Основные принципы работы с обучающимися с нарушениями слуха

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Основные принципы работы с обучающимися .docx

Основные принципы работы с обучающимися

с нарушениями слуха

Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна

 

Сурдопедагогика – отрасль специальной педагогики, изучающая особенности воспитания и обучения лиц с нарушениями слуха.

Слухопротезирование, кохлеарная имплантация – медицинские технические средства коррекции нарушенного слуха.

Развитие слухового восприятия – методика формирования слухового восприятия неречевых и речевых звуков у детей с нарушениями слуха.

Различение речи на слух – предъявление знакомого речевого материала ребенку в условиях ограниченного выбора (с опорой на игрушки, картинки, таблички).

Опознавание речи на слух –предъявление знакомого речевого материала ребенку в условиях неограниченного выбора, без опоры на наглядность.

Распознавание речи на слух – предъявление незнакомого речевого материала ребенку в условиях неограниченного выбора.

Методические рекомендации по организации изучения темы

Содержание предлагаемой темы разработано с учетом современного развития сурдопедагогики; актуальности ранней диагностики и коррекции нарушений слуха; особенностей реабилитации глухих и слабослышащих детей в современных условиях возникновения новых инклюзивных форм обучения.

Изучение темы организуется в различных формах: лекция, практические задания и упражнения, тестовые задания, обсуждение проблемного вопроса. Для самостоятельной работы студентов предусмотрены списки основной и дополнительной литературы по теме раздела, справочные и методические материалы, презентация.

В качестве текущего контроля используется тестовый контроль по разделам курса.

Критерии оценки: выполнение 60-75% и более заданий тестового контроля – зачет; выполнение менее 60% заданий тестового контроля – незачет.

1. Современное состояние образования детей с нарушениями слуха

Особенности воспитания и обучения лиц с нарушениями слуха изучает сурдопедагогика.

На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность:

воздействие неблагоприятных экзогенных и эндогенных факторов приводит к увеличению популяции детей, имеющих нарушение слуха;

серьезные изменения в областях научных знаний, наиболее тесно связанных с сурдопедагогикой, оказывают непосредственное влияние на ее развитие;

решение проблем инвалидов в последние годы все в большей степени происходит на государственном уровне, что также инициирует появление новых научных разработок, программ, в том числе и в области сурдопедагогики.

Дети с нарушенным слухом – группа, разнородная по следующим показателям:

степень нарушения слуха (слабослышащие и глухие);

характер снижения слуха (кондуктивная и сенсоневральная);

время наступления нарушения (ранооглохшие, до овладения речью, и позднооглохшие);

наличие или отсутствие дополнительных отклонений в развитии;

время обнаружения снижения слуха и начала медицинской и педагогической коррекции и реабилитации (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и после 5 лет);

характер медицинской коррекции слуха глухих детей (слухопротезирование или кохлеарная имплантация);

уровень речевого развития.

Такое разнообразие детей с нарушенным слухом требует применения разных методов, приемов и организационных форм воспитания и обучения.

В настоящее время обучение и воспитание детей с нарушениями слуха осуществляется в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях и школах 1 и 2 вида; в учреждениях дополнительного образования (психолого-педагогические центры); в общеобразовательных учреждениях (интегрированное/инклюзивное обучение).

Специальные (коррекционные) дошкольные учреждения и школы 1 и 2 вида на протяжении длительного времени являлись основным типом учреждений для детей с нарушениями слуха. Образовательный процесс в таких учреждениях носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности детей на основе их всестороннего психолого-медико-педагогического изучения и применения необходимых форм и методов учебно-воспитательной работы. Содержание образования отражается в учебной программе, плане, учебниках и пособиях, созданных для этого типа учреждений.

К учреждениям дополнительного образования относятся психолого-педагогические центры, которые являются достаточно новым типом учреждений для детей с нарушениями слуха.

