«Основные проблемы и противоречия процесса формирования объединенной автономии Кабарды и Балкарии»
Оценка 4.9

«Основные проблемы и противоречия процесса формирования объединенной автономии Кабарды и Балкарии»

Оценка 4.9
docx
29.07.2022
«Основные проблемы и противоречия процесса формирования объединенной автономии Кабарды и Балкарии»
Статья Сижажева.docx

Сижажева Карина Басировна

Учитель истории и обществознания

МКОУ «СОШ№5» г.п.Чегем КБР

 

«Основные проблемы и противоречия процесса формирования объединенной автономии Кабарды и Балкарии»

 

 

В истории Кабарды и Балкарии 1922-й год занимает важное место. Именно тогда происходит этнополитическое объединение Кабарды и Балкарии в рамках объединенной автономной области.

Выход Кабарды из Горской республики инициировал возникновение двух разновекторных этнополитических тенденций. Во-первых, начавшийся распад Горской республики и потеря территориальной связи Балкарии с ней создавали предпосылки для образования Балкарской автономной области. Во-вторых, существовавшая традиционная система взаимоотношений между Кабардой и Балкарией являлась объективной предпосылкой для их объединения в единую автономию.

9 декабря 1921 г. Балкарский исполком направил в Коллегию НКН РСФСР информационный доклад, в котором обосновывалась необходимость выделения Балкарского округа из Горской республики в автономную область[1;3]. Анализ его содержания показывает, что он написан человеком, хорошо знакомым с особенностями и нюансами теории и практики национальной политики советской власти. Он также хорошо знал работы Сталина по этой проблеме. Все это наводит на мысль, что автором доклада является не местный партийный и советский работник.

Несмотря на заявленное положение о необходимости образования Балкарской автономной области, доклад был пронизан тезисом о территориальной связанности Кабарды и Балкарии. Во-первых, город Нальчик, как указывалось в докладе, является единым политическим, экономическим и культурным центром Кабарды и Балкарии. Во-вторых, весной и осенью балкарский скот должен спускаться на кабардинскую область. Примечательно, что автор говорил об отделении Балкарии от Кабарды. По его мнению, только такое отделение будет способствовать решению земельного вопроса между Кабардой и Балкарией.

Образование самостоятельных автономных областей - Кабардинской и Балкарской - повлекло бы за собой сильное ухудшение территориальных отношений. Встал бы вопрос о границах между разными субъектами РСФСР. Признание возможности объединения с Балкарией не помешало президиуму исполкома Кабардинской АО рассмотреть на своем заседании от 10 декабря вопрос «О выселении из районов г. Нальчика Балкарского окрисполкома» и принять соответствующее постановление, предлагавшее тому «выселиться из пределов Кабардинской АО в течение 10 дней»[2;18]. Органы власти области исходили из того, что «граница между Кабардой и Балкарией существует согласно утверждения ВЦИК (имеется в виду постановление ВЦИК от 1 сентября 1921 г. об образовании Кабардинской АО - А.К.) бывшая в 1917 г. и этим самым проходит по Белой Речке и ... все земли находящиеся на этой стороне находятся в распоряжении Кабарды..., а Балкарский исполком временно был размещен в Долинском»[3;31].

В конце декабря 1921 г в Москве проходил 9-й Всероссийский съезд Советов, в котором принимали участие делегаты Кабарды и Балкарии. 4 января 1922 г. балкарская делегация направила докладную записку в Наркомнац. Они считали присоединение Балкарии к Кабардинской области «в данный исторический период нецелесообразным по следующим соображениям:

1. Балкария представляет совершенно отдельную народность с самостоятельным языком, особыми условиями быта, характера и т.д.

2. В хозяйственном отношении Балкария имеет свои особенности. В Балкарии господствует скотоводческое хозяйство, тогда как в Кабарде преобладает земледелие.

3. Балкария испокон веков была в полной зависимости от Кабарды экономически и политически, что является одной из причин ее отсталости в хозяйственном и культурном отношениях. Слияние с Кабардой до уничтожения экономического господства Кабарды вследствие ее многоземелья и при наличии национального неравенства означает продолжение старой политики.

Исполком Кабардинской автономной области направил в коллегию НКН РСФСР решительный протест против включения Долинского в Балкарскую область. Руководители Кабарды в данном случае возражали в принципе не против образования Балкарской автономной области. Ведь Б.Калмыков на Учредительном съезде Советов Кабардинской АО заявлял, что «такого течения, чтобы присоединить их (т.е. балкарцев - А.К.) к себе с нашей стороны нет»[4;14]. Не было такого «течения» и на рубеже 1921-1922 гг.

