы стали постоянно участвовать в различного рода региональных и специализированных ярмарках. Была разработана и создана специальная про­грамма «Информационно-коммерческие сети», позво­ляющая оперативно выдавать и получать информацию о наличии готовой продукции и ценах на нее, неликвидах, изделиях по бартеру, котировке цен на ведущие товары и др. Была поставлена задача, выявить возможности пред­приятий уголовно-исполнительной системы занять пози­ции на конкретном участке рынка. Однако практическая реализация этой задачи встретила значительные трудно­сти по самым разным причинам и обстоятельствам. Ори­ентация исправительной системы на включение в рыночные отношения в качестве равноправных партнеров на­прямую вряд ли возможна, подчеркивают авторы работы «Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России», а вот организация производства труда осужденных с учетом требований новых отношений про­сто необходима.

                  В сфере производственной и финансовой деятельно­сти обеспечения осужденных трудом предусматривается программа, которая включает:

- разработку в каждом подразделении задания по раз­витию промышленного производства и созданию дополнительных рабочих мест;

- ориентирование производства на выпуск изделий для нужд уголовно-исполнительной системы и про­дукции, пользующейся спросом у населения;

- создание совместных с местными администрациями региональных программ трудовой занятости осуж­денных и участия их в общественных работах;

- разработку готовой продукции за счет маркетинго­вых услуг, проведения ярмарок, через биржевые и иные коммерческие организации;

- создание в каждой республике, крае, области сель­скохозяйственных предприятий.

                Наконец, важным мероприятием для упорядочения производительного труда осужденных и формирования у них положительной мотивации является переход к со­держанию ИУ за счет средств госбюджета с оставлением суммы прибыли для решения социальных и хозяйствен­ных вопросов пенитенциарного учреждения, а также по­мощи осужденным при их освобождении, как это делает­ся в других странах. Необходимо обеспечить осужденных престижным заработком на основе роста производитель­ности труда и тем самым дать возможность для компенсации личных затрат и оказания финансовой помощи семь­ям и детям.

               Трудовая деятельность является одним из средств и составных частей процесса исправления осужденных. Важнейшей ее функцией в условиях исправительного уч­реждения является формирование у осужденных потребности трудиться, положительной мотивации, интереса к освоению определенной профессии, уважения к людям труда, воспитание у них нравственных качеств, правового поведения.

              Трудовая деятельность в ИУ — это форма отношений, предусматривающих вовлечение осужденных в трудовой процесс, формирование у них профессиональных умений и навыков, нравственных качеств, психологической и прак­тической готовности к участию после освобождения от на­казания в общественно полезном труде.

             При организации трудовой деятельности следует исхо­дить из того, что она не имеет цели кары, не является эле­ментом уголовного наказания, а входит в систему мер вос­питательного воздействия.

             Трудовая деятельность в условиях исправительного учреждения имеет особенности, основными из которых являются:

а) регламентация ее нормами уголовно-исполнитель­ного законодательства;

б) отрицательное отношение к этой деятельности большинства осужденных колонии;

в) в ИУ ограничен выбор трудовой профессии.

             В настоящее время в организации трудовой деятель­ности имеет место ряд негативных явлений, обусловлен­ных безработицей осужденных, их трудовой незанято­стью. Такое положение дел сказывается на дисциплине, порождает отрицательные взаимоотношения и общение осужденных, формирует их профессиональную деформа­цию. В то же время педагогические исследования и практика свидетельствуют о том, что при правильной органи­зации трудовой деятельности у осужденных вырабатыва­ются нравственные формы общения, уважение друг к дру­гу и окружающим.

            Несмотря на то, что трудовая деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, к сожалению, ее возможности в практике используются далеко не в пол­ной мере. Среди основных причин такого положения не­обходимо выделить следующие: дефицит положительных эмоций; сухой, формальный чиновничий подход к орга­низации трудовой деятельности; слабое приобщение осу­жденных молодежного возраста к самостоятельному тру­довому процессу, позиция пассивных исполнителей; отсутствие социальной освещенности результатов труда; однообразие форм трудовой деятельности, монотонность ее протекания.

            Эффективность трудовой деятельности осужденных зависит от их мотивации. Наиболее значимым мотивом яв­ляется стремление заслужить условно-досрочное освобож­дение (28 %); у 16 % значимый мотив — получение допол­нительных льгот; у 10 % — занять свободное время, у 8 % — погасить иск; у 4 % — доказать свое исправление.

Реализация мотивов в трудовой деятельности, как правило, связана с различными трудностями, возникаю­щими в процессе ее осуществления. Наибольшие трудно­сти у осужденных связаны с самим процессом деятельности, нехваткой умений и навыков (выполнять нормы вы­работки, осваивать новые операции, соблюдать нормати­вы и т. д.).