Основная цель деятельности центра – психолого-медико-педагогическая диагностика, абилитация/реабилитация детей в возрасте от 6 месяцев до 18 лет, имеющих нарушения слуха, подготовка их к возможно более полной социальной адаптации, комплексное сопровождение семьи ребенка с нарушенным слухом.

Направления деятельности центра: диагностическое; коррекционно-развивающее; профилактическое; социально-психологическое; информационно-аналитическое; консультативно-методическое.

Центр решает следующие задачи:

комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха;

выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в особых условиях обучения, в соответствии со структурой нарушения и их познавательными возможностями;

оказание и осуществление ранней и последующей психолого-педагогической помощи детям в условиях семьи;

разработка и осуществление индивидуальной траектории разностороннего развития личности ребенка с нарушенным слухом;

прослеживание динамики развития ребенка с нарушениями слуха на протяжении дошкольного и школьного возраста;

психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях инклюзивной практики.

Работа с детьми осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях специалистами разного профиля (учитель-дефектолог – сурдопедагог, логопед, психолог, социальный педагог) по существующим базовым и авторским коррекционно-реабилитационным программам.

Общеобразовательные учреждения, в которых осуществляется интегрированное/инклюзивное обучение детей с нарушениями слуха, можно представить по следующим организационным формам: специальные группы/классы в общеобразовательном учреждении с организацией совместных со слышащими сверстниками занятий/внеклассной работы плохослышащие/неслышащие дети (от 1 до 3 человек) в коллективе обычной группы/класса общеобразовательного учреждения.

В специальных группах/классах в общеобразовательном учреждении учитель-дефектолог – сурдопедагог осуществляет обучение детей в соответствии с программой общеобразовательного учреждения при использовании специальных методов и приемов. Кроме того, в учреждении организуются дополнительные занятия

Обучение плохослышащих/неслышащих детей (от 1 до 3 человек) в коллективе обычной группы/класса общеобразовательного учреждения осуществляет педагог этого учреждения при поддержке специалистов (учитель-дефектолог – сурдопедагог, методист, психолог, социальный педагог, логопед), оказывающих консультативную и методическую помощь.

Одним из обязательных условий успешного обучения детей с нарушениями слуха в коллективе обычной группы/класса является наличие дополнительных коррекционных занятий с ребенком.

Основу теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями слуха составляют общедидактические принципы: сознательность и активность, систематичность и последовательность, наглядность, доступность, научность, прочность, связь теории с практикой, индивидуальный и дифференцированный подход, воспитывающий характер обучения.

Особенности их реализации обуславливаются коррекционно-развивающей и практической направленностью процесса обучения. Условия реализации варьируются в зависимости от учреждения, в котором обучается слабослышащий/глухой ребенок.

Успешное решение коррекционно-развивающих и образовательных задач во многом зависит от использования разнообразных методов, методических приемов и форм организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом.

В целом по вышеизложенным материалам можно сделать следующие заключения: на сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, в которой необходимо применять разные методы, приемы и организационные формы воспитания и обучения. В настоящее время обучение и воспитание детей с нарушениями слуха осуществляется в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях и школах 1 и 2 вида; в учреждениях дополнительного образования (психолого-педагогические центры); в общеобразовательных учреждениях (интегрированное/инклюзивное обучение). Основу теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями слуха составляют общедидактические и специальные принципы и методы.

2. Деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога) в условиях интегрированного/инклюзивного образования

Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими и глухими детьми строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха. Система методов работы с такими детьми должна обеспечивать компенсаторную и коррекционную направленность психолого-педагогического воздействия для выполнения ими образовательных задач наравне со слышащими сверстниками, вместе с которыми они обучаются.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Кроме того, развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха, обучающихся в общеобразовательных классах, – одна из важнейших составляющих успешности их обучения.

Основная цель коррекционной деятельности сурдопедагога в общеобразовательном учреждении – совершенствование слухо-зрительного восприятия речи плохослышащих и неслышащих детей как необходимого условия получения информации на занятии/уроке и полноценного общения со слышащими сверстниками.

