Урок русского языка в 7 классе
Тема: Значение частиц НЕ и НИ. Повторение. Повторение. Основные способы словообразования.
Цель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографической задачи.
Задачи:
1) на основе анализа языкового материала урока выявить основные закономерности, влияющие на выбор не/ни в предложениях;
2) научить понимать и различать смысл и роль частиц не и ни, определять отрицательное значение и утвердительный смысл;
3) развивать умения сравнивать, выделять главное, наблюдать, обобщать, анализировать, делать выводы, выступать публично с сообщением;
4) воспитывать сознательное отношение к учебе через знакомство с требованиями ГИА и программы по разделу;
5) укреплять внутрипредметные связи.
Ход урока
Оргмомент.
Постановка задач урока. Определение проблемы.
-Какие четыре крупных разряда частиц существует?
-Какие частицы мы еще не изучали подробно?
(Отрицательные)
-В определении разряда, думаю, проблем не будет. Тогда какую проблему нам предстоит решить? Ответить на этот вопрос вам поможет наблюдение над предложением, записанным на доске:
Не союзы, не предлоги не могут образовывать формы слов.
-Правильно ли написаны слова в предложении?
-Какая же главная цель стоит сегодня перед вами? (Научиться различать написания НЕ и НИ)
-Запишем тему конкретнее, исходя из поставленной цели.
Работа над новой темой. Анализ раздаточного материала.
Упражнения на закрепление пройденного материала
-Объясните написание НЕ и НИ, опираясь на алгоритм
Ни метель, ни мороз не остановили путников.
За снежным туманом не видно ни поля, ни телеграфных столбов, ни леса.
Как ни трудно было взбираться на гору, никто не пожаловался на усталость.
Где мы ни бывали, нас встречали с радостью.
Где мы не бывали, туда нам и предстоит поехать.
Учитель: Прочитайте предложения и объясните употребление в нем частиц «не» и «ни».
Дописать устойчивые словосочетания, которые пишутся с НИ и не разделяются запятыми. С 2-3 составить предложения.
Ни жив_______________________________
Ни ответа________________________________
Ни больше_________________________________
Ни стать___________________________________
Ни с того___________________________________
Ни свет_____________________________________
Ни туда_____________________________________
Ни дать_____________________________________
Ни рыба_____________________________________
Ни слуху____________________________________
Ни пуха______________________________________
Ни то________________________________________
ЗАДАНИЕ: Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Я (н..)чего (н..)знаю о ваших проблемах. Но он (н..)был писателем и (н..)оставил (н..)одного сочинения. На небе нет (н..)облачка. Врагов бьют (н..)числом, а умом. Он мне (н..)приятель, а просто друг. (Н..)проворчав, кошка куска (н..)съест. Лодырю всегда (н..)здоровится.
(Н..)закрытое мною окно; окно (н..)закрыто; (н..)написанное вовремя сочинение; река (н..)широкая, а узкая; (н..)работающий мотор; (н..)выполненное учеником задание; задание (н..)выполнено; (н..)красивый поступок; (н..)лепое предложение; (н..) с кем поговорить; (н..)чего (н..)сделаешь.
Выполнение упражнений учебника по выбору учителя.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.