Вторыми по значимости являются трудности, связан­ные с собственным «Я» (преодолевать свое плохое настрое­ние, нежелание работать).

Третья группа трудностей связана с отношением к дру­гим (работать с другими осужденными, преодолевать отри­цательное отношение к отдельным мастерам и т. д.). Четвертая группа — это трудности, вытекающие из са­мого наказания (работать под контролем).

Замечено, что осужденные, которые успешно преодо­левают такие трудности, способны в большей степени бо­роться с отрицательными явлениями в микросреде коло­нии, заниматься самовоспитанием.

                Эффективность исправления осужденных в трудовой деятельности достигается путем решения частных задач, приведенных в определенную систему.

                Основными задачами трудовой деятельности являются:

а) психологическая подготовка осужденных к общест­венно полезному труду;

б) практическая подготовка осужденных к трудовой деятельности;

в) нравственная подготовка осужденных к труду.

               Психологическая подготовка к трудовой деятельно­сти — это приведение психики осужденного в такое состоя­ние, когда обеспечивается немедленное его включение в трудовой процесс без дополнительных усилий на преодо­ление внутреннего сопротивления, порожденного негатив­ным отношением к трудовой деятельности. Необходимо активизировать мотивы, побуждающие осужденного к дея­тельности, то есть пробудить у него интерес к определен­ной профессии, специальности. Это достигается путем профессиональной ориентации и трудоустройства осуж­денных как в местах лишения свободы, так и по отбытии наказания. Это особенно важно сейчас, поскольку безрабо­тица в обществе стала нормой жизни.

              Практическая подготовка к трудовой деятельности заключается, во-первых, в привитии осужденным профес­сиональных умений и навыков. Развитие этих качеств у осужденных крайне необходимо, так как они усиливают значение личности в обществе. Во-вторых, в воспитании осужденных высокой производственной культуры. Со­держание в надлежащем порядке рабочего места, инстру­ментов, оборудования, а также умение правильно распола­гать на рабочем месте сырье, различные приспособления и готовые изделия, что способствует повышению производи­тельности труда, формированию нравственности. В-треть­их, в формировании привычки к труду. Если у осужденных не будет такой привычки, они легко оставят начатое дело, столкнувшись с первыми затруднениями.

              Нравственная подготовка осужденных к трудовой деятельности — наиболее трудная и сложная задача со­трудников исправительных учреждений. Это итоговый этап в системе трудового воспитания. Психологическая и практическая подготовка осужденных к труду позволяет формировать следующие нравственные качества лично­сти: сознание значимости общественно полезного труда, активное участие в этом труде, коллективизм, стремление беречь общенародную собственность, государственное имущество и т. д.

             Трудовая деятельность будет давать положительные результаты в том случае, если к ее организации и содержа­нию предъявляется ряд педагогических требований. Одно из таких требований — ее общественная направленность. Воспитывает не любой труд, а только такой, который име­ет общественно полезную значимость. Бесполезный труд только развращает человека. Вот почему в ИУ осужденные выпускают производственную продукцию, которая имеет народнохозяйственное значение. Результатом их трудовой деятельности является изготовление станков, электромо­торов, сельскохозяйственных комбайнов, запасных частей к легковым автомобилям и многое другое.

             Осознание осужденными общественной полезности и необходимости производственной деятельности, ее важности для народного хозяйства страны способствует форми­рованию не только положительного отношения к трудовой деятельности, но и таких качеств, которые способствуют развитию общественной направленности их личности. От­сюда следует, что повышение общественного престижа вы­полняемой работы является одним из направлений совер­шенствования трудовой деятельности в ИУ.

Важным педагогическим требованием к организации трудовой деятельности является учет интересов осуж­денных.

             Производственный труд должен быть интересным для личности и удовлетворять ее потребности. В этом случае осужденный выполняет нормы трудовой выработки, осно­вываясь на профессиональных умениях и навыках, и ре­зультаты труда доставляют ему радость. Это значит, что труд в ИУ необходимо делать более творческим, он должен требовать не только физических, но и умственных сил.

               Действенным педагогическим требованием к трудовой деятельности является внедрение производственной эс­тетики. Эстетическое оформление цехов производства оказывает большое психологическое воздействие на осужденных, влияет на их настроение, способствует бережному отношению к оборудованию и материальным ценностям.

Существенная роль в трудовой деятельности отводит­ся правильному сочетанию морального и материально­го стимулирования.

