Основные принципы работы с обучающимися
с нарушениями слуха
Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна
Сурдопедагогика – отрасль специальной педагогики, изучающая особенности воспитания и обучения лиц с нарушениями слуха.
Слухопротезирование, кохлеарная имплантация – медицинские технические средства коррекции нарушенного слуха.
Развитие слухового восприятия – методика формирования слухового восприятия неречевых и речевых звуков у детей с нарушениями слуха.
Различение речи на слух – предъявление знакомого речевого материала ребенку в условиях ограниченного выбора (с опорой на игрушки, картинки, таблички).
Опознавание речи на слух –предъявление знакомого речевого материала ребенку в условиях неограниченного выбора, без опоры на наглядность.
Распознавание речи на слух – предъявление незнакомого речевого материала ребенку в условиях неограниченного выбора.
Методические рекомендации по организации изучения темы
Содержание предлагаемой темы разработано с учетом современного развития сурдопедагогики; актуальности ранней диагностики и коррекции нарушений слуха; особенностей реабилитации глухих и слабослышащих детей в современных условиях возникновения новых инклюзивных форм обучения.
Изучение темы организуется в различных формах: лекция, практические задания и упражнения, тестовые задания, обсуждение проблемного вопроса. Для самостоятельной работы студентов предусмотрены списки основной и дополнительной литературы по теме раздела, справочные и методические материалы, презентация.
В качестве текущего контроля используется тестовый контроль по разделам курса.
Критерии оценки: выполнение 60-75% и более заданий тестового контроля – зачет; выполнение менее 60% заданий тестового контроля – незачет.
1. Современное состояние образования детей с нарушениями слуха
Особенности воспитания и обучения лиц с нарушениями слуха изучает сурдопедагогика.
На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность:
воздействие неблагоприятных экзогенных и эндогенных факторов приводит к увеличению популяции детей, имеющих нарушение слуха;
серьезные изменения в областях научных знаний, наиболее тесно связанных с сурдопедагогикой, оказывают непосредственное влияние на ее развитие;
решение проблем инвалидов в последние годы все в большей степени происходит на государственном уровне, что также инициирует появление новых научных разработок, программ, в том числе и в области сурдопедагогики.
Дети с нарушенным слухом – группа, разнородная по следующим показателям:
степень нарушения слуха (слабослышащие и глухие);
характер снижения слуха (кондуктивная и сенсоневральная);
время наступления нарушения (ранооглохшие, до овладения речью, и позднооглохшие);
наличие или отсутствие дополнительных отклонений в развитии;
время обнаружения снижения слуха и начала медицинской и педагогической коррекции и реабилитации (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и после 5 лет);
характер медицинской коррекции слуха глухих детей (слухопротезирование или кохлеарная имплантация);
уровень речевого развития.
Такое разнообразие детей с нарушенным слухом требует применения разных методов, приемов и организационных форм воспитания и обучения.
В настоящее время обучение и воспитание детей с нарушениями слуха осуществляется в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях и школах 1 и 2 вида; в учреждениях дополнительного образования (психолого-педагогические центры); в общеобразовательных учреждениях (интегрированное/инклюзивное обучение).
Специальные (коррекционные) дошкольные учреждения и школы 1 и 2 вида на протяжении длительного времени являлись основным типом учреждений для детей с нарушениями слуха. Образовательный процесс в таких учреждениях носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности детей на основе их всестороннего психолого-медико-педагогического изучения и применения необходимых форм и методов учебно-воспитательной работы. Содержание образования отражается в учебной программе, плане, учебниках и пособиях, созданных для этого типа учреждений.
К учреждениям дополнительного образования относятся психолого-педагогические центры, которые являются достаточно новым типом учреждений для детей с нарушениями слуха.
Основная цель деятельности центра – психолого-медико-педагогическая диагностика, абилитация/реабилитация детей в возрасте от 6 месяцев до 18 лет, имеющих нарушения слуха, подготовка их к возможно более полной социальной адаптации, комплексное сопровождение семьи ребенка с нарушенным слухом.