Относительно границ Балкарии НКН РСФСР постановил необходимым определить их с соблюдением земельных интересов Балкарии специальной комиссией ВЦИК. В результате, 16 января 1922 была образована Кабардино-Балкарская автономная область. Постановление предусматривало установление территориальных границ Кабарды и Балкарии специальной комиссией[5;96].

Вместе с тем, возникли новые проблемы. Претворение в жизнь постановления ВЦИК от 16 января 1922 г. фактически приостановилось. Дело в том, что оно исходило из решения НКН РСФСР от 9 января 1922 г., по которому были определены принципы организации системы власти в объединенной автономии Кабарды и Балкарии. Во главе объединенной КБАО должен был стоять общий областной исполком, составленный на паритетных началах из представителей Кабардинского и Балкарского исполкомов. Примечательно, что постановление распространяло это правило и на Карачаево-Черкесскую АО.

Такой принцип организации власти не устроил кабардинскую сторону. 10 января 1922 г. за подписью Б. Калмыкова в Наркомнац был направлен документ, в котором говорилось, что делегаты 9-го съезда Советов от Кабардинской области, обсудив протокол заседании Коллегии НКН от 9-го января, признали «целесообразным и жизненно необходимым создать облисполком из представителей Кабарды, Балкарии и иногороднего населения области (казаки, русские, осетины, немцы, евреи и проч.), т.к. такового населения гораздо больше в области, чем балкарцев» .

Фактически Калмыков встал на путь защиты прав и интересов иногороднего населения Кабарды. На мой взгляд, именно таким образом необходимо интерпретировать действия руководства Кабарды. Они не были направлены против Балкарии.

21 апреля 1922 г. Кабардинское Представительство препроводило в Президиум ВЦИК и НКН РСФСР докладную записку исполкома Кабардинской АО, в которой указывалось, что «местные условия не позволяют до сего времени сконструировать областной исполком..., причиной чему является решительный протест населения Кабарды, права коего приравнены к правам населения Балкарии численностью в десять раз меньшего». Кабардинский исполком предлагал, чтобы каждая национальность представительствовала в областном исполкоме пропорционально количеству своего населения.

Коллегия НКН на своем заседании от 19 июня посчитал нецелесообразным изменение постановления ВЦИК о 16 января 1922 г. При этом, что странно, Коллегия НКН исходила из того, что «организация объединенного исполкома на паритетных началах единственно правильный путь изживания недоразумений между Кабардой и Балкарией». Но именно постановление ВЦИК от 16 января в данном случае было источником недоразумений.

Наркомнац обязал руководителей Кабарды и Балкарии, Калмыкова и Энеева, в двухнедельный срок организовать объединенный исполком на паритетных началах и предложил Наркомфину не отпускать никаких средств по открывающимся кредитам ни Кабарде, ни Балкарии впредь до организации объединенного исполкома .

Решимость НКН во что бы то ни стало завершить процесс объединения Кабарды и Балкарии объяснялась тем, что, таким образом, можно было устранить малоземелье балкарцев. К этому времени был накоплен большой объем информации комиссией Дмитриева, занимавшегося сбором материалов по земельному вопросу в регионе. В марте-апреле 1922 г. представители многих сел Балкарии направили в комиссию прошение о предоставлении им кабардинских земель.

В результате Президиум ВЦИК 22 июня 1922 г. принял постановление об этнотерриториальном разграничении Кабарды и Балкарии в рамках объединенной автономии. Оно удовлетворяло земельные интересы Балкарии.

Указанное постановление затрагивало вопрос о хуторе Долинском, являвшемся предметом противоречий между Кабардой и Балкарией. Он был признан «неотъемлемой частью г. Нальчика»[6;39].

В целом постановление было приемлемым для обеих сторон. Балкария получила кабардинские земли, на которые претендовала. Важнейшим императивом, влиявшим на позицию руководителей Кабарды по вопросу урезания ее национальной территории в пользу Балкарии, явилось то обстоятельство, что постановление ВЦИК исходило из существования объединенной автономной области.

Однако конструирование облисполкома к тому времени еще не завершилось. ВЦИК 3 июля предложил НКН РСФСР рассмотреть вопрос о выделении Балкарии в автономную область. 7 июля 1922 г. ВЦИК и НКН РСФСР получили телеграмму от Калмыкова. В ней было указано, что между кабардинским и балкарским народами нет серьезных разногласий, и земельный вопрос между ними решен ВЦИКом. Калмыков считал, что «создание Кабардино-Балкарской области на паритетных началах вызовет лишь развитие и углубление национализации (так в документе – АК.) как среди балкарского, так кабардинского и других народов» и предлагал отменить постановление ВЦИК от 16 января[7;112].