               Следующими педагогическими требованиями к орга­низации трудовой деятельности являются:

- коллективный характер труда (наиболее эффектив­ной в воспитательном отношении формой организа­ции коллективного труда является коллективно-производственная, для которой характерны общая цель, разделение труда на частичные взаимосвязан­ные операции, одновременность процесса труда для всех его участников, его непрерывность);

- внесение творческого начала в трудовую деятель­ность (конкурсы рационализаторов и изобретате­лей, ритуал посвящения осужденных в рабочие);

- продуманная внутренняя организация борьбы за ка­чество, создание общественного мнения вокруг це­лей и предполагаемых материальных результатов труда;

- организация соревнования в процессе труда, пре­доставление воспитательной инициативы и само­стоятельности осужденным в вопросах их трудовой деятельности на основе взаимоконтроля, взаимопо­мощи и взаимообучения;

- расширение диапазона социальных ролей, реали­зуемых осужденными в труде, чередование органи­заторских и исполнительских функций (здесь, как и в любой другой деятельности, важно, чтобы каждый осужденный нашел для себя место, дающее ему воз­можность самоутверждения общественно полезны­ми средствами и способами);

- учет особенностей неформальной структуры кол­лектива в процессе организации труда;

- учет современного состояния производства с пози­ций гуманизма, демократии и общественных отно­шений, сложившихся в стране в настоящее время.

                 Формы трудовой деятельности в ИУ весьма разно­образны. Среди многочисленных форм этой деятельно­сти можно выделить следующие: трудовые поручения и задания; содружество трудовых коллективов трудящих­ся с производственным коллективом осужденных; эко­номические и производственно-технические конферен­ции, общественные смотры и рейды; производственные собрания; вечера, посвященные разным профессиям; школы передового опыта; рационализаторство и изобре­тательство.

Эффективность трудовой деятельности зависит от системы трудовых поручений и заданий. Различные тру­довые поручения и задания имеют особое значение в ис­правлении осужденных, так как, во-первых, в этом они ви­дят проявление доверия к ним; во-вторых, возможность своего самоутверждения; в-третьих, активное участие в вы­полнении разнообразных трудовых дел способствует уста­новлению нормальных взаимоотношений и общения меж­ду осужденными. В колонии трудовые поручения и зада­ния весьма разнообразны. Например, одному осужденному мастер может дать поручение следить за качеством выпус­каемой продукции, другому — оказать помощь в выполне­нии производственных заданий отстающим осужденным; третьему — быть ответственным за чистоту, порядок и эсте­тику в цеху и т. д.

               Процесс исправления осужденных в трудовой дея­тельности может быть оптимизирован за счет установле­ния взаимосвязей и содружества между трудовыми коллективами трудящихся и производственными кол­лективами осужденных. Такое содружество предполага­ет взаимное вхождение их членов в сферу деловых отно­шений и общения. Это обеспечивает условия для формирования трудовых навыков у осужденных, повышения их профессионального мастерства, развития у них общей культуры.

               В колониях проводятся общественные смотры и рейды по проверке качества выпускаемой продукции, обеспечения сырьем, инструментами, техническим осна­щением рабочих мест, а также по проверке состояния борь­бы за экономию сырья, электроэнергии, отношения осуж­денных к сохранности оборудования, внедрения новой тех­нологии, организации дней смотра трудовых дел, дней от­рядов, дней качества.

               Общественные смотры, как правило, проводятся два-три раза в год. В целях лучшей их организации разрабаты­вается положение, в котором определяется порядок прове­дения смотра, выявления победителей, их поощрения.

Значительно чаще организуются производственные рейды. Они проводятся в масштабе отряда или колонии по инициативе актива (производственная секция) из числа осужденных или по заданию администрации учреждения. Рейды могут быть плановые и внеплановые.              Создается рейдовая бригада (комиссия), в состав которой входят члены производственной секции, лучшие производствен­ники. Возглавляют рейдовую бригаду инженер по органи­зации труда осужденных или начальник отряда, директор либо главный инженер предприятия. Возглавляющий бригаду ставит перед ней задачу, проводит инструктаж и контролирует ее работу.

               Рейды проводятся с целью контроля за качеством вы­пускаемой продукции, соблюдения правил техники безопасности, проверки состояния трудовой дисциплины на рабочих местах, культуры производства, выполнения при­нятых трудовых обязательств.

На своих заседаниях рейдовая комиссия обобщает ито­ги работы и докладывает результаты администрации учре­ждения. Итоги рейда обсуждаются на совещании актива, общих собраниях осужденных отряда, широко освещаются в стенной и многотиражной печати.