Значение слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи было доказано отечественными и зарубежными сурдопедагогами (Е.П. Кузьмичева, Ф.Ф. Рау, А. Леве и др.), которые считали, что слуховые ощущения закрепляются в одно цельное понятие или представление через взаимосвязь слуха, мышления и речи. В работах Э.И. Леонгард были определены показатели сформированности умений использования слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи.

Таким образом, занятия сурдопедагога с плохослышащими/ неслышащими детьми в общеобразовательном учреждении предусматривают решение целого комплекса задач по формированию, развитию и совершенствованию следующих компонентов:

слухового восприятия детей как основы для совершенствования слухо-зрительного;

слухового восприятия в осложненных акустических и позиционных условиях;

слухо-зрительного восприятия как основного способа получения информации;

речи и мышления;

навыков коммуникации и межличностного взаимодействия;

контроля и самоконтроля за произношением.

Специфика коррекционной слуховой работы состоит в развитии слухоречевых способностей и навыков, которыми школьники с нарушенным слухом смогут воспользоваться в определенных условиях.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) взаимодействует с плохослышащими и слышащими обучающимися, их родителями, учителями и другими специалистами образовательного учреждения по следующим направлениям: организационное; диагностическое и коррекционное; консультативно-просветительское; методическое.

2.1. Организационная деятельность

В рамках этой деятельности учитель-дефектолог организует занятия с детьми, имеющими нарушения слуха: оформляет документы, составляет расписание занятий.

2.2. Диагностическая и коррекционная деятельность

Диагностическая деятельность

Диагностика включает оценку таких параметров, как:

адекватность настройки слуховых аппаратов/кохлеарного импланта;

возможности слухового и слухо-зрительного восприятия глухих и слабослышащих учащихся;

уровень речевого развития.

Диагностика проводится в течение двух недель в начале и в конце учебного года по традиционной методике с использованием списков слов, фраз и текстов. Обследование проводится только в индивидуальной форме. Протоколы обследования заполняются на каждого ребенка.

Коррекционная деятельность

Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной. Это сложные акустические условия в помещении класса, большая количественная наполняемость класса, постоянная работа на уроке в режиме полилога и значительного речевого материала, разнообразного по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам.

Таким образом, учет вышеуказанных факторов определил особенности коррекционной работы сурдопедагога и подходы к отбору речевого материала.

Слуховая работа в общеобразовательном учреждении ведется только при использовании детьми с нарушениями слуха качественных цифровых, адекватно настроенных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта.

Основными направлениями сурдопедагогического сопровождения являются:

1) Развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях.

2) Организация развития слухового восприятия в семье.

1) Развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях

Сурдопедагогом используются такие формы работы, какиндивидуальные и групповые занятия.В детском саду и начальной школе проводятся индивидуальные занятия и, в зависимости от уровня развития детей, возможно включение групповых, в средней и старшей школе – групповые и индивидуальные занятия.

На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты). При этом такая работа проводится в различных условиях:

в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховая тренировка проходит в тишине, а педагог произносит речевой материал, находясь напротив ребенка, «лицом к лицу»;

в специально осложненных условиях при наличии маскирующих шумов и разнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по кабинету);

в комфортных акустических условиях, но при наличии нескольких поочередно говорящих людей, то есть в условии полилога.

Такие упражнения закрепляют умения получать и анализировать информацию; узнавать и понимать речевой материал по неполным слуховым данным, опираясь на догадку; адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой теме в условиях диалога и полилога.

Необходимо отметить, что по содержанию речевой материал, предъявляемый на слух, направлен на развитие речи и мыслительных операций детей. Например, в речевой материал могут быть включены задания на подбор синонимов, антонимов, морфологический анализ структуры слова, подбор к родовому понятию видовых, определение понятий, объяснение незнакомого слова по контексту и т.д.