Направления деятельности центра: диагностическое; коррекционно-развивающее; профилактическое; социально-психологическое; информационно-аналитическое; консультативно-методическое.
Центр решает следующие задачи:
комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха;
выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в особых условиях обучения, в соответствии со структурой нарушения и их познавательными возможностями;
оказание и осуществление ранней и последующей психолого-педагогической помощи детям в условиях семьи;
разработка и осуществление индивидуальной траектории разностороннего развития личности ребенка с нарушенным слухом;
прослеживание динамики развития ребенка с нарушениями слуха на протяжении дошкольного и школьного возраста;
психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях инклюзивной практики.
Работа с детьми осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях специалистами разного профиля (учитель-дефектолог – сурдопедагог, логопед, психолог, социальный педагог) по существующим базовым и авторским коррекционно-реабилитационным программам.
Общеобразовательные учреждения, в которых осуществляется интегрированное/инклюзивное обучение детей с нарушениями слуха, можно представить по следующим организационным формам: специальные группы/классы в общеобразовательном учреждении с организацией совместных со слышащими сверстниками занятий/внеклассной работы плохослышащие/неслышащие дети (от 1 до 3 человек) в коллективе обычной группы/класса общеобразовательного учреждения.
В специальных группах/классах в общеобразовательном учреждении учитель-дефектолог – сурдопедагог осуществляет обучение детей в соответствии с программой общеобразовательного учреждения при использовании специальных методов и приемов. Кроме того, в учреждении организуются дополнительные занятия
Обучение плохослышащих/неслышащих детей (от 1 до 3 человек) в коллективе обычной группы/класса общеобразовательного учреждения осуществляет педагог этого учреждения при поддержке специалистов (учитель-дефектолог – сурдопедагог, методист, психолог, социальный педагог, логопед), оказывающих консультативную и методическую помощь.
Одним из обязательных условий успешного обучения детей с нарушениями слуха в коллективе обычной группы/класса является наличие дополнительных коррекционных занятий с ребенком.
Основу теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями слуха составляют общедидактические принципы: сознательность и активность, систематичность и последовательность, наглядность, доступность, научность, прочность, связь теории с практикой, индивидуальный и дифференцированный подход, воспитывающий характер обучения.
Особенности их реализации обуславливаются коррекционно-развивающей и практической направленностью процесса обучения. Условия реализации варьируются в зависимости от учреждения, в котором обучается слабослышащий/глухой ребенок.
Успешное решение коррекционно-развивающих и образовательных задач во многом зависит от использования разнообразных методов, методических приемов и форм организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом.
В целом по вышеизложенным материалам можно сделать следующие заключения: на сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, в которой необходимо применять разные методы, приемы и организационные формы воспитания и обучения. В настоящее время обучение и воспитание детей с нарушениями слуха осуществляется в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях и школах 1 и 2 вида; в учреждениях дополнительного образования (психолого-педагогические центры); в общеобразовательных учреждениях (интегрированное/инклюзивное обучение). Основу теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями слуха составляют общедидактические и специальные принципы и методы.
2. Деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога) в условиях интегрированного/инклюзивного образования
Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими и глухими детьми строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха. Система методов работы с такими детьми должна обеспечивать компенсаторную и коррекционную направленность психолого-педагогического воздействия для выполнения ими образовательных задач наравне со слышащими сверстниками, вместе с которыми они обучаются.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Кроме того, развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха, обучающихся в общеобразовательных классах, – одна из важнейших составляющих успешности их обучения.
Основная цель коррекционной деятельности сурдопедагога в общеобразовательном учреждении – совершенствование слухо-зрительного восприятия речи плохослышащих и неслышащих детей как необходимого условия получения информации на занятии/уроке и полноценного общения со слышащими сверстниками.
