Головин Валерий Дмитриевич,
преподаватель спецдисциплин
ФКПОУ №142 ФСИН России, г.Салават
Основные принципы и формы организации труда осужденных к лишению свободы.
Не менее эффективным средством исправления осужденного является общественно полезный труд.
Труд свое конкретное проявление находит в выполняемой человеком работе. Общественно-полезный труд как средство исправления обладает достаточно высоким воспитательным и превентивным потенциалом. Это подтверждается рядом обстоятельств:
Во-первых, труд - это универсальное средство всестороннего развития человека, посредством которого реализуется основной закон формирования любой личности - развития ее в деятельности, причем в деятельности преобразовательной.
Во-вторых, труд, особенно если он соответствует имеющейся у человека специальности, есть средство самовыражения, самоутверждения личности, даже в условиях лишения свободы.
В-третьих, активное участие в трудовых процессах помогает большинству осужденных легче переносить «ожидание» свободы, направляет их мысли на текущую полезную деятельность, помогает справляться с кризисными психическими состояниями.
В-четвертых, участие в производственном труде способствует решению экономических проблем осужденных как в период отбывания наказания, так и по выходе на свободу.
В-пятых, активное участие в трудовых процессах, овладение престижными профессиями, приобретение трудовых навыков, выработка психологической и нравственной потребности трудиться способствует ресоциализации осужденных после освобождения».
К указанным обстоятельствам следует добавить ряд других:
Во-первых, участие осужденного в труде позволяет не только овладеть какими-либо новыми навыками, но и сохранить уже имеющиеся навыки у осужденного.
Во-вторых, труд осужденных может преследовать возмещение материального ущерба, причиненного преступлением.
В-третьих, как указывал еще С.В. Познышев в 1908 г., «труд необходим в тюрьмах… как средство, если не покрыть, то, по крайней мере, сократить расходы государства на содержание места заключения». Однако в настоящее время, указанное утверждение С.В. Познышева будет актуальным только в том случае, если организация труда осужденных будет соответствовать требованиям международно-правовых актов, в частности о том, что «интересы заключенных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям получения прибыли от тюремного производства».
Мы считаем, что любая полученная прибыль в результате труда осужденных должна в первую очередь быть направлена на их вознаграждение за труд, а потом уже на улучшение порядка и условий труда самих осужденных, что, бесспорно, позволит государству лишь отчасти сократить расходы на улучшение их условий труда.
Следует заметить, что трудовое воспитание осужденных не должно ограничиваться только включением их в производственный труд. Трудовое воспитание должно быть всесторонним, т.е. осужденный также должен привлекаться к работам по благоустройству территории исправительного учреждения, ремонту жилых помещений и т.д., что также в обязательном порядке должно осужденным оплачиваться.
Трудовая деятельность — основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека. Труд всегда, со времени первобытного человечества и раннего детства каждого человека, носит не индивидуальный, а коллективный характер. Даже если человек трудится один, он выполняет чье-то задание и знает, что результат его труда будет кем-то оценен. Последнее, особенно важно для использования трудовой деятельности в качестве основного средства исправления осужденных.
Идея использования труда осужденных зародилась в различных моделях тюремных систем отбывания наказания. В обосновании существовавших ранее моделей пенитенциарных систем (религиозной, исправительно-трудовой, социальной реабилитации и реинтеграции) в той или иной мере находил отражение труд заключенных. Идея о привлечении заключенных к труду была основана на том, что у преступников отсутствует привычка трудиться, и наличествуют привычка к праздности, стремление к достижению успеха в жизни нечестным, преступным путем.
Работу по привитию осужденным потребности сознательно трудиться, необходимо рассматривать не только как одну из составных частей экономических и социальных задач общества, но и как задачу исправления и ресоциализации осужденных.
Сегодня, в период становления рыночных отношений, развала производственной базы страны, остановки крупнейших заводов в машиностроении и других отраслях производства, особо остро встает вопрос о воспитании осужденных в трудовой деятельности.
Важным документом в деле расширения трудовой занятости осужденных стала разработанная и принятая Концепция перехода промышленности уголовно-исполнительной системы к рыночным отношениям.