Успешное обучение ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении зависит не только от «багажа знаний», но и от умения общаться: слушать и понимать речь, моделировать коммуникативную ситуацию в соответствии с определенными целями и задачами, ориентироваться на партнера, последовательно излагать свои мысли. Одной из задач, которая также реализуется на индивидуальных и групповых занятиях сурдопедагога является формирование и совершенствование навыков коммуникации глухих и слабослышащих детей и школьников. В процессе таких упражнений, как диалоги, мини-диалоги, ролевые игры, отрабатываются правила, приемы и средства общения, построение и реализация моделей межличностного взаимодействия,

В процессе занятий педагог формирует и автоматизирует у детей навыки самоконтроля произношения и контроля за речью товарищей.

Работа проводится по индивидуальной программе, учитывающей особенности ребенка, речевой материал занятий/предметных уроков. Программа носит развивающий и опережающий характер, позволяет отработать материал по общеобразовательным предметам.

Индивидуальные занятия (рис.1) проводятся по традиционной методике с использованием речевого материала занятий дошкольного учреждения и предметных уроков общеобразовательной школы. Речевой материал отрабатывается на слух, слухо-зрительно, в том числе в осложненных условиях: повышенная зашумленность; при предъявлении материала учитель стоит, повернувшись в профиль или спиной к ученику. Количество индивидуальных занятий зависит от уровня слухового и слухо-зрительного восприятия учащегося, не менее двух в неделю.

Групповые занятия предполагают формирование разговорной речи, умение вступать и вести диалог на слуховой и слухо-зрительной основе. Ценность групповых занятий в том, что ученики прислушиваются к разным голосам, манере речи говорящих. Необходимо отметить высокую эффективность включения в такие занятия слышащих одноклассников. Помимо выполнения дидактических задач, такие занятия способствуют воспитанию толерантности.

Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Поэтому необходимо предусмотреть подключение к целенаправленной и систематической работе с такими детьми логопеда дошкольного учреждения/школы. Такое совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) и логопед совместно планируют и отрабатывают на занятиях лексические, грамматические темы, обеспечивая, таким образом, наиболее полное усвоение материала ребенком.

Составными компонентами логопедического воздействия являются следующие разделы работы:

Формирование произносительной стороны речи:

а) фонетико-фонематическая сторона речи (работа по автоматизации и дифференциации звуков; связь работы над фонемами с закреплением в письменной речи, предупреждение и преодоление ошибок, связанных с фонематическими трудностями; обучение различным видам языкового анализа);

б) слоговая структура слова (развитие восприятия и произношения слов различной слоговой сложности): определение наличия или отсутствия искажения в слове; угадывание нормативного слова, прогнозирование финального и инициального элемента, структурное оформление лексических единиц различного слогового состава;

в) ритмо-интонационная сторона речи.

Сюда же относится работа над интенсивностью речи, изменение высоты, темпа, реализация различных интонационных композиций и эмоциональных оттенков.

Развитие речи:

а) коррекция устной и письменной речи (расширение, уточнение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя);

б) развитие связной речи (диалогической и монологической, устной и письменной).

В дошкольном и младшем школьном возрасте преимущественно ведется работа над устной речью, а работа над письменной речью включает чтение и пересказ коротких текстов.

Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, при этом используются следующие виды занятий:

занятие по произношению, по преодолению нарушений произношению, по преодолению нарушений письма и чтения, по преодолению нарушений чтения и письма

занятие по развитию речи, комбинированное занятие.

Наиболее эффективно проведение трех занятий в неделю: первое занятие – произношение, второе занятие – развитие речи; третье занятие – преодоление нарушений письма и чтения.

Если занятия проводятся два раза в неделю, рекомендуется проводить одно комбинированное занятие по произношению и преодолению нарушений письма и чтения и одно занятие по развитию речи.

Содержание занятий является вариативным в зависимости от речевого развития детей, их возраста, условий детского сада или школы, в которой они обучаются.

2) Организация развития слухового восприятия в семье

Развитие слухового восприятия не ограничивается только занятиями в школе. Эта работа проводится и дома, в семье (рис. 5). В развитии слухового восприятия в домашних условиях выделяются два пути (по А. Леве, 1992):

Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка, обучения его ориентироваться в звучащем мире.