Производственные собрания проводятся ежемесяч­но, ежеквартально, по итогам выполнения трудовых обя­зательств осужденных за данный период. На них обсужда­ются производственные вопросы. Исходя из конкретной повестки производственные собрания проводятся в брига­дах, отрядах, цехе, где работают осужденные нескольких отрядов.

               Цель производственных собраний — повышение тру­довой активности осужденных в выполнении производст­венных заданий, освоении новой техники, технологии, вне­дрении новых приемов труда, развитии рационализаторст­ва и изобретательства.

Чтобы производственные собрания проходили по-деловому, на высоком уровне, к ним надо хорошо готовиться.

Для этого рекомендуется заранее определить повестку дня, согласовать ее с инженерно-техническим персоналом цеха, колонии, сотрудниками отдела воспи­тательной работы, активом осужденных, членами произ­водственной секции; определить докладчика, время, место проведения собрания, обеспечить гласность; до­биться, чтобы осужденные принимали активное участие в подготовке и обсуждении вопросов повестки собрания, вносили предложения.

               По итогам собрания коллективно вырабатывается ре­шение, которое принимается голосованием, после чего оно объявляется обязательным для выполнения всеми осуж­денными. Вечера, посвященные разным профессиям, популяр­ны среди осужденных. В процессе подготовки к ним свое­временно определяются высококвалифицированные рабо­чие разных специальностей, пользующиеся авторитетом среди осужденных и добросовестно относящиеся к труду. Методика проведения вечера проста: организуются высту­пления подобранных заранее рабочих из числа осужден­ных по конкретным темам, рекомендуется выступить на вечере и руководителям учреждения; завершается вечер концертом коллектива художественной самодеятельности.

              Школы передового опыта являются действенной формой распространения эффективных приемов и мето­дов трудовой деятельности. Здесь обучаются бригады, ак­тив, специалисты основных видов производства. Занятия ведутся по специальной программе. Возглавляют школы передового опыта инженерно-технические работники уч­реждения.

             Трудовые вахты и декадники, рационализаторство и изобретательство — важная форма производственно-массовой работы с осужденными. Трудовые вахты и декад­ники, как правило, объявляются в честь знаменательных дат, посвящаются важным событиям жизни страны. Их цель повышение производительности труда. Эта работа тесно связана с различными конкурсами, рационализатор­ством и изобретательством. Почти в каждой колонии, цехах, производственных участках создаются группы со­действия бюро рационализации и изобретательства. Они оказывают помощь производственникам в оформлении ра­ционализаторских предложений.

                В трудовой деятельности осужденных широко ис­пользуются наглядная агитация, средства массовой ин­формации.

               Таким образом, методически правильно организован­ная трудовая деятельность осужденных не только способ­ствует повышению их трудовой активности, но и оказывает положительное влияние на их подготовку к честной трудовой жизни, повышенной результативности их социализации после выхода на свободу.

 

Литература:

Тюшнякова О.В. Уголовно-исполнительное право России: Учебник  /Под ред. д.ю.н., проф. В.А. Якушина. – Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2010. – 679 с.


 

Головин Валерий Дмитриевич, преподаватель спецдисциплин

Головин Валерий Дмитриевич, преподаватель спецдисциплин

Даже если человек трудится один, он выполняет чье-то задание и знает, что результат его труда будет кем-то оценен

Даже если человек трудится один, он выполняет чье-то задание и знает, что результат его труда будет кем-то оценен

Необходимо обеспечить осужденных престижным заработком на основе роста производитель­ности труда и тем самым дать возможность для компенсации личных затрат и оказания финансовой помощи семь­ям и…

Необходимо обеспечить осужденных престижным заработком на основе роста производитель­ности труда и тем самым дать возможность для компенсации личных затрат и оказания финансовой помощи семь­ям и…

Замечено, что осужденные, которые успешно преодо­левают такие трудности, способны в большей степени бо­роться с отрицательными явлениями в микросреде коло­нии, заниматься самовоспитанием

Замечено, что осужденные, которые успешно преодо­левают такие трудности, способны в большей степени бо­роться с отрицательными явлениями в микросреде коло­нии, заниматься самовоспитанием

Это значит, что труд в ИУ необходимо делать более творческим, он должен требовать не только физических, но и умственных сил

Это значит, что труд в ИУ необходимо делать более творческим, он должен требовать не только физических, но и умственных сил

Общественные смотры, как правило, проводятся два-три раза в год

Общественные смотры, как правило, проводятся два-три раза в год

Почти в каждой колонии, цехах, производственных участках создаются группы со­действия бюро рационализации и изобретательства

Почти в каждой колонии, цехах, производственных участках создаются группы со­действия бюро рационализации и изобретательства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2023