В целях управляемости производством в ИУ были созданы маркетинговые службы, деятельность которых направлена на максимальное приспособление производимых на предприятиях исправительных учреждений изделий к требованиям рынка и запросам потребителей к ее качеству и новизне, технико-экономическим и эстетическим характеристикам, уровню цены и другим ориентирам, включая возможные каналы сбыта. В этих целях в уголовно-исполнительной системе была создана широкая торговая сеть (специальные магазины и торговые дома), предприятия системы стали постоянно участвовать в различного рода региональных и специализированных ярмарках. Была разработана и создана специальная программа «Информационно-коммерческие сети», позволяющая оперативно выдавать и получать информацию о наличии готовой продукции и ценах на нее, неликвидах, изделиях по бартеру, котировке цен на ведущие товары и др. Была поставлена задача, выявить возможности предприятий уголовно-исполнительной системы занять позиции на конкретном участке рынка. Однако практическая реализация этой задачи встретила значительные трудности по самым разным причинам и обстоятельствам. Ориентация исправительной системы на включение в рыночные отношения в качестве равноправных партнеров напрямую вряд ли возможна, подчеркивают авторы работы «Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России», а вот организация производства труда осужденных с учетом требований новых отношений просто необходима.
В сфере производственной и финансовой деятельности обеспечения осужденных трудом предусматривается программа, которая включает:
- разработку в каждом подразделении задания по развитию промышленного производства и созданию дополнительных рабочих мест;
- ориентирование производства на выпуск изделий для нужд уголовно-исполнительной системы и продукции, пользующейся спросом у населения;
- создание совместных с местными администрациями региональных программ трудовой занятости осужденных и участия их в общественных работах;
- разработку готовой продукции за счет маркетинговых услуг, проведения ярмарок, через биржевые и иные коммерческие организации;
- создание в каждой республике, крае, области сельскохозяйственных предприятий.
Наконец, важным мероприятием для упорядочения производительного труда осужденных и формирования у них положительной мотивации является переход к содержанию ИУ за счет средств госбюджета с оставлением суммы прибыли для решения социальных и хозяйственных вопросов пенитенциарного учреждения, а также помощи осужденным при их освобождении, как это делается в других странах. Необходимо обеспечить осужденных престижным заработком на основе роста производительности труда и тем самым дать возможность для компенсации личных затрат и оказания финансовой помощи семьям и детям.
Трудовая деятельность является одним из средств и составных частей процесса исправления осужденных. Важнейшей ее функцией в условиях исправительного учреждения является формирование у осужденных потребности трудиться, положительной мотивации, интереса к освоению определенной профессии, уважения к людям труда, воспитание у них нравственных качеств, правового поведения.
Трудовая деятельность в ИУ — это форма отношений, предусматривающих вовлечение осужденных в трудовой процесс, формирование у них профессиональных умений и навыков, нравственных качеств, психологической и практической готовности к участию после освобождения от наказания в общественно полезном труде.
При организации трудовой деятельности следует исходить из того, что она не имеет цели кары, не является элементом уголовного наказания, а входит в систему мер воспитательного воздействия.
Трудовая деятельность в условиях исправительного учреждения имеет особенности, основными из которых являются:
а) регламентация ее нормами уголовно-исполнительного законодательства;
б) отрицательное отношение к этой деятельности большинства осужденных колонии;
в) в ИУ ограничен выбор трудовой профессии.
В настоящее время в организации трудовой деятельности имеет место ряд негативных явлений, обусловленных безработицей осужденных, их трудовой незанятостью. Такое положение дел сказывается на дисциплине, порождает отрицательные взаимоотношения и общение осужденных, формирует их профессиональную деформацию. В то же время педагогические исследования и практика свидетельствуют о том, что при правильной организации трудовой деятельности у осужденных вырабатываются нравственные формы общения, уважение друг к другу и окружающим.