Планомерное сопровождение. Это специально организованная работа в течение определенного времени. Сурдопедагог рекомендует материал для занятий. Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и бытом семьи. Виды работы достаточно разнообразны: игры, отработка домашнего задания, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписей сказок, рассказов и т.д. После предъявления рекомендуется обязательное выяснение уровня понимания материала.

2.3. Консультативно-просветительская деятельность

Этот вид деятельности реализуется сурдопедагогом в процессе взаимодействия с родителями и предполагает:

 

проведение открытых индивидуальных и групповых занятий по развитию слухового восприятия детей для родителей и педагогов;

проведение индивидуальных/групповых консультаций о ходе, содержании и итогах коррекционного процесса у обучающегося и создании благоприятных условий во внешкольное время для закрепления и автоматизации полученных в образовательном учреждении слухоречевых навыков;

участие в родительских собраниях с целью информирования родителей слышащих учащихся об особенностях детей с нарушениями слуха.

2.4. Методическая деятельность

Эта деятельность направлена на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзии. Сурдопедагог проводит для учителей индивидуальные/групповые консультации и семинары, на которых знакомит педагогов с особенностями развития детей с нарушениями слуха, а также со специальными приемами, способствующими повышению эффективности их обучения.

Для организации комфортной образовательной среды и повышения качества обучения сурдопедагог разрабатывает памятки для учителей об особенностях плохослышащих детей, специфике слухо-зрительного восприятия и понимании речи детьми с нарушениями слуха, о речевом поведении педагога. Памятки вручаются каждому педагогу, работающему с детьми данной категории памятки.

Необходимым и обязательным условием эффективной работы сурдопедагога является наличие отдельного оборудованного кабинета.

3. Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми, рекомендуемые педагогам и специалистамобщеобразовательных учреждений

Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.

В сурдопедагогике (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, М.И.Никитина, М.Л.Любимов, К.И.Туджанова и др.) выделяют следующие наиболее характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:

1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.

2. Ограниченность словарного запаса, выражающаяся:

а) в незнании значений многих слов,

б) в суженном понимании значения слова,

в) в непонимании грамматической формы слова.

3. Непонимание переносного смысла выражения.

Первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное восприятие речи, при этом наиболее доступной формой речи является – письменная. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают словарный запас.

Развитие речи плохослышащих и неслышащих детей проводится по нескольким направлениям:

лексическо-семантический уровень (слово);

синтаксический уровень (словосочетания и предложения);

уровень текста.

Лексико-семантический уровень

В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса.

По мнению А.Г. Зикеева, одним из основных условий успешного формирования лексического запаса речи является то, как в процессе обучения раскрывается значение слова ребенком. Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных.

Такие методы и приемы можно разделить на группы: наглядные, вербальные и смешанные.

Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:

использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);

демонстрация слайдов, учебных фильмов;

демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:

подбор синонимов, антонимов;

перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился);

подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная станция);

морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает);

подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства – это грибы, ягоды);

негативные определения (беспорядок – нет порядка);

тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи);

опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик не удержался на ногах и упал на землю).

Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием).

Синтаксический уровень

а) употребление диалогических форм речи:

Упражнения в употреблении диалогических форм речи играют большую роль в успешном развитии речевого общения, в осуществлении самостоятельных контактов слабослышащих детей с окружающими людьми. Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него. Эта задача достаточно сложная для слабослышащих детей, и реализация ее требует определенной последовательности:

повторение реплик учителя или одноклассников на уроке («Повтори, что я сказала»; «Повтори, что сказала Аня»);

повторение того, что было сказано вчера («Что сказал папа?»; «Что ответила мама»?; «О чем говорила Аня»?);

запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо («Запомни, о чем будет завтра говорить брат»; «Запомни, о чем утром будет спрашивать отец»; «Запомни свой ответ»);

создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы учащихся к тем или иным высказываниям: Где мел? Где губка? и т.п. Вопросы учащихся обязательно должны быть мотивированы необходимостью выполнить это или иное задание (мел требуется для того, чтобы записать задание; губка нужна для того, чтобы вытереть доску);

придумывание реплики к заданной ситуации, например: «К тебе во дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы. Как ты ему ответишь?»; «Ты приехал в незнакомый город на автобусе. Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?»