С учетом того, что руководство Кабарды требовало пропорционального количеству населения представительства в облисполком, надо признать, что такое решение шло вразрез с требованиями и интерсами кабардинцев. Что касается балкарцев, то такое решение они восприняли положительно. Балкария получила земли, а также облисполком формировался не пропорционально количеству населения. 22 июля НКН отправил в Орготдел ВЦИК заключение по вопросу о выделении Балкарии в автономную область, в котором говорилось о том, что «представители Балкарии (т. Энеев, т. Гемуев и др.) категорически высказываются против выделения Балкарии в АО»[8;34].

Подводя некоторые итоги национально-государственных процессов в Кабардино-Балкарии в 1922 г., необходимо подчеркнуть следующие обстоятельства. Впервые о возможности объединения кабардинского и балкарского народов в рамках автономии заговорили в декабре 1921 г., а сам процесс завершился только на Учредительном съезде советов Кабардино-Балкарской автономной области в декабре 1922 г. За это время центральными и местными органами власти было вынесено немало различных постановлений и иных политико-правовых актов, имевших непосредственное отношение к проблеме образования единой автономии наших народов. В результате положения указанного постановления ВЦИК от 16 январе 1922 г. претерпели существенные изменения в части формирования системы власти на паритетной основе. Постановление ВЦИК от 22 июня 1922 г., по которому земельный вопрос балкарского народа был решен за счет территории Кабарды, сделало необратимым процесс формирования объединенной автономии наших народов. Руководство Кабарды согласилось на урезку части своей территории в пользу Балкарии в силу того, что это было осуществлено в рамках единой автономии. Попытки формирования Балкарской автономной области предпринимались и после выхода постановления об объединении Кабарды и Балкарии. Однако такой ход государственно-политического развития кабардинского и балкарского народов предусматривал пересмотр постановления ВЦИК от 22 июня 1922 г. о расширении границ землепользования Балкарии, что не отвечало интересам, в первую очередь, балкарского народа. Поэтому такая тенденция не была реализована. Необходимо учитывать, что, если до постановления ВЦИК от 22 июня 1922 г. актуальным был вопрос о конструкции власти, то после этого постановления на первый план выходит проблема сохранения обозначенного механизма решения земельного вопроса в Балкарии. Необходимо также иметь в виду, что нет никаких документов, свидетельствующих о нежелании масс балкарского народа войти в состав объединенной автономии Кабарды и Балкарии, а Учредительный съезд советов Кабардино-Балкарской автономной области есть ни что иное, как волеизъявление кабардинского и балкарского народов.

 

Список использованных источников и литературы:

 

1.     ГАРФ. Ф. 1318. Оп. 1. Д. 432. Л. 3.

2.     ЦГА КБР. Ф.Р-23. Оп.1. Д.1. Л.18.

3.     Там же. Ф.Р-376. Оп.1. Д.4. Л. 31

4.     Тере. Март 1993. № 24; Балкария. Июль 2005. № 3 (17).

5.     Административно-территориальные преобразования в Кабардино-Балкарии. История и современность. Сб. док. Нальчик, 2000. С. 95-96.

6.     ЦГА КБР. Ф. Р-8. Оп. 1. Д.7. Л.39.

7.     ГАРФ. Ф. 1318. Оп. 1. Д. 16. Л. 112.

8.     Там же. Д. 55. Л. 34.


 

Сижажева Карина Басировна Учитель истории и обществознания

Сижажева Карина Басировна Учитель истории и обществознания

Кабарды и Балкарии. Во-вторых, весной и осенью балкарский скот должен спускаться на кабардинскую область

Кабарды и Балкарии. Во-вторых, весной и осенью балкарский скот должен спускаться на кабардинскую область

Балкария испокон веков была в полной зависимости от

Балкария испокон веков была в полной зависимости от

Кабарды, Балкарии и иногороднего населения области (казаки, русские, осетины, немцы, евреи и проч

Кабарды, Балкарии и иногороднего населения области (казаки, русские, осетины, немцы, евреи и проч

К этому времени был накоплен большой объем информации комиссией

К этому времени был накоплен большой объем информации комиссией

Балкария получила земли, а также облисполком формировался не пропорционально количеству населения

Балкария получила земли, а также облисполком формировался не пропорционально количеству населения

Балкарии. Необходимо также иметь в виду, что нет никаких документов, свидетельствующих о нежелании масс балкарского народа войти в состав объединенной автономии

Балкарии. Необходимо также иметь в виду, что нет никаких документов, свидетельствующих о нежелании масс балкарского народа войти в состав объединенной автономии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2022