Несмотря на то, что трудовая деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, к сожалению, ее возможности в практике используются далеко не в полной мере. Среди основных причин такого положения необходимо выделить следующие: дефицит положительных эмоций; сухой, формальный чиновничий подход к организации трудовой деятельности; слабое приобщение осужденных молодежного возраста к самостоятельному трудовому процессу, позиция пассивных исполнителей; отсутствие социальной освещенности результатов труда; однообразие форм трудовой деятельности, монотонность ее протекания.
Эффективность трудовой деятельности осужденных зависит от их мотивации. Наиболее значимым мотивом является стремление заслужить условно-досрочное освобождение (28 %); у 16 % значимый мотив — получение дополнительных льгот; у 10 % — занять свободное время, у 8 % — погасить иск; у 4 % — доказать свое исправление.
Реализация мотивов в трудовой деятельности, как правило, связана с различными трудностями, возникающими в процессе ее осуществления. Наибольшие трудности у осужденных связаны с самим процессом деятельности, нехваткой умений и навыков (выполнять нормы выработки, осваивать новые операции, соблюдать нормативы и т. д.).
Вторыми по значимости являются трудности, связанные с собственным «Я» (преодолевать свое плохое настроение, нежелание работать).
Третья группа трудностей связана с отношением к другим (работать с другими осужденными, преодолевать отрицательное отношение к отдельным мастерам и т. д.). Четвертая группа — это трудности, вытекающие из самого наказания (работать под контролем).
Замечено, что осужденные, которые успешно преодолевают такие трудности, способны в большей степени бороться с отрицательными явлениями в микросреде колонии, заниматься самовоспитанием.
Эффективность исправления осужденных в трудовой деятельности достигается путем решения частных задач, приведенных в определенную систему.
Основными задачами трудовой деятельности являются:
а) психологическая подготовка осужденных к общественно полезному труду;
б) практическая подготовка осужденных к трудовой деятельности;
в) нравственная подготовка осужденных к труду.
Психологическая подготовка к трудовой деятельности — это приведение психики осужденного в такое состояние, когда обеспечивается немедленное его включение в трудовой процесс без дополнительных усилий на преодоление внутреннего сопротивления, порожденного негативным отношением к трудовой деятельности. Необходимо активизировать мотивы, побуждающие осужденного к деятельности, то есть пробудить у него интерес к определенной профессии, специальности. Это достигается путем профессиональной ориентации и трудоустройства осужденных как в местах лишения свободы, так и по отбытии наказания. Это особенно важно сейчас, поскольку безработица в обществе стала нормой жизни.
Практическая подготовка к трудовой деятельности заключается, во-первых, в привитии осужденным профессиональных умений и навыков. Развитие этих качеств у осужденных крайне необходимо, так как они усиливают значение личности в обществе. Во-вторых, в воспитании осужденных высокой производственной культуры. Содержание в надлежащем порядке рабочего места, инструментов, оборудования, а также умение правильно располагать на рабочем месте сырье, различные приспособления и готовые изделия, что способствует повышению производительности труда, формированию нравственности. В-третьих, в формировании привычки к труду. Если у осужденных не будет такой привычки, они легко оставят начатое дело, столкнувшись с первыми затруднениями.
Нравственная подготовка осужденных к трудовой деятельности — наиболее трудная и сложная задача сотрудников исправительных учреждений. Это итоговый этап в системе трудового воспитания. Психологическая и практическая подготовка осужденных к труду позволяет формировать следующие нравственные качества личности: сознание значимости общественно полезного труда, активное участие в этом труде, коллективизм, стремление беречь общенародную собственность, государственное имущество и т. д.
Трудовая деятельность будет давать положительные результаты в том случае, если к ее организации и содержанию предъявляется ряд педагогических требований. Одно из таких требований — ее общественная направленность. Воспитывает не любой труд, а только такой, который имеет общественно полезную значимость. Бесполезный труд только развращает человека. Вот почему в ИУ осужденные выпускают производственную продукцию, которая имеет народнохозяйственное значение. Результатом их трудовой деятельности является изготовление станков, электромоторов, сельскохозяйственных комбайнов, запасных частей к легковым автомобилям и многое другое.