Значение слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи было доказано отечественными и зарубежными сурдопедагогами (Е.П. Кузьмичева, Ф.Ф. Рау, А. Леве и др.), которые считали, что слуховые ощущения закрепляются в одно цельное понятие или представление через взаимосвязь слуха, мышления и речи. В работах Э.И. Леонгард были определены показатели сформированности умений использования слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи.
Таким образом, занятия сурдопедагога с плохослышащими/ неслышащими детьми в общеобразовательном учреждении предусматривают решение целого комплекса задач по формированию, развитию и совершенствованию следующих компонентов:
слухового восприятия детей как основы для совершенствования слухо-зрительного;
слухового восприятия в осложненных акустических и позиционных условиях;
слухо-зрительного восприятия как основного способа получения информации;
речи и мышления;
навыков коммуникации и межличностного взаимодействия;
контроля и самоконтроля за произношением.
Специфика коррекционной слуховой работы состоит в развитии слухоречевых способностей и навыков, которыми школьники с нарушенным слухом смогут воспользоваться в определенных условиях.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) взаимодействует с плохослышащими и слышащими обучающимися, их родителями, учителями и другими специалистами образовательного учреждения по следующим направлениям: организационное; диагностическое и коррекционное; консультативно-просветительское; методическое.
2.1. Организационная деятельность
В рамках этой деятельности учитель-дефектолог организует занятия с детьми, имеющими нарушения слуха: оформляет документы, составляет расписание занятий.
2.2. Диагностическая и коррекционная деятельность
Диагностическая деятельность
Диагностика включает оценку таких параметров, как:
адекватность настройки слуховых аппаратов/кохлеарного импланта;
возможности слухового и слухо-зрительного восприятия глухих и слабослышащих учащихся;
уровень речевого развития.
Диагностика проводится в течение двух недель в начале и в конце учебного года по традиционной методике с использованием списков слов, фраз и текстов. Обследование проводится только в индивидуальной форме. Протоколы обследования заполняются на каждого ребенка.
Коррекционная деятельность
Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной. Это сложные акустические условия в помещении класса, большая количественная наполняемость класса, постоянная работа на уроке в режиме полилога и значительного речевого материала, разнообразного по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам.
Таким образом, учет вышеуказанных факторов определил особенности коррекционной работы сурдопедагога и подходы к отбору речевого материала.
Слуховая работа в общеобразовательном учреждении ведется только при использовании детьми с нарушениями слуха качественных цифровых, адекватно настроенных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта.
Основными направлениями сурдопедагогического сопровождения являются:
1) Развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях.
2) Организация развития слухового восприятия в семье.
1) Развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях
Сурдопедагогом используются такие формы работы, какиндивидуальные и групповые занятия.В детском саду и начальной школе проводятся индивидуальные занятия и, в зависимости от уровня развития детей, возможно включение групповых, в средней и старшей школе – групповые и индивидуальные занятия.
На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты). При этом такая работа проводится в различных условиях:
в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховая тренировка проходит в тишине, а педагог произносит речевой материал, находясь напротив ребенка, «лицом к лицу»;
в специально осложненных условиях при наличии маскирующих шумов и разнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по кабинету);
в комфортных акустических условиях, но при наличии нескольких поочередно говорящих людей, то есть в условии полилога.
Такие упражнения закрепляют умения получать и анализировать информацию; узнавать и понимать речевой материал по неполным слуховым данным, опираясь на догадку; адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой теме в условиях диалога и полилога.
Необходимо отметить, что по содержанию речевой материал, предъявляемый на слух, направлен на развитие речи и мыслительных операций детей. Например, в речевой материал могут быть включены задания на подбор синонимов, антонимов, морфологический анализ структуры слова, подбор к родовому понятию видовых, определение понятий, объяснение незнакомого слова по контексту и т.д.