Наряду с другими формами речи диалогу, начиная с I класса и кончая старшими, должно быть уделено максимальное внимание.

б) описательно-повествовательная речь.

Развитие описательно-повествовательной речи происходит в единстве со всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением грамматическими формами. В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные языковые средства. Развитие описательно-повествовательных форм речи требует применения различных методических приемов:

подбор картинок, иллюстраций к предложению;

подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны);

самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям;

описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам;

составление рассказов по серии картинок;

составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.

Уровень текста

Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста, является правильная организация чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми читаемого текста.

Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит как формирование сознательности чтения, так и выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту:

а) вступительная беседа с предъявлением наглядного материала с целью мотивации к чтению, выявления уровня владения представленной в тексте темой, активизации словаря по теме, так как понимание темы — одно из условий осмысленного чтения, правильного изложения содержания прочитанного;

б) самостоятельное чтение текста.

в) проверка усвоения содержания прочитанного в целом. Используются ответы на вопросы по прочитанному тексту, демонстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя;

г) подробный анализ текста всего рассказа. Например, делят текст на части, составляют план, выбирают из текста слова и выражения, которые относятся к характеристике героя рассказа (к описанию внешности, поступков героев, их внутренних качеств), происходящего явления и т.п.;

д) устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного.

4. Резюме

На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, в которой необходимо применять разные методы, приемы и организационные формы воспитания и обучения.

В настоящее время расширяются процессы интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в учреждениях образования общего типа. Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими и глухими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку, наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Кроме того, развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха, обучающихся в общеобразовательных классах – одна из важнейших составляющих успешности их обучения.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) взаимодействует с плохослышащими и слышащими обучающимися, их родителями, учителями и другими специалистами образовательного учреждения по следующим направлениям: организационное; диагностическое и коррекционное; консультативно-просветительское; методическое.

Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.

Список литературы

Основная литература

1. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А.Методика обучения глухих детей произношению. М.:ВЛАДОС, 2008.

2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.

3. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб., 2005.

4. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. М.: ВЛАДОС, 2004.

5. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей. История. Методы. Возможности. М.: Академия, 2003

6. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Развитие речи дошкольников с нарушением слуха. М., 2004.

7. Сурдопедагогика / под ред. Е.Г Речицкой. М., 2004.

8. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.

9. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. М., 2004.

10. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2003.

11. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.

12. Рау Ф.Ф. Слезина Н.Ф. Устное слово. М., 2004.

Дополнительная литература

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М., 1977.

2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1988.

3. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М., 1991.

4. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., 1968.

5. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1988.

Интернет-ресурсы

1. Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО [Электронный ресурс]. URL: www.ikprao.ru

2. Интернет-журнал Отоскоп [Электронный ресурс]. URL: http://www.otoskop.ru/rus/

3. Семинар 09 Пора! Организатор – доктор наук, основательница Ленхардт-Академии, Председатель фонда имени проф. Эрнста Ленхардта Моника Ленхардт. [Электронный ресурс]. URL:http://www.lehnhardt-akademie.net/poraseminar09/?wpmllanguage=ru

4. Сайт Страна глухих. [Электронный ресурс]. URL: http://www.deafworld.ru

5. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха (Республика Беларусь). [Электронный ресурс]. URL:http://defectus.ru/load/kabinet_defektologa/psikhologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie/integrirovannoe_obuchenie_detej_s_narusheniem_slukha_respublika_belarus/7-1-0-95

6. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. Минск: Асар, 2003. [Электронный ресурс]. URL:pedlib.ruКаталог5/0020/5_0020-12.shtml


 

Скачано с www.znanio.ru