Осознание осужденными общественной полезности и необходимости производственной деятельности, ее важности для народного хозяйства страны способствует формированию не только положительного отношения к трудовой деятельности, но и таких качеств, которые способствуют развитию общественной направленности их личности. Отсюда следует, что повышение общественного престижа выполняемой работы является одним из направлений совершенствования трудовой деятельности в ИУ.
Важным педагогическим требованием к организации трудовой деятельности является учет интересов осужденных.
Производственный труд должен быть интересным для личности и удовлетворять ее потребности. В этом случае осужденный выполняет нормы трудовой выработки, основываясь на профессиональных умениях и навыках, и результаты труда доставляют ему радость. Это значит, что труд в ИУ необходимо делать более творческим, он должен требовать не только физических, но и умственных сил.
Действенным педагогическим требованием к трудовой деятельности является внедрение производственной эстетики. Эстетическое оформление цехов производства оказывает большое психологическое воздействие на осужденных, влияет на их настроение, способствует бережному отношению к оборудованию и материальным ценностям.
Существенная роль в трудовой деятельности отводится правильному сочетанию морального и материального стимулирования.
Следующими педагогическими требованиями к организации трудовой деятельности являются:
- коллективный характер труда (наиболее эффективной в воспитательном отношении формой организации коллективного труда является коллективно-производственная, для которой характерны общая цель, разделение труда на частичные взаимосвязанные операции, одновременность процесса труда для всех его участников, его непрерывность);
- внесение творческого начала в трудовую деятельность (конкурсы рационализаторов и изобретателей, ритуал посвящения осужденных в рабочие);
- продуманная внутренняя организация борьбы за качество, создание общественного мнения вокруг целей и предполагаемых материальных результатов труда;
- организация соревнования в процессе труда, предоставление воспитательной инициативы и самостоятельности осужденным в вопросах их трудовой деятельности на основе взаимоконтроля, взаимопомощи и взаимообучения;
- расширение диапазона социальных ролей, реализуемых осужденными в труде, чередование организаторских и исполнительских функций (здесь, как и в любой другой деятельности, важно, чтобы каждый осужденный нашел для себя место, дающее ему возможность самоутверждения общественно полезными средствами и способами);
- учет особенностей неформальной структуры коллектива в процессе организации труда;
- учет современного состояния производства с позиций гуманизма, демократии и общественных отношений, сложившихся в стране в настоящее время.
Формы трудовой деятельности в ИУ весьма разнообразны. Среди многочисленных форм этой деятельности можно выделить следующие: трудовые поручения и задания; содружество трудовых коллективов трудящихся с производственным коллективом осужденных; экономические и производственно-технические конференции, общественные смотры и рейды; производственные собрания; вечера, посвященные разным профессиям; школы передового опыта; рационализаторство и изобретательство.
Эффективность трудовой деятельности зависит от системы трудовых поручений и заданий. Различные трудовые поручения и задания имеют особое значение в исправлении осужденных, так как, во-первых, в этом они видят проявление доверия к ним; во-вторых, возможность своего самоутверждения; в-третьих, активное участие в выполнении разнообразных трудовых дел способствует установлению нормальных взаимоотношений и общения между осужденными. В колонии трудовые поручения и задания весьма разнообразны. Например, одному осужденному мастер может дать поручение следить за качеством выпускаемой продукции, другому — оказать помощь в выполнении производственных заданий отстающим осужденным; третьему — быть ответственным за чистоту, порядок и эстетику в цеху и т. д.
Процесс исправления осужденных в трудовой деятельности может быть оптимизирован за счет установления взаимосвязей и содружества между трудовыми коллективами трудящихся и производственными коллективами осужденных. Такое содружество предполагает взаимное вхождение их членов в сферу деловых отношений и общения. Это обеспечивает условия для формирования трудовых навыков у осужденных, повышения их профессионального мастерства, развития у них общей культуры.
В колониях проводятся общественные смотры и рейды по проверке качества выпускаемой продукции, обеспечения сырьем, инструментами, техническим оснащением рабочих мест, а также по проверке состояния борьбы за экономию сырья, электроэнергии, отношения осужденных к сохранности оборудования, внедрения новой технологии, организации дней смотра трудовых дел, дней отрядов, дней качества.