Успешное обучение ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении зависит не только от «багажа знаний», но и от умения общаться: слушать и понимать речь, моделировать коммуникативную ситуацию в соответствии с определенными целями и задачами, ориентироваться на партнера, последовательно излагать свои мысли. Одной из задач, которая также реализуется на индивидуальных и групповых занятиях сурдопедагога является формирование и совершенствование навыков коммуникации глухих и слабослышащих детей и школьников. В процессе таких упражнений, как диалоги, мини-диалоги, ролевые игры, отрабатываются правила, приемы и средства общения, построение и реализация моделей межличностного взаимодействия,
В процессе занятий педагог формирует и автоматизирует у детей навыки самоконтроля произношения и контроля за речью товарищей.
Работа проводится по индивидуальной программе, учитывающей особенности ребенка, речевой материал занятий/предметных уроков. Программа носит развивающий и опережающий характер, позволяет отработать материал по общеобразовательным предметам.
Индивидуальные занятия (рис.1) проводятся по традиционной методике с использованием речевого материала занятий дошкольного учреждения и предметных уроков общеобразовательной школы. Речевой материал отрабатывается на слух, слухо-зрительно, в том числе в осложненных условиях: повышенная зашумленность; при предъявлении материала учитель стоит, повернувшись в профиль или спиной к ученику. Количество индивидуальных занятий зависит от уровня слухового и слухо-зрительного восприятия учащегося, не менее двух в неделю.
Групповые занятия предполагают формирование разговорной речи, умение вступать и вести диалог на слуховой и слухо-зрительной основе. Ценность групповых занятий в том, что ученики прислушиваются к разным голосам, манере речи говорящих. Необходимо отметить высокую эффективность включения в такие занятия слышащих одноклассников. Помимо выполнения дидактических задач, такие занятия способствуют воспитанию толерантности.
Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Поэтому необходимо предусмотреть подключение к целенаправленной и систематической работе с такими детьми логопеда дошкольного учреждения/школы. Такое совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) и логопед совместно планируют и отрабатывают на занятиях лексические, грамматические темы, обеспечивая, таким образом, наиболее полное усвоение материала ребенком.
Составными компонентами логопедического воздействия являются следующие разделы работы:
Формирование произносительной стороны речи:
а) фонетико-фонематическая сторона речи (работа по автоматизации и дифференциации звуков; связь работы над фонемами с закреплением в письменной речи, предупреждение и преодоление ошибок, связанных с фонематическими трудностями; обучение различным видам языкового анализа);
б) слоговая структура слова (развитие восприятия и произношения слов различной слоговой сложности): определение наличия или отсутствия искажения в слове; угадывание нормативного слова, прогнозирование финального и инициального элемента, структурное оформление лексических единиц различного слогового состава;
в) ритмо-интонационная сторона речи.
Сюда же относится работа над интенсивностью речи, изменение высоты, темпа, реализация различных интонационных композиций и эмоциональных оттенков.
Развитие речи:
а) коррекция устной и письменной речи (расширение, уточнение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя);
б) развитие связной речи (диалогической и монологической, устной и письменной).
В дошкольном и младшем школьном возрасте преимущественно ведется работа над устной речью, а работа над письменной речью включает чтение и пересказ коротких текстов.
Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, при этом используются следующие виды занятий:
занятие по произношению, по преодолению нарушений произношению, по преодолению нарушений письма и чтения, по преодолению нарушений чтения и письма
занятие по развитию речи, комбинированное занятие.
Наиболее эффективно проведение трех занятий в неделю: первое занятие – произношение, второе занятие – развитие речи; третье занятие – преодоление нарушений письма и чтения.
Если занятия проводятся два раза в неделю, рекомендуется проводить одно комбинированное занятие по произношению и преодолению нарушений письма и чтения и одно занятие по развитию речи.
Содержание занятий является вариативным в зависимости от речевого развития детей, их возраста, условий детского сада или школы, в которой они обучаются.
2) Организация развития слухового восприятия в семье
Развитие слухового восприятия не ограничивается только занятиями в школе. Эта работа проводится и дома, в семье (рис. 5). В развитии слухового восприятия в домашних условиях выделяются два пути (по А. Леве, 1992):
Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка, обучения его ориентироваться в звучащем мире.
Планомерное сопровождение. Это специально организованная работа в течение определенного времени. Сурдопедагог рекомендует материал для занятий. Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и бытом семьи. Виды работы достаточно разнообразны: игры, отработка домашнего задания, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписей сказок, рассказов и т.д. После предъявления рекомендуется обязательное выяснение уровня понимания материала.
2.3. Консультативно-просветительская деятельность
Этот вид деятельности реализуется сурдопедагогом в процессе взаимодействия с родителями и предполагает:
проведение открытых индивидуальных и групповых занятий по развитию слухового восприятия детей для родителей и педагогов;
проведение индивидуальных/групповых консультаций о ходе, содержании и итогах коррекционного процесса у обучающегося и создании благоприятных условий во внешкольное время для закрепления и автоматизации полученных в образовательном учреждении слухоречевых навыков;
участие в родительских собраниях с целью информирования родителей слышащих учащихся об особенностях детей с нарушениями слуха.
2.4. Методическая деятельность
Эта деятельность направлена на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзии. Сурдопедагог проводит для учителей индивидуальные/групповые консультации и семинары, на которых знакомит педагогов с особенностями развития детей с нарушениями слуха, а также со специальными приемами, способствующими повышению эффективности их обучения.
Для организации комфортной образовательной среды и повышения качества обучения сурдопедагог разрабатывает памятки для учителей об особенностях плохослышащих детей, специфике слухо-зрительного восприятия и понимании речи детьми с нарушениями слуха, о речевом поведении педагога. Памятки вручаются каждому педагогу, работающему с детьми данной категории памятки.
Необходимым и обязательным условием эффективной работы сурдопедагога является наличие отдельного оборудованного кабинета.
3. Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми, рекомендуемые педагогам и специалистам общеобразовательных учреждений
Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.
В сурдопедагогике (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, М.И.Никитина, М.Л.Любимов, К.И.Туджанова и др.) выделяют следующие наиболее характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:
1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.
2. Ограниченность словарного запаса, выражающаяся:
а) в незнании значений многих слов,
б) в суженном понимании значения слова,
в) в непонимании грамматической формы слова.
3. Непонимание переносного смысла выражения.
Первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное восприятие речи, при этом наиболее доступной формой речи является – письменная. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают словарный запас.
Развитие речи плохослышащих и неслышащих детей проводится по нескольким направлениям:
лексическо-семантический уровень (слово);
синтаксический уровень (словосочетания и предложения);
уровень текста.
Лексико-семантический уровень
В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса.
По мнению А.Г. Зикеева, одним из основных условий успешного формирования лексического запаса речи является то, как в процессе обучения раскрывается значение слова ребенком. Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных.
Такие методы и приемы можно разделить на группы: наглядные, вербальные и смешанные.
Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:
использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);
демонстрация слайдов, учебных фильмов;
демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.
Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:
подбор синонимов, антонимов;
перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился);
подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная станция);
морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает);
подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства – это грибы, ягоды);
негативные определения (беспорядок – нет порядка);
тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи);
опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик не удержался на ногах и упал на землю).
Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием).
Синтаксический уровень
а) употребление диалогических форм речи:
Упражнения в употреблении диалогических форм речи играют большую роль в успешном развитии речевого общения, в осуществлении самостоятельных контактов слабослышащих детей с окружающими людьми. Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него. Эта задача достаточно сложная для слабослышащих детей, и реализация ее требует определенной последовательности:
повторение реплик учителя или одноклассников на уроке («Повтори, что я сказала»; «Повтори, что сказала Аня»);
повторение того, что было сказано вчера («Что сказал папа?»; «Что ответила мама»?; «О чем говорила Аня»?);
запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо («Запомни, о чем будет завтра говорить брат»; «Запомни, о чем утром будет спрашивать отец»; «Запомни свой ответ»);
создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы учащихся к тем или иным высказываниям: Где мел? Где губка? и т.п. Вопросы учащихся обязательно должны быть мотивированы необходимостью выполнить это или иное задание (мел требуется для того, чтобы записать задание; губка нужна для того, чтобы вытереть доску);
придумывание реплики к заданной ситуации, например: «К тебе во дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы. Как ты ему ответишь?»; «Ты приехал в незнакомый город на автобусе. Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?»