Общественные смотры, как правило, проводятся два-три раза в год. В целях лучшей их организации разрабатывается положение, в котором определяется порядок проведения смотра, выявления победителей, их поощрения.
Значительно чаще организуются производственные рейды. Они проводятся в масштабе отряда или колонии по инициативе актива (производственная секция) из числа осужденных или по заданию администрации учреждения. Рейды могут быть плановые и внеплановые. Создается рейдовая бригада (комиссия), в состав которой входят члены производственной секции, лучшие производственники. Возглавляют рейдовую бригаду инженер по организации труда осужденных или начальник отряда, директор либо главный инженер предприятия. Возглавляющий бригаду ставит перед ней задачу, проводит инструктаж и контролирует ее работу.
Рейды проводятся с целью контроля за качеством выпускаемой продукции, соблюдения правил техники безопасности, проверки состояния трудовой дисциплины на рабочих местах, культуры производства, выполнения принятых трудовых обязательств.
На своих заседаниях рейдовая комиссия обобщает итоги работы и докладывает результаты администрации учреждения. Итоги рейда обсуждаются на совещании актива, общих собраниях осужденных отряда, широко освещаются в стенной и многотиражной печати.
Производственные собрания проводятся ежемесячно, ежеквартально, по итогам выполнения трудовых обязательств осужденных за данный период. На них обсуждаются производственные вопросы. Исходя из конкретной повестки производственные собрания проводятся в бригадах, отрядах, цехе, где работают осужденные нескольких отрядов.
Цель производственных собраний — повышение трудовой активности осужденных в выполнении производственных заданий, освоении новой техники, технологии, внедрении новых приемов труда, развитии рационализаторства и изобретательства.
Чтобы производственные собрания проходили по-деловому, на высоком уровне, к ним надо хорошо готовиться.
Для этого рекомендуется заранее определить повестку дня, согласовать ее с инженерно-техническим персоналом цеха, колонии, сотрудниками отдела воспитательной работы, активом осужденных, членами производственной секции; определить докладчика, время, место проведения собрания, обеспечить гласность; добиться, чтобы осужденные принимали активное участие в подготовке и обсуждении вопросов повестки собрания, вносили предложения.
По итогам собрания коллективно вырабатывается решение, которое принимается голосованием, после чего оно объявляется обязательным для выполнения всеми осужденными. Вечера, посвященные разным профессиям, популярны среди осужденных. В процессе подготовки к ним своевременно определяются высококвалифицированные рабочие разных специальностей, пользующиеся авторитетом среди осужденных и добросовестно относящиеся к труду. Методика проведения вечера проста: организуются выступления подобранных заранее рабочих из числа осужденных по конкретным темам, рекомендуется выступить на вечере и руководителям учреждения; завершается вечер концертом коллектива художественной самодеятельности.
Школы передового опыта являются действенной формой распространения эффективных приемов и методов трудовой деятельности. Здесь обучаются бригады, актив, специалисты основных видов производства. Занятия ведутся по специальной программе. Возглавляют школы передового опыта инженерно-технические работники учреждения.
Трудовые вахты и декадники, рационализаторство и изобретательство — важная форма производственно-массовой работы с осужденными. Трудовые вахты и декадники, как правило, объявляются в честь знаменательных дат, посвящаются важным событиям жизни страны. Их цель повышение производительности труда. Эта работа тесно связана с различными конкурсами, рационализаторством и изобретательством. Почти в каждой колонии, цехах, производственных участках создаются группы содействия бюро рационализации и изобретательства. Они оказывают помощь производственникам в оформлении рационализаторских предложений.
В трудовой деятельности осужденных широко используются наглядная агитация, средства массовой информации.
Таким образом, методически правильно организованная трудовая деятельность осужденных не только способствует повышению их трудовой активности, но и оказывает положительное влияние на их подготовку к честной трудовой жизни, повышенной результативности их социализации после выхода на свободу.
Литература:
Тюшнякова О.В. Уголовно-исполнительное право России: Учебник /Под ред. д.ю.н., проф. В.А. Якушина. – Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2010. – 679 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.