Наряду с другими формами речи диалогу, начиная с I класса и кончая старшими, должно быть уделено максимальное внимание.
б) описательно-повествовательная речь.
Развитие описательно-повествовательной речи происходит в единстве со всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением грамматическими формами. В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные языковые средства. Развитие описательно-повествовательных форм речи требует применения различных методических приемов:
подбор картинок, иллюстраций к предложению;
подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны);
самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям;
описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам;
составление рассказов по серии картинок;
составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.
Уровень текста
Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста, является правильная организация чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми читаемого текста.
Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит как формирование сознательности чтения, так и выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту:
а) вступительная беседа с предъявлением наглядного материала с целью мотивации к чтению, выявления уровня владения представленной в тексте темой, активизации словаря по теме, так как понимание темы — одно из условий осмысленного чтения, правильного изложения содержания прочитанного;
б) самостоятельное чтение текста.
в) проверка усвоения содержания прочитанного в целом. Используются ответы на вопросы по прочитанному тексту, демонстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя;
г) подробный анализ текста всего рассказа. Например, делят текст на части, составляют план, выбирают из текста слова и выражения, которые относятся к характеристике героя рассказа (к описанию внешности, поступков героев, их внутренних качеств), происходящего явления и т.п.;
д) устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного.
4. Резюме
На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, в которой необходимо применять разные методы, приемы и организационные формы воспитания и обучения.
В настоящее время расширяются процессы интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в учреждениях образования общего типа. Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими и глухими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку, наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Кроме того, развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха, обучающихся в общеобразовательных классах – одна из важнейших составляющих успешности их обучения.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) взаимодействует с плохослышащими и слышащими обучающимися, их родителями, учителями и другими специалистами образовательного учреждения по следующим направлениям: организационное; диагностическое и коррекционное; консультативно-просветительское; методическое.
Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.
Список литературы
Основная литература
1. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А.Методика обучения глухих детей произношению. М.:ВЛАДОС, 2008.
2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.
3. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб., 2005.
4. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. М.: ВЛАДОС, 2004.
5. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей. История. Методы. Возможности. М.: Академия, 2003
6. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Развитие речи дошкольников с нарушением слуха. М., 2004.
7. Сурдопедагогика / под ред. Е.Г Речицкой. М., 2004.
8. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.
9. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. М., 2004.
10. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2003.
11. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.
12. Рау Ф.Ф. Слезина Н.Ф. Устное слово. М., 2004.
Дополнительная литература
1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М., 1977.
2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1988.
3. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М., 1991.
4. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., 1968.
5. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1988.
Интернет-ресурсы
1. Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО [Электронный ресурс]. URL: www.ikprao.ru
2. Интернет-журнал Отоскоп [Электронный ресурс]. URL: http://www.otoskop.ru/rus/
3. Семинар 09 Пора! Организатор – доктор наук, основательница Ленхардт-Академии, Председатель фонда имени проф. Эрнста Ленхардта Моника Ленхардт. [Электронный ресурс]. URL:http://www.lehnhardt-akademie.net/poraseminar09/?wpmllanguage=ru
4. Сайт Страна глухих. [Электронный ресурс]. URL: http://www.deafworld.ru
5. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха (Республика Беларусь). [Электронный ресурс]. URL:http://defectus.ru/load/kabinet_defektologa/psikhologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie/integrirovannoe_obuchenie_detej_s_narusheniem_slukha_respublika_belarus/7-1-0-95
6. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. Минск: Асар, 2003. [Электронный ресурс]. URL:pedlib.ru›Каталог›5/0020/5_0020-12.shtml
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.